Напоминание

Педагогические приёмы формирования жизненных ценностей у воспитанников приюта "СемьЯ"

Автор: Шагиева Эльвира Фаиловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Воспитатель
Населённый пункт: г. Бавлы
Наименование материала: Статья
Тема: Педагогические приёмы формирования жизненных ценностей у воспитанников приюта "СемьЯ"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ

ЦЕННОСТЕЙ У ВОСПИТАННИКОВ ПРИЮТА «СЕМЬЯ»

Шагиева Эльвира Фаиловна, воспитатель

Государственное казенное учреждение «Социальный приют для детей

и подростков «СемьЯ» в Бавлинском муниципальном районе»

Аннотация.

В

статье

рассматриваются

актуальные

вопросы

воспитания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и

особенности формирования у них жизненных ценностей в условиях

социального приюта. Раскрывается роль воспитателя как значимой фигуры

в процессе педагогического сопровождения воспитанников. Особое внимание

уделяется

практическим

педагогическим

приёмам,

направленным

на

развитие у детей таких базовых ценностей, как семья, труд, дружба,

взаимопомощь, уважение и ответственность.

Ключевые слова: жизненные ценности, воспитание, приют, дети в

трудной жизненной ситуации, социальная адаптация, личностное развитие,

воспитательная

работа,

педагогические

приёмы,

гуманизм,

семья,

нравственное воспитание.

Формирование жизненных ценностей у воспитанников приюта —

важнейшая задача современного воспитания в учреждениях социального

типа. Дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, зачастую не имеют

устойчивых ориентиров, жизненного примера, благополучной модели семьи.

Это делает особенно значимой работу воспитателя, который становится не

только наставником, но и проводником в мир гуманистических ориентиров,

нравственных норм и здоровых представлений о жизни.

В условиях ГКУ «Социальный приют для детей и подростков

«СемьЯ» воспитательная работа строится на принципах уважения к личности

ребёнка, принятия, доброжелательного взаимодействия и постоянной опоры

на позитив. Задача воспитателя — не просто передать определённые знания,

а сформировать внутреннюю мотивацию ребёнка к добру, справедливости,

честности,

стремлению

к

самореализации.

В

условиях

дефицита

родительской любви и часто негативного социального опыта, именно приют

становится тем местом, где ребёнок впервые по-настоящему задумывается

над тем, каким человеком он хочет стать.

Педагогические приёмы, используемые в практике приюта, опираются

на эмоциональную вовлечённость воспитанников, их личный опыт и

активное участие. Одним из наиболее действенных методов является

использование игровых ситуаций с нравственной составляющей. Например, в

игре «Цветик-семицветик» каждый лепесток символизирует одну жизненную

ценность: семья, здоровье, дружба, труд, любовь, честность, уважение.

Ребёнок «отрывает» лепесток и вспоминает или придумывает ситуацию,

связанную с данной ценностью. Это позволяет не только активизировать

память и воображение, но и выстраивать внутренние ассоциации между

понятиями и личным поведением.

Другим важным направлением являются тематические занятия,

направленные на осмысление значимости семьи. Так, в занятии «Дом, в

котором живёт добро» воспитанники совместно с воспитателем рисуют дом,

в

котором

живут

«члены

семьи»

доброта,

забота,

терпение,

ответственность. Обсуждая эти качества, дети учатся видеть в них ценности,

к которым стоит стремиться. В процессе занятия они также анализируют своё

поведение,

свои

поступки,

оценивают

поступки

других,

формируя

нравственные ориентиры.

Неотъемлемой частью воспитательной работы является включение

детей в посильную трудовую деятельность. Через заботу о животных на

мини-ферме, участие в озеленении территории, уборке помещений, дети

учатся ответственности, аккуратности, трудолюбию. На занятиях «Мой вклад

в уют приюта» воспитанники обсуждают, какую пользу они могут принести

окружающим, какие эмоции вызывает у них чувство выполненного дела.

Здесь формируется ценность труда, ощущение причастности к общему делу,

важное для будущей социальной адаптации.

Важным приёмом является метод живого примера. Воспитатели

осознанно демонстрируют уважение, терпение, эмпатию, честность в

общении с детьми и коллегами. Эти качества не декларируются, они

проживаются вместе с детьми в ежедневных ситуациях. Когда ребёнок

сталкивается с уважительным к нему отношением, он перенимает это

поведение, делая его частью своей личной системы ценностей. Например,

после конфликта между воспитанниками воспитатель не раздаёт обвинений,

а проводит беседу: «Как ты думаешь, что ты чувствовал в тот момент? А

твой товарищ? Что бы помогло избежать конфликта?» Такие разговоры

формируют

навык

рефлексии,

способности

к

самопониманию

и

сопереживанию.

Для детей, переживших насилие, пренебрежение, предательство со

стороны

взрослых,

крайне

важна

ценность

доверия.

Воспитатель,

соблюдающий слово, умеющий хранить тайны, поддерживающий ребёнка в

трудную минуту, становится тем взрослым, на которого можно опереться. В

практике приюта широко применяются индивидуальные доверительные

беседы, которые начинаются не с нравоучений, а с вопросов: «Как ты себя

чувствуешь? Что бы тебе хотелось изменить? Что для тебя важно?» Эти

беседы создают пространство, в котором ребёнок может заново открыть для

себя ценность искреннего общения и заботы.

Проектная деятельность является ещё одним мощным средством

формирования ценностей. В приюте реализовываются проекты типа «Моя

будущая семья», «Я и мои добрые дела», «Герои моего времени». В рамках

таких проектов дети рисуют, пишут сочинения, делают презентации,

обсуждают свои мысли в кругу сверстников. Это позволяет не только

развивать коммуникативные и познавательные навыки, но и закреплять

важные ценностные установки.

Большую роль играют совместные праздники и традиции. Регулярное

проведение дней рождения, общее чаепитие, подготовка ко Дню Матери,

Новому году, вручение дипломов и благодарностей — всё это создаёт

ощущение единства, принадлежности к коллективу, значимости каждого. На

празднике «День добрых слов» каждый воспитанник пишет комплименты

другим, а затем получает в ответ от сверстников и взрослых. Это не только

поднимает самооценку, но и учит видеть хорошее в людях, ценить

отношения.

Отдельное внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию

через чтение художественной литературы, обсуждение сказок и притч. В

процессе анализа героев, их поступков, мотивов, дети учатся различать добро

и зло, понимать последствия выбора. После чтения сказки воспитатель может

задать вопрос: «Что бы ты сделал на месте героя? Почему?» — и тем самым

запустить процесс внутреннего морального самоопределения.

Нельзя не отметить важность сотрудничества с психологами и

социальными

педагогами,

которые

помогают

точечно

выявлять

и

корректировать проблемные зоны в системе ценностей воспитанников. На

совместных

педсоветах

разрабатываются

индивидуальные

маршруты

воспитания, включающие конкретные цели: формирование уважения к

взрослым, развитие эмпатии, выработка волевых качеств и т. д.

Таким образом, формирование жизненных ценностей у воспитанников

приюта — это процесс постепенного, последовательного и кропотливого

влияния на личность через атмосферу принятия, поддержку и доверие.

Воспитатель приюта выступает в роли наставника, психолога, образца и

верного спутника ребёнка на пути к нравственной зрелости. Практика ГКУ

«Социальный приют для детей и подростков «СемьЯ» доказывает, что при

грамотно выстроенной педагогической системе даже дети с тяжёлым

жизненным опытом способны к восстановлению, внутреннему росту и

формированию ценностей, необходимых для достойной и осмысленной

жизни.

Список литературы

1.

Подберезина

С.

И.

Формирование

жизненных

ценностных

ориентаций обучающихся // Профессиональное образование в России и за

рубежом. 2015. №3 (19).

2.

Приобщение учащихся к традиционным российским ценностям в

ходе внеурочной деятельности: методология и практика: сборник докладов и

тезисов участников круглых столов на тему: «Психолого-педагогические

технологии

внеурочной

и

просветительской

деятельности

в

общеобразовательной

школе»

в

рамках

IV

Всероссийского

научно-

образовательного

форума

с

международным

участием

«миссия

университетского педагогического образования в XXI веке» (Ростов-на-Дону

2022) и на тему: «Приобщение учащихся к традиционным российским

ценностям

во

внеурочной

деятельности:

современные

подходы

и

технологии» (Москва, 17.11.2022 г., ИСРО РАО) / Под ред. О.В. Гукаленко –

М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022 г. – 245с.

3.

Скляренко И. С. Ценности образования в системе взаимного

обучения: к истории вопроса // Электронное научное издание Альманах

Пространство и Время. 2015. №1.