"Приобщение детей к народной культуре как средство формирования патриотических чувств и развития духовности детей"
Автор: Шишкина Ольга Николаевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР детский сад № 163 города Тюмени
Населённый пункт: Тюменская область, город Тюмень
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Приобщение детей к народной культуре как средство формирования патриотических чувств и развития духовности детей"
Шишкина О.Н.
В настоящее время в жизни общества происходят
глубочайшие
изменения, утрачиваются народные
традиции (любовь к Родине, у
важение к старшим,
любовь к ближним). Потеря народных корне приводит к
появлению без духовности, черствости у
подрастающегоо поколения.
На наш взгляд нравственному воспитанию детей в
детских са дах уделяется недостаточно внимания. Ведь
чувство патриотизма; любовь к родным местам,
гордость за свой народ, ощущение неразрывности с
окружающим миром, желание сохранить и приумножить
богатства своей Родины. И прививать эти чувства
необходимо еще дошкольном детстве, когда
закладываются основы, основы ценно стного отношение
личности к миру, которые формируются в ребен
ке
постепенно, в процессе воспитания любви к своим
ближним, родным местам, родной стране.
Опираясь на методические разработки, журнальные
публикации,
материалы из самых различных
литературных, исторических,
искусствоведческих
источников, собственные знания
я
на протяжении
нескольких лет, приобща ю детей к народной культуре,
формирую у них патриотические чувства и развиваю ду-
ховность.
Глубокий, духовный, творческий патриотизм надо
прививать с раннего детства, т.к. он прямо связан с
личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не
будучи патриотом сам, педагог не смо
жет и у ребенка
пробудить чувство любви к Родине. Именно пробу дить,
220
а не навязать, т.к. в основе патриотизма лежит духовное
самоопределение.
«Русский народ не должен терять своего
нравственного автори тета среди других народов -
авторитета, достойно завоеванного рус ским искусством,
литературой. Мы не должны забывать о своем
культурном прошлом, о наших памятниках, литературе,
языке, живописи ....
Национальные обличия сохранятся и в XXI веке,
если мы будем озабочены воспитание души, а не только
передачей знаний (Д.С.Лихачев)
Именно поэтому родная культура, как отец и мать,
должны стать неотъемлемой частью души ребенка,
началом, порождающим личность.
Для своей работы по приобщению детей к истокам
русской на
родной культуры нами были выбраны
следующие приоритеты:
во-первых, окружающий нас мир и природа родного
края вос
питывает в детях чувство красоты,
любознательности, бережное от
ношение к
окружающему миру, желание охранять его;
во-вторых, широко используем фольклор во всех его
проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки,
хороводы, заклички и т.д.). В устном народном
творчестве как нигде сохранились особен
ные черты
русского характера, присуще ему нравственные
ценности представление о добре,
красоте, правде,
храбрости, трудолюбие, вер
ности. Знакомя детей с
поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем
самым приобщаем их к общечеловеческим нравствен
-
ным ценностям;
в-третьих, знакомство детей с традициями,
обычаями и празд никами русского народа, способствует
накоплению эмоций, форми рует нравственные качества,
воспитывает любовь к русской народной культуре.
Для систематической работы с дошкольниками по
данной теме составили перспективный план, в котором
предусмотрели:
221
1.
Занятия, на которых дети знакомятся с
обрядовыми песнями, заклинками,
частушками, народными играми, с народной
одеждой и ее названием и назначением, с
различными видами на
родного искусства,
позволяют привлекать к активному уча
стию
всех детей (даже обычно пассивных и
застенчивых)
2.
Беседы, которые проводятся не только на
занятиях, но и в сво
бодной деятельности (о
характерных явлениях природы, на
родных
обычаях, праздниках)
3.
Знакомство детей с русскими народными
сказками.
4.
Сценарии праздников и развлечений
(Осенины, Колядки, Масленица и т.д.)
Для работы в этом направлении создана
предметно- развивающая среда: собрана
научно
-
методическая литература, изго
товлены альбомы,
дидактические игры, наглядные пособия, подобран
соответствующий фольклорный материал,
магнитофонные записи
с
фольклорными
произведениями, создан каталог народных игр, биб
-
лиотека русских народных сказок.
Родители стали союзниками и помощниками в
нашей работе. Они являются активными участниками
русских народных праздников и развлечений, помогают
в подборе необходимого материала.
Таким образом, помимо познавательного, речевого,
художественно -эстетического и эмоционального
развития, такого рода работа способствует нравственно-
патриотическому воспитанию детей.