Автор: Чиликина Нинель Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад № 97"
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: Конспект занятия по познавательному развитию для детей логопедической группы старшего дошкольного возраста
Тема: Как выращивают хлеб
КАК ВЫРАЩИВАЮТ ХЛЕБ
Конспект занятия по познавательному
развитию для детей логопедической группы старшего
дошкольного возраста
Цель: Формировать у детей бережное отношение к хлебу.
Задачи:
- познакомить детей с трудом хлеборобов;
- расширять знания о процессе производства хлеба;
- закрепить знания детей о важности такого продукта как хлеб;
- закрепить представление детей о различиях между городом и селом;
- воспитывать уважение к труду людей, выращивающих и производящих
хлеб.
Ценности по ФОП ДО: Родина, человек, сотрудничество, труд.
Используемый материал:
- картинки с изображением города (многоэтажные дома, заводы,
фабрики,
здания
музеев,
театров,
широкие
проспекты,
улицы
с
разнообразным транспортом) и станицы (поля, огороды, одноэтажные
домики с садами, лес, ферма, табун лошадей и т.д.);
- колосья пшеницы и ржи;
- презентации: «Работа в поле», «Уборка хлеба»;
- готовые хлебобулочные изделия.
Раздаточный материал: в контейнерах зерна ржи, пшеницы, овса.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям несколько картинок с изображением
города и станицы, просит их внимательно рассмотреть.
Воспитатель: ребята, перед вами картинки с изображением города и
станицы, попробуйте все картинки разделить на две группы и объяснить,
почему вы так сделали.
Дети выполняют задание и поясняют свой выбор.
Воспитатель: чем занимаются люди в сельской местности? (Ответы
детей). Сегодня мы с вами поговорим об одной из основных профессий
жителей села – хлеборобах.
Воспитатель убирает все картинки со стенда и выставляет на
подносе хлебобулочные изделия: черный и белый хлеб, сушки, баранки,
калачи, булки, печенье.
Воспитатель: Все мы каждый день едим белый и черный хлеб, многие
любят сушки, печенье, различные пирожные, а кто знает, из чего все это
делают? (Из муки). А что такое мука, из чего ее получают? (Ответы детей).
Воспитатель: Муку получают вот из таких зерен, которые лежат у вас в
контейнерах на столах. Рассмотрите их внимательно. (Дети рассматривают
зерна, трогают их руками.) Посмотрите, все ли зерна одинаковы? (Ответы
детей). В одном контейнере лежат зерна пшеницы, в другом - зерна ржи, в
третьем - овса.
Зерна пшеницы округлые (пузатые), зерна ржи – длинные, темные, овса
– длинные, золотистые.
А как выглядят растения? Кто-нибудь видел? (Ответы детей). Я вам
принесла эти растения. Это колоски. Давайте их рассмотрим, они, как и
зерна, тоже разные.
Воспитатель показывает колоски пшеницы, ржи и овса.
Воспитатель: Что можете сказать вот об этом колоске? (Показывает
колосок ржи.) Он длинный, тонкий, у него не очень длинные усики. Это
колосок ржи. Зерна у ржи длинные и колосок длинный. А у овса нет колоска,
он похож на метелочку. Запомнили?
А что вы можете рассказать о колоске пшеницы, какой он? (Ответы
детей)
Воспитатель: Все эти злаки – хлебные растения, они растут на полях,
затем их скашивают, обмолачивают, отвозят на мельницу и там из них
делают муку, а из муки выпекают хлеб. Чтобы получить из зерен муку,
нужно затратить очень много труда: сначала вырастить урожай, потом его
собрать. Этим занимаются хлеборобы. Послушайте какое красивое слово: в
нем соединились два слова – «хлеб» и «работа». Что же это за работа? Как
выращивают хлебные растения?
- Что нужно, чтобы растение росло?
- А какая должна быть земля? (Ответ детей.)
Воспитатель:
Для
хорошего
роста
каждому
растению
нужны
питательная почва, вода, солнечный свет и воздух. Вот люди и обрабатывают
почву для растений, поливают их, когда долго нет дождя. Но чтобы получить
много
зерна,
засевают
огромные
поля.
С
помощью
чего
хлебороб
обрабатывает поля? (Ответы детей)
Воспитатель показывает презентацию с изображением полевых работ
весной.
Воспитатель: Что это за техника такая? Это трактор. Кто работает на
тракторе? (Тракторист. Если это слово для детей новое, нужно повторить
его хором несколько раз.)
Воспитатель: На распаханное поле выходят другие машины – сеялки.
Послушайте стихотворение:
На земле сырой, не жесткой,
Там, где тракторы прошли,
Неглубокие бороздки
В черной пашне пролегли.
И вчера, и позже,
До полночи с темнотой,
Зерна сыпались, как дождик,
Точно дождик золотой.
Воспитатель: Как вы думаете, почему в стихотворении говорится, что
зерна сыпались до полночи? (Ответы детей.)
Зерно необходимо посеять в определенные сроки. Если посеять их
раньше или позже, то они могут не вырасти, вот люди и торопятся посеять
зерна в срок.
Все лето созревают зерна в колосках. Поле в это время очень красивое.
Его изображают на картинах, о нем поэты сочиняют стихи.
(Показ
презентации).
Посмотрите на картину И. Шишкина, которая называется «Рожь». С чем
можно сравнить хлебное поле? (Ответы детей.) Многие сравнивают поле с
морем. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Как и у моря, у поля не
видно другого края, когда дует сильный ветер по полю как по морю проходят
волны.
Хлебное поле еще называют словом - нива. Повторите это новое слово
для вас. (Дети повторяют слово хором и индивидуально.) Нива от слова низ,
т.е. поле находится низко-низко. Послушайте, как Ю. Ждановская написала о
поле.
Нива моя, нива, нива золотая!
Зреешь ты на солнце, колос наливая
По тебе, по ветру, словно в синем море,
Волны так и ходят, ходят на просторе….
Воспитатель: Но вот зерна созрели. И на поле выходят другие машины.
Посмотрите на слайд.
Он идет, волну сечет,
Из трубы зерно течет.
О каком транспорте загадка? (Ответы детей)
Кто работает на
комбайне?
Комбайн
срезает
колосья
и
обмолачивает
их,
зерна
по
специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые отсеки, а затем в
машины, которые отвозят зерно на элеватор. Там зерна просушивают,
сортируют. Часть урожая идет на семена. Они будут посажены на
следующий
год.
Другую
часть
зерна
везут
на
мельницу.
Там
их
перемалывают в муку, а из муки в пекарнях пекут душистый румяный хлеб.
Давайте подумаем – если мука сделана из пшеницы, то она какая?
(пшеничная), а если из ржи? (ржаная).
Да, вы правы, мука бывает пшеничная и ржаная. Что выпекают из
пшеничной муки? (Белый хлеб, булки, печенье, баранки.) А еще из пшеницы
делают манную крупу. Мелят зерна пшеницы не очень мелко, а крупинками,
вот и готова манная крупа – можно варить манную кашу.
А из ржаной муки пекут черный хлеб.
Вот видите, ребята, какой долгий и трудный путь проходит зернышко из
колоска до румяной булки. Русский народ всегда очень бережно относился к
хлебу. Много существует пословиц о хлебе. Вы знаете, какие-нибудь?
(Ответы детей.)
- Хлеб всему голова.
- Без хлеба – нет обеда.
- Не шуба греет, а хлеб.
- Хлеб – батюшка, вода – матушка.
Теперь вы знаете, откуда приходит хлеб на наш стол, и, я думаю, будете
с уважением относиться к хлебу.
Давайте повторим несколько правил:
- с хлебом нельзя играть;
- хлеб нельзя бросать на землю, на пол.
Раньше, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили
прощения за это.
Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь. А сейчас
угощайтесь, берите сушки, печенье и поблагодарите тех, кто их сделал.