"Приобщение детей к народной культуре как средство формирования патриотических чувств и развития духовности детей"

Автор: Шишкина Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР детский сад № 163 города Тюмени
Населённый пункт: Тюменская область, город Тюмень
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Приобщение детей к народной культуре как средство формирования патриотических чувств и развития духовности детей"
Дата публикации: 21.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ И РАЗВИТИЯ

ДУХОВНОСТИ ДЕТЕЙ

Шишкина О.Н.
В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения, утрачиваются народные традиции (любовь к Родине, у важение к старшим, любовь к ближним). Потеря народных корне приводит к появлению без духовности, черствости у подрастающегоо поколения. На наш взгляд нравственному воспитанию детей в детских са дах уделяется недостаточно внимания. Ведь чувство патриотизма; любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром, желание сохранить и приумножить богатства своей Родины. И прививать эти чувства необходимо еще дошкольном детстве, когда закладываются основы, основы ценно стного отношение личности к миру, которые формируются в ребен ке постепенно, в процессе воспитания любви к своим ближним, родным местам, родной стране. Опираясь на методические разработки, журнальные публикации, материалы из самых различных литературных, исторических, искусствоведческих источников, собственные знания я на протяжении нескольких лет, приобща ю детей к народной культуре, формирую у них патриотические чувства и развиваю ду- ховность. Глубокий, духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства, т.к. он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не смо жет и у ребенка пробудить чувство любви к Родине. Именно пробу дить, 220
а не навязать, т.к. в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. «Русский народ не должен терять своего нравственного автори тета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного рус ским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи .... Национальные обличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитание души, а не только передачей знаний (Д.С.Лихачев) Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Для своей работы по приобщению детей к истокам русской на родной культуры нами были выбраны следующие приоритеты: во-первых, окружающий нас мир и природа родного края вос питывает в детях чувство красоты, любознательности, бережное от ношение к окружающему миру, желание охранять его; во-вторых, широко используем фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, заклички и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особен ные черты русского характера, присуще ему нравственные ценности представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбие, вер ности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравствен - ным ценностям; в-третьих, знакомство детей с традициями, обычаями и празд никами русского народа, способствует накоплению эмоций, форми рует нравственные качества, воспитывает любовь к русской народной культуре. Для систематической работы с дошкольниками по данной теме составили перспективный план, в котором предусмотрели: 221
1. Занятия, на которых дети знакомятся с обрядовыми песнями, заклинками, частушками, народными играми, с народной одеждой и ее названием и назначением, с различными видами на родного искусства, позволяют привлекать к активному уча стию всех детей (даже обычно пассивных и застенчивых) 2. Беседы, которые проводятся не только на занятиях, но и в сво бодной деятельности (о характерных явлениях природы, на родных обычаях, праздниках) 3. Знакомство детей с русскими народными сказками. 4. Сценарии праздников и развлечений (Осенины, Колядки, Масленица и т.д.) Для работы в этом направлении создана предметно- развивающая среда: собрана научно - методическая литература, изго товлены альбомы, дидактические игры, наглядные пособия, подобран соответствующий фольклорный материал, магнитофонные записи с фольклорными произведениями, создан каталог народных игр, биб - лиотека русских народных сказок. Родители стали союзниками и помощниками в нашей работе. Они являются активными участниками русских народных праздников и развлечений, помогают в подборе необходимого материала. Таким образом, помимо познавательного, речевого, художественно -эстетического и эмоционального развития, такого рода работа способствует нравственно- патриотическому воспитанию детей.