Автор: Власенко Анна Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №12 "Ивушка"
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: Статья
Тема: "Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами Арт-терапии"
Власенко Анна Петровна, воспитатель
МБДОУ детский сад №12 «Ивушка»
РФ, Белгородская обл., г.Белгород
ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
В современном мире дети сталкиваются с множеством стрессовых факторов,
которые могут негативно сказаться на их психоэмоциональном состоянии. Переход на
новый уровень образования, социальные взаимодействия, изменение привычной
обстановки и даже влияние медиа-контента могут вызывать у них тревогу, страх и
другие негативные эмоции. В этом контексте арт-терапия выступает эффективным
методом профилактики психоэмоционального напряжения у детей дошкольного и
младшего школьного возраста. Арт-терапия - это форма психотерапии, в которой
используются художественные методы для выражения эмоций и чувств. Она включает
в себя рисование, лепку, музыку, театр и другие виды искусства. Арт-терапия помогает
детям не только выразить свои переживания, но и развивает их креативность, улучшает
моторику и способствует социализации.
Особую ценность арт-терапевтическая работа может иметь для детей и
взрослых,
испытывающих
определенные
затруднения
в
вербализации
своих
переживаний, например, из-за речевых нарушений, аутизма или мало контактности, а
также сложности этих переживаний и их «невыразимости». Это не значит, что арт-
терапия не может быть успешной в работе с лицами, имеющими хорошо развитую
способность к вербальному общению. Для них изобразительная деятельность может
являться альтернативным «языком», более точным и выразительным, чем слова. Дети в
большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний.
Невербальная экспрессия для них более естественна. Особенно это значимо для детей с
речевыми нарушениями, т. к. их поведение более спонтанно, и они менее способны к
рефлексии
своих
действий
и
поступков.
Их
переживания
«выходят»
через
художественное изображение более непосредственно. Такой «продукт» прост для
восприятия и анализа. В свою очередь, игры с песком направлены на общую
релаксацию,
снятие
двигательных
стереотипов
и
излишней
активности.
Они
ориентированы на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи.
Стабилизируют эмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно
кинестетической
чувствительности
и
мелкой
моторики
рук,
учат
ребенка
прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи,
произвольного внимания и памяти.
Арт-терапия — это уникальный способ общения с миром и самим собой;
способ
снятия
внутреннего
напряжения,
воплощения
его
на
бессознательно-
символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути
развития. Так, например, песочная терапия дает возможность для выражения широкой
гаммы самых разных чувств. Песочные формы детской экспрессии являются
выражением непосредственной души ребенка, его внутреннего состояния. Игра с
песком— это естественная и доступная для каждого ребенка форма взаимодействия и
преобразования мира.
Применение методов и техник арт-терапии и песочной терапии решает
целый ряд важнейших задач, таких как:
‒ реализация в работе с детьми индивидуальных возможностей;
‒
создание
благоприятного
для
развития
и
самочувствия
ребенка
психологического климата;
‒
профилактика
и
выявление
различных
психологических
причин
эмоционального напряжения и стресса;
‒
гармонизация
эмоциональной
сферы,
снятие
психоэмоционального
напряжения, создание условий для самопознания и творческого самовыражения;
‒ социализация. Занятия в группе позволяют детям взаимодействовать друг с
другом, учиться работать в команде и развивать навыки общения;
‒ содействие развитию творческих задатков, развитие творческого мышления,
воображения.
Методы арт-терапии для профилактики психоэмоционального напряжения
1.
Рисование и живопись.
Позвольте детям рисовать свои чувства. Например, можно предложить им нарисовать
«счастливый» и «грустный» день. Это поможет им визуализировать свои эмоции и понять, что
они не одиноки в своих переживаниях.
2.
Лепка.
Работа с глиной или пластилином помогает развивать мелкую моторику и
служит отличным способом для снятия напряжения. Дети могут лепить то, что их
беспокоит, и затем разрушать это, символизируя избавление от негативных эмоций.
3.
Музыкальная терапия.
Создание музыки или прослушивание успокаивающих мелодий может помочь
детям расслабиться и отвлечься от тревожных мыслей. Можно организовать
совместные музыкальные занятия, где дети будут петь и танцевать.
4.
Театрализованные игры.
Ролевые игры и театрализованные представления помогают детям проигрывать
различные ситуации, что способствует лучшему пониманию своих эмоций и реакций
на стрессовые ситуации.
5.
Коллажи и аппликации.
Создание коллажей из различных материалов помогает детям развивать
творческое мышление и выражать свои чувства через сочетание текстур и цветов.
Варианты применения методов и техник арт-терапии.
Арт-техника «Рисование на песке».
Задачи: моделирование ребенком своей реальности, а также возможность ее
изменить; экспрессия негативных переживаний; снятие излишнего эмоционального
напряжения, релаксация.
Материалы: неглубокий поднос и тонким слоем песка или световой планшет для
рисования песком.
Ход сеанса:
1. Настрой. Ребенок может изучить материал, поиграть с песком.
2. Постройка фигуры. Психолог говорит ребенку: «На этой поверхности ты
можешь изобразить все, что ты захочешь или просто потрогать, поиграть с песком».
3. Если ребенок сам начинает рассказ, психолог может задать вопросы
(«Расскажи, пожалуйста, что ты изобразил» и т. д.).
4. Рефлексивный анализ.
Арт-терапевтическое упражнение «Вулкан».
Задачи:
отреагирование,
экспрессия
негативных
переживаний;
снятие
излишнего эмоционального напряжения, релаксация.
Материалы: неглубокий поднос и тонким слоем песка или световой планшет для
рисования песком.
Ход сеанса:
1. Настрой. Ребенок может изучить материал, поиграть с песком.
2. Постройка фигуры. Психолог говорит ребенку: «На этой поверхности ты
можешь вулкан. Это может быть просто красивый горный пейзаж со спокойным
вулканом среди леса, еще здесь можно изобразить настоящее извержение вулкана. А
каким ты представляешь вулкан?».
3. Если ребенок сам начинает рассказ, психолог может задать вопросы.
4. Рефлексивный анализ.
Арт-терапевтическое упражнение «Волшебная планета».
Задачи: моделирование ребенком своей реальности, а также возможность ее
изменить; отреагирование, экспрессия негативных переживаний; развитие моторики и
расслабляющий массаж рук.
Материалы: песочница или плоский поднос — пальчиковый бассейн с
наполнителей (песок, крупа и т. д.), мелкие игрушки, фигурки, природные материалы и
т. д.
Ход сеанса:
1. Настрой. Ребенок может изучить материал, поиграть с песком.
2. Постройка фигуры. Психолог говорит ребенку: «Представь, что это твоя
собственная планета. Она пока что пустая, тут ничего не растет и никто не живет.
Попробуй ее оживить».
3. Если ребенок сам начинает рассказ, психолог может задать вопросы.
4. Рефлексивный анализ.
Арт-терапевтическое упражнение «Пластилиновый мир».
Задачи: моделирование ребенком своей реальности, а также возможность ее
изменить; развитие уверенности в себе, осознание возможной победы над тревогой,
страхом;
отреагирование,
экспрессия
негативных
переживаний;
возможность
проработать любое негативное чувство.Материалы: пластилин, картон А4, мелкие
игрушки, фигурки, природные материалы и т. д.
Ход сеанса:
1. Настрой. Ребенку предлагается представить себе, что он в настоящий
момент испытывает соответствующее чувство, припомнив ситуации, в которых оно
проявляется. Предлагается подвигаться по комнате, если у него есть желание.
Предварительно предлагается взять кусок пластилина и разминать его.
2. Лепка. Ребенку предлагается вылепить свое негативное чувство.
Обсуждение. Трансформация образа по желанию ребенка.
3. Если ребенок сам начинает рассказ, психолог может задать вопросы.
4. Рефлексивный анализ.
Арт-терапевтическое упражнение «Монотипия».
Задача:
обращение
к
внутренним
резервам;
отреагирование,
экспрессия
негативных переживаний; возможность проработать любое негативное чувство.
Материалы: краски гуашь, листы формата А5, аудио проигрыватель и запись
релаксационной мелодии.
Ход сеанса:
1. Настрой. Ребенку предлагается нарисовать красками какое-то самое
неприятное
для
него
чувство.
Можно
под
музыкальное
сопровождение
(тревожная/монотонная музыкальная композиция), далее — самое приятное чувство.
2. Используя метод монотипии — создаем изображения: отвергаемый
цвет,
предпочитаемый
цвет,
смешивание.
Работа
с
кляксами,
проективная
интерпретация.
3. Рефлексивный анализ.
Заключение
Арт-терапия
-
это
мощный
инструмент
для
профилактики
психоэмоционального напряжения у детей дошкольного и младшего школьного
возраста. Она помогает детям не только справляться с негативными эмоциями, но и
развивает их креативность, уверенность в себе и навыки общения. Важно, чтобы
родители и педагоги активно использовали эти методы в повседневной практике,
создавая поддерживающую и безопасную среду для эмоционального роста и развития
детей.
Важнейшим фактором положительного воздействия арт-терапии на детей
являются терапевтические отношения, благодаря которым ребенок может найти способ
выразить себя, ощутить чувство безопасности, развить коммуникативные способности
и получить ценнейший опыт принятия и поддержки. Такое взаимодействие оказывает
стимулирующее воздействие, развивает способности к проявлению инициативы и
самостоятельности, концентрации внимания, дает выход аффектам.
Литература:
1. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А.
Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. — М.: Издательский центр
«Академия», 2001.
2. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. — СПб.: Речь, 2008.
3.
Копытин
А.
И.,
Свистовская
Е.
Е.
Арт-терапевтические
методы,
используемые в работе с детьми и подростками: обзор современных публикаций //
Журнал практической психологии и психоанализа. 2007, № 4.
4. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система
занятий. — СПб.: Речь, 2008.
5. Сучкова Н. О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. —
СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.