Напоминание

Формирование Глобальных компетенций на уроках английского языка языка

Автор: Матвеева Анна Викторовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОАУ СОШ 8 г. Кирова
Населённый пункт: г. Киров, Кировская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование Глобальных компетенций на уроках английского языка языка







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ

АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Введение

Современные образовательные стандарты акцентируют внимание

на

развитии

у

обучающихся

не

только

предметных

знаний,

но

и

универсальных навыков, позволяющих успешно функционировать в

условиях

глобализированного мира.

Глобальные

компетенции

(ГК)

представляют

собой

интегративную

способность

анализировать

глобальные проблемы, взаимодействовать в межкультурной среде и

действовать с учетом этических и социальных норм.

Английский

язык

как

дисциплина

обладает

значительным

потенциалом для формирования ГК, поскольку его изучение неизбежно

связано

с

освоением

культурных

кодов,

развитием

критического

мышления и коммуникации в международном контексте. В данной

методической

разработке

рассматриваются

теоретические

основы

глобальных компетенций, их взаимосвязь с обучением английскому

языку, а также практические методы их интеграции в учебный процесс.

1. Теоретические аспекты глобальных компетенций

1.1. Определение и структура ГК

Глобальные

компетенции,

согласно

определению

ОЭСР

(2018),

включают четыре ключевых компонента:

1. Когнитивный

способность

анализировать

глобальные

проблемы, используя междисциплинарные знания.

2. Социально-эмоциональный

эмпатия,

толерантность,

готовность к межкультурному взаимодействию.

3. Поведенческий

активная

гражданская

позиция,

участие

в

решении актуальных мировых вопросов.

4. Коммуникативный

владение

языковыми

средствами

для

эффективной дискуссии на международном уровне.

В контексте преподавания английского языка особую значимость

приобретают коммуникативный и социально-эмоциональный аспекты,

поскольку язык выступает инструментом диалога культур.

1.2. ГК в контексте ФГОС и международных стандартов

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)

третьего

поколения

подчеркивают

необходимость

формирования

«мягких навыков» (soft skills), включая межкультурную коммуникацию и

критическое

мышление.

Аналогичные

требования

содержатся

в

документах PISA, где ГК рассматриваются как индикатор готовности

учащихся к жизни в поликультурном обществе.

Таким

образом,

интеграция

глобальных

компетенций

в

уроки

английского

языка

соответствует

как

национальным,

так

и

международным образовательным трендам.

2. Методика формирования ГК на уроках английского языка

2.1. Отбор содержания

Для

развития

ГК

необходимо

включать

в

учебный

процесс

материалы, отражающие глобальную проблематику:

Экологические

вызовы

(изменение

климата,

устойчивое

развитие).

Социальное неравенство (миграция, гендерные вопросы).

Технологические изменения (искусственный интеллект, цифровая

этика).

Тексты и аудиоматериалы должны быть аутентичными (статьи из The

Guardian, TED-лекции, подкасты BBC), что обеспечивает погружение в

реальный языковой и культурный контекст.

2.2. Интерактивные методы обучения

Эффективными

методиками,

способствующими

развитию

ГК,

являются:

Дебаты (например,

обсуждение

преимуществ

и

рисков

глобализации).

Ролевые

игры (моделирование

международных

переговоров

ООН).

Проектная

деятельность (создание

презентаций

о

Целях

устойчивого развития ООН).

Данные методы не только совершенствуют языковые навыки, но и

формируют способность аргументированно выражать свою позицию,

учитывая мнение оппонентов.

2.3. Развитие критического мышления

Анализ медиатекстов на английском языке позволяет обучающимся

выявлять предвзятость, отличать факты от мнений. Пример задания:

сравнить освещение одного события в западных и российских СМИ,

выделив различия в подаче информации.

2.4. Межкультурный компонент

Изучение традиций, ценностей и коммуникативных особенностей

разных стран способствует преодолению стереотипов. Рекомендуется:

Анализ

кейсов

межкультурных

конфликтов

и

путей

их

разрешения.

Виртуальные обмены с носителями языка (через платформы типа

PenPal World).

3. Оценка сформированности глобальных компетенций

3.1. Критерии оценивания

Для измерения уровня ГК целесообразно использовать:

Портфолио (сборник эссе, проектов, рефлексивных записок).

Кейс-стади (решение смоделированных глобальных проблем).

Самооценку (анкетирование

по

шкале

межкультурной

чувствительности).

3.2. Обратная связь

Рефлексия

ключевой

элемент

развития

ГК.

После

групповых

дискуссий или проектов учащиеся должны отвечать на вопросы:

Как изменилось мое понимание проблемы?

Какие альтернативные точки зрения я учел?

Как я могу применить эти знания в реальной жизни?

Заключение

Формирование глобальных компетенций в рамках уроков английского

языка – это не дополнительная нагрузка, а естественное расширение

образовательных

задач.

Через

аутентичные

материалы,

интерактивные форматы работы и межкультурный диалог учащиеся

развивают

навыки,

необходимые

для

успешной

адаптации

в

глобальном мире.

Реализация предложенных методов требует от педагога гибкости и

готовности

к

обновлению

содержания

курса,

однако

результат

мотивированные, критически мыслящие и социально ответственные

выпускники – оправдывает вложенные усилия.