"ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО - ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Автор: Мухутдинова Татьяна Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР детский сад № 163 города Тюмени
Населённый пункт: Тюменская область, город Тюмень
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО - ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Дата публикации: 21.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО - ЭМОЦИОНАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Т.Н. Мухутдинова Целью дошкольного воспитания является воспитание эмоцио нально благополучного, разносторонне развитого, счастливого ре бенка. В новых социальных и экономических условиях жизненной не - обходимостью становится развитие эмоционального интеллекта у де - тей, ведь именно этот вид интеллекта, по признанию ученых во всем мире, способствует жизненному успеху человека и его счастью По мнению Л.С. Выготского, именно игра является источником развития дошкольника, создает «зону ближайшего развития» - воз - можность перехода ребенка от того, что он уже умеет делать само - стоятельно, к тому, что он сумеет сделать в сотрудничестве. Данную проблему исследовали С.А. Флерина, Е.И. Тихеева, Е.А. Аркин; позднее игре были посвящены работы А.П. Усовой, Т.А. Марковой, Л.А. Абрамян и других. Игра - это ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного воз раста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и разви тия ребёнка. Слово «играть» применительно к ребёнку в давние вре мена означало «жить» и «дружить». Не случайно и современный ре бёнок обычно говорит: «Я хочу с тобой играть» или «Я с тобой боль ше не играю». Это, в сущности, означает «Я хочу с тобой дружить» или « Я с тобой больше не дружу!» Игра является отражением социальной жизни, оказывает сущест - венное воздействие на всестороннее развитие ребёнка. Игровой кол - лектив - это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения. В игре ребёнок всегда выше своего среднего по - вседневного поведения: игре как бы на голову выше самого себя. Игра
в концентрированном виде содержит в себе как в фокусе увели - чительного стекла все тенденции развития. Игра в дошкольном возрасте - это деятельность, эмоционально насыщенная, требующая от ребёнка определённого настроя и вдохно - вения. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, формируются новые качества поведения ребёнка, развивается и обо - гащается его эмоциональный опыт. Игровая деятельность детей может быть использована в целях выявления некоторых особенностей эмоционального неблагополучия дошкольника. Игра служит эффективным средством для выявления тех объективных отношений, в которых живёт ребёнок: вступая в иг ре в реальные отношения со своими партнёрами, он проявляет при суще ему личностные качества и обнажает эмоциональные пережива ния. В то же время внесение в игру нового эмоционального опыта (переживания радости от общения со сверстниками или от перево площения в роли и т.д.) способствует нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводит к формированию у них новых положительных качеств и стремлений, новых побуждений и потребностей. Наиболее важными для развития социально - эмоциональной сферы дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные и театрализованные игры. Сюжетно-ролевые игры являются источником формирования со - циального сознания ребёнка и возможности развития его эмоцио - нальной сферы. В игре, созданной под руководством воспитателя, создаётся новая жизненная ситуация, в которой ребёнок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми. С развитием ребёнка меняются и формы игрового общения. Постепенно в результате воспитательного
воздействия у детей формируется умение распределять роли с учётом инте ресов и желаний каждого из участников. Педагог использует различные игровые приёмы для формирова ния у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаи - мопомощи - всего того, что требуется для жизни в коллективе. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость. В процессе развития игры ребе нок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к слож ным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы деятельности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были. Педагогическая работа по руководству игрой отражается в пер - спективных планах в нескольких аспектах: • приёмы педагогического влияния на содержание игр; • помощь детям при реализации сюжета игры; • развитие сюжета; • формирование взаимоотношений между участниками игры: • создание предметно-игровой среды. Перед знакомством с новой игрой мы проводим предварительную работу: • чтение с обсуждением; • экскурсии; • показ наглядного материала; • изготовление атрибутов к игре. Особое значение в планировании игры мы уделяем постоянному анализу и оценке своих действий и действий детей в игре. В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить свои
взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совме - стной деятельности. В нашем дошкольном образовательном учреждении каждая групповая комната разделена на игровые зоны, с учётом возраста и инте ресов детей. Мы практикуем взаимопосещения педагогов с целью просмотра игр с последующим анализом, так воспитатели получаю: возможность поделиться опытом. Таким образом, роль сюжетно - ролевой игры в формировании и развитии социальной сферы чрезвычайно велика. При организации и проведении коллективных сюжетно - ролевых игр особое значение уделяем индивидуальному подходу к каждому ребёнку, в зависимо сти от его интересов и способностей. Поэтому необходимым услови ем является поддержка и развитие всего лучшего, что может быть в ребёнке. От успешной игры ребёнок получает большое удовольствие, он самоутверждается в своей роли, испытывает неподдельную гордость. Реализация в игре творческих возможностей, импровизация, осуще - ствление замыслов вызывают эмоциональное вдохновение детей, их бурную радость, требование повторения игры, обрастающей все но - выми подробностями. Эмоциональный подъём в игре помогает до - школьнику преодолевать негативизм по отношению к другим детям, принятие их как партнёров. Театрализованная игра тоже является эффективным средством для развития чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия. Вместе с тем, сегодня в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недос - таточно. Театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Но у нас в детском саду театрализованная игра является одним из главных видов игр с деть ми.
В каждой возрастной группе имеются разнообразные виды теат ров (настольный, кукольный, теневой, пальчиковый, киндер - театр), которые используются в различных видах деятельности. Дети стар ших и подготовительных групп занимаются в театральной студии, где роли распределяются с учётом интересов детей и их индивидуальных особенностей. С развитием ребёнка развивается и усложняется игра: в группе раннего возраста: используются малые этюдные формы (игры - имитации животных, птиц), затем игры- импровизации, инсценировки, драматиза - ции и режиссёрская игра. Дети старших групп с удовольствием пока - зывают театрализованные представления своим младшим друзьям. Театрализованные игры делают возможным обогатить эмоцио - нальную сферу дошкольников через образы, краски, звуки. Зрелищность вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлека тельность игры. Дидактические игры применяются в педагогическом процессе. Они имеют определённую цель, то есть эта игра направлена на по лучение конкретного результата. Цель имеет два аспекта:  познавательный, то есть то, чему мы должны научить ребенка;  воспитательный, то есть те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям. Важной особенностью дидактической игры являются игровые правила, которые помогают детям понять её замысел, игровые дейст вия и обучающую задачу. Взрослый организует игру и направляет ее - он помогает преодолевать затруднения, оценивает действия ребенка. Дидактические игры являются осмысленной деятельностью для ребёнка, в которую он охотно включается, а полученный в игре соци - альный опыт становится его личным достоянием, так как его можно применить и в других условиях. Игра должна давать ребёнку воз -
можность применять на практике то, что ему знакомо и побуждать к усвоению нового. Подвижные игры, прежде всего, направлены на укрепление здо - ровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удов - летворении их биологической потребности в движениях. Но социаль - но-эмоциональная направленность должна быть неотъемлемой чер той подвижных игр (нельзя допускать монотонность). Подвижные игры должны содержать интересные двигательные задания, игровые образы, неожиданные ситуации. К сожалению, необходимо отметить, что воспитанники дошколь ных образовательных учреждений стали меньше играть. Поэтому мы: играем не только в совместной деятельности, но и занятия выстраи ваем в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом, с педагогом на основе сопереживания самой ситуации Такие занятия - игры предусматривают формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, что и называется культурой общения. Игровые зада ния подбираются по принципу от простого к сложному, короткие доступные по содержанию. В качестве своеобразного отдыха предла гаются игры малой подвижности, игры - этюды, хороводные игры, позволяющие детям расслабиться. Занятия - игры помогут сформи ровать у детей: умения распознавать эмоции других и владеть своими чувствами, позитивное отношение к другим людям, умение сопере живать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огор чений, умение выражать свои потребности и чувства с помощью вер бальных и невербальных средств, умение взаимодействовать и со трудничать. Важно помнить, что каждый ребёнок индивидуален, неповторим, надо научиться не сравнивать одного ребёнка с другим, поэтому в ходе занятий - игр мы даём детям не только новые знания, но и реша ем их эмоциональные проблемы, развиваем воображение, уверен ность в себе,
но главное - мы получаем огромную радость от обще ния с ними, завоёвываем их доверие и дружбу. Развитие игровой дея тельности начинается прежде всего в семье, поэтому без помощи се мьи нам не обойтись. Наш коллектив тесно сотрудничает с родителями во всех направ - лениях, в том числе и в игровой деятельности. Проводятся консуль - тации, семинары - практикумы, игротеки с родителями. Мы органи зуем совместные игры - воспитатели, родители и дети. Игра меняет реальные отношения детей и взрослых, они становятся теплее, ближе, появляется общее дело, тем самым устанавливаются взаимоотноше ния, взаимопонимание.