Автор: Хухлаева Марина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Филиал МОУ - СОШ с. Кировское - ООШ п.Водопьяновка
Населённый пункт: Саратовская область Марксовский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Критерии оценивания учащихся при безотметочном обучении в курсе ОРКСЭ"
МОУ – ООШ п.Водопьяновка
«Критерии оценивания учащихся при
безотметочном обучении в курсе ОРКСЭ»
(выступление на районном методическом объединении учителей
ОРКСЭ)
Подготовила: Хухлаева Марина Михайловна
учитель начальных классов, ОРКСЭ
Маркс, 2022г.
Слайд 1.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. В сентябре этого года 10 лет
исполняется как мы с вами воплощаем в жизнь задуманную программу
предмета ОРКСЭ.10 лет – это, я считаю много, это целая жизнь, с её
успехами и неудачами. Даже по количественному составу с тех самых
курсов 2012 года сменился состав педагогов. Но я рада, что вижу в
нашем коллективе моих самых «первых» и рада новым педагогам. Мы
держимся!
Не утверждаю, но, мне кажется, мы впервые будем говорить о
безотметочном обучении. Объектом оценивания становится
нравственная и культорологическая компетентность ученика, оценить
которую довольно сложно. Поэтому отсутствие отметочной системы в
курсе ОРКСЭ в начале работы поставило меня в сложную ситуацию.
Каждый учитель может использовать разные методы оценивания, что -
то добавив своё, что – то усовершенствовав, что – то отбросив, но
главное сохранив принцип движения вперёд, развития поощрений,
разнообразия, поддерживая постоянный интерес к процессу обучения.
Это то самое важное на мой взгляд в нашей работе.
Слайд 2
Хочу продолжить своё выступление словами Василия Александровича
Сухомлинского.
Тот, кого я учу, — это прежде всего живой человек, ребенок, а потом —
ученик. Оценка, которую я ставлю ему, — это не только измеритель его
знаний, но, прежде всего, мое отношение к нему как к человеку.
(В. Сухомлинский)
Слайд 3
•
Особенность курса - курс - безотметочный.
•
Как оценить уровень знаний учащихся?
•
Как оценить полученные навыки коммуникации, критического
мышления и т.д.?
•
Как оценить воспитательные результаты курса или измерить уровень
гражданской ответственности и самостоятельности?
Отсутствие отметочной системы в курсе ОРКСЭ поставило многих
педагогов в тупик.
Слайд 4
Особенность курса ОРКСЭ в том, что он безотметочный.
Хорошо это или плохо? Безусловно, в этом есть много плюсов:
1. Освобождает учителя от излишней назидательности.
2. Развивает у детей самостоятельность, ответственность, навыки
самооценки.
3.Снимает боязнь неправильного ответа и получения плохой отметки.
Слайд 5
Но с другой стороны, имеет один, но существенный минус:
Наблюдается снижение мотивации учащихся.
Оценивание производит учитель и ученик. Существенно увеличивается роль
самооценки и взаимооценки.
Слайд 6
Основные требования к системе оценивания и контроля
•
установить, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут;
•
дать общую и дифференцированную информацию о процессе
преподавания и процессе учения,
•
отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении
Требований стандарта и в частности, в достижении планируемых
результатах освоения программ начального образования
Слайд 7
•
обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей,
•
отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.
Таким образом, возникает необходимость в поиске разнообразных подходов
к оцениванию результатов обучения на уроках ОРКСЭ
Слайд 8 - 9
Главная проблема заключается в выработке инструментария для оценивания
достижений учащихся в ходе усвоения курса ОРКСЭ. В разных источниках
предлагаются разнообразные формы и методы оценки, а также средства
контроля, одни -сложны в обработке, другие -трудны для понимания
учеников.
Слайд 10
На уроках часто использую 1.ситуацию успеха, устную похвалу даже за
малейший ответ, раздаю стимулирующие значки (солнышки, сердечки).
Слайд 11- 13
В качестве оценивания провожу 2.педагогическое наблюдение.
Наблюдая за учеником в естественной обстановке - на уроке – видишь
проявление его познавательных способностей в процессе овладения учебным
содержанием.
Каждое наблюдение имеет конкретную цель и проводится по определенной
схеме.
Наблюдения проводятся регулярно в течение всего учебного года, а не от
случая к случаю.
Такое наблюдение дает возможность проследить динамику развития ученика,
выявлять сильные и слабые стороны и в то же время позволяет оценивать его
не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным
проявлениям, что особенно важно при решении воспитательных задач в
рамках курса ОРКСЭ.
способность принимать ответственность
способность уважать других
умение сотрудничать
умение участвовать в выработке общего решения
способность разрешать конфликты
способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в
группе
Слайд 14-17
3. Бальная система оценки достижений учащихся
В конце каждого урока ученик может увидеть и оценить степень личного
участия в изучении темы, что, в свою очередь, мотивирует школьника,
способствует развитию познавательной активности. К тому же бальная
система понятна и родителям, и ученикам, и учителю.
Слайд 18 -21
Оценивание по предмету происходит и через 4. самооценку обучающегося.
В данном случае, используются листы самооценки учащихся. Примеров
таких листов достаточно много, однако базовые критерии достаточно
просты:
Я хорошо выполнил свою работу на уроке;
Я мог выполнить работу значительно лучше;
Я плохо работал на уроке.
Можно такие листы вести на каждом уроке. Заполняя их в форме таблицы,
так как это нагляднее и легче обрабатывать учителю.
Слайд 22
Еще один возможный вариант самооценки - использование цветовых
сигналов.
Для того чтобы можно было оценить не только письменную
работу, но и устную или оценить свою работу сразу после выполнения и
показать свой результат учителю, школьники показывают карточки
определённого цвета (или делают пометки цветом на полях рабочей тетради),
например:
желтый цвет - ученик не допустил ни одной ошибки и доволен собой;
зеленый цвет - допущены неточности;
красный цвет - надо постараться, и успех придет.
Слайд 23 - 25
Хорошим показателем достижений ученика является портфолио его
творческих работ, которое становится основой оценки образовательных
достижений.
Свои творческие работы (иллюстрации, сочинения, ответы на вопросы,
планы путешествий т. д.), ученик может оформлять таким образом, чтобы
была возможность собрать их в одну папку. Портфолио позволяет учащимся
производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ. Овладение
основами самооценки позволяет ученику судить о том, что он знает и умеет
хорошо, в чем еще надо разобраться, а что еще предстоит узнать.
Возможный вариант самооценки: перед выполнением самостоятельной
работы учитель обсуждает с учащимися критерии успешности ее
выполнения. Выполнив работу, дети сами ставят себе баллы (не обязательно
по пятибалльной шкале оценивания) в соответствии с принятыми сообща
критериями для каждого задания. После этого учитель проверяет работу и
рядом с выставленными ребёнком баллами выставляет свои.
Слайд 26
В конце 1 полугодия дети выполняют творческие работы (в виде
сообщений). Сами выбирают темы: «Вот что значит настоящий, верный
друг», «Я хочу вам рассказать об одном добром человеке», «Добро и зло в
русских народных сказках», «Дарить жизнь тоже надо учиться».
За итоговые работы пишу похвалу в дневник словами «Молодец!»,
«Умница!».
Слайд 27 - 33
Завершающим этапом изучения курса является 5. составление и защита
проекта.
Намечаем этапы работы.
Защита может проходить в разных формах:
в форме праздника с приглашение зрителей;
в форме конкурса с приглашением жюри;
в рабочей обстановке (на уроке)
Работая над проектом, дети учатся искать материал на заданную тему,
узнают много интересного, учатся кратко излагать свои мысли устно и
письменно, осваивают навыки исследовательской деятельности, работают в
группе, учатся бережно относиться к творчеству друг друга.
•
Традиционно оценивает работу над проектом учитель, используя
критерии и показатели подготовки, результатов и презентации
проекта.
•
Можно предложить ученикам оценить работу своих одноклассников,
существенно упростив критерии оценивания.
Работа над проектом, а затем и его защита, показали то, что детям интересно
участвовать в проектах.
Слайд 34
Ежегодно наши обучающиеся участвуют в 6. олимпиаде школьников по
ОПК на школьном уровне. Все получают сертификаты участника и
дипломы . Призёры школьного тура участвуют в олимпиаде на
муниципальном уровне.
Это является хорошим показателем развития обучающихся.
Слайд 35
Можно организовать получение 7. сертификата «За успешное освоение
курса ОРКСЭ» учащимся необходимо выполнить следующие виды заданий:
1.Ведение тетради.
2. Собрать папку с работами по предмету (рисунки, творческие работы,
сообщения, таблицы и др.).
3. Работа со словарными словами.
4. Сдать зачёты.
5. Защитить проект (либо индивидуальный, либо групповой).
Слайд 36
СРЕДСТВА И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
КУРСА ОРКСЭ НАПРАВЛЕНЫ НА ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ,
ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ
учащимся – обрести уверенность в возможности успешного включения
в систему непрерывного образования;
родителям – отслеживать процесс обучения и развития своего ребенка;
учителям – выносить суждения об эффективности программы
обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся.
Таким образом, в организации системы оценивания учебных достижений
младших школьников, оценка успеваемости по результатам освоения курса
не предусматриваются.
Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества
школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти,
внимания, восприятия, темп деятельности и др.).
Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения
обучающихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его
собственными вчерашними достижениями).
Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка
(даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо
поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить
на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить. Учить
детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом,
находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления.
По ОРКСЭ контрольные работы не проводятся,
домашние задания задаются только в виде творческих работ
(нарисовать рисунок, написать сочинение, подготовить доклад, сообщение,
рассказ и т.д.)
Безотметочная система оценивания устанавливается в течение всего
учебного года.