Напоминание

"Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами Арт-терапии"

Автор: Власенко Анна Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №12 "Ивушка"
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: Статья
Тема: "Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами Арт-терапии"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Власенко Анна Петровна, воспитатель

МБДОУ детский сад №12 «Ивушка»

РФ, Белгородская обл., г.Белгород

ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

В современном мире дети сталкиваются с множеством стрессовых факторов,

которые могут негативно сказаться на их психоэмоциональном состоянии. Переход на

новый уровень образования, социальные взаимодействия, изменение привычной

обстановки и даже влияние медиа-контента могут вызывать у них тревогу, страх и

другие негативные эмоции. В этом контексте арт-терапия выступает эффективным

методом профилактики психоэмоционального напряжения у детей дошкольного и

младшего школьного возраста. Арт-терапия - это форма психотерапии, в которой

используются художественные методы для выражения эмоций и чувств. Она включает

в себя рисование, лепку, музыку, театр и другие виды искусства. Арт-терапия помогает

детям не только выразить свои переживания, но и развивает их креативность, улучшает

моторику и способствует социализации.

Особую ценность арт-терапевтическая работа может иметь для детей и

взрослых,

испытывающих

определенные

затруднения

в

вербализации

своих

переживаний, например, из-за речевых нарушений, аутизма или мало контактности, а

также сложности этих переживаний и их «невыразимости». Это не значит, что арт-

терапия не может быть успешной в работе с лицами, имеющими хорошо развитую

способность к вербальному общению. Для них изобразительная деятельность может

являться альтернативным «языком», более точным и выразительным, чем слова. Дети в

большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний.

Невербальная экспрессия для них более естественна. Особенно это значимо для детей с

речевыми нарушениями, т. к. их поведение более спонтанно, и они менее способны к

рефлексии

своих

действий

и

поступков.

Их

переживания

«выходят»

через

художественное изображение более непосредственно. Такой «продукт» прост для

восприятия и анализа. В свою очередь, игры с песком направлены на общую

релаксацию,

снятие

двигательных

стереотипов

и

излишней

активности.

Они

ориентированы на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи.

Стабилизируют эмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно

кинестетической

чувствительности

и

мелкой

моторики

рук,

учат

ребенка

прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи,

произвольного внимания и памяти.

Арт-терапия — это уникальный способ общения с миром и самим собой;

способ

снятия

внутреннего

напряжения,

воплощения

его

на

бессознательно-

символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути

развития. Так, например, песочная терапия дает возможность для выражения широкой

гаммы самых разных чувств. Песочные формы детской экспрессии являются

выражением непосредственной души ребенка, его внутреннего состояния. Игра с

песком— это естественная и доступная для каждого ребенка форма взаимодействия и

преобразования мира.

Применение методов и техник арт-терапии и песочной терапии решает

целый ряд важнейших задач, таких как:

‒ реализация в работе с детьми индивидуальных возможностей;

создание

благоприятного

для

развития

и

самочувствия

ребенка

психологического климата;

профилактика

и

выявление

различных

психологических

причин

эмоционального напряжения и стресса;

гармонизация

эмоциональной

сферы,

снятие

психоэмоционального

напряжения, создание условий для самопознания и творческого самовыражения;

‒ социализация. Занятия в группе позволяют детям взаимодействовать друг с

другом, учиться работать в команде и развивать навыки общения;

‒ содействие развитию творческих задатков, развитие творческого мышления,

воображения.

Методы арт-терапии для профилактики психоэмоционального напряжения

1.

Рисование и живопись.

Позвольте детям рисовать свои чувства. Например, можно предложить им нарисовать

«счастливый» и «грустный» день. Это поможет им визуализировать свои эмоции и понять, что

они не одиноки в своих переживаниях.

2.

Лепка.

Работа с глиной или пластилином помогает развивать мелкую моторику и

служит отличным способом для снятия напряжения. Дети могут лепить то, что их

беспокоит, и затем разрушать это, символизируя избавление от негативных эмоций.

3.

Музыкальная терапия.

Создание музыки или прослушивание успокаивающих мелодий может помочь

детям расслабиться и отвлечься от тревожных мыслей. Можно организовать

совместные музыкальные занятия, где дети будут петь и танцевать.

4.

Театрализованные игры.

Ролевые игры и театрализованные представления помогают детям проигрывать

различные ситуации, что способствует лучшему пониманию своих эмоций и реакций

на стрессовые ситуации.

5.

Коллажи и аппликации.

Создание коллажей из различных материалов помогает детям развивать

творческое мышление и выражать свои чувства через сочетание текстур и цветов.

Варианты применения методов и техник арт-терапии.

Арт-техника «Рисование на песке».

Задачи: моделирование ребенком своей реальности, а также возможность ее

изменить; экспрессия негативных переживаний; снятие излишнего эмоционального

напряжения, релаксация.

Материалы: неглубокий поднос и тонким слоем песка или световой планшет для

рисования песком.

Ход сеанса:

1. Настрой. Ребенок может изучить материал, поиграть с песком.

2. Постройка фигуры. Психолог говорит ребенку: «На этой поверхности ты

можешь изобразить все, что ты захочешь или просто потрогать, поиграть с песком».

3. Если ребенок сам начинает рассказ, психолог может задать вопросы

(«Расскажи, пожалуйста, что ты изобразил» и т. д.).

4. Рефлексивный анализ.

Арт-терапевтическое упражнение «Вулкан».

Задачи:

отреагирование,

экспрессия

негативных

переживаний;

снятие

излишнего эмоционального напряжения, релаксация.

Материалы: неглубокий поднос и тонким слоем песка или световой планшет для

рисования песком.

Ход сеанса:

1. Настрой. Ребенок может изучить материал, поиграть с песком.

2. Постройка фигуры. Психолог говорит ребенку: «На этой поверхности ты

можешь вулкан. Это может быть просто красивый горный пейзаж со спокойным

вулканом среди леса, еще здесь можно изобразить настоящее извержение вулкана. А

каким ты представляешь вулкан?».

3. Если ребенок сам начинает рассказ, психолог может задать вопросы.

4. Рефлексивный анализ.

Арт-терапевтическое упражнение «Волшебная планета».

Задачи: моделирование ребенком своей реальности, а также возможность ее

изменить; отреагирование, экспрессия негативных переживаний; развитие моторики и

расслабляющий массаж рук.

Материалы: песочница или плоский поднос — пальчиковый бассейн с

наполнителей (песок, крупа и т. д.), мелкие игрушки, фигурки, природные материалы и

т. д.

Ход сеанса:

1. Настрой. Ребенок может изучить материал, поиграть с песком.

2. Постройка фигуры. Психолог говорит ребенку: «Представь, что это твоя

собственная планета. Она пока что пустая, тут ничего не растет и никто не живет.

Попробуй ее оживить».

3. Если ребенок сам начинает рассказ, психолог может задать вопросы.

4. Рефлексивный анализ.

Арт-терапевтическое упражнение «Пластилиновый мир».

Задачи: моделирование ребенком своей реальности, а также возможность ее

изменить; развитие уверенности в себе, осознание возможной победы над тревогой,

страхом;

отреагирование,

экспрессия

негативных

переживаний;

возможность

проработать любое негативное чувство.Материалы: пластилин, картон А4, мелкие

игрушки, фигурки, природные материалы и т. д.

Ход сеанса:

1. Настрой. Ребенку предлагается представить себе, что он в настоящий

момент испытывает соответствующее чувство, припомнив ситуации, в которых оно

проявляется. Предлагается подвигаться по комнате, если у него есть желание.

Предварительно предлагается взять кусок пластилина и разминать его.

2. Лепка. Ребенку предлагается вылепить свое негативное чувство.

Обсуждение. Трансформация образа по желанию ребенка.

3. Если ребенок сам начинает рассказ, психолог может задать вопросы.

4. Рефлексивный анализ.

Арт-терапевтическое упражнение «Монотипия».

Задача:

обращение

к

внутренним

резервам;

отреагирование,

экспрессия

негативных переживаний; возможность проработать любое негативное чувство.

Материалы: краски гуашь, листы формата А5, аудио проигрыватель и запись

релаксационной мелодии.

Ход сеанса:

1. Настрой. Ребенку предлагается нарисовать красками какое-то самое

неприятное

для

него

чувство.

Можно

под

музыкальное

сопровождение

(тревожная/монотонная музыкальная композиция), далее — самое приятное чувство.

2. Используя метод монотипии — создаем изображения: отвергаемый

цвет,

предпочитаемый

цвет,

смешивание.

Работа

с

кляксами,

проективная

интерпретация.

3. Рефлексивный анализ.

Заключение

Арт-терапия

-

это

мощный

инструмент

для

профилактики

психоэмоционального напряжения у детей дошкольного и младшего школьного

возраста. Она помогает детям не только справляться с негативными эмоциями, но и

развивает их креативность, уверенность в себе и навыки общения. Важно, чтобы

родители и педагоги активно использовали эти методы в повседневной практике,

создавая поддерживающую и безопасную среду для эмоционального роста и развития

детей.

Важнейшим фактором положительного воздействия арт-терапии на детей

являются терапевтические отношения, благодаря которым ребенок может найти способ

выразить себя, ощутить чувство безопасности, развить коммуникативные способности

и получить ценнейший опыт принятия и поддержки. Такое взаимодействие оказывает

стимулирующее воздействие, развивает способности к проявлению инициативы и

самостоятельности, концентрации внимания, дает выход аффектам.

Литература:

1. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А.

Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. — М.: Издательский центр

«Академия», 2001.

2. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. — СПб.: Речь, 2008.

3.

Копытин

А.

И.,

Свистовская

Е.

Е.

Арт-терапевтические

методы,

используемые в работе с детьми и подростками: обзор современных публикаций //

Журнал практической психологии и психоанализа. 2007, № 4.

4. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система

занятий. — СПб.: Речь, 2008.

5. Сучкова Н. О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. —

СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.