Напоминание

Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроках истории, обществознания и ОДНК НР из опыта работы

Автор: Дитятьева Ольга Сергеевна
Должность: учитель истории, обществознания, однк нр
Учебное заведение: МБОУ "Тотемская СОШ №3"
Населённый пункт: Тотьма, Вологодская область
Наименование материала: статья Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроках истории, обществознания и ОДНК НР из опыта работы
Тема: Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроках истории, обществознания и ОДНК НР из опыта работы







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1

Дитятьева О.С.

учитель истории и обществознания

МБОУ «Тотемская СОШ №3»

Формирование духовно-нравственных

ценностей у школьников на уроках истории,

обществознания и ОДНК НР

(из опыта работы)

Тотьма

2025

2

Аннотация:

Данное

методическое

пособие

является

практико-

ориентированным в решении проблемы духовно-нравственного образования

личности современного школьника. Содержит описание широкого спектра

эффективных методик работы на уроке и во внеурочной деятельности,

рекомендации по их использованию. Пособие адресовано широкому кругу

педагогов: школьным учителям ОДНК НР и гуманитарных дисциплин,

классным

руководителям,

организаторам

внеклассной

работы

при

подготовке воспитательных мероприятий духовно-нравственного характера.

3

Содержание

Введение

Глава 1. Методы и приёмы формирования духовно-нравственных ценностей

Глава 2. Приёмы формирования духовно-нравственных ценностей на уроках

истории, обществознания, ОДНК НР

Глава 3. Примеры использования методов и приёмов на уроках

Заключение

Список литературы

Введение

4

Духовность – это наивысший уровень саморазвития, при котором

регулятором жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности.

Таким образом, духовность тесно взаимосвязана с нравственностью.

Нравственность это показатель степени духовности человека и общества в

целом.Есть масса определений термина, но все они сводятся к единому

мнению.

Нравственность − это способность принять на себя ответственность за

свои мысли и действия.

Нравственность это ценность, внутреннее состояние человека, его жизненная

установка, позволяющая принимать любые поступки, основываясь на

совести.

Традиционными источниками нравственности являются: Россия,

многонациональный народ России, гражданское общество, семья, труд,

искусство и литература, наука, религия, природа, человечество.

Основными целями духовно-нравственного воспитания являются:

передача культурных ценностей, накопленных личностью, обществом

привитие способностей для восприятия и принятия культурного наследия.

Воспитание ценностно-смыслового развития строится на принципах:

уважение к своей стране, ее истории, нравственный пример педагога,

индивидуально-личностное развитие.

Воспитание этих качество должно сформировать подростка как

самостоятельную личность способную реализовать свои планы с помощью

собственных ресурсов, потенциала. Именно человеческое наполнение и

измерение истории, основ духовно-нравственной культуры прививает

интерес и уважение к своей истории, служит источником и инструментом

формирования у молодого поколения эмоционально окрашенного

восприятия прошлого.

Цель работы — рассмотреть современные методы и приёмы, которые

способствуют духовно-нравственному воспитанию детей на уроках истории

и обществознания. Для достижения этой цели необходимо решить

следующие задачи:

определить понятия «духовно-нравственное воспитание» и «методы и

приёмы обучения»;

проанализировать современные подходы к духовно-нравственному

развитию школьников;

рассмотреть методы и приёмы, используемые на уроках истории и

обществознания для формирования духовно-нравственных качеств у

учащихся;

5

сделать выводы о том, как современные методы и приёмы

способствуют духовно-нравственному воспитанию на уроках истории

и обществознания;

дать рекомендации по применению рассмотренных методов и приёмов.

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание является стержнем

гуманитарного образования, и история занимает основополагающее место в

системе духовного воспитания личности.

Школа – единственный социальный институт, через который проходят все

граждане России. Особую роль в духовно-нравственном воспитании

подрастающего поколения играют уроки истории и обществознания. На этих

уроках не бывает мелочей, здесь воспитывает всё.

2 Глава 1. Методы формирования духовно-нравственных ценностей на

уроках истории, обществознания, ОДНК НР

На уроках истории и обществознания можно использовать различные

методы духовно-нравственного воспитания, которые помогут детям лучше

понять и усвоить нравственные ценности и нормы поведения. Вот некоторые

из них:

Метод анализа исторических событий и личностей. Этот метод позволяет

детям увидеть, как нравственный выбор влияет на ход истории и судьбы

людей. Например, можно обсудить с детьми такие вопросы, как: «Какие

нравственные качества проявили герои Великой Отечественной войны?»,

«Как они повлияли на исход войны?» или «Какие уроки мы можем извлечь

из их поступков?».

Метод дискуссии и дебатов. Этот метод помогает детям научиться

аргументировать свою точку зрения, слушать других и уважать чужое

мнение. Можно организовать дискуссию или дебаты по таким вопросам, как

«Должны ли мы помнить о подвигах героев прошлого?», «Что такое

патриотизм?» или «Как мы должны относиться к людям другой

национальности?». При изучении темы «Политика и власть» провожу

дискуссию по вопросу: «Каким должен быть политический лидер?»,

акцентируя внимание на человечность, моральные качества и отношение

политиков к народным проблемам. По данной теме далее следует написание

эссе.

Метод проектов и исследований. Этот метод способствует развитию у

детей навыков самостоятельного поиска информации, анализа и синтеза

данных, а также умения делать выводы и обобщения. Можно предложить

6

детям выполнить проект или исследование по такой теме, как «Нравственные

идеалы в русской литературе», «История благотворительности в России» или

«Роль религии в формировании нравственных ценностей».

Метод ролевых игр и моделирования ситуаций. Этот метод позволяет

детям «прожить» различные роли и ситуации, чтобы лучше понять, как они

влияют на поведение и отношения людей. Можно провести ролевую игру

или моделирование ситуации по таким темам, как «Суд над историческим

деятелем», «Выборы президента» или «Конфликт интересов».

Метод работы с источниками и документами, цитатами,

иллюстрациями. Этот метод развивает у детей навыки критического

мышления, анализа информации и принятия решений. Можно дать детям

задание проанализировать исторический документ или источник по такой

теме, как «Конституция Российской Федерации», «Всеобщая декларация

прав человека» или «Международный пакт о гражданских и политических

правах». Изучение документов, их подробный анализ позволяет детям

высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на нравственные

ценности, которые выработало человечество за свою непростую историю.

Работа на уроках с текстами исторических документов позволяет ученикам

самим оценивать те или иные исторические события. Восстанавливая

контакт с сознанием людей прошлых эпох, ребята одновременно проходят

своеобразную школу отзывчивости, милосердия, сострадания, любви. Урок я

организую таким образом, чтобы учащиеся постоянно оказывались в

ситуации решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому

событию

Метод создания творческих работ. Этот метод стимулирует у детей

воображение, фантазию и креативность. Можно предложить им написать

эссе, стихотворение, рассказ или нарисовать картину на различные темы.

Обсуждение. Обсуждение книги, картины, фильма, статьи, документа и т.д.

позволит расширить кругозор и побудить интерес к истории, заставить

учащихся нравственно переживать и тем самым обогатить нравственный

опыт. В качестве формы можно использовать конференцию

Интегрированный урок (георгафия, литература, ИЗО, биология и др.).

Такие уроки помогают познакомить ребят не только с историей нашей

Родины, нашего края, но и показать особенности географического

положения, рассказать об уникальном видовом разнообразии животного и

растительного мира, о разнообразии культуры края и т.д.)

Глава 2. Приёмы формирования духовно-нравственных ценностей на

уроках истории, обществознания, ОДНК НР

7

На уроках истории и обществознания можно использовать различные

приёмы духовно-нравственного воспитания, которые помогут детям лучше

понять и усвоить нравственные ценности и нормы поведения. Вот некоторые

из них:

Приём «Ассоциации». Этот приём помогает детям выразить свои мысли и

чувства по поводу какого-либо события или личности. Можно предложить

им назвать ассоциации, которые у них возникают при упоминании таких

понятий, как «война», «герой», «патриотизм» или «дружба».

Приём «Синквейн». Этот приём позволяет детям кратко и ёмко выразить

своё отношение к какому-либо событию или явлению. Можно попросить их

составить синквейн на такие темы, как «Великая Отечественная война»,

«Подвиг» или «Нравственность».

Приём «Фишбоун». Этот приём представляет собой схему, которая

помогает детям анализировать причины и следствия какого-либо явления или

события. Можно использовать его для изучения таких тем, как «Причины

распада СССР», «Последствия глобализации» или «Роль религии в

обществе».

Приём «Кластер». Этот приём предполагает группировку информации

вокруг ключевого понятия. Можно применить его для составления кластера

на тему «Моральные качества человека», «Права и обязанности гражданина»

или «Социальные нормы».

Приём «Корзина идей». Этот приём заключается в том, что дети

высказывают свои предположения о чём-либо без предварительной

подготовки. Можно провести его перед изучением новой темы, чтобы узнать,

что уже знают ученики о ней.

Приём «Шесть шляп мышления». Этот приём основан на разделении

ролей между участниками дискуссии. Каждая роль соответствует

определённому цвету шляпы. Можно использовать этот приём для

обсуждения таких вопросов, как «Должны ли мы помнить о подвигах героев

прошлого?», «Что такое патриотизм?» или «Как мы должны относиться к

людям другой национальности?».

Приём «Толстые и тонкие вопросы». Этот приём подразумевает

составление вопросов разного уровня сложности. Толстые вопросы требуют

развёрнутого ответа, а тонкие — краткого. Можно задать детям толстые и

тонкие вопросы после изучения какой-либо темы.

Эпиграф, проблемное задание. Урок организовывается таким образом,

чтобы учащиеся постоянно оказывались в ситуации решения вопроса о том,

как отнестись к данному историческому событию., общественному процессу.

Приём «Ожидание». В начале учебной работы по усвоению нового

материала можно использовать упражнение «Ожидание», когда ученикам

8

предлагается высказаться о своих ожиданиях по учебной теме. Можно

предложить, например, следующий вопросный ряд: – На какие вопросы вы

хотели бы ответить, изучая тему? – Какие первоначальные знания и

представления по теме вы имеете? – Как вы думаете, какие сложности при

изучении данного вопроса могут возникнуть? – Для чего в дальнейшем вам

могут пригодиться знания по данной теме?

Мозговой штурм. Цель данного приема – стимулировать группу к быстрому

решению поставленного вопроса-проблемы, к быстрому генерированию

большого количества идей. Этот вид коллективной деятельности полезен для

школьников: он тренирует умение слушать и взаимодействовать, учит кратко

и четко выражать свои мысли, борется с косностью мышления, а также

обучает обдумыванию.

Приём «Опрос-цепочка». Ученики задают вопросы и отвечают на них «по

цепочке». Положительным моментом в данной технологии является то, что

весь класс участвует в опросе. Формулирование продуктивных вопросов

предполагает 18 более глубокое понимание материала. Вопрос задаётся

перед всем классом, и ученики вынуждены быть внимательными, так как

могут оказаться в роли отвечающего или должны будут быстро

сориентироваться и изменить свой вопрос, чтобы избежать повторов.

П р и ё м « О с т а н о в к а - о ж и д а н и е ». Чтение текста осуществляется

по частям, каждая часть анализируется, делаются прогнозы о дальнейшем

содержании. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании,

рассказывая о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что

подтвердилось из предположений, а что не подтвердилось. Объясняют свои

ответы

Глава 3. Примеры использования методов и приёмов на уроках

Пример 1. Метод анализа исторических событий и личностей.

Разбор нравственных качеств героев Отечественной войны 1812

Герои Отечественной войны 1812 года проявили множество нравственных

качеств, таких как:

Патриотизм. Любовь к Родине и готовность защищать её ценой своей

жизни.

Самопожертвование. Готовность пожертвовать собой ради выполнения

боевого задания или спасения товарищей.

Смелость. Способность преодолевать страх перед лицом опасности.

Решительность. Умение быстро принимать решения в сложных ситуациях.

9

Мужество. Стойкость и выдержка в бою и в плену.

Отвага. Бесстрашие и храбрость в борьбе с врагом.

Верность долгу. Исполнение своих обязанностей несмотря ни на что.

Преданность. Верность своим товарищам и боевым соратникам.

Сочувствие. Сопереживание страданиям других людей и желание помочь

им.

Пример 2. Синквейн

Тема «Нравственность».

Нравственность.

Высокая, чистая.

Учит, направляет, помогает.

Важная составляющая человеческой жизни.

Мораль.

Пример 3. Приём «Шесть шляп мышления» на тему

«Патриотизм».

Белая шляпа: факты о патриотизме. Патриотизм — это чувство любви и

преданности своей Родине, народу и культуре.

Жёлтая шляпа: положительные стороны патриотизма. Благодаря

патриотизму люди объединяются для достижения общих целей,

развиваются духовно и культурно, сохраняют свою идентичность.

Чёрная шляпа: отрицательные стороны патриотизма. В крайних формах

патриотизм может привести к национализму, шовинизму и даже насилию

по отношению к другим народам.

Красная шляпа: эмоции, связанные с патриотизмом. Гордость за свою

страну, желание внести свой вклад в её развитие, готовность защищать

Родину.

Зелёная шляпа: новые идеи о патриотизме. Как можно воспитать

патриотические чувства у молодёжи? Какие мероприятия могут

способствовать развитию патриотизма?

Синяя шляпа: выводы о патриотизме. Патриотизм является важной

частью национального самосознания. Он помогает людям сохранять свою

культуру, традиции и ценности, а также способствует развитию

общества.

10

Пример 4. Ожидание.

Приведём пример работы с притчей.

В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва

об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как

вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял

бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился, на листе

было написано сто раз одно и то же слово…

– Какое слово, по-вашему, написал глава семьи? Обоснуйте свои

предложения. (Понимание).

– Какое название вы дали бы этой притче?

– Какие ценности отражает притча? (Любовь, согласие, понимание)

– Какие пословицы можно подобрать к главной мысли этой притчи (Не

нужен клад, коли в семье лад. Где любовь да совет, там и горя нет. Вся семья

вместе, так и душа на месте. Родных много – голова не одинока. Один за

всех, все за одного)

Заключение

В заключение стоит отметить, что духовно-нравственное воспитание на

уроках истории и обществознания играет важную роль в формировании

личности учащихся. Современные методы и приёмы, такие как анализ

исторических событий и личностей, дискуссии и дебаты, проекты и

исследования, ролевые игры и моделирование ситуаций, работа с

источниками и документами, а также создание творческих работ,

способствуют развитию у детей моральных качеств, ценностей и норм

поведения.

Эти методы и приёмы помогают детям лучше понять и усвоить

нравственные ценности и нормы поведения, которые определяют их

отношение к себе, другим людям и обществу в целом. Они также развивают у

детей навыки критического мышления, анализа информации, принятия

решений, самостоятельного поиска информации, аргументации своей точки

зрения и уважения чужого мнения.

Таким образом, использование современных методов и приёмов на

уроках истории и обществознания способствует формированию у учащихся

духовно-нравственных качеств, необходимых для успешной социализации и

адаптации в обществе.

11

Список литературы:

1. Методика преподавания истории в школе. Уроки истории нового

поколения. Серия «Здравствуй, школа!» / В.В. Шоган. - Ростов

н/Д.:Феникс, 2005 – 128 с.

2. Новые технологии в историческом образовании / В.В. Шоган. - Ростов

н/Д.:Феникс, 2005 – 156 с. (Высшее образование).

3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в

школе. Практическое пособие для учителей. М., 2000

4. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе. Издательство:

Феникс Год, 2007

5. Шоган, В. В. Методика обучения истории. Художественные образы на

уроках истории: учеб. пособие для вузов / В. В. Шоган, Е. В.

Сторожакова. — Москва: Юрайт, 2022 — 301 с

6.. Стрелова, О. Ю. Современный урок истории: маркеры прошлого и

будущего / О. Ю. Стрелова // Преподавание истории и обществознания

в школе. – 2019 – № 6 – С. 28-34.

7. Саркисова, А. Р. Метапредметные умения современного урока / А. Р.

Саркисова // Вопросы педагогики. – 2020 – № 4-2. – С. 313-315.

8.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.:

Просвещение, 2011.