Напоминание

Содержание понятий "мышление" и "музыкальное мышление" в научных трудах

Автор: Гурьянова Лилия Байрамбаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств им. Р.Н. Нагимова"
Населённый пункт: г. Альметьевск
Наименование материала: статья
Тема: Содержание понятий "мышление" и "музыкальное мышление" в научных трудах







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Содержание понятий «мышление» и «музыкальное мышление» в научных

исследованиях

Обращаясь к проблеме развития музыкального мышления, прежде всего,

необходимо дать определение понятию «мышление» как таковому. В

широком смысле мышление может рассматриваться как своего рода синоним

высших форм познания. В узком смысле под мышлением понимаются

процессы решения задач, выражающиеся в переходе от условий, задающих

проблемную ситуацию, к получению желаемого результата. Однако, и

первое, и второе толкования говорят нам о том, что в основе мышления

заложена именно познавательная деятельность.

Большой энциклопедический словарь рассматривает мышление как

«психический

процесс

отражения

действительности,

высшая

форма

творческой активности человека. Мышление постольку процесс отражения

объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных

образов в сознании человека». Согласно новейшему философскому словарю,

мышление

«категория,

обозначающая

процессуальность

функционирования сознания (познавательную деятельность) – традиционный

предмет философствования, присутствующий в его структуре с момента

возникновения философии как таковой. Неудивительно, что к проблеме

мышления обращались еще античные философы, рассуждая о возможностях

сознания человека порождать и воплощать различные образы в живописи,

музыке, литературе и пр. По мнению Сократа, мышление человека – его

важнейшее качество, природа же мышления диалогична: человек мыслит и

получает новые знания в попытке ответить на поставленный другим или же

самим собой вопрос. Вопросы художественного мышления поднимают в

своих трактатах представители экзистенциальной концепции эстетики и

искусства

А.

Камю

и

Ж.

П.

Сартр,

а

также

представители

гештальтпсихологии – З. Фрейд и К. Юнг.

На рубеже XIX-XX вв. широкое распространение получила трактовка

мышления как процесса решения задач, в которой главная роль отводится

мотивации и целям, а также навыкам активного изучения исходных данных,

их расчленения, сопоставления и дополнения (исследования представителей

Вюрцбургской школы).

Вопросам развития мыслительной деятельности уделяется большое

внимание в психолого-педагогических исследованиях отечественных ученых,

создавших целостные теории мыслительной деятельности, такие как:

ассоциативная теория мышления, логическая теория мышления (С.Л.

Рубинштейн

[38]),

теория

развития

понятий

(Л.С.

Выготский

[14]),

деятельностная теория мышления (П.Я. Гальперин [16], В.В. Давыдов [21]).

Проблематика различного рода способностей в связи с особенностями

мышления рассматривалась Л.С. Выготским [14], А.Л. Готсдинером [17],

А.Н. Леонтьевым [27], В.В. Медушевским [31], Б.М. Тепловым [43].

Истоки осмысления музыкального мышления как отдельной категории

уходит своими корнями в древнейшие времена. Наука же о музыкальном

мышлении берет свое начало с открытой Пифагором системы соотношения

музыкальных тонов. Музыкальное мышление – феномен, сочетающий в себе

множество граней, оттого и определения данные ему исследователями

зачастую разнятся.

Советский ученый С.Л. Рубинштейн в книге «О мышлении и путях его

развития» приводит следующее определение мышления: «Мышление – это

более

полное

и

многостороннее

мысленное

восстановление

объекта,

реальности, действительности, исходя из чувственных данных, возникших в

результате воздействия объекта» [39. с. 12]. Мышление – суть знания в

действии

– положение равно применимое как к научному, так и к

художественно-образному

мышлению.

По

мнению

автора,

мышление

представляет собой такое движение мысли, при котором раскрываются связи

как от отдельного к общему, так и от общего к отдельному. Значимо, что

необходимость мышления возникает в практической деятельности человека:

при возникновении проблемных ситуаций, решении новых задач.

Согласно П.П. Блонскому, мышление опирается на усвоенные знания, в

отсутствии которых отсутствует и основа для развития мышления. В труде

«Память и мышление» автор указывает: «Рассуждение – наиболее развитая

форма мышления» [12, с. 254].

Музыкальное

мышление

возникает

в

совокупности

музыкальных

ощущений,

задействует

музыкальное

восприятие,

включает

в

себя

взаимодействие с различного вида образами (звуковыми, музыкальными,

художественными),

что

было

многосторонне

осмысленно

В.В.

Медушевским,

предложившим

термин

«музыкальное

восприятие-

мышление». По мнению музыковеда, человек воспринимает звуки двояко: с

одной

стороны,

аналитически,

выделяя

в

них

высоту,

громкость,

длительность,

тембр,

артикуляцию,

с

другой,

синкретически,

как

целостную, многомерную, выразительную интонацию, изменение хотя бы

одного «параметра» которой ведет к изменению смысла.

Схожие мысли обнаруживаются в трудах Г.М. Цыпина, по мнению

которого основой любой музыкально-мыслительной деятельности является

свойственная человеку способность воспринимать интонации и откликаться

на них. Однако ощущение не есть суть мышления – это лишь первичная

форма ориентирования в богатом мире звуковой выразительности. Тем не

менее, ощущение музыкальной интонации является первым и необходимым

сигналом к началу музыкально-мыслительной деятельности. Такой подход

автора к музыкальному мышлению отчасти согласуется с теорией Б.В.

Асафьева,

выдвинувшего

понятия

«интонационного

фонда»

и

«интонационного запаса». Академик отмечает: «Мысль, интонация, форма

музыки – все в постоянной связи: мысль, чтобы стать звуко выраженной,

становится интонацией, интонируется» [8, с. 153].

Первоосновой любого музыкально-эстетического переживания является

интонационная функция. Эмоциональное переживание интонации – сигнал к

любым музыкальным действиям.

Истоки музыкального мышления восходят к

ощущению интонации. Интонация является ведущим средством передачи

музыкального содержания ввиду того, что в основе всех выразительных

свойств музыкальной речи – мелодии, гармонии, ритме лежит интонация.

Каждая разновидность мышления, и музыкального в том числе, простирается

от ощущения к мысли, таким образом ощущение музыкальной интонации

становится стимулом ко всем музыкально мыслительным действиям.

Как

справедливо

отмечает

Г.М.

Цыпин,

существуют

две

основополагающие

функции

муз.

мышления:

интонационная

и

конструктивно-логическая, но только их сплав, а именно третья функция

делает художественно полноценными процессы музыкально- мыслительной

деятельности человека.

Существуют различные классификации музыкального мышления, мы, в

данном исследовании, склоняемся к следующему:

наглядно-действительное

мышление

(деятельность

исполнителя,

педагога, просветителя);

наглядно-образное

мышление

(связанное

со

спецификой

слушательского восприятия);

теоретическое или абстрактно-логическое мышление (связано с

композиторской и музыковедческой деятельностью).

Н.В. Илякова приводит несколько иную классификацию [25, с. 119]:

по

форме:

наглядно-образное

мышление;

словесно-логическое

мышление;

по типу: теоретическое решение задач; практическое решение задач;

по степени новизны и оригинальности: продуктивное – творческое (с

помощью

нестандартных,

оригинальных

способов);

репродуктивное

воспроизводящее (по аналогии, по стандартным умозаключениям);

по генезису развития: наглядно-действенное – решение задач в

процессе деятельности; вербально-логическое – решение задач в словесной

форме.

по степени развернутости: аналитическое – опосредованное логикой

рассуждений; интуитивное – непосредственное «схватывание» ситуации;

по

характеру

решения

задач:

практическое

(конкретное)

постановка целей, создание планов и их реализация в практической

деятельности;

теоретическое

(абстрактное)

нахождение

общих

закономерностей.

В

композиторском

и

исполнительском

творчестве

особенности

музыкального мышления особенно индивидуализированы, в сочинениях

композиторов и исполнительских интерпретациях проявляется характерная,

индивидуальная манера выражения музыкальной мысли, даже в рамках

соответствия автора или исполнителя определенному стилевому течению.

Понятия «музыкальное мышление» и «художественный образ» тесно

связанны между собой. Художественный образ, по мнению музыкальных

психологов, объединяет в себе материальное (нотный текст, акустические

параметры, мелодия, гармония, метроритм, динамика, тембр, регистр,

фактура),

духовное

(настроения,

ассоциации,

выражение,

чувства)

и

логическое (форма, жанр, содержание) начала. Истинное музыкальное

мышление рождается в процессе понимания и осознания триединства данных

начал музыкального образа в сознании индивида. Таким образом, с учетом

сказанного выше, наиболее точное определение музыкального мышления, на

наш

взгляд,

приводит

Т.Н.

Воронова:

«Музыкальное

мышление

переосмысление

и

обобщение

жизненных

впечатлений,

отражение

в

сознании человека музыкального образа, представляющего собой единство

эмоционального и рационального» [42, с. 113].

Мышление проявляется в двух формах деятельности: продуктивной и

репродуктивной (перцептивной). Репродуктивная связывается с восприятием

и

анализом

музыки,

продуктивная

лежит

в

основе,

например,

композиторского творчества, т.е. имеет отношение к непосредственному

созданию звуковых музыкальных структур. Основополагающие же функции

музыкального

мышления:

интонационная,

конструктивно-логическая,

синтезирующая.

Музыкальное мышление опирается на сознательные, бессознательные и

эмоциональные процессы, проистекающие при помощи последовательных

возвратных

и

одновременных

мыслительных

операций.

Музыкальное

мышление опосредуется постоянным движением и временной проекцией

звучания, в связи с чем для него характерно единство непрерывных и

прерывистых процессов. Основные операции музыкального мышления –

анализ через синтез, сравнение, обобщение.

Таким образом, развитое музыкальное мышление – необходимая

музыканту способность, во многом определяющая успешность будущей

профессиональной

деятельности

и

результативность

образовательного

процесса. На уроках фортепиано развитое музыкальное мышление дает

возможность ученику осмыслить логику организации звуковых структур (от

простейших, до сложных), позволяет оперировать музыкальным материалом,

находить сходства и различия, анализировать, синтезировать, устанавливать

взаимосвязи.

Цельное и сбалансированное музыкальное мышление представляется

возможным если:

− акустические

параметры

составляющие

материальную

основу

(мелодия.

гармония,

метроритм,

тембр,

динамика,

регистр,

фактура)

сливаются воедино;

− формальная организация указанных элементов согласуется с их

структурной логикой, что находит отражение в конструктивно-логической

стороне музыкального мышления;

− эффективно взаимодействуют между собой эмоциональный настрой,

душевное переживание, ассоциативное видение.

Для эффективного развития музыкального мышления ученика педагогу

необходимо:

обладать

глубокими

знаниями

в

отношении

природы

музыкального мышления, анализировать теоретический материал, включать

в учебный процесс новейшие педагогические разработки, основанные на

педагогическом наблюдении и обобщении передового педагогического

опыта; регулярно проводить диагностику уровня развития музыкального

мышления учеников, и, исходя из результатов, определять стратегию его

развития;

использовать

конкретные

приемы

развития

музыкального

мышления на уроках.

В числе основных компонентов музыкального мышления необходимо

выделить такие как:

Музыкальное

восприятие,

представляющее

собой

сложный,

психически многосоставной процесс. Музыкальное восприятие предполагает

взаимозависимую и взаимообусловленную работу представления, памяти,

активное

включение

предшествующего

опыта

логические

действия,

эмоциональную

реакцию,

понимание,

оценивание

музыкального

произведения. В рамки осознанного музыкального восприятия входят

художественная форма, логика композиционного построения, комплекс

выразительных

средств.

Со

стороны

подсознательных

факторов

музыкального восприятия необходимо отметить эмоции, художественные

мотивы, ассоциации, эстетические установки.

Эмоционально-образные реакции. Эмоциональная отзывчивость на

музыку как способность чувствовать характер и настроение музыкального

произведения, способность к постижению музыкальных образов.

Музыкальное воображение. Способность вызывать в сознании

образы

музыки,

не

являющиеся

прямым

воспроизведением

прежде

воспринятых звучаний. Развитое музыкальное воображение позволяет

воспроизводить

в

памяти

ранее

услышанную

музыку,

предслышать.

Способствует осознанию образных контекстов музыкальных звучаний,

помогает в формировании целостных образов музыки и оперировании ими во

внутреннем плане сознания.

Собственно музыкальное мышление в узком смысле этого слова, как

процесс психической деятельности человека, моделирования его отношения

к реальной действительности в интонируемых звуковых образах.

Творческое мышление – качественное особая ступень. Это свойство

личности, активизирующей интеллектуальные возможности на решение

творческих задач. Творческое мышление является одним из видов мышления,

для которого характерно создание субъективно нового продукта, в процессе

познавательной деятельности или в процессе создания продукта творчества.

Музыкальное мышление опирается на сознательные, бессознательные и

эмоциональные

процессы.

Музыкальное

мышление

сложный,

эмоциональный,

сенсорно-интеллектуальный

процесс

познания

музыкального

произведения.

Музыкальное

мышление

подразумевает

способность

к

осмыслению

логики

организации

звуковых

структур,

оперированию музыкальным материалом, нахождению сходства и различий,

анализу и синтезу, установлению взаимосвязей. Музыкальное мышление в

широком смысле является синтезом осмысления логической организации

звуковой ткани и переживания выразительной сущности музыкального

художественного образа. Музыкальное мышление открывает возможности к

формированию, в совокупности эмоциональных и рациональных ощущений,

музыкального образа, благодаря чему процесс мыслительно-музыкальной

деятельности становится полноценным.

Отдельно необходимо рассмотреть логику психических процессов, с

помощью

которых

происходит

формирование

образов.

Музыкально-

слуховые представления музыканта предваряют и формируют звучание,

определяют характер возникающих звуковых образов и влияют на выбор тех

или иных средств в определенной рабочей и творческой ситуации. Во время

ознакомления

с

текстом

музыкального

произведения

в

сознании

исполнителя, при помощи проведенного музыкального анализа, выявляются

магистральные

линии

музыкального

текста,

отражается

система

взаимосвязей отдельных сторон музыкального материала (формы, ритма,

динамики и др.), вырисовывается его смысловая форма и логическая

структура, возникают образные, стилевые и иные ассоциации, раскрывающие

содержание пьесы. В идеале музыкальные представления по силе и

активности должны быть сопоставимы с представлениями композитора.

Таким образом анализ отдельных сторон нотного текста складывается в

комплекс представлений.

Психологической

основой

формирования

образа

являются

представления: психологические процессы, обладающие особой структурой.

Музыкальные

представления

формируются

в

опоре

на

две

сферы:

первосигнальную (ощущения и восприятие) и второсигнальную (обращение

к уже известным понятиям). В процессе формирования образа возникают

внутренние предпосылки для понятийного мышления, которые проявляются,

в том числе, в структурировании образного материала, в сравнении,

разделении на главное и второстепенное, построении иерархии образно-

смысловых уровней. В этой связи, для формирования образа необходимо

умение анализировать, синтезировать и осуществлять взаимосвязи.