Напоминание

"Животные Севера"

Автор: Доронина Анастасия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ № 9 структурное подразделение "Детский сад "Звонкие голоса"
Населённый пункт: город Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры
Тема: "Животные Севера"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


« Формирование основ экологической культуры

у детей дошкольного возраста »

на тему:

«Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС)

по формированию основ экологической культуры

«Животные Севера»

в подготовительной к школе группе

Игровая обучающая ситуация «ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА» Тип – путешествие. Подготовительная к школе группа. Тема недели «Животный мир» Дидактические задачи: 1) Расширять представления детей о жизни животных Севера (познавательно – речевое развитие) 2) Формировать у детей представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания (познавательно – речевое развитие) 3) Активизировать и расширять словарь признаков: медведь – белый, неуклюжий и т.д. (речевое развитие) 4) Продолжать формировать умение образовывать увеличительные существительные (речевое развитие) 5) Продолжать развивать умение образовывать притяжательные прилагательные (речевое развитие) 6) Формировать умение рисовать жителей Севера (Художественно- эстетическое развитие)
7) Закреплять умение двигаться в соответствие с указаниями воспитателя. (физическое развитие) Воспитательные задачи: 1)Воспитывать любовь к животным. 2)Воспитывать береженое отношение к живой природе 3) Развивать умение ориентироваться в социально-созданной ситуации. (социально-коммуникативное развитие) Методы и приемы: Практические – игра «Сдуй снежинку», игра «Снежный бассейн»,физминутка, рисование; Наглядные – рассматривание картин с изображением животных Севера; Словесные – загадывание загадок, вопросы, игра «Подскажи словечко», игра «Ассоциации», игра «Цепочка», «Кто больше», «Выдели признак», разговор. Материалы и оборудование: Цветок «цветик-семицветик», варежки на каждого ребенка, снежинка, «Льдины», картинки с изображением животных и с загадками, игрушки – муляжи «Животные Севера» (белый медведь, морж, тюлень, северный олень, песец) , листы формата А4 (на каждого ребенка), кисти, баночки с водой, акварельные краски, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры (на выбор). Содержание: Воспитатель предлагает отправиться детям в необычное путешествие, показывает цветик-семицветик, который передала девочка Женя.
Воспитатель задает вопрос: «Куда отправилась Женя, когда оторвала лепесток? (Ответы детей) Вот именно на Северный полюс мы с вами и отправимся.» «Ребята, давайте возьмем карту России и посмотрим, где же находится Северный полюс» Дети приносят карту, определяют местоположение родного города и Северного полюса. Отмечают расстояние, говорят на каком транспорте можно добраться. «Ребята, но ведь у нас есть волшебный цветок, который поможет нам!» Предлагает детям произнести заклинание: «Лети, лети лепесток через запад на восток, Через север, через юг, возвращайся, сделав круг, Лишь коснешься ты земли – быть по-моему вели «Вели, чтобы мы оказались на северном полюсе!» «Вот мы и очутились среди льда и снега. Как же здесь холодно! Ребята, что нужно сделать, чтобы не замерзнуть? (Ответы детей) Дети и воспитатель имитируют процесс одевания. Педагог раздает варежки и предлагает игру «Сдуй снежинку». «Ну вот мы и готовы в путь! Среди льда и снега есть множество животных! Вы видите их? Давайте попробуем вместе их отыскать!» Педагог и дети следуют по «Льдинам» в поисках животных. «А вот и первый «сугроб». Кто же за ним спрятался? Давайте посмотрим. Ребята, здесь загадка! (просит одного из детей прочитать загадку, дети отвечают полным ответом) «Живет он там, где холода, И ловит рыбу из-под льда. Он в шубе белой щеголяет, Умеет плавать и ныряет.»
Правильно, это белый медведь (показывает картинку с изображением белого медведя). Он вам подготовил несколько вопросов о себе! 1. Зачем я закрываю лапой нос? 2. Как называются мои детеныши? 3. Что я люблю есть? 4. Почему мне не холодно зимой?» Дети отвечают полными ответами. Воспитатель предлагает поиграть в игру с мячом. (образование увеличительных существительных). Педагог бросает мяч и говорит первую фразу, а ребенок продолжает: У медведя не голова, а головище. не лапы, а лапищи; не зубы, а зубищи; не когти, а когтищи. «Молодцы! Давайте продолжим наше путешествие!» Физкультминутка Ходьба медведя. Ребята замечают еще один сугроб. Выбирается ребенок, который читает загадку. «Толст, морщинист, два клыка Он похож на старика. Он на льду лежит — и что ж? Не мёрзнет толстокожий...» Воспитатель предлагает поиграть в игру «Подскажи словечко» (предлагает подобрать подходящие по смыслу прилагательные) Пасть моржа – моржовая пасть. Голова моржа - моржовая голова.
Нос моржа – моржовый нос. Клыки моржа – моржовые клыки. Ласты моржа – моржовые ласты. Тело моржа – моржовое тело. Игра «Ассоциация» «Ребята, морж приготовил нам необычную льдину – на ней нарисованы разноцветные круги. Под мой счет будем шагать по этим кругам, на какой цифре остановится ребенок, столько должен назвать слов ассоциаций.» Слова, предлагаемые воспитателем – зима, морж, белый медведь, Север. «Давайте продолжим наше путешествие. Смотрите, еще один сугроб!» Ребенок читает загадку: «В тундре он бродит большими стадами, Словно короной, красуясь рогами. Важен он в жизни полярных народов- Транспорт надёжный для дальних походов.» Воспитатель предлагает игру «Цепочка». «Давайте встанем в круг и составим рассказ о северном олене. По цепочке будем говорить по одному предложению, повторяя предыдущее.» «Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями. «Давайте скорей посмотрит, какое животное спряталось за следующим сугробом» Ребенок читает загадку: «Хвост поджав, во льдах ночует, Вынося мороз любой, И по северу кочует В тёплой шубе голубой. (Песец)
«Этот зверек подготовил нам насколько вопросов. 1. На кого я похож? 2. Почему у меня длинный, густой и пушистый мех? 3. Для чего на моих лапах шерсть? 4. Чем я питаюсь? Игра «Кто больше?» Воспитатель называет какое-либо животное и спрашивает первого игрока: «А кто больше этого животного?». Тот должен назвать другое животное, большее по величине, и задать такой же вопрос следующему игроку: «А кто больше?». Повторять названия животных нельзя. «Какие вы молодцы! Так ловко справились!» «Давайте посмотрим, есть ли еще сугробы, за которыми могли спрятаться животные!» Ребенок читает загадку: «В холодной плавает воде отличный рыболов, На льдине отдыхает, свершив большой улов, И отдыхать ему не лень, Рыбачил допоздна...» (тюлень) Воспитатель предлагает поиграть в игру «Выдели признак» У педагога в руках картинка с изображением тюленя. Передавая картинку по кругу, дети называют по одному признаку данного объекта. А северные жители подготовили для вас еще одну игру, которая называется «Снежный бассейн». В бассейне спрятаны животные, которых необходимо отыскать и на ощупь определить, кто это. Молодцы!» «Ну вот ребята, настала пора прощаться с северными жителями и возвращаться в детский сад. Возвращаемся домой с помощью цветика- семицветика.» Дети произносят заклинание.
«Вот мы с вами оказались в нашей группе. Здесь так тепло! Давайте снимем с себя теплую одежду!» «Ребята, а давайте вспомним с вами всех животных, которых мы увидели на Северном полюсе. А теперь каждый из вас нарисует любого понравившегося животного. После этого мы «поселим» наших животных на карте.» Дети выбирают любые средства рисования. Обсуждение рисунков. Организовывается выставка рисунков.