"Развитие детской одаренности в условиях учреждения дополнительного образования" (из опыта работы)

Автор: Гафарова Галина Петровна
Должность: заместитель руководителя
Учебное заведение: СП ЦДО ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" ж.-д. ст. Шентала
Населённый пункт: ж.-д. ст. Шентала Самарская область
Наименование материала: Статья из опыта работы
Тема: "Развитие детской одаренности в условиях учреждения дополнительного образования" (из опыта работы)
Дата публикации: 21.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


« Развитие детской одаренности в условиях учреждения дополнительного

образования» (из опыта работы)
В настоящее время проблема детской одаренности стала социально значимой. Поэтому среди множества направлений совершенствования системы российского образования едва ли не самое важное - своевременное выявление, обучение и развитие одаренных и талантливых детей. Важнейшей проблемой прогресса общества является сохранение и развитие одаренности. Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Выявить, создать условия для развития одаренных детей, поддержать одаренных воспитанников в их образовании и развитии это актуальная проблема для российского села. Концепцией модернизации российского образования в системе дополнительного образования на период до 2020 года определены основные направления развития системы дополнительного образования детей и одним из наиболее главных направлений является создание условий для творческого развития личностных потребностей детей и подростков. Важным направлением совершенствования системы работы с одаренными учащимися является работа по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей, склонных к научно- исследовательской деятельности. Поэтому сегодня нельзя замыкаться в рамках одного образовательного ведомства. Сотрудничество Центра со школами и другими учреждениями дополнительного образования детей происходит исходя из потребностей, запросов детей и родителей на организацию свободного времени
.
Система дополнительного образования, как одна из основных образовательных структур для обучения одаренных детей, предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Одаренность - это продукт природы и закономерного результата воспитания и обучения
.
Все дети талантливы. У каждого свой особенный дар, огромный потенциал, удивительная сила, которая заставляет их расти и развиваться. Выявление одаренности - это сложный процесс, требующий специальных знаний и умений. Изучение особенностей развития одаренных детей вносит значимый вклад в распознавание всех детей. Оно позволяет полнее увидеть формы и факторы успеха творческого прогресса, который в других случаях кажется 1
интуитивным или даже не анализируемым. Вот почему так важно знать об особенностях развития одаренных детей, Для творчески одаренных детей присущи творческие способности, творческие умения, творческая мотивация. Педагогическим коллективом Центра дополнительного образования для детей и взрослых разработана модель работы с одаренными детьми. Главным принципом работы с одаренными детьми в ЦДО является принцип предоставления возможностей для предметной творческой деятельности и диагностики собственно одаренности по продуктивности этой деятельности за определенный период. В данной модели определены цели, задачи, структура, направления, средства реализации и соответствующая этой модели система выявления одаренных детей, разработаны теоретические основы и практические меры, направленные на развитие одаренности каждого ребенка.
Основная цель:
Выявление, развитие индивидуальной одаренности ребенка, создание условий для самореализации.
Решаемые задачи:
а). Выявить и способствовать развитию одаренных детей; б). Разработать программно - методическое обеспечение работы с одаренными детьми; в). Отобрать среди различных систем обучения те методы, формы, которые способствуют развитию творческой одаренности.
Структура модели работы с одаренными детьми:
 Выявление одаренных и талантливых детей  Мониторинг развития творческих способностей  Комплексная целевая программа «Семьи и дети Шенталинского района», подпрограмма «Одаренные дети»  Поощрение одаренных детей  Работа с преподавателями  Работа с родителями одаренных детей  Формы работы с одаренными детьми в системе ДО
Направления мониторинга. Мониторинг включает в себя:
Тематический контроль знаний в рамках образовательной деятельности; 2
Контроль за обязательным участием одаренных и талантливых воспитанников в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях; Банк данных на одаренных воспитанников; Преемственность общего и дополнительного образования; Психолого - педагогическое сопровождение для диагностики потенциальных возможностей обучающихся и для работы с родителями одаренных и талантливых детей.
Система поощрений талантливых детей:
Публикация в СМИ; Награждение лучших воспитанников администрацией ЦЕНТРА; Стенд «Лучшие воспитанники ЦЕНТРА»; Система поддержки талантливых и одаренных детей на уровне муниципалитета.
Работа с преподавателями осуществляется через:
Обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми; Организация поисково- исследовательской, экспериментальной деятельности в учреждении ДО; Обеспечение эмоционального положительного фона обучения; Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию; Разработка дополнительных образовательных программ.
Работа с родителями одаренных детей осуществляется через:
Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка; Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей; Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне муниципалитета. Выявление одаренных и талантливых детей осуществляется через анализ особых успехов и достижений ученика в области научных знаний или других видах одаренности. Важным современным средством диагностики одаренности у детей и подростков являются тесты, направленные на оценку интеллекта и креативности, проводимые психологом. Первичная диагностика строится на наблюдениях, практическом опыте, интуиции педагога, а также может включать информацию родителей и самих детей
.
Педагог - психолог и педагоги Центра дополнительного образования для детей широко используют в своей работе следующие методы диагностики: наблюдение по определенной схеме, различные шкалы, опросники, самоопросники, тесты, тренинги, моделирование творческих и учебных ситуаций
.
Эффективной возможностью проявления одаренности является свобода выбора ребенком желаемого вида деятельности. В Центре созданы условия для выбора, так как работа всех детских объединений строится на основе интереса ребенка, которому 3
предоставляется возможность попробовать свои силы в различных видах деятельности. Представление таких возможностей реализуется через сочетание разных форм образовательной деятельности
,
которые характерны для дополнительного образования и отражают его специфику: Групповые и индивидуальные занятия; Фестивали; Конкурсы; Детские научно - практические конференция; Соревнования различного уровня (от учрежденческих до международных). 4