"ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО - ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Автор: Мухутдинова Татьяна Николаевна Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР детский сад № 163 города Тюмени
Населённый пункт: Тюменская область, город Тюмень
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО - ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"
РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Т.Н. Мухутдинова
Целью дошкольного воспитания является воспитание эмоцио
нально
благополучного, разносторонне развитого, счастливого ре
бенка.
В новых социальных и экономических условиях жизненной не
-
обходимостью становится развитие эмоционального интеллекта у де
-
тей, ведь именно этот вид интеллекта, по признанию ученых во всем
мире, способствует жизненному успеху человека и его счастью
По мнению Л.С. Выготского, именно игра является источником
развития дошкольника, создает «зону ближайшего развития» - воз
-
можность перехода ребенка от того, что он уже умеет делать само
-
стоятельно, к тому, что он сумеет сделать в сотрудничестве.
Данную проблему исследовали С.А. Флерина, Е.И. Тихеева, Е.А.
Аркин; позднее игре были посвящены работы А.П. Усовой, Т.А.
Марковой, Л.А. Абрамян и других.
Игра - это ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного воз
раста
и самый лучший способ решения вопросов воспитания и разви
тия
ребёнка. Слово «играть» применительно к ребёнку в давние вре
мена
означало «жить» и «дружить». Не случайно и современный ре
бёнок
обычно говорит: «Я хочу с тобой играть» или «Я с тобой боль
ше не
играю». Это, в сущности, означает «Я хочу с тобой дружить» или « Я с
тобой больше не дружу!»
Игра является отражением социальной жизни, оказывает сущест
-
венное воздействие на всестороннее развитие ребёнка. Игровой кол
-
лектив - это социальный организм с отношениями сотрудничества,
навыками общения. В игре ребёнок всегда выше своего среднего по
-
вседневного поведения: игре как бы на голову выше самого себя. Игра
в концентрированном виде содержит в себе как в фокусе увели
-
чительного стекла все тенденции развития.
Игра в дошкольном возрасте - это деятельность, эмоционально
насыщенная, требующая от ребёнка определённого настроя и вдохно
-
вения. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у
детей способы и привычки эмоционального реагирования, с другой,
формируются новые качества поведения ребёнка, развивается и обо
-
гащается его эмоциональный опыт.
Игровая деятельность детей может быть использована в целях
выявления некоторых особенностей эмоционального неблагополучия
дошкольника. Игра служит эффективным средством для выявления тех
объективных отношений, в которых живёт ребёнок: вступая в иг
ре в
реальные отношения со своими партнёрами, он проявляет при
суще ему
личностные качества и обнажает эмоциональные пережива
ния. В то же
время внесение в игру нового эмоционального опыта (переживания
радости от общения со сверстниками или от перево
площения в роли и
т.д.) способствует нейтрализации отрицательных эмоциональных
проявлений у детей, приводит к формированию у них новых
положительных качеств и стремлений, новых побуждений и
потребностей.
Наиболее важными для развития социально - эмоциональной сферы
дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные
и театрализованные игры.
Сюжетно-ролевые игры являются источником формирования со
-
циального сознания ребёнка и возможности развития его эмоцио
-
нальной сферы. В игре, созданной под руководством воспитателя,
создаётся новая жизненная ситуация, в которой ребёнок стремится
полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в
общении с другими детьми. С развитием ребёнка меняются и формы
игрового общения. Постепенно в результате воспитательного
воздействия у детей формируется умение распределять роли с учётом
инте ресов и желаний каждого из участников.
Педагог использует различные игровые приёмы для формирова
ния у
детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаи
-
мопомощи - всего того, что требуется для жизни в коллективе. Игра
служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются
эгоизм, агрессивность, замкнутость. В процессе развития игры ребе
нок
переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к слож
ным,
самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы
деятельности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с
ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает
правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни
были.
Педагогическая работа по руководству игрой отражается в пер
-
спективных планах в нескольких аспектах:
• приёмы педагогического влияния на содержание игр;
• помощь детям при реализации сюжета игры;
• развитие сюжета;
• формирование взаимоотношений между участниками игры:
• создание предметно-игровой среды.
Перед знакомством с новой игрой мы проводим предварительную
работу:
• чтение с обсуждением;
• экскурсии;
• показ наглядного материала;
• изготовление атрибутов к игре.
Особое значение в планировании игры мы уделяем постоянному
анализу и оценке своих действий и действий детей в игре.
В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между
собой и по собственной инициативе имеют возможность строить свои
взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с
интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совме
-
стной деятельности.
В нашем дошкольном образовательном учреждении каждая
групповая
комната разделена на игровые зоны, с учётом возраста и
инте ресов детей. Мы практикуем взаимопосещения педагогов с целью
просмотра игр с последующим анализом, так воспитатели получаю:
возможность поделиться опытом.
Таким образом, роль сюжетно - ролевой игры в формировании и
развитии социальной сферы чрезвычайно велика. При организации и
проведении коллективных сюжетно - ролевых игр особое значение
уделяем индивидуальному подходу к каждому ребёнку, в зависимо
сти
от его интересов и способностей. Поэтому необходимым услови
ем
является поддержка и развитие всего лучшего, что может быть
в
ребёнке.
От успешной игры ребёнок получает большое удовольствие, он
самоутверждается в своей роли, испытывает неподдельную гордость.
Реализация в игре творческих возможностей, импровизация, осуще
-
ствление замыслов вызывают эмоциональное вдохновение детей, их
бурную радость, требование повторения игры, обрастающей все но
-
выми подробностями. Эмоциональный подъём в игре помогает до
-
школьнику преодолевать негативизм по отношению к другим детям,
принятие их как партнёров.
Театрализованная игра тоже является эффективным средством для
развития чувства партнёрства и освоения способов позитивного
взаимодействия. Вместе с тем, сегодня в дошкольных учреждениях
развивающий потенциал театрализованной игры используется недос
-
таточно. Театрализованные игры применяются главным образом в
качестве некоего «зрелища» на праздниках. Но у нас в детском саду
театрализованная игра является одним из главных видов игр с деть
ми.
В каждой возрастной группе имеются разнообразные виды теат
ров
(настольный, кукольный, теневой, пальчиковый, киндер - театр),
которые используются в различных видах деятельности. Дети стар
ших
и подготовительных групп занимаются в театральной студии, где роли
распределяются с учётом интересов детей и их индивидуальных
особенностей.
С развитием ребёнка развивается и усложняется игра: в группе
раннего возраста: используются малые этюдные формы (игры - имитации
животных, птиц), затем игры- импровизации, инсценировки, драматиза
-
ции и режиссёрская игра. Дети старших групп с удовольствием пока
-
зывают театрализованные представления своим младшим друзьям.
Театрализованные игры делают возможным обогатить эмоцио
-
нальную сферу дошкольников через образы, краски, звуки.
Зрелищность вызывает радость, а сказочность образов усиливает
привлека тельность игры. Дидактические игры применяются в
педагогическом процессе. Они имеют определённую цель, то есть эта
игра направлена на по
лучение конкретного результата. Цель имеет два
аспекта:
познавательный, то есть то, чему мы должны научить ребенка;
воспитательный, то есть те способы сотрудничества, формы
общения и отношения к другим людям, которые следует
привить детям.
Важной особенностью дидактической игры являются игровые
правила, которые помогают детям понять её замысел, игровые дейст
вия
и обучающую задачу. Взрослый организует игру и направляет
ее
- он
помогает преодолевать затруднения, оценивает действия ребенка.
Дидактические игры являются осмысленной деятельностью для
ребёнка, в которую он охотно включается, а полученный в игре соци
-
альный опыт становится его личным достоянием, так как его можно
применить и в других условиях. Игра должна давать ребёнку воз
-
можность применять на практике то, что ему знакомо и побуждать к
усвоению нового.
Подвижные игры, прежде всего, направлены на укрепление здо
-
ровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удов
-
летворении их биологической потребности в движениях. Но социаль
-
но-эмоциональная направленность должна быть неотъемлемой чер
той
подвижных игр (нельзя допускать монотонность). Подвижные игры
должны содержать интересные двигательные задания, игровые образы,
неожиданные ситуации.
К сожалению, необходимо отметить, что воспитанники дошколь
ных
образовательных учреждений стали меньше играть. Поэтому
мы:
играем не только в совместной деятельности, но и занятия выстраи
ваем
в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с
другом, с педагогом на основе сопереживания самой ситуации Такие
занятия - игры предусматривают формирование у детей знаний и
умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания
хороших манер, что и называется культурой общения. Игровые зада
ния
подбираются по принципу от простого к сложному, короткие доступные
по содержанию. В качестве своеобразного отдыха предла
гаются игры
малой подвижности, игры - этюды, хороводные
игры,
позволяющие
детям расслабиться. Занятия - игры помогут
сформи
ровать у детей:
умения распознавать эмоции других и владеть
своими
чувствами,
позитивное отношение к другим людям,
умение сопере
живать -
радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огор
чений,
умение выражать свои потребности и чувства с помощью вер
бальных и
невербальных средств, умение взаимодействовать и со
трудничать.
Важно помнить, что каждый ребёнок индивидуален, неповторим,
надо научиться не сравнивать одного ребёнка с другим, поэтому в ходе
занятий - игр мы даём детям не только новые знания, но и реша
ем их
эмоциональные проблемы, развиваем воображение, уверен
ность в себе,
но главное - мы получаем огромную радость от обще
ния с ними,
завоёвываем их доверие и дружбу. Развитие игровой дея
тельности
начинается прежде всего в семье, поэтому без помощи се
мьи нам не
обойтись.
Наш коллектив тесно сотрудничает с родителями во всех направ
-
лениях, в том числе и в игровой деятельности. Проводятся консуль
-
тации, семинары - практикумы, игротеки с родителями. Мы органи
зуем
совместные игры - воспитатели, родители и дети. Игра меняет
реальные отношения детей и взрослых, они становятся теплее, ближе,
появляется общее дело, тем самым устанавливаются взаимоотноше
ния,
взаимопонимание.