Напоминание

Как выращивают хлеб

Автор: Чиликина Нинель Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад № 97"
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: Конспект занятия по познавательному развитию для детей логопедической группы старшего дошкольного возраста
Тема: Как выращивают хлеб







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

КАК ВЫРАЩИВАЮТ ХЛЕБ

Конспект занятия по познавательному

развитию для детей логопедической группы старшего

дошкольного возраста

Цель: Формировать у детей бережное отношение к хлебу.

Задачи:

- познакомить детей с трудом хлеборобов;

- расширять знания о процессе производства хлеба;

- закрепить знания детей о важности такого продукта как хлеб;

- закрепить представление детей о различиях между городом и селом;

- воспитывать уважение к труду людей, выращивающих и производящих

хлеб.

Ценности по ФОП ДО: Родина, человек, сотрудничество, труд.

Используемый материал:

- картинки с изображением города (многоэтажные дома, заводы,

фабрики,

здания

музеев,

театров,

широкие

проспекты,

улицы

с

разнообразным транспортом) и станицы (поля, огороды, одноэтажные

домики с садами, лес, ферма, табун лошадей и т.д.);

- колосья пшеницы и ржи;

- презентации: «Работа в поле», «Уборка хлеба»;

- готовые хлебобулочные изделия.

Раздаточный материал: в контейнерах зерна ржи, пшеницы, овса.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям несколько картинок с изображением

города и станицы, просит их внимательно рассмотреть.

Воспитатель: ребята, перед вами картинки с изображением города и

станицы, попробуйте все картинки разделить на две группы и объяснить,

почему вы так сделали.

Дети выполняют задание и поясняют свой выбор.

Воспитатель: чем занимаются люди в сельской местности? (Ответы

детей). Сегодня мы с вами поговорим об одной из основных профессий

жителей села – хлеборобах.

Воспитатель убирает все картинки со стенда и выставляет на

подносе хлебобулочные изделия: черный и белый хлеб, сушки, баранки,

калачи, булки, печенье.

Воспитатель: Все мы каждый день едим белый и черный хлеб, многие

любят сушки, печенье, различные пирожные, а кто знает, из чего все это

делают? (Из муки). А что такое мука, из чего ее получают? (Ответы детей).

Воспитатель: Муку получают вот из таких зерен, которые лежат у вас в

контейнерах на столах. Рассмотрите их внимательно. (Дети рассматривают

зерна, трогают их руками.) Посмотрите, все ли зерна одинаковы? (Ответы

детей). В одном контейнере лежат зерна пшеницы, в другом - зерна ржи, в

третьем - овса.

Зерна пшеницы округлые (пузатые), зерна ржи – длинные, темные, овса

– длинные, золотистые.

А как выглядят растения? Кто-нибудь видел? (Ответы детей). Я вам

принесла эти растения. Это колоски. Давайте их рассмотрим, они, как и

зерна, тоже разные.

Воспитатель показывает колоски пшеницы, ржи и овса.

Воспитатель: Что можете сказать вот об этом колоске? (Показывает

колосок ржи.) Он длинный, тонкий, у него не очень длинные усики. Это

колосок ржи. Зерна у ржи длинные и колосок длинный. А у овса нет колоска,

он похож на метелочку. Запомнили?

А что вы можете рассказать о колоске пшеницы, какой он? (Ответы

детей)

Воспитатель: Все эти злаки – хлебные растения, они растут на полях,

затем их скашивают, обмолачивают, отвозят на мельницу и там из них

делают муку, а из муки выпекают хлеб. Чтобы получить из зерен муку,

нужно затратить очень много труда: сначала вырастить урожай, потом его

собрать. Этим занимаются хлеборобы. Послушайте какое красивое слово: в

нем соединились два слова – «хлеб» и «работа». Что же это за работа? Как

выращивают хлебные растения?

- Что нужно, чтобы растение росло?

- А какая должна быть земля? (Ответ детей.)

Воспитатель:

Для

хорошего

роста

каждому

растению

нужны

питательная почва, вода, солнечный свет и воздух. Вот люди и обрабатывают

почву для растений, поливают их, когда долго нет дождя. Но чтобы получить

много

зерна,

засевают

огромные

поля.

С

помощью

чего

хлебороб

обрабатывает поля? (Ответы детей)

Воспитатель показывает презентацию с изображением полевых работ

весной.

Воспитатель: Что это за техника такая? Это трактор. Кто работает на

тракторе? (Тракторист. Если это слово для детей новое, нужно повторить

его хором несколько раз.)

Воспитатель: На распаханное поле выходят другие машины – сеялки.

Послушайте стихотворение:

На земле сырой, не жесткой,

Там, где тракторы прошли,

Неглубокие бороздки

В черной пашне пролегли.

И вчера, и позже,

До полночи с темнотой,

Зерна сыпались, как дождик,

Точно дождик золотой.

Воспитатель: Как вы думаете, почему в стихотворении говорится, что

зерна сыпались до полночи? (Ответы детей.)

Зерно необходимо посеять в определенные сроки. Если посеять их

раньше или позже, то они могут не вырасти, вот люди и торопятся посеять

зерна в срок.

Все лето созревают зерна в колосках. Поле в это время очень красивое.

Его изображают на картинах, о нем поэты сочиняют стихи.

(Показ

презентации).

Посмотрите на картину И. Шишкина, которая называется «Рожь». С чем

можно сравнить хлебное поле? (Ответы детей.) Многие сравнивают поле с

морем. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Как и у моря, у поля не

видно другого края, когда дует сильный ветер по полю как по морю проходят

волны.

Хлебное поле еще называют словом - нива. Повторите это новое слово

для вас. (Дети повторяют слово хором и индивидуально.) Нива от слова низ,

т.е. поле находится низко-низко. Послушайте, как Ю. Ждановская написала о

поле.

Нива моя, нива, нива золотая!

Зреешь ты на солнце, колос наливая

По тебе, по ветру, словно в синем море,

Волны так и ходят, ходят на просторе….

Воспитатель: Но вот зерна созрели. И на поле выходят другие машины.

Посмотрите на слайд.

Он идет, волну сечет,

Из трубы зерно течет.

О каком транспорте загадка? (Ответы детей)

Кто работает на

комбайне?

Комбайн

срезает

колосья

и

обмолачивает

их,

зерна

по

специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые отсеки, а затем в

машины, которые отвозят зерно на элеватор. Там зерна просушивают,

сортируют. Часть урожая идет на семена. Они будут посажены на

следующий

год.

Другую

часть

зерна

везут

на

мельницу.

Там

их

перемалывают в муку, а из муки в пекарнях пекут душистый румяный хлеб.

Давайте подумаем – если мука сделана из пшеницы, то она какая?

(пшеничная), а если из ржи? (ржаная).

Да, вы правы, мука бывает пшеничная и ржаная. Что выпекают из

пшеничной муки? (Белый хлеб, булки, печенье, баранки.) А еще из пшеницы

делают манную крупу. Мелят зерна пшеницы не очень мелко, а крупинками,

вот и готова манная крупа – можно варить манную кашу.

А из ржаной муки пекут черный хлеб.

Вот видите, ребята, какой долгий и трудный путь проходит зернышко из

колоска до румяной булки. Русский народ всегда очень бережно относился к

хлебу. Много существует пословиц о хлебе. Вы знаете, какие-нибудь?

(Ответы детей.)

- Хлеб всему голова.

- Без хлеба – нет обеда.

- Не шуба греет, а хлеб.

- Хлеб – батюшка, вода – матушка.

Теперь вы знаете, откуда приходит хлеб на наш стол, и, я думаю, будете

с уважением относиться к хлебу.

Давайте повторим несколько правил:

- с хлебом нельзя играть;

- хлеб нельзя бросать на землю, на пол.

Раньше, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили

прощения за это.

Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь. А сейчас

угощайтесь, берите сушки, печенье и поблагодарите тех, кто их сделал.