Напоминание

Домашний театр как средство формирования взаимоотношений в семье

Автор: Лихачева Анастасия Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с "Дубравушка"
Населённый пункт: г Балашов, Саратовская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: Домашний театр как средство формирования взаимоотношений в семье







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Волшебный мир театра!»

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.

Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его

многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы

заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С

умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе

работы над выразительностью реплик персонажей, собственных

высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется

звуковая культура речи, ее интонационный строй.

Можно сказать, что театрализованная деятельность является

источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка,

приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что

театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка,

заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые

события.

Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство

развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное

состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на

его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Содержание театрализованных занятий

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль

играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия

должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и

развивающую функции и ни в коем случае сводится к подготовке

выступлений.

Содержание театрализованных занятий включает в себя:

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

Упражнения по формированию выразительности

исполнения (вербальной и невербальной);

Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей

дошкольного возраста;

Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с

текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и жестами,

мимикой, движением, костюмами.

Построение среды для театрализованной деятельности.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка,

источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-

пространственная среда должна не только обеспечивать совместную

театрализованную деятельность детей, но и являться основой

самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его

самообразования. Поэтому при проектировании предметно-

пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность

детей, следует учитывать.

Индивидуальные социально-психологические особенности

ребенка;

Особенности его эмоционально-личностного развития;

Интересы, склонности, предпочтения и потребности;

Любознательность, исследовательский интерес и творческие

способности;

Возрастные и полоролевые особенности.

Театр и родители?!

Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных

учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей -

длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие

родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются

равноправными участниками.

Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей

роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом

случае совместная работа педагогов и родителей способствует

интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это

вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей,

которые участвуют в театрализованных постановках.

Консультация для родителей «Сказки нужны детям»

А сказка? Сказка не обманет.

Ребёнку сказку расскажи –

На свете правды больше станет.

В. Берестов

Сказки… они сопутствовали народу на протяжении многих веков его

истории. Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому русскому

человеку, дороги так, как могут быть дороги родина и мать, народ и его

история.

«… Какая бы тень ни набежала на нашу жизнь, - посетит ли вас тревога о

судьбе России, придут ли вам «мысли чёрные» о вашей личной судьбе, или

просто жизнь покажется «несносной раной», - вспомните о русской сказке и

прислушайтесь к её тихому, древнему, мудрому голосу… Она ни на что не

притязает, никому не навязывается, ничего не затевает. «Не любо – не

слушай». Она – «… как цвет незаметных и неведомых полевых цветов, а

духовный смысл её – как тонкий и благоуханный мёд: попробуешь и

слышишь на языке всё неизречённое естество родной природы – запах

родной земли, и зной родного солнца, и дыхание родных цветов, и что-то

тонкое и богатое, вечно юное и вечно древнее… ».

Так начинает повествование о сказке замечательный русский философ И.А.

Ильин. Действительно, тысячи лет сказка накапливала в себе национальный

духовный опыт, отстаивала всё лучшее в нём и через чудодейственную силу

своего воздействия на душу человеческую «взращивала её, неназойливо

воспитывала, умудряла, врачевала, укрепляла»… Так уж издавна повелось,

что во все времена и у всех народов долгими зимними вечерами, когда за

окошком завывала вьюга, а луна тоскливо смотрела из-за туч, люди слушали

сказки. Слушали их в деревнях и на хуторах, уютно устроившись у тёплых

очагов, слушали в городах у камельков и каминов. И вставал перед

слушателями волшебный мир, порождённый народной фантазией: его

населяли колдуны и лешие, эльфы и русалки, гномы и мальчик-спальчик,

тролли и великаны, Баба Яга и Кощей Бессмертный, царевна и серый волк,

невиданные звери…

И тогда сказка начинала переливаться всеми цветами, наполнялась блеском

светлого неба, сиянием звёзд и светил.

Мир волшебной сказки становился сродни миру народной игрушки – миру

раскрашенных коней и баранчиков, краснощёких красавиц-модниц,

диковинных птиц с распущенными хвостами: тут и золото, и серебро, и

травяная зелень, и снежная белизна мела, и васильковая синева. По-особому,

притягательно и волнующе, звучал зачин сказки: «Жили-были», «в

некотором царстве, в некотором государстве» или особая сказочная формула,

вроде такой: «Скоро сказка говорится, не скоро дело делается».

И вот одно чудо сменяет другое чудо. И слушатель уже знает, что сейчас

появятся три брата, что старший и средний – корыстны и коварны, а

младший – простодушен и добр.

И обязательно тот, кто гоним, обижен, победит и восторжествует

справедливость.

«… Собирайте русские сказки и передавайте их нам такими, какими вы

послушали их из уст народа… » - писал критик В.Г. Белинский, обращаясь к

собирателям фольклора.

Меняются времена, меняется и отношение к сказке. Нет, она не ушла из

нашей жизни. Сказка продолжает жить и пленять читателей. И от того, что

сейчас сказки, в основном, читают, а не слушают, они не становятся менее

интересными. И от того, что сказки сейчас экранизированы, они остаются

привлекательными для малышей, заставляют после просмотра кинофильма

обратиться к первоисточнику – книге.

«Ведь в сказке содержатся, как в молоке, все витамины, полезные для

здоровья: фантазия, выдумка, ненавязчивая мораль, которая одновременно

учит и забавляет, веселье, шутка, конечно же, чувство родной речи».

Но что же изменилось сейчас в нашем отношении к сказке? Стал

другим век. Мы называем его модным словом «прагматический». Сегодня

многие родители предпочитают колыбельной и сказке компьютер,

компьютерные игры, примитивные зарубежные фильмы. Сложнее и сложнее

учителю начальной, учителю-словеснику вернуть важную для детства веру в

чудесное, в торжество справедливости и добра, вести детей в светлый мир

народной сказки, которая выводит своих детей на распутье, учит выбирать

жизненную дорогу и идти по ней достойно. Сказка учит сострадать, любить

всё живое, быть правдивым, трудолюбивым, готовым помочь оказавшемуся в

беде.

Пусть сказка, поможет нашим детям постичь Добро, Красоту и Истину.

Консультация для родителей «Воспитание ребёнка посредством

театральной деятельности»

«Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает

человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него

запас мудрости и доброты».

К.С.Станиславский

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского

творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и

находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой.

Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется

воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли,

стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая

огромное наслаждение.

Во время занятий театрализованной деятельностью развивается

любознательность, стремление к познанию нового и интересного,

усваивается новая информация, настойчивость и целеустремлённость. У

ребёнка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и

изобретательность.

Взрослым не следует навязывать своё видение, свои вкусы ребёнку, нужно

предоставить возможность самому выбрать, к какому виду театральной

деятельности появился устойчивый интерес в силу его склонностей и

способностей. Театр бывает кукольный, настольный, пальчиковый, теневой и

просто театр, где ребёнок может попробовать свои силы.

Театр, как никто другой! - возвращает нас к исконным корням. Он –

единственный, сохраняющий и культивирующий народную мудрость вне

зависимости от национальной принадлежности. В опосредованной форме он

учит детей быть честными и добрыми, устремлёнными и трудолюбивыми,

способными по – настоящему оценить и полюбить богатство родного слова.

Плюсы театральной деятельности.

- Дети умеют действовать согласованно, включаясь в действие одновременно

или последовательно.

- Снимают напряжение с отдельных групп мышц.

- Запоминают заданные позы.

- Знают 5 – 8 артикуляционных упражнений.

- Умеют произносить скороговорки и чистоговорки в разных темпах,

шёпотом

- Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными

интонациями.

- Умеют прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и чётко

произнося слова с нужными интонациями.

- Умеют составлять предложения с заданными словами.

- Умеют сочинять этюды по сказкам.

- Умеют строить простейший диалог.

Театр кукол

У нас сегодня с мамой

Культурная программа.

Давай мне, мама, руку,

Пойдем в театр кукол!

Что я большой - я знаю,

Но кукол обожаю

Смотрю и не могу понять,

Как куклой можно управлять?

Взял рукавичку и надел

И вот уж Петушок запел,

А поменял ты рукавичку

И превратился он в Лисичку!

Но знаю я наверняка -

Актера трудится рука,

И кукла оживает,

Поет, переживает

Волшебно это превращенье!

И мама смотрит с восхищеньем.

А мы в театр еще пойдем,

И папу мы с собой возьмем!