Напоминание

Итоговый проект обучающегося 10 класса. "Проведение мастер-класса по обучению кадрили как формы знакомства с народным танцем России"

Автор: Алешко Ольга Георгиевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МОУ СОШ №1
Населённый пункт: городской округ Богданович
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Итоговый проект обучающегося 10 класса. "Проведение мастер-класса по обучению кадрили как формы знакомства с народным танцем России"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Российская Федерация

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

Итоговый проект

Проведение мастер-класса по обучению кадрили как формы знакомства с

народным танцем России

Выполнила: С.

Анастасия Сергеевна

Руководитель: Алешко

Ольга Георгиевна,

учитель литературы и искусства

Богданович, 2025 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3

ГЛАВА 1. История народного танца России – кадриль

...............................................................................................................................5

1.1. Определение понятия «Кадриль» и ее функции....................................6

1.2. Определения конкретных личностных качеств, развивающихся с

помощью кадрили на мастер-классе............................................................10

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.............................................................15

2.1. Кадриль, ее правила танца и влияние на развитие

личности……………………………………………………………………15

2.2. Проведение опроса среди учащихся 9-10 классов...............................16

2.3. Организация и проведение мастер-класса по обучении кадрили как

формы знакомства с народным танцем

России…………………………………………………………………..29

2.4. Опрос по мастер-классу "Изучение танца кадриль"…………………31

2.4.1. Анализ опроса перед мероприятием………………………………33

2.4.2. Анализ опроса после мероприятия…………………………………34

Заключение

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................31

ПРИЛОЖЕНИЕ 1..............................................................................................32

ПРИЛОЖЕНИЕ 2..............................................................................................36

2

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

проекта

заключается

в

том,

что

на

данном

историческом этапе развитие народного танца является феноменом

русской культуры.

Мы считаем, что в условиях современного мира, где наблюдается

снижение интереса к традициям, проект актуален как способ возрождения

народной культуры и привлечения внимания к русским народным танцам.

Проблема: может ли создание мастер-класса по обучению кадрили

быть формой знакомства с народным танцем России.

Объект: история кадрили как народность танца России.

Предмет:

изучение

особенностей

танца

кадриль,

как

форма

знакомства с народными танцами России.

Цель

проекта:

организовать

мастер-класс

по

кадрили,

способствующий знакомству участников с народным танцем кадриль.

Задачи:

1.

Проанализировать информацию о кадрили, связанной с историей

народного танца России;

2.

Рассмотреть понятие кадрили;

3.

Выяснить происхождение русской кадрили;

4.

Разработать этапы организации и проведение мастер-класса по

обучении как формы знакомства с народной культурой России;

5.

Реализовать мастер-класс на практике;

6.

Определить, будет ли полезен и интересен предложенный

материал ученикам МОУ СОШ №1 и увлекающимся танцами

подросткам.

В проекте были использованы следующие методы исследования:

1)

эмпирические: описание, сравнение;

2)

теоретические: анализ, изучение и обобщение информации, синтез и

приёмы творческой деятельности.

Теоретическая значимость проекта заключается в том, что

собранный материал поможет расширить кругозор участников мастер

класса об истории народного танца России, а создание мастер-класса,

будет способствовать формированию духовно – нравственных ценностей у

обучающихся.

Практическая

значимость

проекта

заключается

в

том,

что

информация, представленная в данном проекте, может быть полезна при

3

создании творческих объединений в школе, мастер-классов, а также

поможет тем, кто увлекается танцами.

Учебная дисциплина, в рамках которой проводится работа по

проекту: искусство (МХК), история, физическая культура.

Этапы работы над проектом (с указанием сроков):

1)

поисковый (сентябрь-ноябрь 2024): определение темы проекта,

поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта;

2)

аналитический (декабрь-январь 2025): анализ имеющейся

информации, сбор и изучение информации, составление концепт-плана

реализации проекта;

3)

практическая (февраль-март 2025): выполнение работы и

оформление продукта проекта;

4)

презентационный (апрель-май 2025): подготовка презентации

проекта, изучение возможностей использования результатов проекта;

5)

контрольный:

анализ

результатов

выполнения

проекта,

самооценка качества выполнения проекта.

Тип проекта: творческий

Предполагаемый продукт: Проведение мастер-класса по обучению

кадрили как формы знакомства с народным танцем России.

4

ГЛАВА 1. История народного танца России – кадриль

1.1. Определение

понятия

«кадриль»,

их

функции

и

классификация

Русский народный танец кадриль — это парный танец, являвшийся в

далекие времена салонным, который очень быстро стал распространенным

в народе. Правда, со временем он претерпел некоторые изменения в

манере и в движениях, однако характерные для него композиционные

особенности

остались.

Русская

кадриль

танец

нашего

народа,

являющийся очень разнообразным и по истине красивым. Хотя имеется

много

разновидностей

самого

танца

белорусская,

литовская,

украинская… что и говорить, даже американская кадриль существует.

Каждый вариант по-своему особенный, самобытный и разнообразный.

Вообще само название “кадриль” схоже с французским словом

“quadrille”, испанским “cuadrilla” и латинском “quadrum”. Из-за этого у

многих возникают сомнения касательно того, где же, всё-таки, зародился

этот танец. Но если верить историческим источникам, то кадриль

появилась во Франции, причем в качестве бального танца, которая

образовался от контрданса (родиной которого является Англия). Пары

девушек и парней располагались по четырехугольной схеме, и каждая пара

по очереди исполняла сольную партию. Танец состоял из пяти фигур и все

они заканчивались одним общим движением, которое и объединяло

танцоров.

Кадриль быстро покорила любителей танцев, посетителей танцевальных

залов и салонов и, в конце концов, стала одним из самых популярных

танцев. В особенности в России – его танцевали практически везде. Потом

кадриль стала распространенной в народной среде и вот там она сильно

изменилась. Теперь это был национальный танец с ярко выраженным

русским

колоритом.

Любимая

народна

пляска.

Прежние

фигуры

переработались, народ сочинил новые. Танец даже стал различаться по

регионам и отдельной местности. Собственно говоря, если бы не эти

изменения, то кадриль бы не прожила так долго.

Итак, говоря про русский народный танец кадриль, следует отметить его

характерные особенности:

Кадриль – живой, быстрый танец. Раньше пары располагались напротив

друг друга, по четырехугольнику, и поочередно выполняли свои партии.

5

Причем состоял танец из пяти фигур, которые всегда завершались общим

движением всех пар. Несмотря на сложность фигур, движения идеально

отрабатывались и доводились до совершенства салонными танцорами.

Кадриль со временем сильно изменилась, а названия движений, многие

из которых исчезли, просто были заменены на цифры. Некоторые

движения были упрощены.

Следует отметить, что позже появившийся жанр частушек довольно

тесно переплелся с этим веселым танцем. Как это выглядит? Исполнители

во время танца могут петь частушки в любом порядке: все вместе,

поодиночке или парами. Часто кадриль исполняется под многие известные

песни. Русская кадриль – это танец, имеющий особенность, связанную с

увеличением количества танцующих пар и с тем, что в некоторых

элементах появился перепляс и каждая очередная фигура отделяется от

предыдущего движения остановкой движения одновременно с музыкой.

Русская кадриль представляет следующие три группы по форме своего

построения: угловые или квадратные, двухрядные или линейные и

круговые. Русский народный танец кадриль имеет несколько фигур со

своими названиями: проходочка, звездочка, знакомство, воротца и пр. Они

либо объявляются ведущим, либо дается притопом или платком знак для

их

исполнения.

Благодаря

сочетанию

удивительной

задорности

с

простотой кадриль прочно обосновалась в культуре и в быту русского

народа. Танец этот впитал в себя множество национальных традиций.

Благодаря этому он сильно изменился, по сравнению с первоначальной его

формой – кадрилью из Франции.

Характерные особенности русской кадрили:

1.

музыкальный размер две четверти (иногда его заменяют на 6/8);

2.

исполняется она исключительно чётным количеством танцующих

пар;

3.

в танце может быть минимум пять фигур и максимум 12.

Одна из разновидностей кадрили — народные танцы шестёра, восьмёра,

четвёра, распространённые на Урале и в северных областях России.

Из огромного разнообразия кадрилей по форме построения выделяются

три группы кадрилей: квадратные (угловые, по углам), линейные

(двухрядные) и круговые. В некоторых кадрилях не всегда выдерживаются

эти формы построения от первой фигуры до последней. Обычно

смешиваются линейные и круговые или угловые и круговые кадрили.

6

Квадратная («на четыре стены», «по углам») кадриль исполняется

четырьмя парами, стоящими друг против друга или по сторонам квадрата.

Движение и переходы пар происходит по диагонали или крест-накрест.

В квадратных или угловых кадрилях встречается много различных

построений и переходов пар:

1.

Все пары одновременно сходятся к центру и затем возвращаются на

свои места;

2.

Две противоположные пары идут навстречу друг другу и меняются

местами; две другие пары или стоят на месте или же кружатся;

3.

Две противоположные пары идут навстречу друг другу и образуют

кружок; после поворота по кругу на определённое количество тактов

пляшущие пары расходятся обратно на свои места или же меняются

местами;

4.

Две противоположные пары сходятся в центре и парень одной пары

передаёт другому свою девушку, а сам, оставшись один, пляшет

перед ними.

Несмотря на схожесть рисунка, кадрили резко отличаются по исполнению,

так как их пляшут всегда в манере, присущей той местности, в которой

бытует данная кадриль.

Линейная

В линейной (двухрядной) кадрили может участвовать даже две пары,

поэтому её удобно танцевать при ограниченном количестве участников и

площади. Каждая пара пляшет почти всегда только с противоположной

парой. Основные движения в линейной кадрили — пары идут друг на

друга одновременно или же одна пара подходит к другой.

Обычно в начале линейных кадрилей на одной стороне выстраиваются

парни, а на другой девушки. Затем происходит приглашение, и пары

становятся в линии друг напротив друга. Это может происходить как под

музыку, так и без музыки.

В линейных кадрилях характерны свои различные построения и переходы

пар:

1.

Линии одновременно сходятся друг с другом и вновь расходятся на

свои места, или же одна линия стоит на месте, а другая подходит к

ней и затем возвращается на своё место; Пары одной и другой линии

через одну идут одновременно к парам другой линии, оставшимся на

7

месте, подойдя к противоположным парам, участники образуют

кружочки из двух пар, которые движутся по кругу, затем пришедшая

пара, пройдя под «воротиками» другой пары, возвращается на своё

место; Девушки образуют круг между двух линий парней; или,

наоборот, круг образуют парни между линий девушек;

2.

Две линии идут навстречу друг другу, одна линия проходит под

«воротиками» другой; дойдя до противоположной стороны, обе

линии разворачиваются и идут на свои места, но теперь под

«воротиками» проходит уже другая линия.

Круговая – в круговой количество пар должно быть не меньше четырёх.

Обычно участвует чётное количество пар: 4, 6, реже 8 пар. Но иногда

может плясать и нечётное количество — 5 или 7 пар.

Пары располагаются по кругу, и двигаются по кругу. Движение пар и

одиночные переходы происходят в основном по кругу, а также к центру

круга и обратно:

1.

Парни стоят на своих местах, а девушки переходят по кругу к

следующему партнёру. В некоторых вариантах, наоборот, парни

переходят по кругу.

2.

Парни и девушки одновременно идут по кругу в противоположных

направлениях, пока не дойдут до своих партнёров.

3.

Девушки или парни сходятся к центру круга и образуют «звёздочку»

или круг, затем разворачиваются и возвращаются на место.

4.

Парни или девушки образуют внутренний круг, повернувшись

лицом к внешнему кругу, исполнители совершают обход со своими

партнёрами правым или левым плечом вперёд.

В отдельную группу выделяют польки, для которых характерны движения

«пятка, носик, топ, топ, топ». Это — полька, полечка, полька-бабочка,

полька-птичка, полька с каблучком.

Некоторые функции кадрили:

1.

Развлечение и отдых. Кадриль исполняли не только на больших

гуляньях и праздниках, но и в качестве бытовой пляски для души и

отдыха.

2.

Общение между партнёрами. Так как танец исполняется линиями (то

первая и вторая пара, то третья и четвёртая), образуются долгие

паузы, которые можно использовать для разговора.

8

3.

Возможность для творчества и импровизации. Фигуры танца часто

дают танцорам простор для индивидуального творчества и полёта

фантазии.

4.

Сюжетное развитие. Некоторые народные кадрили имеют то или

иное сюжетное развитие, например, «Шалантух».

1.2.

Определения

конкретных

личностных

качеств,

развивающихся с помощью кадрили на мастер-классе

Личностные качества, развивающиеся с помощью кадрили на мастер-

классе – это улучшение психо-эмоционального состояния – включает

переживания

с

проявлением

эмоционального

реагирования

на

окружающую действительность и на самого себя. Такие состояния

регулируются

преимущественно

эмоционально-волевой

сферой

и

охватывают эмоциональные реакции и отношения. Например: активность,

увлечение, а также уверенность.

1.

Повышение заинтересованности у учащихся в занятиях танцем

кадриль

2.

Раскрытие творческого потенциала учащихся во время занятий на

мастер-классе

3.

Умение сотрудничать в коллективе

4.

Способность активно включаться в совместную деятельность и

сотворчество

9

ГЛАВА 2. Практическая часть

2.1 Кадриль, правила танца и влияние на развитие

Кадриль — самостоятельная форма русского народного танца, состоящая

из фигур, где каждая фигура является самостоятельной и законченной

частью танца.

Некоторые правила кадрили:

Всегда исполняется парами.

Каждая фигура объявляется, исполняется под свою мелодию.

Начинается со своих мест и заканчивается там же.

В заключительной части исполнители обязательно благодарят друг друга и

музыканта.

Существуют разные виды кадрили, например:

Квадратные (угловые). Пары располагаются по углам квадрата, создавая

чёткую геометрическую форму.

Линейные (двухрядные). Пары выстраиваются в две линии друг напротив

друга.

Круговые. Пары образуют круг, танцуя лицом к центру или по линии

танца.

Смешанные. Каждая фигура имеет своё композиционное построение или

смешанное построение внутри одной фигуры.

Импровизационные.

Главная

роль

у

распорядителя-участника,

называющего фигуры.

Влияние кадрили на развитие личности может быть следующим:

Развитие координации, чувства ритма и умения взаимодействовать в

коллективе.

Обучение актёрскому мастерству. В кадрили можно передать самобытный

русский характер: весёлый и серьёзный, горделивый и стеснительный,

эмоциональный, выразительный.

Формирование

коммуникативных

навыков.

Например,

в

уральской

кадрили

фигура

«Бараба»

или

«Барабушка»

имела

значение

в

10

формировании коммуникативных навыков у молодёжи — в танце

культивировались открытость, взаимопонимание, уважение друг к другу.

2.2. Проведение опроса среди учащихся 9-10 классов.

Для определения актуальности проекта мной был проведён опрос

среди учащихся 9-10 классов на тему «Секреты кадрили. Участие в мастер-

классе». Были включены вопросы по оценке уровня знаний о народных

танцах и заинтересованности участия в мастер-классе как формы

знакомства с народным танцем России у молодёжи.

11

2.3.Организация и проведение мастер-класса по обучении кадрили как

формы знакомства с народным танцем России

Определение цели и целевой аудитории является ключевым шагом

при создании мастер-класса. Целью проведения моего мастер-класса стало

знакомство участников с народным танцем кадриль.

Проведение мастер-класса позволило объединить старшеклассников

для знакомства с историей народного танца кадриль.

Создание мастер-класса — это динамичный процесс, требующий

стратегического подхода и постоянного внимания к деталям.

1.

Постановка цели. В первую очередь надо определить для чего

создается мастер-класс и кому он будет интересен?

Цели моего мастер-класса:

познакомить участников с историей народного танца России

кадриль;

привлечь новых участников, заинтересованных в изучении

истории народного танца кадриль;

содействовать

в

формировании

сообщества

единомышленников и людей, увлеченных историей народного

танца;

содействовать

в

сохранении

и

продвижении

народной

культуры России.

составить план проведения мастер-класса

набрать подходящую аудиторию – учащиеся МОУ СОШ №1,

9-10 классы

12

2.4. Опрос по мастер-классу «Изучение танца кадриль»

Перед проведении мастер-класса мы провели опрос среди учащихся 9-10

классов, чтобы выяснить, что знают обучающиеся о кадрили, как народном

танцем России.

В вопросе приняли учащиеся в количестве 20 человек. Возраст участников

опроса 15-17 лет.

60%

25%

15%

Что такое кадриль?

Танец

Музыкальный инструмент

Жанр живописи

Спорт

50%

25%

15%

10%

Сколько пар обычно участвует в кадрили?

Одна

Две

Три

Четыре

13

50%

25%

15%

10%

Какой стиль музыки чаще всего исполь-

зуется для кадрили?

Классическая музыка

Фольклорная музыка

Поп-музыка

Рок-музыка

65%

35%

В какой стране возникла кадриль?

Россия

Франция

14

50%

25%

15%

10%

Какой элемент не является частью кад-

рили?

Повороты

Сальто

Фигуры

Шаги

15

2.4.1. Анализ опроса перед мероприятием

В результате проведенного опроса перед мероприятием получили такие

данные:

1. Большинство людей в большей степени интересуются танцами

2. Анализ опроса показал, что большинства людей не понимают значения

«кадриль»

3. Таким образом, проанализировав опрос, можно сделать вывод, что тема

актуальна

2.4.2. Анализ опроса после мероприятия

После проведения мастер-класса мной был проведен повторный опрос с

этой же целевой аудиторией. Результаты опроса выглядят таким образом:

95%

5%

Понравился ли вам мастер класс "Изу-

чение танца кадриль"

да

Нет

16

20%

10%

70%

Сколько пар обычно участвует в кадрили?

Одна

Две

Три

Четыре

40%

50%

10%

Какой стиль музыки чаще всего исполь-

зуется для кадрили?

Классическая музыка

Фольклорная музыка

Поп-музыка

Рок-музыка

17

15%

85%

В какой стране возникла кадриль?

Франция

Франция

20%

70%

10%

Какой элемент не является частью кад-

рили?

Повороты

Сальто

Фигуры

Шаги

Опрос до

Опрос после

Вывод

18

мероприятия

мероприятия

1.

Что такое

кадриль/

Понравилс

я мастер-

класс

«Изучение

танца

кадриль

60% отметили, что

кадриль – это танец

95% отметили, что

зная значение

кадрили понравилось

данное мероприятие

Итак, после

проведения мастер-

класса выявилось, что

учащиеся 9-10

классов лучше

ответили на опрос

после мероприятия,

чем до мероприятия.

Навыков и знаний

стало больше,

благодаря мастер-

классу

2.

Сколько

пар

обычно

участвуют

в кадрили

10% отметили, что

обычно танцуют

четырьмя парами

70% отметили, что

обычно танцуют

четырьмя парами

3.

Какой

стиль

музыки

чаще всего

использует

ся для

кадрили

25% отметили, что

стиль музыки – это

фольклорный

50% отметили, что

стиль музыки – это

фольклорный

4.

В какой

стране

возникла

кадриль

35% отметили, что

кадриль возникла во

Франции

85% отметили, что

кадриль возникла во

Франции

5.

Какой

элемент не

является

частью

кадрили

25% отметили, что

сальто не является

частью кадрили

70% отметили, что

сальто не является

частью кадрили

Данные результаты позволяют сделать вывод, что проведение мастер

класса по обучению кадрили является успешной формой знакомства с

народным танцем России.

Заключение

19

В завершении своего проекта мы провели анализ эффективности

созданного мастер-класса как форму знакомства

с народным танцем

России.

Наш проект посвящен актуальной теме, так как что на данном

историческом этапе развитие народного танца является феноменом

русской культуры. В условиях современного мира, где наблюдается

снижение интереса к традициям, проект актуален как способ возрождения

народной культуры и привлечения внимания к русским народным танцам.

В первой главе мы узнали, что история народной культуры в

России насчитывает многие тысячелетия, что народные танцы продолжали

совершенствовать кадриль и хоровод для духовного развития людей;

сделали вывод, что история кадрили и хоровода имеет достаточно долгую

и противоречивую историю. Во второй главе мы рассмотрели особенности

создания мастер-класса как форму знакомства с народным танцем России,

научились

созданию

мастер-класса,

которое

будет

способствовать

формированию духовно – нравственных ценностей у обучающихся.

Работая над проектом, нам удалось выполнить все поставленные

задачи. Так мы:

1.

Проанализировать

информацию

истории,

связанную

с

историей народного танца России;

2.

Рассмотреть понятие народного танца;

3.

Выяснить происхождение народного танца России;

4.

Разработать этапы организации мастер-класса как форму

знакомства с народной культурой России;

5.

Реализовать мастер-класс на практике;

6.

Определить, будет ли полезен и интересен предложенный

материал ученикам МОУ СОШ №1 и увлекающимся танцами подросткам.

Кроме того, нам удалось приобщить обучающихся МОУ СОШ № 1 к

изучению

народного

танца

кадриль,

созданное

нами

творческое

объединение на мастер-классе, получило свое развитие, стало площадкой

для общения и обмена новостями для тех, кто увлекается народными

танцами. Таким образом, мы уверены в том, что цель работы достигнута и

создание мастер-класса может быть эффективной формой знакомства с

народной культурой России.

20

Перспектива данной работы заключается в том, что данный материал

можно будет использовать для проведения фестиваля культур, для

знакомства с народной культурой России на уроках МХК, может быть

полезна при создании творческих объединений внеклассных мероприятий,

в социальных сетях, а также поможет тем, кто увлекается народными

танцами.

21

Список литературы

Хижняк, Д. Д. Актуальность народного танца в современной культуре на

примере образцового ансамбля народного танца «Искорки» / Д. Д.

Хижняк, В. В. Стебляк.

Бажонкин А. В. Нижегородские кадрили и пляски — Горький, 1990

Кадриль // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-

сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1881. — Т. 2.

Веретенников И. И. Белгородские карагоды. — Белгород: ГБУК «БГЦНТ»,

2014. — 86 с.

22

Приложение

1.

Приветствие: Проведу для вас мастер-класс «Изучение танца Кадриль» и научу ее

танцевать. Но перед этим познакомлю вас с историей танца Кадриль и расскажу об

элементах танца.

2.

Кадриль – народный парный танец французского происхождения. Исполняется четырьмя

парами и более, расположенные в углах прямоугольника, друг против друга. Каждая

фигура отделяется от последующей паузой. Объявлением названия следующей фигуры,

притопом или хлопком. Во время ВОВ традиции народного танца, в том числе кадрили,

сохраняли свою популярность, несмотря на трудные условия. В госпиталях или на

фронтовых базах, парни часто приглашали дам для участия в Кадрили. Они подходили с

поклоном или делали легкий жест рукой, что было признаком уважения. Кадриль помогала

солдатам отвлечься от суровой реальности войны. Танцы служили не только для отдыха, но

и как способ поддержания морального духа и спокойствия в эти трудные времена.

3.

Теперь я вам покажу некоторые элементы движений, которые облегчит вам при

выполнения танца Кадриль:

1.

Встать в шахматный порядок и распределиться по парам, мальчик с девочкой

2.

Положение рук:

2.1.

У девочек – руки перед собой, чуть разведя в стороны. Легкие, раскачивающиеся

движения

2.2.

У мальчиков – руки собраны в кулак и поставить на пояс

3.

Положение в парах:

3.1.

Девочки – левая рука на предплечье партнера, правая кладется сверху на ладонь

мальчика

3.2.

Мальчики – правая рука за талию девочки, левая кладется на ладонь девочки

4.

Исходный шаг – переменный, с тремя шагами на носочках. Первый – большой, два –

маленьких

5.

Встать в круг в парах и разучить переменный шаг под музыку

4.

Начнем разучивать танец Кадриль:

1.

Исходное положение – круг. Стоим все в парах

2.

1 фигура:

2.1.

Движение вперед по кругу, исполняя два простых шага + притоп

2.2.

Возвращение на свои места спиной, исполняя предыдущий шаг, в конце заканчивают

притопом вместе с хлопком в ладоши

3.

2 фигура:

3.1.

Смена мест, накрест: 1 и 2 пара меняются местами , 2 и 3 пара вокруг себя

переменным шагом и наоборот

3.2.

Мальчики делают соскок на левую ногу, девочки обходят парней переменным шагом.

Держась за руку партнера

3.3.

Разворачиваются лицом к зрителям и делают притоп с хлопком в ладоши

4.

Фигура 3:

4.1.

Вращение в парах

4.2.

Хлопают в ладоши

5.

Поклон

5.

Вывод по мероприятию:

23

24