Автор: Лихачева Анастасия Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с "Дубравушка"
Населённый пункт: г Балашов, Саратовская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: Домашний театр как средство формирования взаимоотношений в семье
«Волшебный мир театра!»
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.
Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его
многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы
заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С
умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе
работы над выразительностью реплик персонажей, собственных
высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется
звуковая культура речи, ее интонационный строй.
Можно сказать, что театрализованная деятельность является
источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка,
приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что
театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка,
заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые
события.
Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство
развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное
состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на
его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Содержание театрализованных занятий
Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль
играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия
должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и
развивающую функции и ни в коем случае сводится к подготовке
выступлений.
Содержание театрализованных занятий включает в себя:
Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
Упражнения по формированию выразительности
исполнения (вербальной и невербальной);
Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей
дошкольного возраста;
Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с
текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и жестами,
мимикой, движением, костюмами.
Построение среды для театрализованной деятельности.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка,
источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-
пространственная среда должна не только обеспечивать совместную
театрализованную деятельность детей, но и являться основой
самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его
самообразования. Поэтому при проектировании предметно-
пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность
детей, следует учитывать.
Индивидуальные социально-психологические особенности
ребенка;
Особенности его эмоционально-личностного развития;
Интересы, склонности, предпочтения и потребности;
Любознательность, исследовательский интерес и творческие
способности;
Возрастные и полоролевые особенности.
Театр и родители?!
Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных
учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей -
длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие
родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются
равноправными участниками.
Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей
роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом
случае совместная работа педагогов и родителей способствует
интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это
вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей,
которые участвуют в театрализованных постановках.
Консультация для родителей «Сказки нужны детям»
А сказка? Сказка не обманет.
Ребёнку сказку расскажи –
На свете правды больше станет.
В. Берестов
Сказки… они сопутствовали народу на протяжении многих веков его
истории. Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому русскому
человеку, дороги так, как могут быть дороги родина и мать, народ и его
история.
«… Какая бы тень ни набежала на нашу жизнь, - посетит ли вас тревога о
судьбе России, придут ли вам «мысли чёрные» о вашей личной судьбе, или
просто жизнь покажется «несносной раной», - вспомните о русской сказке и
прислушайтесь к её тихому, древнему, мудрому голосу… Она ни на что не
притязает, никому не навязывается, ничего не затевает. «Не любо – не
слушай». Она – «… как цвет незаметных и неведомых полевых цветов, а
духовный смысл её – как тонкий и благоуханный мёд: попробуешь и
слышишь на языке всё неизречённое естество родной природы – запах
родной земли, и зной родного солнца, и дыхание родных цветов, и что-то
тонкое и богатое, вечно юное и вечно древнее… ».
Так начинает повествование о сказке замечательный русский философ И.А.
Ильин. Действительно, тысячи лет сказка накапливала в себе национальный
духовный опыт, отстаивала всё лучшее в нём и через чудодейственную силу
своего воздействия на душу человеческую «взращивала её, неназойливо
воспитывала, умудряла, врачевала, укрепляла»… Так уж издавна повелось,
что во все времена и у всех народов долгими зимними вечерами, когда за
окошком завывала вьюга, а луна тоскливо смотрела из-за туч, люди слушали
сказки. Слушали их в деревнях и на хуторах, уютно устроившись у тёплых
очагов, слушали в городах у камельков и каминов. И вставал перед
слушателями волшебный мир, порождённый народной фантазией: его
населяли колдуны и лешие, эльфы и русалки, гномы и мальчик-спальчик,
тролли и великаны, Баба Яга и Кощей Бессмертный, царевна и серый волк,
невиданные звери…
И тогда сказка начинала переливаться всеми цветами, наполнялась блеском
светлого неба, сиянием звёзд и светил.
Мир волшебной сказки становился сродни миру народной игрушки – миру
раскрашенных коней и баранчиков, краснощёких красавиц-модниц,
диковинных птиц с распущенными хвостами: тут и золото, и серебро, и
травяная зелень, и снежная белизна мела, и васильковая синева. По-особому,
притягательно и волнующе, звучал зачин сказки: «Жили-были», «в
некотором царстве, в некотором государстве» или особая сказочная формула,
вроде такой: «Скоро сказка говорится, не скоро дело делается».
И вот одно чудо сменяет другое чудо. И слушатель уже знает, что сейчас
появятся три брата, что старший и средний – корыстны и коварны, а
младший – простодушен и добр.
И обязательно тот, кто гоним, обижен, победит и восторжествует
справедливость.
«… Собирайте русские сказки и передавайте их нам такими, какими вы
послушали их из уст народа… » - писал критик В.Г. Белинский, обращаясь к
собирателям фольклора.
Меняются времена, меняется и отношение к сказке. Нет, она не ушла из
нашей жизни. Сказка продолжает жить и пленять читателей. И от того, что
сейчас сказки, в основном, читают, а не слушают, они не становятся менее
интересными. И от того, что сказки сейчас экранизированы, они остаются
привлекательными для малышей, заставляют после просмотра кинофильма
обратиться к первоисточнику – книге.
«Ведь в сказке содержатся, как в молоке, все витамины, полезные для
здоровья: фантазия, выдумка, ненавязчивая мораль, которая одновременно
учит и забавляет, веселье, шутка, конечно же, чувство родной речи».
Но что же изменилось сейчас в нашем отношении к сказке? Стал
другим век. Мы называем его модным словом «прагматический». Сегодня
многие родители предпочитают колыбельной и сказке компьютер,
компьютерные игры, примитивные зарубежные фильмы. Сложнее и сложнее
учителю начальной, учителю-словеснику вернуть важную для детства веру в
чудесное, в торжество справедливости и добра, вести детей в светлый мир
народной сказки, которая выводит своих детей на распутье, учит выбирать
жизненную дорогу и идти по ней достойно. Сказка учит сострадать, любить
всё живое, быть правдивым, трудолюбивым, готовым помочь оказавшемуся в
беде.
Пусть сказка, поможет нашим детям постичь Добро, Красоту и Истину.
Консультация для родителей «Воспитание ребёнка посредством
театральной деятельности»
«Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает
человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него
запас мудрости и доброты».
К.С.Станиславский
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского
творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и
находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой.
Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется
воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли,
стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая
огромное наслаждение.
Во время занятий театрализованной деятельностью развивается
любознательность, стремление к познанию нового и интересного,
усваивается новая информация, настойчивость и целеустремлённость. У
ребёнка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и
изобретательность.
Взрослым не следует навязывать своё видение, свои вкусы ребёнку, нужно
предоставить возможность самому выбрать, к какому виду театральной
деятельности появился устойчивый интерес в силу его склонностей и
способностей. Театр бывает кукольный, настольный, пальчиковый, теневой и
просто театр, где ребёнок может попробовать свои силы.
Театр, как никто другой! - возвращает нас к исконным корням. Он –
единственный, сохраняющий и культивирующий народную мудрость вне
зависимости от национальной принадлежности. В опосредованной форме он
учит детей быть честными и добрыми, устремлёнными и трудолюбивыми,
способными по – настоящему оценить и полюбить богатство родного слова.
Плюсы театральной деятельности.
- Дети умеют действовать согласованно, включаясь в действие одновременно
или последовательно.
- Снимают напряжение с отдельных групп мышц.
- Запоминают заданные позы.
- Знают 5 – 8 артикуляционных упражнений.
- Умеют произносить скороговорки и чистоговорки в разных темпах,
шёпотом
- Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными
интонациями.
- Умеют прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и чётко
произнося слова с нужными интонациями.
- Умеют составлять предложения с заданными словами.
- Умеют сочинять этюды по сказкам.
- Умеют строить простейший диалог.
Театр кукол
У нас сегодня с мамой
Культурная программа.
Давай мне, мама, руку,
Пойдем в театр кукол!
Что я большой - я знаю,
Но кукол обожаю
Смотрю и не могу понять,
Как куклой можно управлять?
Взял рукавичку и надел
И вот уж Петушок запел,
А поменял ты рукавичку
И превратился он в Лисичку!
Но знаю я наверняка -
Актера трудится рука,
И кукла оживает,
Поет, переживает
Волшебно это превращенье!
И мама смотрит с восхищеньем.
А мы в театр еще пойдем,
И папу мы с собой возьмем!