"Хождение за три моря Афанасия Никитина"

Автор: Супряга Оксана Викторовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15
Населённый пункт: г.Усолье-Сибирское, Иркутской области
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Хождение за три моря Афанасия Никитина"
Дата публикации: 21.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


План-конспект урока №12

Тема

"Хождение за три моря Афанасия Никитина"

Цель
Дать представление о накоплении географических знаний русскими путешественниками.
Задачи
 Познакомить с путешествием Афанасия Никитина.  Изучить природно-климатические особенности Индии.  Развивать интерес к романтическим путешествиям героев-первооткрывателей.  Воспитывать культуру поведения, умение работать в паре.
Основное содержание

темы, термины и

понятия
Русские мореплаватели, море,Тверь, Волга , Ширванское царство, Шемаха, Астрахань , Индия, Хвалынское море, Стамбульское море,Персия,Иран, Индийское море, Гималаи, Ганг, тропические леса
Планируемый

результат

Предметные

УУД
В познавательной сфере: - давать определение море - уметь определять на карте полушарий моря; - уметь ориентироваться на карте В ценностно-ориентационной сфере: - анализировать и оценивать роль путешествия и торговли для человека
Личностные:
развитие познавательных мотивов
Регулятивные:
постановка и сохранение учебной задачи
Познавательные:
развитие кругозора обучающихся по спектру применения знаний и навыков ориентирования в пространстве
Общеучебные:
выделение и структурирование необходимой информации
Логические:
выделение методов ( анализ), синтез, подведение под понятие, , выдвижение гипотез и их обоснование
Коммуникативные
: -Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами - Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном
обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
Межпредметные связи

Учебный предмет,

курс

Формы работы

Ресурсы
История, биология, русский язык Парная, индивидуальная Презентация, контурная карта, учебник, рабочая тетрадь, настенная карта. солнце
Мотивационный этап

Цель

Содержание
Организация, мотивировка обучающихся на освоение нового, с учетом изученного ранее
5 мин.

Игра «Узнай слово».
На слайде написаны высказывания. Каждое высказывание имеет свою букву. Обучающиеся выбирают правильное высказывание, тем самым открывая букву. Если дети примут правильное решение, то получится ключевое слово. НИКИТИН -Как вы думаете, кто такой Афанасий Никитин? (русский путешественник). -О чем будем сегодня говорить? -Тема урока «Хождение за три моря». -Как вы думаете, что мы сегодня узнаем?
Хожение (хождение) - старославянское слово. Странствие, путешествие.

-
Попробуйте дать определение понятию
море.


5 мин.

-
Какие моря знаете? -Итак отправляемся в путешествие с Афанасием Никитиным. Надеюсь, оно вам понравится, и вы сделаете для себя много открытий. Запишите тему сегодняшнего урока в тетрадь. Жил да был в Твери-русском городе -честной купец Афанасий Никитин. По делам торговым купеческим ходил, ездил, плавал в края далекие –чужеземные, страны разные. И вот как-то раз прослышал он , что в восточную страну направляется русское посольство-в
Ширванское
царство. А с ним попутно и купцы с российскими товарами едут. Набрал Афанасий Никитин товару побольше и летом 1466 года поплыл с товарищами своими, купцами, по матушке –Волге к Каспийскому морю. Называлось оно тогда-
Хвалынским.
Но недалеко от Астрахани на купеческие корабли напали разбойники. Они дочиста ограбили купцов. А. Никитин решил не возвращаться домой, а добрался до Ширванского царства с центром-
Шемаха
. ( север Азербайджана) -Найдите в тексте на с .54 о чем узнал А.Никтитин на базаре в Ширванском царстве?
Этап учебно – познавательной деятельности

Цель

Содержание
Постановка учебной задачи и открытие новых знаний
1.

Обсуждение и выдвижение гипотез.
Анализ поставленной задачи
2.

Анализ результата.
- Что вы знаете об Индии из уроков истории? -Опишите географическое положение Индии, пользуясь картой. (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ УЧИТЕЛЬ НАНОСИТ НА НАСТЕННУЮ КОНТУРНУЮ КАРТУ)
3.Выход на новое знание.
Никитин решил добраться до Индии. Дорога в Индию шла через
Персию.
Так в Древнем мире

7 мин
. называли
Иран.
После Персии Афанасий Никитин побывал на
Ормузе
, маленьком островке
Персидского залива
. Море в тех краях прозрачно настолько, что на глубине видно коралловое дно. Добываемый здесь жемчуг высоко ценится во всём мире. Из Ормуза Никитин через
Аравийское море
поплыл до
Индии
. Наконец-то преодолено второе море -
Индийское
. И вот наконец долгожданная Индия. Все здесь удивляет путешественника. -Найдите в учебнике на с.56 что удивляло А.Никитина в Индии. - А теперь давайте нанесем путь А.Никитина до Индии на контурную карту в рабочей тетради.с.32 - А теперь попробуйте нанести тот же путь на настенной контурной карте.
Физпауза: звучит расслабляющая музыка.
Закройте глаза. Представьте, что вы оказались в необычайно густом тропическом лесуИндии. Под ногами ощущается мягкая, покрытая высокой травой, земля. Кругом тепло и влажно. Воздух наполнен незнакомыми ароматами. С огромных деревьев опускаются ветви лиан. Сквозь тихое шуршание листвы слышится шум далёкого водопада. В царстве влажного сумрака раздаются голоса экзотических птиц. Хочется, как можно дольше бродить по загадочным джунглям и наслаждаться всё новыми и новыми ощущениями. - В индии много лесов, где обитают большие стада огромных диких слонов, скачет по деревьям бесчисленное множество обезьян. Бесшумно прокрадывается гроза зверей- бенгальский тигр, поют красивые птицы; растут деревья, древесина которых особенно ценится за красоту-сандал. Но самый любимый и ценимый во всем мире продукт-это индийский чай.
4.Сообщение ученика.

Как растёт чай.
Совершенно невозможно представить себе жизнь без чая. Этот ароматный напиток содержит

10 мин.
витамины и другие полезные вещества. Из семян выжимают масло, используемое в парфюмерии. Из отходов листьев делают лекарства. РОДИНА ЧАЯ - субтропические леса. Дикорастущий чай - деревья до 10 м в высоту со стволом диаметром более полуметра. Если дикорастущий чай - дерево, то культурный чай – кустарник. В Европе предпочитают пить черные сорта чая. В Средней Азии любят зеленый чай, а также плиточный чай - спрессованный низкосортный чай и зеленый лист. Для аромата туда добавляют высушенные цветки жасмина, другие душистые травы. -В тропическом лесу прекрасные условия для жизни разнообразных животных. - Назовите самого крупного представителя растительноядных животных Индии.
5.Выступление ученика.

Cлонам в Индии теперь платят пенсию.
Слоны, работающие в штате Керала на юге Индии, теперь имеют гарантированное государством право выхода на заслуженный отдых по достижении 65-летнего возраста. Их будут обеспечивать продуктами, бесплатной медицинской помощью и достойными условиями жизни. В Индии проходит необычная акция - перепись слонов.Во время переписи на каждого слона заводится паспорт, в котором указывается пол, примерный возраст и особые приметы. Это мероприятие проводится с целью сохранения и увеличения численности животных. Средняя продолжительность жизни слонов в Индии составляет 100 лет.
-
Индийский слон меньше африканского, и хорошо приручается человеком. Отловленные дикие слоны воспитываются, дрессируются и используются на разных работах. -В Индии священным животным считается корова.
6.Выступление ученика.


8 мин.

Почему в Индии корову считают священным животным.
Среди индусов, корова - особо почитаема и сравнивается с матерью и даже богами. Полагают, что в каждой корове присутствует часть Божественного, поэтому, обязанность каждого человека уважительно относиться к корове, оберегать ее и защищать. В Индии корова считается матерью, так как она кормит людей своим молоком и при этом обладает такими материнскими качествами, как доброта, спокойствие, миролюбивость. В Индии огромное количество голодающих людей, ежедневно там умирают от голода, но при этом никто не трогает ходящих по улицам коров. Если корове вздумалось остановиться посреди дорожной трассы, ее будут бережно объезжать и никому даже в голову не придет поторопить или прогнать животное. -3 года пробыл Никитин в Индии. Пришла пора вернуться на родину, однако путь домой оказался ещё труднее. -У вас на столах лежит текст с ошибками. Ваша задача пользуясь учебником исправить допущенные мной ошибки.
7. Найдите ошибку (работа в парах)
Никитин засобирался домой. Сначала его путь лежал через Каспийское море, потом на лошадях через Аравию, к берегам Красного моря, которое Марко пересек на лодке, а дальше отправился пешком через пустыню. В древности это море называлось Стамбульским. Никитин провел в странствиях 5 лет. Он не дошел до дома всего 100 км. В Астрахани ему стало плохо. Монахи, находившегося неподалеку монастыря выходили его. Из записок, которые вел путешественник получилась книга «Хождение за моря». Много лет спустя в Смоленске, на берегу Оки ему поставили памятник. - А теперь давайте нанесем путь А.Никитина домой на контурную карту в рабочей тетради.с.32 - А теперь попробуйте нанести тот же путь на настенной контурной карте.
- Сегодня мы с вами говорили о русском путешественнике Афанасии Никитине. Записки Афанасия Никитина переведены на многие языки. В Твери, на берегу Волги, стоит памятник этому знаменитому мореплавателю и путешественнику. Мир помнит об Афанасии Никитине, а сам он никогда не забывал своей Родины и не раз говорил: "Нет страны, подобной Русской земле!"
Этап рефлексии

Цель

Содержание
Оценка результатов деятельности Я предлагаю вам дорисовать лучи у солнца. Каждый лучик- мысль по теме урока. Сегодня на уроке я узнал(а)…
Этап –домашнее задание
Параграф 11, р.т. с.31-33