Напоминание

Произведения А. Вивальди в скрипичном классе музыкальной школы. Особенности работы

Автор: Благодарова Ирина Вадимовна
Должность: преподаватель музыкальной школы
Учебное заведение: МБУ ДО "МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №1 им. Н. Леонтовича г. Донецка"
Населённый пункт: г. Донецка
Наименование материала: Открытый урок
Тема: Произведения А. Вивальди в скрипичном классе музыкальной школы. Особенности работы







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ИМ. Н. ЛЕОНТОВИЧА Г. ДОНЕЦКА»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ПРЕДМЕТУ

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ СКРИПКА»

на тему:

«ПРОИЗВЕДЕНИЯ АНТОНИО ВИВАЛЬДИ В СКРИПИЧНОМ

КЛАССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ»

План-конспект открытого урока

преподаватель первой категории

отдела струнных инструментов

преподавателя муниципального

бюджетного учреждения

дополнительного образования

«Музыкальной школы № 1

им. Н. Леонтовича г. Донецка»

Благодаровой Ирины Вадимовны

Донецк

2024

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ

«Музыкальный инструмент»

(по дополнительным предпрофессиональным программам в области

музыкального искусства «Струнные инструменты»)

Малая Елена

(фамилия, имя обучающегося/группа)

8

(8)

класс скрипка

(класс, срок обучения, специальность/инструмент)

Благодарова Ирина Вадимовна

(ФИО преподавателя)

первая квалификационная категория

(категория/разряд/педагогическое звание преподавателя)

Загоркова Ольга Фёдоровна

(ФИО концертмейстера)

первая квалификационная категория

(категория/разряд/педагогическое звание концертмейстера)

25. 01. 2024г.

(дата проведения урока)

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Музыкальной школы № 1им. Н. Леонтовича г. Донецка»

(место проведения урока)

Тема урока:

«Произведения А. Вивальди в скрипичном классе музыкальной школы.

Особенности работы»

Цель урока:

– показать на практике работу над частями цикла «Времена года» А. Вивальди;

– расширить круг музыкальных знаний обучаемого;

– научить интересоваться, расширять свой кругозор не только изучаемой музыкой

А. Вивальди, но и его биографическими данными, эпохой, в которой написан

данный цикл «Времена года», особенностями жанра и стиля музыки;

– научить эмоционально исполнять авторский поэтический текст к частям

концерта, что даёт возможность приобрести обучаемому артистическое начало.

Задачи урока:

образовательные:

- расширение кругозора обучаемого;

- изучение эпохи Барокко и ее представителя композитора Антонио Вивальди.

- познакомить обучаемого с жанром «большого концерта»;

- научить осмысливать исполнение такого произведения, его форму;

развивающие:

- развить умение передавать содержание музыкального произведения;

- развитие исполнительских навыков;

- развитие творческой инициативы;

- развитие самостоятельности в работе над произведением;

- просмотр лучших примеров исполнения цикла «Времена года»;

воспитательные:

- воспитание интереса к просмотру образцов лучших исполнителей скрипичной

музыки;

- воспитание музыкального вкуса на примере известного популярного

произведения.

Тип занятия:

- комбинированный урок;

Вид урока:

- практическое занятие;

Форма проведения урока: индивидуальная

Краткое описание урока (анонс)

Урок представляет собой практическое занятие, на котором в процессе изучения

разных частей А. Вивальди «Времена года» педагог стимулирует интерес

(благодаря поэтическому предисловию) к изучению данного произведения и

музыки данной эпохи в целом. Вызывает стремление к раскрытию содержания

музыкального произведения крупной формы и как следствие к самостоятельному

выбору рациональных приемов работы над частями концерта. Беседа об авторе,

эпохе в которой жил композитор, жанре, форме, характере произведения педагог

пробуждает желание изучить многие аспекты эпохи Барокко.

На уроке будет дан анализ штрихам, аппликатуре, ритмической структуре

музыкальной ткани, а затем проработка всех ее сторон.

В качестве игрового эксперимента для стимулирования самостоятельной

творческой работы произведут замену штрихов на схожие. Обязательно будут

выбраны рациональные приемы игры. Даны будут рекомендации по режиму

домашних занятий и подготовке к сценическому выступлению.

СТРУКТУРА УРОКА

1. Организационный момент

Сообщение темы урока, постановка учебной задачи 3 мин.

2. Основная часть урока

- Упражнения Г. Шрадика для подготовки игрового аппарата;

- Исполнение всех частей цикла «Времена года» с концертмейстером, педагогом,

на примере которых будет показана работа с обучаемым. 30 мин.

3. Закрепление материала

- Проведение викторины посвященной А. Вивальди. Ответы на тесты. 7 мин.

4. Заключительная часть

Подведение итогов:

- анализ работы на уроке;

- комментирование выступления обучаемого;

- домашнее задание. 5 мин.

Педагогические технологии (приемы и методы работы на уроке, инструмент

для обучающегося): словесный (беседа, объяснение), практический, творческий

метод анализа и синтеза.

Оборудование: инструмент для преподавателя, инструмент для обучающегося,

инструмент для концертмейстера, пюпитры, стулья по числу присутствующих в

классе.

Ноты, партии, клавиры муз. произведений

Все нотные издания предоставлены отделом искусств библ. им. Крупской

«Времена года».

Тематические иллюстрации.

Тематические литературные произведения .

Г. Шрадик «Упражнения»

А. Вивальди «Времена года» (облегченное переложение для скрипки и ф-но,

клавир с приложением , скрипичная партия)

Автор – составитель: Птащук Светлана Владимировна

Ожидаемый результат:

В результате урока обучающие должны:

-

расширить свой кругозор и систематизировать все знания полученные на

данном уроке;

-

сформировать интерес к процессу раскрытия художественного смысла

частей концерта;

-

приобрести навыки ансамблевой игры с инструментом иного тембра;

-

раскрепостить игровой аппарат благодаря рациональному подбору

технических приёмов, а также обратить внимание на новые тембральные

находки в исполнительской практике обучаемых;

-

творческий подход и улучшение качества исполнительского мастерства.

«Послушай, восхитись, открой у себя «Великого Вивальди»

Ход урока

Урок начинается с приветствия и сообщения преп. Благодаровой И. В. Темы

и задачи урока: беседа об авторе.

А. Вивальди (1678- 1741) один из ярких представителей итальянской

скрипичной школы 18 века. Вивальди жил и работал в прекрасной и богатой

Венеции.- городе искусств и музыки. Он написал огромное количество работ

и был одним из самых модных композиторов своего времени. Был

полуинвалид, Страдал астмой. С раннего детства учился играть на скрипке у

отца. Вивальди был руководителем лучшего оркестра в Италии (140

воспитанниц). Сочинял очень быстро. Его учениками были Дж. Б. Сомис, Л.

Мадонис, Дж. Верочини. Писал арии на тексты Кардинала Барберини.

Карикатура на композитора, все это хранится в Ватикане. У него, как у

исполнителя хотели учиться многие скрипачи Европы. Всего около 530 соч.

450 концертов, 80 сонат, 100 симфоний, 50 опер, свыше 60 духовных

сочинений. Издательство «Рикорди» 221 концерт для скрипки соло, 26

коцертов для 2-4 скрипок, множество сонат для виолончели.

Бах высоко ценил музыку Вивальди. Сделал несколько переложений для

клавира и органа концертов композитора. И всё же был забыт. И только в

1938 г. нашли книгу в Вене – умер от воспаления внутренних

органов. ..Умер в нищете. В 1926 -1930 в одном из монастырей найдены

многие произведения композитора в том числе «4 Времени года» как

правильно называл свое детище сам автор. В 1950 г. была выпущена первая

запись «Времён года» американским скрипачом Нигелем Кенеди. Он

осовременил эту музыку.

Во «Временах года» каждое время года описывается как отдельный

музыкальный рассказ. Все соло писал для себя, так как виртуозно владел

скрипкой. Недруги часто надсмехались над Антонио, а его произведения все

чаще звучали по всей Европе. В 1725 г. Написал « 4 Времени года» в

Амстердаме.

Огромная заслуга А. Вивальди, как пионера в сочинении концерта, особенно

скрипичного. Любил создавать энергичные ритмы, использовал короткие

группы повторяющихся нот, что придавало его произведениям новизну,

ощущение свежести и энергии. Вивальди был очень набожным человеком и

его произведение « Глория» имело колоссальный успех.

Контрасты между солнцем, радостью, деятельностью и мраком, холодом и

сном. Этот принцип лежит в основе каждой части. Образ ветра –

динамичность, изменчивость мира. Сон – область мечты.

По программным требованием изучение музыки А. Вивальди начинается

приблизительно с 4 кл. и далее с 5-8 кл. Концерты, сонаты и т. д.

«Весна» 1 ч. была исполнена педагогом Благодаровой И. В., конц. Загоркова

О. Ф.

Перед началом исполнения прозвучали поэтические строки, которые

продекламировала обучаемая Малая Е. 8 кл.

Преподавателем было обращено внимание на штрихи и приемы, которые

используются в 1ч. Концерта. А именно: деташе, легато. трель.

Деташе – в элементарном виде скрипача продолжается работа над ним

начинается буквально с 1 кл. и на протяжении всего пути, так как является

основой для всех видов штрихов.

Качество штриха конечно зависит от исполняемого учебно-художественного

репертуара. Необходимо слушать качество звука. Должно быть хорошее

«сцепление» смычка со струной на всем протяжении штриха.

Тема идет штрихом деташе в разных частях смычка (на форте и пиано).

Форте – ближе к подставке. Пиано – ближе к грифу. Композитор использует

переменный штрих, который мы прорабатываем на открытой струне.

Легато – непрерывность звукоизвлечения, точность распределения смычка,

четкость ритма и плавность смены струн. Трель – проработали как наиболее часто

применяющееся украшение у Вивальди. Трель дает возможность легкости,

ритмичности, подвижности пальцам. Носит звукоизобразительный момент (пение

птиц).

1. Прорабатываем сначала четвертями.

2. Восьмыми.

3. Шестнадцатыми

Трель должна быть естественной, а не судорожной, напряженной

(прорабатываем на Этюде Г. Кайзер № 2).

Проработали штрих стаккато на открытых струнах.

Далее прозвучали поэтические строки. «Лето» 3ч. В исполнении педагога

Благодаровой И. В., которые явились замечательным дополнением к музыке

композитора. Эта часть была проиллюстрирована семейным ансамблем Малой

Еленой 8 кл. (скрипка) и Малым Аркадием 2 кл. (гобой).

Этот ансамбль явился интересным примером старинного музыцирования

эпохи Барокко. Аранжировку сделал преп. Благодаров И. В.

Сочетание тембра скрипка – гобой часто использовалось впоследствии в

старинной музыке. Инструмент гобой впервые ввел в оркестр А. Вивальди и в этом

его большая заслуга. Также он ввел валторну, флейту. Этим он подготовил

будущий симфонический стиль в музыке.

Педагог вкратце рассказал об инструменте - гобое. Акцентировал внимание

обучаемых на том ,что все инструменты симф. оркестра всегда настраиваются по

гобою, так как он хорошо держит строй. Также педагог порекомендовал прочитать

книги: С. Газарян « В мире музыкальных инструментов», С. Барсова «Книга про

оркестр».

Во время игры перед обучаемыми была поставлена задача – концентрация

полного внимания при исполнении данного произведения. Взаимодействие, знание

партий друг друга.

Был разобран тональный план До маж. Обращено внимание на жанровую

основу – народный танец Сицилиана, требующий подвижного темпа.

Педагогом совместно с концертмейстером показали колористичность

исполняемого ансамбля учащимися. Также педагог познакомил ребят с понятием

ритурнель – эпизод из 12 тактов с тутти. Мажорная реприза. Фермата между 1 и 3

частью. Вся музыка написана А. Вивальди в его характерном стиле. Народная

мелодия повторяется, она легкая, танцевального характера.

На эти все моменты педагог обращает большое внимание. Обязательно

совместное окончание последнего звука. Не бросать, дослушать и сфилировать

звук гобоя и скрипки.

«Гроза» 3 часть исп. Малая Елена.

В подготовке к открытому уроку, обязательно, для формирования навыка

беглости пальцев, использовали в работе упр. Г. Шрадика.

Вновь прозвучал сонет А. Вивальди в исполнении Благодаровой И. В.

Изучили тональный план Ля минор. При исполнении необходимость активного

падения пальцев и отскок на струну и со струны. Необходимо проявить

ансамблевое мастерство – выдержать фермату на последнем звуке вместе с

концертмейстером. Постоянно слушать солисту все переклички с

концертмейстером. Ритмически грамотно их исполнять. Выдержать данный темп,

указанный автором, что оказалось непросто. Идем по принципу от простого к

сложному постепенно увеличивая темп. Проучиваем все гаммообразные пассажи

на легато, мартле, стаккато и т. д. по принципу вариантности. Импровизационность

присуща многим сольным партиям А. Вивальди. Композитор сам был блестящим

скрипачом и использовал этот принцип в этой части. Музыка далека от простой

изобразительности. Ученица сравнила музыку этой части с душевной бурей,

переживаниями. Заканчивается часть унисоном скрипки и фортепиано,

символизируя открытое пространство ощущение незавершённости. Используя

виртуозные пассажи Вивальди продолжает традиции Т. Джузеппе Торелли.

Далее «Осень» 3часть. Сонет (читает Малая Елена).

Эту часть исполнили преподаватели Благодарова И. В. конц. Загоркова О. Ф.

Обратили внимание на форму Рондо. Проиллюстрировали тему и эпизоды.

Вивальди рисует жанровую картину «Охота». В музыке слышно призывы

охотничьих рогов. Во втором эпизоде звучит «золотой ход валторны», который

впоследствии будет использовать Й. Гайдн.

Необходимо обратить внимание на ритмическую фигуру: восьмая с точкой и

шестнадцатая. Хорошо дослушиваем шестнадцатую. Учимся играть портато –

мягкие вздохи. Отработали штрих стаккато на открытой струне.

«Зима» 2ч. Сонет (читает преп. Благодарова И. В.).

Музыка этой части перекликается с 1ч. «Весна».

Играем вместе с ученицей всю часть в унисон. Следим за интонацией,

звукоизвлечением. Профессор Столярский придавал большое значение унисону у

скрипачей и рекомендовал чаще применять его в педагогической практике как

метод. Столярский говорил: «Я большой поклонник унисона – он объединяет в

ритмическом отношении, приучает к чистоте интонации, заставляет играть одной

аппликатурой и одним дыханием».

Эти качества необходимо моей ученице, которая играет в камерном оркестре

и приобретает умение и навык игры скрипача в группе.

Вместе с обучаемой рассуждали о принципе рациональной аппликатуры.

Лена предлагала несколько вариантов. Выбрали лучший.

Поговорили о важности тренировки на гаммах упражнениях в домашней

работе. Только систематическая работа над инструктивным материалом принесет

качество в исполняемых произведениях.

Далее сделали упражнение на раскрепощение игрового аппарата. Обучаемые

(Лена и Марк) справились с поставленными задачами и целями урока.

Далее педагог дала домашнее задание, которое обязательно записывается в

дневник. По пунктам распределены все задачи, поставленные перед обучаемыми.

Перед дуэтом, Елена и Аркадий, поставлена цель – публичное выступление. Для

этого увеличивается репетиционное время в рамках программных требований.

Лена улучшила штриховую технику, заинтересовалась музыкой А. Вивальди.

Узнала много нового об авторе, научилась выразительно декламировать сонеты.

Преподаватель ставит «отлично» Лене и Аркадию за осмысленное и интересное

исполнение. Обоюдное желание играть в ансамбле. Творческий подход к

интерпретации музыки Вивальди.

Уровень проведения урока – заседание отдела струнно-смычковых инструментов

МБУ ДО «Музыкальная школа № 1 им. Н. Леонтовича г. Донецка»

Преподаватель Благодарова И. В.

(ФИО, подпись)

Концертмейстер Загоркова О. Ф.

(ФИО, подпись)

Заведующий отделом/отделением Шевелек Л. Ю.

(ФИО, подпись)

Председатель методического совета Варнавская Е. В.

(ФИО, подпись)

Список использованной литературы

1. Минакова А. Минаков С. История мировой Музыки. Жанры. Стили.

Направления. М.; Эксмо, 2010

2. Гинзбург Л. С., Григорьев В. Ю. История скрипичного искусства 1 ч.

М., Музыка ,1990

3. Стеценко В. К. Жемчужины скрипичного концерта (музыканту-педагогу)

К., Музычна Украина , 1980

4. Берлянчик М. М. Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта –

исполнителя. Новосибирск; Наука 1984

5. Вернон Р. Жизнь великих музыкантов. Эпоха творчества

М

.; Эксмо, 2010