Автор: Белая Валерия Александровна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: ФГБОУ ВО ЛГАКИ им. Михаила Матусовкого
Населённый пункт: ЛНР г. Луганск
Наименование материала: Статья
Тема: Направление фьюжн и его специфика: к вопросу синтеза музыкальных культурных традиций
Направление фьюжн и его специфика: к вопросу синтеза музыкальных
культурных традиций
Распространению популярной культуры сегодня, позиционирующейся в
качестве господствующего типа, способствует процесс диффузии не только
академических направлений, но также и массовой культуры, авангарда,
китча. Как уже говорилось выше, к концу ХХ века художественный интерес
главных представителей джаза сконцентрировался на результате его синтеза с
классическими принципами, а также предпочтениями популярной музыки и
этническими элементами. Внутри каждого перечисленного явления в той или
иной степени происходили интеграционные процессы, что представляет
особенный интерес – подобный художественный синтез обособился в
отдельное направление, именуемое фьюжн («fusion»).
Стоит отметить, что сам термин появился в конце 1960 годов в
творчестве двух представителей джазовой музыки – Г. Шулера и Дж. Льюиса,
ассоциируясь, по словам В.А. Букреева, «с реакцией на чрезмерное увлечение
джазменами авангардным экспериментированием в области атонализма и
сонористики» [5]. При этом, целесообразно растолковать значение самого
понятия «фьюжн», прямо соответствующее переводу данного слова –
«сплав», определяющего смесь самых, казалось, несочетаемых направлений,
к примеру, классик-джаз, фолк-рок, барок-рок и т.д. Точная принадлежность
рассматриваемого термина не соотносится с каким-либо конкретным стилем
или направлением, являя собой результат так называемой «сплавки» с
необъятным диапазоном проявления.
Если обратиться к историографии направления фьюжн, то можно
отметить факт доминирования в тот или иной период определённой
тенденции, способствующей его развитию. Так, выделим несколько этапов
формирования и становления данного стиля:
1. Первый определяется временным промежутком с 1968 по 1975 года,
когда активно функционировали рок-джаз и джаз-рок;
2. Второй длится до 1980 года и характеризуется синтезом джаза с
разнообразными традициями и направлениями, а именно, академической,
поп-, фанк-, техно-, соул-, фолк- и пр.;
3. Третий этап, ознаменованный формированием в 1990 годы нового
направления под названием smoothjazz (с англ. – «смягчённый»).
Истоки же формирования направления фьюжн многие историки
соотносят с рождением джаза и рока как двух самостоятельных стилей,
приобщая данное явление к началу 1970 годов ХХ века, а также характеризуя
его наличием множества соответствующих ответвлений: для первого – хард-
боп, авангардный джаз с образцами медитативной эзотерики, соул и фанк-
джаз,
для
второго
–
рок-н-ролл,
а
также
стилистика
progressive.
Предпосылкой к возникновению обозначим свинговую эпоху, которая, по
мнению большинства джазовых музыкантов, искоренила сама себя, требуя
дальнейшего преображения. В. Конен комментирует данный процесс
следующим
образом:
«в
период
рождения
рока
джаз
порвал
с
“легкожанровостью” и эволюционировал в сторону интеллектуального
искусства, чуждого и недоступного року» [14, с. 122].
Сам процесс взаимопроникновения рок-направления в джаз и наоборот
сопровождался соответствующими метаморфозами внутри каждого из
стилей, а именно:
– преображение фактуры в сторону уплотнения;
– насыщение звуковой палитры красочностью и разнообразием;
– внедрение нехарактерных для конкретного направления музыкальных
инструментов.
Для
последнего
в
качестве
примера
приведём
брасс-секцию,
заимствованную рок-группами из традиционного состава биг-бэнда и
джазового ансамбля: именно насыщение звуковой палитры непривычным
звучанием саксофона, трубы, тромбона повлекло за собой эволюцию
аранжировки
музыкальных
композиций.
В
этом
плане
показательно
творчество таких коллективов как Chicago, Blood, Sweet & Tears, Tower of
Power.
Говоря о специфике фьюжн, заключающейся в синтезе самых
разнохарактерных
музыкальных
культур,
целесообразно
обозначить
в
качестве
стабилизирующего
начала
композиционную
структуру
произведения, выполняющую функцию организации звукового пространства
для органичности звучания несовместимых начал. Интересно, что многие
направления, содержащие в своей основе полистилистическое начало,
базируются на применении приёма сопоставления музыкального материала,
что не характерно для фьюжн: последнему присуще постепенное развитие
результата изначально сформированного сплава элементов. И в этом плане
ведущее значение отдаётся такому выразительному средству как метроритм –
именно он составляет прочную основу, аналогично своей изначальной
функции в составе обоих стилевых направлений: обеспечение структурной
определённости ввиду экспериментального импровизационного характера
музыки.
Обобщая вышесказанное, можно выделить основу стиля фьюжн –
синтетическое соединение выразительных элементов разнохарактерных
музыкальных культур при наличие ритмической стабильности как ключевого
неотъемлемого компонента фактуры, выполняющего стабилизирующую
функцию. Рассматривая зарождение данного направления на примере
творчества ведущих представителей джаза, необходимо обозначить имя М.
Дэйвиса как родоначальника, ведь именно в его музыке было положено
начало воплощения стиля фьюжн, выраженное во внедрении «тяжёлого»
звучания ритм-секции (яркий образец – альбом «Filesde Kilimanjaro», 1968
год),
а
также
сочетания
традиционных
джазовых
импровизаций
с
применением электроинструментов рок-музыки (яркий образец – альбом
«Bitches Brew», 1969 год).
Период 1970-х годов вносит метаморфозы в специфику направления
фьюжн ввиду расширения творческих рамок музыкантов, перешагнувших
границу синтеза джаза и рока путём преображения композиций элементами
фольклористики, преимущественно бразильянской, кубинской, мексиканской,
африканской и индийской. Кроме того, известны примеры сплава с
музыкальными традициями И. Стравинского, Э. Вареза, Дж. Кейджа
(например, в музыке Ф. Заппа, а также его коллектива «Mother of Invention»).
Показательна
и
творческая
деятельность
коллектива
с
интернациональным составом – «Wheather Report», где каждый из участников
преобразил
звучание
национальным
колоритом
своей
страны
ввиду
особенностей индивидуальной интерпретационной манеры, австрийской для
пианиста Дж. Завинула, афроамериканской для саксофониста У. Шортера,
бразильской
для
ударника
А. Морейра, чешской для контрабасиста М. Витоуша. Аналогичный пример
синтеза – творческая деятельность ансамбля «Mahavishnu Orchestra»
и
«Shakty».
Так, опираясь на вышесказанное, можно отметить наличие постоянно
развивающегося взаимодействия между разнообразными стилистическими
музыкальными направлениями в рамках специфики фьюжн – джаза, рока,
авангарда, фольклора и пр., что не только указывает на активное
функционирование тенденции налаживания контактов, но также и составляет
прочную фундаментальную основу рассматриваемого понятия.
Говоря
о
стиле
фьюжн
как
о
самостоятельном
музыкальном
направлении,
необходимо
отдельно
обозначить
творчество
Ч.
Кориа,
неоднократно упоминаемого в предыдущих разделах – именно этот музыкант
является
одним
из
ведущих
представителей
данной
сферы.
Будучи
блестящим джазовым пианистом, он неоднократно обращался к музыке
латиноамериканского джаза, что, впоследствии, определило характерную
черту его индивидуального стиля наряду с преображением акустической
инструментальной базы путём внедрения электро-, а также опорой на
характерный метроритм. В этом плане показательна деятельность коллектива
Ч.
Кориа
под
названием
«Circle»,
пропагандирующего
авангардную
концепцию музыки, а также идеи фри-джаза. Кроме того, невозможно не
упомянуть и сольный альбом пианиста, в частности, Piano improvisations Vol.
1 и 2, датируемый 1970 годом, и отличающийся несколькими особенностями,
а именно:
–
сочетание
пьес
со
структурной
композиционной
свободой
с
классическими куплетно-вариационными формами;
– включение тембра препарированного рояля;
– применение атональной сферы (композиция «A Suit of 8 Pictures»);
– насыщение фактуры приёмом остинато ввиду обращения к латинским
жанрам (пример – пьеса «Sometimes Ago»).
Также невозможно не упомянуть и о создании Ч. Кориа в 1975 году
нового ансамбля – «Return To Forever», воплотившего идею сплава не только
джаза и рока, но также и электросаунда, испанского и латинского фольклора:
именно музыка, созданная в составе данного коллектива, сегодня считается
образцовым показателем воплощения стиля фьюжн.
Таким образом, в завершение раздела можно сделать следующие
выводы. Постоянное стремление музыкантов к преображению звучания
путём
использования
сплава
нескольких
стилистических
направлений
составляет одну из главнейших тенденций развития не только джазового
пианизма, но и всей музыки в целом.
Данный процесс в конечном итоге сформировал прочную основу для
становления
абсолютно
нового
стиля
под
названием
«smooth-jazz»
(с англ. – «гладкий джаз»), главными представителями которого стали такие
музыканты как К. Джонс, Дж. Бенсон, Ф. Хаббард, Б. Джеймс и Г.
Вашингтон, а также Д. Сэнборн, Ч. Манддионэ, Э. Клю, Дж. Бенсон и пр.
Сама природа фьюжн-стиля определяется, по мнению В.А. Букреева,
потребностью постоянного обновления, что соответствует стремлению к
динамизму
американской
духовной
культуры,
«отсутствием
в
ней
зависимости от традиций в противовес эклектичности сознания по причине
незавершенности процесса синтеза целостной культуры с элементами разных
культур» [5]. Подобное пояснение подтверждает определение в качестве
фундаментальной основы музыкального стиля фьюжн продолжающееся по
сей день стремление к обновлению звучания с помощью многообразия
источников, что в дополнительной мере способствует оригинальности.