Напоминание

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду

Автор: Васильченко Виктория Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад 77 Невского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Адаптация детей раннего возраста к детскому саду







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Адаптация ребенка раннего возраста к детскому саду.

Малыш переступает порог детского сада. Этот период жизни ребенка самый

сложный период за все его пребывание в детском саду – это адаптация.

Адаптацией называется процесс вхождения ребенка в новую среду и привыка-

ние к её условиям.

В период адаптации у ребенка может нарушиться аппетит, сон, эмоциональ-

ное состояние, некоторые дети могут терять уже сложившихся положительных

привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду это-

го не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Пониже-

ние аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммуните-

та, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.

Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую.

При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недол-

го. В это время ребенок плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми.

Но уже в течение первого месяца, после поступления в детский сад, по мере

привыкания к новым условиям, все нормализуется. Ребенок как правило не за-

болевает в период адаптации.

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормали-

зуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он

болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длит-

ся 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.

Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное со-

стояние ребенка нормализуется очень медленно, в некоторых случаях этот пе-

риод может длится до нескольких месяцев. В этот период ребенок либо перено-

сит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо прояв-

ляет стойкие нарушения поведения. Тяжелая адаптация отрицательно влияет

как на состояние здоровья, так и на развитие детей.

Характер и длительность адаптации зависит от нескольких факторов:

- Возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте до

2-х лет. После 2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым

условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся бо-

лее любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый

опыт поведения в разных условиях;

- Состояние здоровья и уровень развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый

ребенок легче переносит трудности социальной адаптации;

-Индивидуальные особенности. Дети одного и того же возраста по разному ве-

дут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказыва-

ются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным проте-

стом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка меняется: аппетит, сон

восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой других ребят. Другие,

наоборот в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют просьбы

воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо

едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжать-

ся несколько недель.

Создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особен-

ностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств

таких как умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, само-

стоятельно обслуживать себя, будет способствовать более легкой адаптации ре-

бенка к детскому саду. Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы

условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно

привыкать к условиям дошкольного учреждения. Дети, которые до поступления

в детский сад неоднократно посещали родственников, знакомых, выезжали на

дачу, и пр, легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье

у ребенка сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение положи-

тельно относится к просьбам взрослых.

Признаками успешной адаптации у детей являются: глубокий сон; хороший

аппетит; бодрое эмоциональное состояние; полное восстановление имеющихся

привычек и навыков, активное поведение.