"Театральная гостиная"

Автор: Сашина Ирина Владимировна
Должность: преподаватель театрального искусства
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ №13 (т)"
Населённый пункт: город Набережные Челны,Татарстан
Наименование материала: Сценарий театрализованной игровой программы
Тема: "Театральная гостиная"
Дата публикации: 21.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1
СЦЕНАРИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ

«ТЕАТРАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ»

Цель:
Расширить знания учащихся о театральном искусстве, театральных профессиях; развитие творческих способностей у детей. В проведении программы помогают учащиеся театрального отделения (или театральной студии).
Количество участников:
от 20 до 50 человек
Реквизит:
кубы; листочки с фломастерами; для конкурса «Режиссер»: метла, карандаш, шляпа;
Музыкальное сопровождение:
инструментальная легкая музыка.
Звучит инструментальная музыка.

Ведущий:
Добрый день, дорогие друзья! Позвольте вас пригласить в удивительный мир под названием ТЕАТР.
Звучит мелодия из

кинофильма "Незнайка с нашего двора"

«Да

здравствует сюрприз».

Учащиеся театрального отделения показывают миниатюру

«Театр» и читают стихи:
«Театр» чудесно как звучит! И как здесь интересно! Здесь сказки волшебство царит и выдумкам здесь тесно! Добро со злом вступают в бой, в своей извечной теме. А мы захвачены игрой, мы вновь стоим на сцене! Театр как музыка звучит чудесный мир и добрый! Здесь сказки волшебство царит войди в него попробуй! Театр - не просто здание на площади у сквера, А место, где рождаются любовь, надежда, вера. Здесь мир волшебный выстроен под театральной крышей. А чудеса расписаны заранее в афише.
Театральные страсти реальны (автор Василий Алоев):
Театральные страсти реальны, Лицедейством их грех называть. Пусть актеры бывают скандальны, - Не о них: «мол - ни дать, ни взять». Бесконечное жизней множество Проживают, играя роли. В их архиве - герои, ничтожества, Короли и шуты, дровосеки и тролли... Путь актеров коврами не выстлан, Хоть цветами усеян бывает. Как, сыграв подлеца, оставаться чистым? Как же не сердце не остывает?
2 Как умеют перевоплотиться, Когда роли - не их естество? Невозможно актером родиться, Можно только постичь мастерство. Не дано всем разжечь в себе пламя От искры божьей, размером в квант. Сцена - дом их. Роли - их знамя. Жизнь - театр. Судьба - их талант.
Театр (автор Владимир Миодушевский)
Театр – это мысли свободный полет, Театр - здесь фантазия щедро цветет. В театре сердец расплавляется лед. И чудо рождается здесь с третьим звонком. Театр - здесь искусства в едино сплелись. Театр - здесь мечта и реальность слились. Театр - здесь все помыслы тянутся ввысь. И чудо рождается здесь с третьим звонком. Театр - и работа, и дом, где живем, Театр - здесь себя до конца отдаем. В театре родимся, в театре умрем.
Все вместе: Ведь чудо рождается здесь

с третьим звонком
Участники театрального отделения помогают на протяжении всего мероприятия проводить конкурсы.
Ведущий:
Представьте, что звучит третий звонок и представление …..начинается! Ведь в театре спектакль начинается с третьего звонка. Но сегодня мы стираем границы между зрителями и сценой, сегодня мы приглашаем вас стать главными героями и заглянуть за кулисы в загадочный мир Театра. Когда-то Николай Васильевич Гоголь сказал: «Театр это кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Вы бывали в настоящем театре? А какие в нашем городе есть театры ? (Интерактив с залом). (Театр кукол, Русский драматический театр «Мастеровые», Государственный татарский драматический театр, Детский музыкальный театр при Органном зале, Молодежный театр «Ключ)) Так вот мои дорогие, чтобы доставить вам радость и удовольствие над спектаклем трудиться масса людей, огромный творческий коллектив, целая страна под названием Театр. Драматурги, режиссёры, актёры, швеи, костюмеры, бутафоры, художники, монтировщики – пальцев не хватит, чтобы всех их перечислить. И мы хотим вас поближе с ними познакомить, хотите занять на мгновение их место? (Зал отвечает). Что же страна - Театр вас ждёт!
3 Скажите, с чего же начинается работа над спектаклем? (Интерактив с залом). Нужно найти автора. Писателя. В театре он называется – драматург, который пишет для театра пьесы. Но бывает и так: понравилась какая то сказка, но хочется сделать её по-иному. И тогда драматург или в этом случае сценарист берёт готовое произведение и пишет на основе его новый сценарий-пьесу. А чтобы написать что то интересное для зрителя необходимы знания. Необходимо много читать. Итак мы сейчас проверим можете ли вы стать сценаристом, драматургом. Скажите, кто из вас любит читать? А кто из вас часто посещает библиотеку? (Интерактив с залом). Выбираем для первого конкурса «Драматург» тех, кто поднимет руку на вопрос «кто любит читать?» и на вопрос «кто из вас часто посещает библиотеку?». Это будущие драматурги, сценаристы, писатели. Выбранные ребята делятся на 2 команды. На площадке 2 куба. На них лежат заготовленные фломастеры и листы для конкурсных заданий.
* Конкурс «Драматург» .
Командный. На листочке написан алфавит. Задача игроков вспомнить и написать любого героя, персонажа на данные буквы. (Помогают записывать участники театрального отделения).
Ведущий:
Ну а пока наши будущие драматурги работают, давайте вспомним - как оценивают зрители в Театре то, что им нравится? Правильно – аплодисментами. А если очень нравиться? Правильно! Аплодисментами и криком «Браво!» Давайте попробуем. А если зрителям очень что-то понравится и они просят актёров или артистов повторить номер? Зрители кричат «Бис!» - что значит «повторить». Давайте попробуем. Молодцы. Но помните, это можно делать только на концертах, когда кто-то поёт или танцует, в театре оперы или оперетты, или когда вы смотрите балет или цирковое представление. Итак, вы готовы отправиться в мир Театра? (Зал отвечает). Молодцы. А мы с вами тоже не останемся без дела, и проверим: как часто вы посещаете библиотеку? (Как правило рук поднятых на вопрос «Кто любит читать?» больше, а для участия в первом конкурсе отобраны десять человек, по пять в команде).
*Конкурс «Автора!»
Интерактив с залом. Необходимо назвать фамилию автора сказки: «Курочка Ряба». «Золотой ключик». «Три толстяка». «Дюймовочка». «Сказка о рыбаке и золотой рыбке». «Конёк- горбунок». «Крокодил Гена и его друзья». «Приключения Незнайки». «Красная Шапочка». «Теремок». «Стрекоза и Муравей», «Гарри Потер».
Ведущий:
Итак, пришло время представить выполненную работу (подведение итогов, «оценки» - аплодисменты). Молодцы! А что же происходит в Театре дальше? Чтоб состоялась в театре премьера: долго готовят её костюмеры И осветители, и декораторы, и драматурги, и звукооператоры, Главный художник, кассир, бутафор, плотник, рабочие, токарь, гримёр, А отвечает за всё режиссёр!
4 Нужен режиссёр. Он раздаёт роли актёрам и создаёт постановку спектакля. И вот здесь просто необходимо воображение, фантазия. Впрочем, как правило всем кто служит в театре, искусстве она просто необходима. Но у режиссёра воображение и фантазия должны работать, как говориться на полную катушку. Ну вот например, придумайте «
Новое название»
уроку физкультура. (Интерактив с залом). Участники предлагают свои варианты. Самых активных можно вывести на площадку для следующего конкурса. После окончания поблагодарить и представить их как будущих режиссёров.
*Конкурс «Режиссёр ».
Участникам предлагается предмет (ручка, стул и т.д. , необходимо придумать: как можно использовать данный предмет по другому, помимо как по своему настоящему предназначению. Кто то выходит и показывает, кто отгадал из участников, продолжает игру. (Начинают показывать ребята с театрального отделения. Например: метла. Сначала показывается истинное предназначение предмета (подметание), затем показывается, как скачут на ней, как на лошадке, в данном случае это лошадь)
Ведущий:
Драматург-сценарист есть, есть режиссёр. К делу приступает художник театра. Он рисует костюмы, декорации, предметы для спектакля. А далее приступают к работе декораторы и бутафоры. Декораторы делают что? Правильно, декорации: домики, ширмы, мебель и т.д.. А бутафоры изготавливают всевозможные предметы, необходимые для спектакля, они используются в театре вместо настоящих: шпаги, шляпы, маски, украшения, фрукты. А вот разложить всё в нужном месте на сцене, для спектакля, должны реквизиторы. Чтобы не получилось так, что вдруг вместо тыквы для Золушки выкатилось на сцену ведро. Или в корзине у Красной Шапочки вместо пирожков оказались Бабушкины спицы с вязанием. Предлагаем следующий конкурс «Реквизитор». (Выбираем участников).
*

Конкурс «Реквизитор» .
На листке две колонки. В одной перечень сказочных персонажей: Алладин, Баба-Яга, Кот, Золушка, Элли, Кощей, Буратино, Карлсон, Красная Шапочка, Русалочка, Карабас Барабас. В другой предметы: сапоги, лампа, голос, тыква, банка с вареньем, ключик, театр, яйцо, изумрудные туфельки, метла, пирожки. Задача игроков соединить правильно персонажей со своими вещами.
Ведущий:
Итак, пришло время проверить, как вы справились с заданием (подведение итогов, «оценки» - аплодисменты). А кто же самое главное действующее лицо в театре? (Зал отвечает) Правильно, актеры! «Можно построить замечательное здание, посадить великолепных директоров и администраторов, пригласить музыкантов, но театра не будет. А выйдут на площадь три актёра, расстелют коврик, и начнут играть пьесу, да же без грима и обстановки и театр уже есть, ибо актёр – царь сцены». Это сказал великий театрал - режиссёр Немирович-Данченко.
5 Чтобы быть актёром, нужно уметь очень многое. А кто ответит: что должен уметь настоящий актер? Каким он должен быть? (Интерактив с залом). Актёры должны уметь чувствовать ритм, быть очень внимательными и обладать хорошей речью. Давайте с вами выучим слова:
*Тра-та-та! Тра-та-та! Дири-дири-дири!

(Хлопок) Тра-та-та!
Итак, поехали. (Ведущий читает стихотворение вместе с залом, постепенно меняя и убыстряя ритм) Молодцы! У вас хорошее чувство ритма! Прекрасное внимание и отличная речь! А самое главное для актера это искусство перевоплощения. Актёр должен уметь показать не только героя или персонаж, порой ему приходиться перевоплотиться даже в какой то предмет, например в метлу или самовар. Наши ребята покажут для вас сейчас предметы, а вы попробуете их отгадать.
Ребята театрального отделения

показывают Этюды - «Предмет»

(стиральная машина, магнитофон и т.д.).
Зрители-участники отгадывают. А сейчас мы вам предлагаем попробовать свои способности. Готовы? *
«Волшебное превращение».
Интерактив с залом.
«В театре всё возможно. Как по

волшебной палочке раз и из актёров

вырос лес»
- ребята в зале изображают лес;
«А

теперь мы с вами превратились в море»
– зал изображает море;
« А теперь мы высокие горы»
–зал изображает горы;
«А теперь мы с вами большая деревня»
– зал изображает деревню;
«А теперь мы яркое солнышко».

Ведущий:
Молодцы ребята! Давайте сами себя поблагодарим. А как мы это делаем в театре? (Аплодисментами). Скажите, а вы знаете, кто помогает актёрам преобразиться? Правильно, костюмеры и гримеры. А если это человек, который наносит не только грим, а делает ещё и причёску актёру, то он называется постижёр. Но для актера самое главное это умение передать пластикой, мимикой, жестами образ так, чтобы зритель ему поверил, чтобы зритель увидел, узнал, кого играет актёр. Актёр не должен прятаться за костюм и грим. Наши ребята покажут для вас сейчас небольшие зарисовки сказок в стиле «театрального капустника», а вы попробуете их отгадать.
Ребята театрального отделения показывают

этюд - «Сказка».

(«Курочка Ряба», «Репка», «Муха – Цокотуха»).
Зрители-участники отгадывают.
Ведущий:
Думаю, вам не терпится попробовать себя в качестве актера на сцене. Кто готов быть актером? Желающим раздаются карточки с заданиями. Дети театрального отделения помогают:
6 *
«Волшебники».
Изобразить предмет: солнце, утюг, чайник, будильник, салют, пылесос, юлу. Предмет отгадывает зритель.
*«Мимы».
Конкурсное задание на двоих. Без слов показать сюжет сказки. («По щучьему велению», «Золушка», «Карлсон и Малыш», «Царевна- лягушка», «Шрек», «Золотой ключик», «Крокодил Гена и его друзья»).
Ведущий:
Хорошая пластика, умение двигаться это ещё один важный фактор для актёра. Приглашаем всех на нашу площадку.
*Конкурс «Танец».
Условие: на 1 мы танцуем, как гусеницы; на 2 мы танцуем, как деревянные человечки; на 3 мы замираем; на 4 мы снежинки; на 5 мы обезьянки. Звучит музыка и участники должны исполнить танец- импровизацию под счёт ведущего, счёт в произвольном порядке.
Ведущий:
Прекрасная пластика! Аплодисменты! Всё когда то заканчивается, вот и наше путешествие подходит к концу. Что же наша театральная гостиная закрывается. Сегодня в нашей театральной гостиной вы познакомились с ребятами, которые учатся на театральном отделении в школе искусств №13. Если у вас есть желание, приходите к нам учиться. И спасибо всем вам, ведь без вас сегодняшний спектакль под названием «Театр» не состоялся бы. Вам понравилось? (Дети отвечают) Нет, это не правильный ответ. Как высказываются зрители в театре, если им что-то понравилось? (Дети хлопают) Вот это правильный ответ.
Дети из театрального отделения показывают миниатюру:

Театр - и зрелище и школа для народа. (автор Габдулла Тукай)
Театр - и зрелище и школа для народа, Будить сердца людей - вот в чем его природа! На путь неправедный он не дает свернуть, Он к свету нас ведет, открыв на правый путь Волнуя и смеша, он заставляет снова Обдумать прошлое и смысл пережитого. На сцене увидав правдивый облик свой, Смеяться будешь ты, иль плакать над собой. Узнаешь: жизнь твоя светла иль непроглядна, Вот это верно в ней, а это в ней неладно. Развить захочешь ты достойные черты - Так новой мудростью обогатишься ты. И если ты хорошо - то только лучше станешь, А если ты дикарь - из темноты воспрянешь. В театре рангов нет, в нем так заведено: Ты господин иль раб - театру все равно! Он чист и величав, влечет он к светлым весям, Свободен и широк, он свят и независим. Он - благонравья храм, он- знания дворец. Наставник для умов, целитель для сердец. Но следует ему блюсти одно условье: Родной народ учить с терпеньем и с любовью,
7 И с древа мудрости срывать тогда лишь плод, Когда он красоту и зрелость обретет.
Ведущий:
Мы приоткрыли только частичку занавеса удивительного мира Театр. Вы познакомились с ним поближе. И теперь, когда вы будете в театре, помните, сколько труда вложено в один небольшой спектакль. Будьте благодарными зрителями! Послушайте! Ведь, если звезды зажигают значит – это кому-нибудь нужно? Значит – кто-то хочет, чтобы они были Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной? И, надрываясь в метелях полуденной пыли, врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку просит – чтоб обязательно была звезда!- клянется – не перенесет эту беззвездную муку! А после ходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому-то: «Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!» Послушайте! Ведь если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно Значит – это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда…
(автор В.В.Маяковский 1914 г.)

Список использованной литературы:

8 1.Киселёв, Г. А. Кулисы или... Посторонним вход разрешен!/ Г.А. Кисилёв.- М.: Грифон, 2009.- 144с. 2.Кипнис, М.Ш. Актёрский трениг./ М.Ш. Кипнис. - М.: АСТ, Спб.: прайм-Еврознак, 2008. - 249 с. 3.Озерова, О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. / О.Е. Озерова - г. Ростов – на - Дону, Изд. «Феникс»,2005 .- 195 с. 4.Стаина, O.A. Инновационные технологии в школе - театр импровизаций / O.A. Стаина // «Актуальная проблемы современной науки и образования. Общественные науки: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Уфа: РИЦБашГУ, 2010. Т.7, Ч. I. - С. 281-285.