Автор: Доронина Анастасия Сергеевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ № 9 структурное подразделение "Детский сад "Звонкие голоса"
Населённый пункт: город Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры
Тема: "Животные Севера"
Игровая обучающая ситуация
«ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА»
Тип – путешествие.
Подготовительная к школе группа.
Тема недели «Животный мир»
Дидактические задачи:
1)
Расширять представления детей о жизни животных Севера
(познавательно – речевое развитие)
2)
Формировать у детей представления о взаимосвязи и взаимодействии
живых организмов со средой обитания (познавательно – речевое развитие)
3)
Активизировать и расширять словарь признаков: медведь – белый,
неуклюжий и т.д. (речевое развитие)
4)
Продолжать формировать умение образовывать увеличительные
существительные (речевое развитие)
5)
Продолжать развивать умение образовывать притяжательные
прилагательные (речевое развитие)
6)
Формировать умение рисовать жителей Севера (Художественно-
эстетическое развитие)
7)
Закреплять умение двигаться в соответствие с указаниями воспитателя.
(физическое развитие)
Воспитательные задачи:
1)Воспитывать любовь к животным.
2)Воспитывать береженое отношение к живой природе
3) Развивать умение ориентироваться в социально-созданной ситуации.
(социально-коммуникативное развитие)
Методы и приемы:
Практические – игра «Сдуй снежинку», игра «Снежный
бассейн»,физминутка, рисование;
Наглядные – рассматривание картин с изображением животных Севера;
Словесные – загадывание загадок, вопросы, игра «Подскажи словечко», игра
«Ассоциации», игра «Цепочка», «Кто больше», «Выдели признак», разговор.
Материалы и оборудование:
Цветок «цветик-семицветик», варежки на каждого ребенка, снежинка,
«Льдины», картинки с изображением животных и с загадками, игрушки –
муляжи «Животные Севера» (белый медведь, морж, тюлень, северный олень,
песец) , листы формата А4 (на каждого ребенка), кисти, баночки с водой,
акварельные краски, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки,
фломастеры (на выбор).
Содержание:
Воспитатель предлагает отправиться детям в необычное путешествие,
показывает цветик-семицветик, который передала девочка Женя.
Воспитатель задает вопрос: «Куда отправилась Женя, когда оторвала
лепесток? (Ответы детей)
Вот именно на Северный полюс мы с вами и отправимся.»
«Ребята, давайте возьмем карту России и посмотрим, где же находится
Северный полюс»
Дети приносят карту, определяют местоположение родного города и
Северного полюса. Отмечают расстояние, говорят на каком транспорте
можно добраться.
«Ребята, но ведь у нас есть волшебный цветок, который поможет нам!»
Предлагает детям произнести заклинание:
«Лети, лети лепесток через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли – быть по-моему вели
«Вели, чтобы мы оказались на северном полюсе!»
«Вот мы и очутились среди льда и снега. Как же здесь холодно! Ребята, что
нужно сделать, чтобы не замерзнуть? (Ответы детей)
Дети и воспитатель имитируют процесс одевания. Педагог раздает варежки и
предлагает игру «Сдуй снежинку».
«Ну вот мы и готовы в путь! Среди льда и снега есть множество животных!
Вы видите их? Давайте попробуем вместе их отыскать!»
Педагог и дети следуют по «Льдинам» в поисках животных.
«А вот и первый «сугроб». Кто же за ним спрятался? Давайте посмотрим.
Ребята, здесь загадка! (просит одного из детей прочитать загадку, дети
отвечают полным ответом)
«Живет он там, где холода,
И ловит рыбу из-под льда.
Он в шубе белой щеголяет,
Умеет плавать и ныряет.»
Правильно, это белый медведь (показывает картинку с изображением белого
медведя). Он вам подготовил несколько вопросов о себе!
1.
Зачем я закрываю лапой нос?
2.
Как называются мои детеныши?
3.
Что я люблю есть?
4.
Почему мне не холодно зимой?»
Дети отвечают полными ответами.
Воспитатель предлагает поиграть в игру с мячом. (образование
увеличительных существительных). Педагог бросает мяч и говорит первую
фразу, а ребенок продолжает:
У медведя не голова, а головище.
не лапы, а лапищи;
не зубы, а зубищи;
не когти, а когтищи.
«Молодцы! Давайте продолжим наше путешествие!»
Физкультминутка
Ходьба медведя.
Ребята замечают еще один сугроб. Выбирается ребенок, который читает
загадку.
«Толст, морщинист, два клыка
Он похож на старика.
Он на льду лежит — и что ж?
Не мёрзнет толстокожий...»
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Подскажи словечко» (предлагает
подобрать подходящие по смыслу прилагательные)
Пасть моржа – моржовая пасть.
Голова моржа - моржовая голова.
Нос моржа – моржовый нос.
Клыки моржа – моржовые клыки.
Ласты моржа – моржовые ласты.
Тело моржа – моржовое тело.
Игра «Ассоциация»
«Ребята, морж приготовил нам необычную льдину – на ней нарисованы
разноцветные круги. Под мой счет будем шагать по этим кругам, на какой
цифре остановится ребенок, столько должен назвать слов ассоциаций.»
Слова, предлагаемые воспитателем – зима, морж, белый медведь, Север.
«Давайте продолжим наше путешествие. Смотрите, еще один сугроб!»
Ребенок читает загадку:
«В тундре он бродит большими стадами,
Словно короной, красуясь рогами.
Важен он в жизни полярных народов-
Транспорт надёжный для дальних походов.»
Воспитатель предлагает игру «Цепочка».
«Давайте встанем в круг и составим рассказ о северном олене. По цепочке
будем говорить по одному предложению, повторяя предыдущее.»
«Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями.
«Давайте скорей посмотрит, какое животное спряталось за следующим
сугробом»
Ребенок читает загадку:
«Хвост поджав, во льдах ночует,
Вынося мороз любой,
И по северу кочует
В тёплой шубе голубой.
(Песец)
«Этот зверек подготовил нам насколько вопросов.
1.
На кого я похож?
2.
Почему у меня длинный, густой и пушистый мех?
3.
Для чего на моих лапах шерсть?
4.
Чем я питаюсь?
Игра «Кто больше?»
Воспитатель называет какое-либо животное и спрашивает первого игрока: «А
кто больше этого животного?». Тот должен назвать другое животное, большее
по величине, и задать такой же вопрос следующему игроку: «А кто больше?».
Повторять названия животных нельзя.
«Какие вы молодцы! Так ловко справились!»
«Давайте посмотрим, есть ли еще сугробы, за которыми могли спрятаться
животные!»
Ребенок читает загадку:
«В холодной плавает воде отличный рыболов,
На льдине отдыхает, свершив большой улов,
И отдыхать ему не лень,
Рыбачил допоздна...» (тюлень)
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Выдели признак»
У педагога в руках картинка с изображением тюленя. Передавая картинку по
кругу, дети называют по одному признаку данного объекта.
А северные жители подготовили для вас еще одну игру, которая называется
«Снежный бассейн». В бассейне спрятаны животные, которых необходимо
отыскать и на ощупь определить, кто это.
Молодцы!»
«Ну вот ребята, настала пора прощаться с северными жителями и
возвращаться в детский сад. Возвращаемся домой с помощью цветика-
семицветика.»
Дети произносят заклинание.
«Вот мы с вами оказались в нашей группе. Здесь так тепло! Давайте снимем с
себя теплую одежду!»
«Ребята, а давайте вспомним с вами всех животных, которых мы увидели на
Северном полюсе. А теперь каждый из вас нарисует любого понравившегося
животного. После этого мы «поселим» наших животных на карте.»
Дети выбирают любые средства рисования.
Обсуждение рисунков.
Организовывается выставка рисунков.