Автор: Шагиева Эльвира Фаиловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Воспитатель
Населённый пункт: г. Бавлы
Наименование материала: Статья
Тема: Педагогические приёмы формирования жизненных ценностей у воспитанников приюта "СемьЯ"
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ
ЦЕННОСТЕЙ У ВОСПИТАННИКОВ ПРИЮТА «СЕМЬЯ»
Шагиева Эльвира Фаиловна, воспитатель
Государственное казенное учреждение «Социальный приют для детей
и подростков «СемьЯ» в Бавлинском муниципальном районе»
Аннотация.
В
статье
рассматриваются
актуальные
вопросы
воспитания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и
особенности формирования у них жизненных ценностей в условиях
социального приюта. Раскрывается роль воспитателя как значимой фигуры
в процессе педагогического сопровождения воспитанников. Особое внимание
уделяется
практическим
педагогическим
приёмам,
направленным
на
развитие у детей таких базовых ценностей, как семья, труд, дружба,
взаимопомощь, уважение и ответственность.
Ключевые слова: жизненные ценности, воспитание, приют, дети в
трудной жизненной ситуации, социальная адаптация, личностное развитие,
воспитательная
работа,
педагогические
приёмы,
гуманизм,
семья,
нравственное воспитание.
Формирование жизненных ценностей у воспитанников приюта —
важнейшая задача современного воспитания в учреждениях социального
типа. Дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, зачастую не имеют
устойчивых ориентиров, жизненного примера, благополучной модели семьи.
Это делает особенно значимой работу воспитателя, который становится не
только наставником, но и проводником в мир гуманистических ориентиров,
нравственных норм и здоровых представлений о жизни.
В условиях ГКУ «Социальный приют для детей и подростков
«СемьЯ» воспитательная работа строится на принципах уважения к личности
ребёнка, принятия, доброжелательного взаимодействия и постоянной опоры
на позитив. Задача воспитателя — не просто передать определённые знания,
а сформировать внутреннюю мотивацию ребёнка к добру, справедливости,
честности,
стремлению
к
самореализации.
В
условиях
дефицита
родительской любви и часто негативного социального опыта, именно приют
становится тем местом, где ребёнок впервые по-настоящему задумывается
над тем, каким человеком он хочет стать.
Педагогические приёмы, используемые в практике приюта, опираются
на эмоциональную вовлечённость воспитанников, их личный опыт и
активное участие. Одним из наиболее действенных методов является
использование игровых ситуаций с нравственной составляющей. Например, в
игре «Цветик-семицветик» каждый лепесток символизирует одну жизненную
ценность: семья, здоровье, дружба, труд, любовь, честность, уважение.
Ребёнок «отрывает» лепесток и вспоминает или придумывает ситуацию,
связанную с данной ценностью. Это позволяет не только активизировать
память и воображение, но и выстраивать внутренние ассоциации между
понятиями и личным поведением.
Другим важным направлением являются тематические занятия,
направленные на осмысление значимости семьи. Так, в занятии «Дом, в
котором живёт добро» воспитанники совместно с воспитателем рисуют дом,
в
котором
живут
«члены
семьи»
—
доброта,
забота,
терпение,
ответственность. Обсуждая эти качества, дети учатся видеть в них ценности,
к которым стоит стремиться. В процессе занятия они также анализируют своё
поведение,
свои
поступки,
оценивают
поступки
других,
формируя
нравственные ориентиры.
Неотъемлемой частью воспитательной работы является включение
детей в посильную трудовую деятельность. Через заботу о животных на
мини-ферме, участие в озеленении территории, уборке помещений, дети
учатся ответственности, аккуратности, трудолюбию. На занятиях «Мой вклад
в уют приюта» воспитанники обсуждают, какую пользу они могут принести
окружающим, какие эмоции вызывает у них чувство выполненного дела.
Здесь формируется ценность труда, ощущение причастности к общему делу,
важное для будущей социальной адаптации.
Важным приёмом является метод живого примера. Воспитатели
осознанно демонстрируют уважение, терпение, эмпатию, честность в
общении с детьми и коллегами. Эти качества не декларируются, они
проживаются вместе с детьми в ежедневных ситуациях. Когда ребёнок
сталкивается с уважительным к нему отношением, он перенимает это
поведение, делая его частью своей личной системы ценностей. Например,
после конфликта между воспитанниками воспитатель не раздаёт обвинений,
а проводит беседу: «Как ты думаешь, что ты чувствовал в тот момент? А
твой товарищ? Что бы помогло избежать конфликта?» Такие разговоры
формируют
навык
рефлексии,
способности
к
самопониманию
и
сопереживанию.
Для детей, переживших насилие, пренебрежение, предательство со
стороны
взрослых,
крайне
важна
ценность
доверия.
Воспитатель,
соблюдающий слово, умеющий хранить тайны, поддерживающий ребёнка в
трудную минуту, становится тем взрослым, на которого можно опереться. В
практике приюта широко применяются индивидуальные доверительные
беседы, которые начинаются не с нравоучений, а с вопросов: «Как ты себя
чувствуешь? Что бы тебе хотелось изменить? Что для тебя важно?» Эти
беседы создают пространство, в котором ребёнок может заново открыть для
себя ценность искреннего общения и заботы.
Проектная деятельность является ещё одним мощным средством
формирования ценностей. В приюте реализовываются проекты типа «Моя
будущая семья», «Я и мои добрые дела», «Герои моего времени». В рамках
таких проектов дети рисуют, пишут сочинения, делают презентации,
обсуждают свои мысли в кругу сверстников. Это позволяет не только
развивать коммуникативные и познавательные навыки, но и закреплять
важные ценностные установки.
Большую роль играют совместные праздники и традиции. Регулярное
проведение дней рождения, общее чаепитие, подготовка ко Дню Матери,
Новому году, вручение дипломов и благодарностей — всё это создаёт
ощущение единства, принадлежности к коллективу, значимости каждого. На
празднике «День добрых слов» каждый воспитанник пишет комплименты
другим, а затем получает в ответ от сверстников и взрослых. Это не только
поднимает самооценку, но и учит видеть хорошее в людях, ценить
отношения.
Отдельное внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию
через чтение художественной литературы, обсуждение сказок и притч. В
процессе анализа героев, их поступков, мотивов, дети учатся различать добро
и зло, понимать последствия выбора. После чтения сказки воспитатель может
задать вопрос: «Что бы ты сделал на месте героя? Почему?» — и тем самым
запустить процесс внутреннего морального самоопределения.
Нельзя не отметить важность сотрудничества с психологами и
социальными
педагогами,
которые
помогают
точечно
выявлять
и
корректировать проблемные зоны в системе ценностей воспитанников. На
совместных
педсоветах
разрабатываются
индивидуальные
маршруты
воспитания, включающие конкретные цели: формирование уважения к
взрослым, развитие эмпатии, выработка волевых качеств и т. д.
Таким образом, формирование жизненных ценностей у воспитанников
приюта — это процесс постепенного, последовательного и кропотливого
влияния на личность через атмосферу принятия, поддержку и доверие.
Воспитатель приюта выступает в роли наставника, психолога, образца и
верного спутника ребёнка на пути к нравственной зрелости. Практика ГКУ
«Социальный приют для детей и подростков «СемьЯ» доказывает, что при
грамотно выстроенной педагогической системе даже дети с тяжёлым
жизненным опытом способны к восстановлению, внутреннему росту и
формированию ценностей, необходимых для достойной и осмысленной
жизни.
Список литературы
1.
Подберезина
С.
И.
Формирование
жизненных
ценностных
ориентаций обучающихся // Профессиональное образование в России и за
рубежом. 2015. №3 (19).
2.
Приобщение учащихся к традиционным российским ценностям в
ходе внеурочной деятельности: методология и практика: сборник докладов и
тезисов участников круглых столов на тему: «Психолого-педагогические
технологии
внеурочной
и
просветительской
деятельности
в
общеобразовательной
школе»
в
рамках
IV
Всероссийского
научно-
образовательного
форума
с
международным
участием
«миссия
университетского педагогического образования в XXI веке» (Ростов-на-Дону
2022) и на тему: «Приобщение учащихся к традиционным российским
ценностям
во
внеурочной
деятельности:
современные
подходы
и
технологии» (Москва, 17.11.2022 г., ИСРО РАО) / Под ред. О.В. Гукаленко –
М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022 г. – 245с.
3.
Скляренко И. С. Ценности образования в системе взаимного
обучения: к истории вопроса // Электронное научное издание Альманах
Пространство и Время. 2015. №1.