"Донской край – мой край"

Автор: Богомаз Светлана Ивановна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Комбайновская оош им. воина-афганца А. Демяника
Населённый пункт: село Рясное, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Донской край – мой край"
Дата публикации: 21.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБАЙНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ВОИНА-АФГАНЦА АЛЕКСЕЯ ДЕМЯНИКА Донской край – мой край. Методическая разработка (праздник). Работу выполнила: учитель истории Богомаз Светлана Ивановна. с. Рясное. 2015г. Оборудование: зал украшен предметами казачьего быта, во время проведения мероприятия проходит показ презентации, подготовленной к данному сценарию, 1
звучат старинные казачьи песни из музыкального диска. 1-й ведущий. Наше ОТЕЧЕСТВО, наша РОДИНА — МАТУШКА Россия. ОТЕЧЕСТВОМ мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. РОДИНОЙ мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а МАТЕРЬЮ — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов... Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина. К. Д. Ушинский Чтец. Родного неба милый свет, Знакомые потоки, Златые игры первых лет И первых лет уроки, Что вашу прелесть заменит? О родина святая, Какое сердце не дрожит, Тебя благословляя. В. А. Жуковский Чтец. В моей придонской стороне Дышу полынью в час восхода. Не знаю, как кому, а мне Вода донская слаще меда. Не знаю, как другой, но я Весь слух, весь - жадное вниманье, Когда услышу соловья Возвышенное ликованье. Осенний лес затих, замолк, Над степью прошумели ливни, Но соловьиный свист и щелк Звучат в душе напевом дивным. АШОТ ГЕОРГИЕВИЧ ГАРНАКЕРЬЯН 2-й ведущий Наверное, некоторые из вас задумались, почему мы говорим «край Донской», что означает это название? У разных народов издавна велось давать название земле по имени большой реки, на берегах которой они жили. По бескрайним южным степям величаво несет свои воды Дон. Именно он с древних времен связывал людей между собой, поил и кормил. 1-й ведущий Определение «донской» прочно вошло в нашу речь. Мы говорим «донские казаки», «войско Донское», «донской скакун», «донская чаша». 2
Красота нашего края воспета писателями и поэтами: Чтец В родной степи шумят моря и реки, Цветут сады, колышутся поля. Очаровала ты меня навеки, Моя донщина, родина моя. И. Федоров 2-й ведущий «Дон... Жемчужина Юга России... Прозрачные акварельные степи, синие излуки донских гирл. Край вольнолюбивых мужественных людей... Поэтами воспетый край!» 1-й ведущий Великий русский поэт А. С. Пушкин сумел передать эти чувства в стихотворении «Дон»: Чтец. Блеща средь полей широких, Вот он льется!.. Здравствуй, Дон! От сынов твоих далеких Я привез тебе поклон. Как прославленного брата, Реки знают Тихий Дон: От Аракса и Евфрата Я привез тебе поклон. Отдохнув от злой погони, Чуя родину свою, Пьют уже донские кони Арпачайскую струю. Приготовь же, Дон заветный, Для наездников лихих Сок кипучий, искрометный Виноградников твоих. 2-й ведущий. «Широко, в приволье зелёных степей, течёт Дон. Зеркальною лентою блестящего серебра извивается он среди полей, между белых мазанок станиц, между зелёных садов, по широкому степному раздолью. И медленно, и плавно его течение. Нигде не бурлит он, нигде не волнуется. Зелёные деревья обступили его берега, придвинулись близко к воде, отразились в зеркальной глади широкой реки и будто глядятся в неё. Там, точно скалы, нависли крутые утёсы, виноградник сбежал к самой воде, и тёмные гроздья висят между крупных узорных листьев. Медленно и плавно катит свои воды Дон. Будто спит на песчаном перекате, точно и не течёт, а замер, застыл на одном месте. Недаром и зовётся он — Тихий... 3
Чем ближе узнаёшь прошлое Тихого Дона — тем крепче любишь его». ПН Краснов. 1-й ведущий. Откуда же произошло название реки Дон? Давай те обратимся к истории. 2-й ведущий. В первых веках нашей эры на берегах Меотиды обитали племена сарматов, давшие название реке — Дон. «Вода», «река» — значило это слово у алан. Казаки называли Дон тихим, славным, батюшкой, Доном Ивановичем, кормильцем. Своеобразное «отчество» реки Дон — Иванович — объясняли тем, что река, как считалось, вытекает из Иванова озера. 1-й ведущий. Существует легенда о сыновьях этого озера: «Были у Иван-озера два сына: Шат Иванович и Дон Иванович. Против воли матери Шат пустился шататься по белу свету. Шатался, шатался и, не сделавши никому пользы, вернулся туда же, откуда вытек. Тихий же Дон, любимец матери, смело пошел с ее благословения в дальний путь. Везде ему были рады. Долго ли, коротко ли шел, но дошел до синя моря. Здесь же и остался». 2-й ведущий. Казаки испокон веков со страстной любовью относились к главной своей реке—Дону, к щедрой природе родного края. Сколько песен сложено о Доне — казачьей реке? А как он уважительно величается: Чтец. Как ты, батюшка, славный тихий Дон, Ты кормилец наш, Дон Иванович! Про тебя лежит слава добрая, Слава добрая, речь хорошая. Как бывало ты все быстер бежишь, То быстер бежишь, все чистехонек! А теперь ты, кормилец, все мутен течешь, Помутился ты, Дон, сверху донизу. Речь возговорит славный тихий Дон: «Уж как-то мне не смутну быть, Распустил я своих ясных соколов. Ясных соколов, донских казаков. Размываются без них мои круты бережки. Высыпаются без них косы желтым песком...» 4
1-й ведущий. Поэтической задушевностью отличаются казачьи песни о Доне: Чтец. Ой, ты, Дон, ты, наш Дон, Ты, доночек наш, Дон Иванович! Про тебя же ты, наш Дон, Лежит слава, ой славушка. Слава добрая, речь высокая. Как со славой со восточной, со сторонушки Протекала быстрая речушка — Славный Тихий Дон. Он прорыл, прокопал, младец, Горы глубокие, А на праву сторонушку Леса темные. Как да по леву сторонушку Луга зеленые. На Дону-то все живут, Братцы, люди вольные, Люди вольные живут, братцы, Донские казаки . 2-й ведущий. Песня... Она сопутствовала казаку всю жизнь. Ее пели при крещении и на свадьбе, провожая на службу и встречая из похода. Обрядовые и бытовые, исторические и походные, свадебные и хороводные... Не без основания один из первых собирателей донских песен в прошлом веке Андроник Савельев, говоря о природном даровании донцов, назвал их «народом в высшей степени певучим». 1-й ведущий Дон, земля донская, донские казаки… Произнесешь эти слова и перед мысленным взором встанут Дон-батюшка, ковыльные степи… 2-й ведущий. «Край наш - это степь. Что же такое - Степь? Степь - слово, звучащее в легендах и песнях... Образ, разбудивший фантазию гениев. Степь - страна людей, кормилица племён и народов. Степь - колыбель их воли и свободы! Степь — наше Отечество. Наша Отчизна». Н. Бусленко 5
Чтец. Широко, привольно раскинулась степь – Не видно начала и края! Дрожащего марева дивная цепь Бежит над землей, замирая. Бездонная чаша лазурных небес Краями всю степь охватила. Над берегом Дона задумчивый лес Волшебная тишь усыпила. Сидит неподвижно, бросая свой взор По вольному Дикому Полю, Могучий орел, как крылатый дозор, Блюдет он старинную волю... Гей, Дикое Поле, родимый простор! Гей, волюшка, воля степная! Блюдет вас теперь лишь крылатый дозор, Над вами под солнцем летая!.. П.Атаманцев. 1-й ведущий. Земля, на которой появилось, окрепло и возмужало донское казачество, издревле называлась Диким Полем. Ему посвящено множество рассказов, повестей, романов и стихотворений. Это его воспел Максимилиан Волошин в своем «Диком Поле»: Чтец. Голубые просторы, туманы, Ковыли, да полынь, да бурьяны... Ширь земли да небесная лепь! Разлилось, развернулось на воле Припонтийское Дикое Поле, Темная Киммерийская степь. 2-й ведущий. В глубине седой древности на бескрайних просторах Дикого Поля обитали воинственные и свободолюбивые племена скифов, меотов, сарматов, греков, аланов… А когда и кого называли «казаками»? 1-й ведущий. У персов под этим словом подразумевались люди, состоявшие на службе, оплачиваемой казной; у арабов — это всадник, сражающийся за веру и закон 6
пророка; по-монгольски это слово значит «свободный воин, броня, щит и крепкий оплот по охране границы, военный страж»; по-тюркски — бездомный скиталец, бесприютный изгнанник. В русских источниках казак — прежде всего, свободный человек, по каким-то причинам порвавший с той средой, к которой он принадлежал раньше. Казаками называли тех, кто нес военную службу. Например, в русских былинах одного из любимых героев — Илью Муромца — называют «старыя казак». 2-й ведущий. Таким образом, мы можем сделать вывод, что словом «казак» в XVI в. стали определять вольных, нанимающихся на военную службу людей. Чтец. «Как у нас было на Тихом Дону – Живут, слывут люди вольные, донские казаки» - так говорится в одной старинной казачьей песне. Чтец. Искать я буду терпеливо Следы казачьей старины В пыли станичного архива, В курганах древней целины, В камнях черкасского раската, На приазовских островах, В клинке старинного булата, В могильных знаках и словах, И ляжет путь моих раскопок, Когда исполнится пора, От Волги вплоть до Перекопа И от Азова до Хопра. Никем не писанных историй Найду потерянную нить - Пожить бы только на просторе, Подольше только бы прожить. Н.Н. Туроверов. Родине покинутой молюсь. 1-й ведущий. На территории Донского войска всегда было большое стечение народа. Сюда помимо казаков собирались торговые люди из украинских городов, которые добирались сухопутными и водными путями. Приезжали турецкие послы с большими свитами. В этом постоянном водовороте людей донцы выделялись своим внешним видом. Их одежда, уборы и оружие принадлежали разным племенам и народам. Собственно своих одежд долгое время у них не водилось. Русские, турецкие, черкесские и 7
татарские одежды составляли их пестрый наряд, иногда по цветовой гамме и сочетанию вещей весьма и весьма странный. 2-й ведущий. Тем самым костюм донского казачества сформировался в результате взаимодействия различных культур, что связано с особенностями возникновения и развития этого самобытного этнического образования. 1-й ведущий. Казаки жили в казачьих городках, домах особой постройки, приспособленной к природным условиям Донского края. 2-й ведущий. Донское казачество. Что мы знаем о нем? Колоритен и многолик характер казачества. В нем и неукротимая лихость, и неприхотливость, и святая верность родной земле, готовность послужить ей в любой час. И вовсе не случайно имена многих российских казаков золотыми буквами вписаны в летопись Отечества. Вспомним землепроходцев Ерофея Хабарова, Семена Дежнева, Ермака Тимофеевича, полярного мореплавателя Георгия Седова. Но особо возвышается роль казака - православного воина. В Зимнем Дворце Санкт- Петербурга есть портретная галерея, посвященная героям Отечественной войны 1812 года. Среди них мы встречаем и портреты казаков. А изображение атамана М.И. Платова помещено рядом с портретом самого светлейшего князя М.И. Кутузова. 1-й ведущий. Казаки всегда верно служили Отечеству на полях сражений, приумножая славу русской армии. Разве можно вычеркнуть из памяти народной подвиги донских и яицких конников, кубанских и забайкальских пластунов? Казаки делали все для славы и величия своего Отечества - России. Летом сорок первого года, в трудный для Родины час, казаки поднялись на священную войну с гитлеровскими ордами. Слова командира 5-го Донского казачьего кавалерийского корпуса генерала СИ. Горшкова - «Донцы не отступают!» - стали девизом казаков-гвардейцев на всем их доблестном боевом пути. Чтец. В своей красе И славе древней Мне дорог он. Луна всплыла 8
На белом гребне Высоких волн. Мне слышится Над синим Доном Волны рассказ, Как зачерпнул её Шеломом Дмитрий князь, Как убегал, разбитый, С поля Хан Мамай, Как поднялся на немцев Вольный Цветущий край. АА Рогачев 2-й ведущий. Казачьи заповеди всегда помогали казакам выстоять в трудную для них минуту. Вот они: 1. Люби Россию, ибо она Мать твоя, и ничто в мире не заменит тебе ее. 2. Люби Дон, ибо он колыбель твоей свободы. 3. Люби правду, ибо она единственный маяк в жизни человека. 4. Все, кто идет против Отчизны твоей — враги. 5. Только в борьбе за счастье Родины ты обретешь свое утерянное право. 6. Веруй твердо в правоту своего дела, ибо вера — единственный камень, на котором ты построишь новую Отчизну свою. 7. Люби все, что с ранних лет ты впитал в кровь и плоть в вольных степях твоей Родины. 8. Зови всех свободных и сильных вперед. 9. Мир, красота, любовь и правда — вот лозунги на твоем знамени... 1-й ведущий. 20 век ураганом пронесся по судьбе донского казачества: гражданская война и эмиграция тысяч казаков, расказачивание и голод, насильственная " коллективизация и снова голод, Великая Отечественная война... Казалось, что разметанное по всему Советскому Союзу, да и по всему миру казачество исчезло, навсегда растворилось в русском народе. Пережив страшный террор, расказачивание, донское казачество вместе с кубанским, оренбургским, забайкальским, терским, сибирским, амурским, семиреченским, астраханским, енисейским, уссурийским казачеством восстало из небытия. Новая, как и прежняя, Россия немыслима без казачества - вековечного оплота ее воли и величия. 2-й ведущий. 9
В настоящий момент идет бурный процесс возрождения казачества. Созданы региональные, общероссийские и даже всемирное казачьи объединения, действуют историко-культурные и военно-патриотические казачьи общества, издаются районные и областные казачьи газеты и т. д. 1-й ведущий. Донской край! Это и бескрайние поля, покрытые волнами золотой пшеницы, и чуть блеклое, наполненное зноем небо над ними, и спокойная гладь небольшой реки, в которую смотрятся кустарники и деревья. Это серебряная ширь Дона, вливающего свои воды в окруженную крутыми глинистыми берегами чашу Таганрогского залива. Этот чудесный край — наша Ростовская область! 2- ведущий Ростовская область, как административная единица, образована на основании постановления ЦИК СССР от 13 сентября 1937 года. Площадь территории составляет 100,8 тыс. кв. км. Подавляющая часть границ Ростовской области - сухопутные. Лишь на крайнем юго- западе она омывается водами Таганрогского залива и Азовского моря, на востоке - Цимлянского водохранилища. Сухопутные границы не имеют природных рубежей, легко доступны для развития широких экономических связей, представляющих широкий народнохозяйственный интерес, не только с непосредственными соседями: Воронежской и Волгоградской областями, Ставропольским и Краснодарским краями, Республикой Калмыкия, но и более отдаленными регионами европейской части России. На западе Ростовская область граничит с суверенным государством - Украиной. Протяженность границы - 660 километров. 1-й ведущий. 28 октября 1996 года были приняты законы, утверждающие символы нашей области. К символам относятся - герб, флаг, гимн. И сегодня ми совершим с вами маленькое путешествие в историю символики нашей области. 2-й ведущий. Герб. Слово "герб" происходит от немецкого "эрбе" - наследство. Государства, города, королевские династии, знатные семьи имеют свои гербы. Изображение, надпись, цвет герба напоминают о прошлом его носителя. 10
По-видимому, гербы были заимствованы у арабов и получили распространение в Европе во времена крестовых походов. Чтец. Вернемся сейчас с вами в далекий 1709. Весна. По приезду на Д ОН царь Петр I, в просторном немецком платье, гуляя по Черкасску, увидел молодца в одних портках, и подошел к нему: - Эй, отвага-молодец - сказал царь казаку - для чего не продал ты ружье вместо рубахи!? За него дали бы много . А за рубаху ты и осьмухи не получил. Сбыть ружье казаку не пригоже - мрачно отвечал казак, - с ружьем я и царскую службу отбуду , и шелковую рубаху добуду! - Понравился ответ царю. Уезжая в тот день и прощаясь с провожавшим его атаманом, царь спросил - А что, есть в войске Донском герб? Ему ответили, что на оттисках донских атаманов из древних времен ставилась войсковая печать: иногда - олень, пронзенный стрелой, иногда - казак верхом на бочке. Петру понравился второй герб и он приказал его рисовать: на бочке сидит казак, нагой до пояса, поднявши над головой, ружье. 1-й ведущий . Герб этот был действителен с 1709 по 1805 год, почти сто лет. А вот герб, пожалованный в 1805 году был действителен и до настоящего времени. Областной закон от 23 октября 1996 года утвердил новый герб Ростовской области. 2-й ведущий. Что же собой представляет наш новый герб! Герб Ростовской области представляет собой геральдический щит, в лазоревом (голубом) поле которого - серебряный столб с поставленной на лазоревый волнистый пояс червленой (красной) крепостной стеной о трех башнях, из которых средняя выше; в оконечности - золотой колос, накрывающий лазоревый волнистый пояс. Столб сопровожден историческими донскими регалиями: справа серебряным перначом поверх серебряных бобылева хвоста и насеки накрест; слева - серебряной булавой поверх таковых же насеки с орлом и бунчука накрест. Щитодержатель -возникающий над щитом черный двуглавый орел с золотыми клювами и червлеными языками, имеющий на каждой из 11
голов Российскую императорскую корону и увенчанный посередине большой Российской короной с лазоревыми лентами. За щитом четыре сложенных накрест флага Ростовской области на золотых знаменных древках с копейными наконечниками, шнурами и кистями. Знаменные древки перевиты лентой ордена Ленина. Разработчик герба - Алексей Курмановский. Герб основан на историческом гербе области Войска Донского. 1-й ведущий. Флаг. Флаги мы с вами видим часто. А вот что мы о них знаем. Что такое флаг? Это символ или знак, сделанный из ткани. Сама идея возникла, вер но, тысячи лет тому назад среди древних охотников и воинов. Они хотели сделать так. чтобы их могли узнавать и друзья, и враги, чтобы знать к чему быть готовыми: к битве или к дружеском встрече. Первые флаги изготавливались , no-всей видимости, из звериных шкур или из пичьих перьев. Согласно легенде, первый флаг появился в 1219 году – в Дании. 2-й ведущий. Войско Донское с самого своего зарождения готово было вступить на защиту Отечества, но войско без знамени - это не войско. Так какие же знамена были пожалованы донским казакaм? Первое знамя было послано на Дон за воинскую доблесть 18 Марта I614 года, первым царем из династии Романовых - Михаилом Федоровичем. А даровано оно было за подвиги в сражениях против поработителей Родины. Потом были и другие знамена… 1-й ведущий. Из далеких времен истории вернемся в наше время. Флаг Ростовской области представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - синего, средней - желтого и нижней - алого цвета. Такой флаг был разработан еще атаманом Красновым в 1918 году. Каждый цвет символизировал следующее: синий - цвет донских казаков, желтый - калмыков, которые входили в состав Области Войска Донского, красный - русских (т.е. первоначально цвета флага символизировали единство трех народов, издревле заселявших Дон, - казаков, калмыков и русских, теперь желтая полоса вобрала в себя все народи, ныне живущие на великой реке), В 1996 году флаг Краснова был дополнен былой полосой, расположенной вертикально вдоль древка (1/5 часть ширины флага) – символом единства. Отношение ширины флага к его длине 2:3. 12
2-й ведущий. Гимн. Гимн - это торжественная песнь. Само слово «гимн» греческого происхождения. Еще в глубокой древности так назывались песнопения, прославляющие богов и героев. Шли века, и хвалебные песни изменялись . Все чаще их содержанием становилось воспевание, увековечивание благородной и возвышенной идеи. 1-й ведущий. Гимном области стала песня созданная Ф.И.Анисимовым в 1853 году «Всколыхнулся, взволновался, православный тихий Дон". Пели ее казаки еще в русско-турецкую войну (1853-56 гг.). Позже, уже в 1918 году, текст был переделан и песня стала донским гимном. Со временем потребовалась еще одна переделка, и на этот раз, уже в Законодательном собрании депутаты отвергли четвертый куплет. И появился гимн Ростовской области. Всколыхнулся, взволновался Православный Тихий Дон И послушно отозвался На призыв свободы он. Зеленеет степь родная, Золотятся волны нив, И с простора , слух лаская, Вольный слышится призыв. Славься, Дон, и в наши годы, В память вольной старины! В час невзгоды — честь свободы Отстоят твои сыны. 2-й ведущий. Ребята, посмотрите, пожалуйста на экран. Наши далекие предки передают вам сообщение. Чтец. Россия! Ты помнишь казацкую славу И дикий степняцкий безудержный гик? Разили налево врага и направо И веры шашек и молнии пик Ты помнишь кровавые наши потери - Кто в пыльной траве, кто в брезгливой грязи? Летали над нами свинцовые звери И белые ангелы в небе Руси. 13
Ты помнишь Донскую настырную волю, И плахи гулитвенных наших вождей, Как в борозды нивы посыпали солью, Чтоб вечно ничто не родилось на ней? А помнишь пудовые волны пшеницы, Коней табуны, треск арбузов: «на режь!»? Станицы, станицы, станицы, станицы, Кормили и Родину и зарубеж! Чтец. А наши последние злые победы, Что были оболганы тысячью книг?! Наследники прошлого – древние деды Немного поведают ноне о них. Ты помнишь бессчетные наши могилы И переселенье – в Сибирь али в рай?! Трагедия сей опороченной силы, Еще не окончена – слышится грай Ворон по донским хуторам недобитым, По храмам-калекам, по душам людским. Нет, брешете, черные! Мы не избиты И Войско Донское – не прах и не дым! И песни играют, и бают преданья, И споры на горло идут и кулак. И живо еще светоносное званье, Которое мы не уроним – казак! Россия! Мы мира хотим и свободы, Чтоб Дон возродить от души от струи. Но если надвинуться годы- невзгоды, Мы встанем опять под знамена твои! Ю. Карташов. Россия.
Литература.
1. Астапенко ПМ. Донские казаки.1550-1920. Учебное пособие. Ростов н\Д. 1992. 2. Веряскина ОГ, Саяпин ВВ. История Донского края с древнейших времен до конца XVI века. Учебно-методические материалы. Ростов н\Д. 2005. 3. Веряскина ОГ. . История Донского края с древнейших времен до конца XVI века. 5-6 кл. Ростов н\Д. 2005. 4. Дневник донского школьника. Ростов н\Д. 2004. 5. История казачества Дона. Учебное пособие для 5-6 кл. средней школы. Ростов н\Д. 1993. 6. Казачий Дон. Очерки истории. Ч.II . Ростов н\Д. 1995. 7. Кислицин СА, Кислицина ИГ. История Донского края XX века.9 кл. Роств н\Д. 2004. 14
8. Моя Родина: стихотворения русских поэтов о Родине. Москва. 2005. 9. Самарина НВ, Витюк ОГ. История Донского края XVII-XIX веков. 7-8 кл. Ростов н\Д. 2004. 10.Хрестоматия: литература Дона 8-9 кл. Ростов н\Д. 2005. 15