Автор: Васильченко Виктория Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад 77 Невского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Адаптация детей раннего возраста к детскому саду
Адаптация ребенка раннего возраста к детскому саду.
Малыш переступает порог детского сада. Этот период жизни ребенка самый
сложный период за все его пребывание в детском саду – это адаптация.
Адаптацией называется процесс вхождения ребенка в новую среду и привыка-
ние к её условиям.
В период адаптации у ребенка может нарушиться аппетит, сон, эмоциональ-
ное состояние, некоторые дети могут терять уже сложившихся положительных
привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду это-
го не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Пониже-
ние аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммуните-
та, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.
Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую.
При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недол-
го. В это время ребенок плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми.
Но уже в течение первого месяца, после поступления в детский сад, по мере
привыкания к новым условиям, все нормализуется. Ребенок как правило не за-
болевает в период адаптации.
При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормали-
зуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он
болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длит-
ся 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.
Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное со-
стояние ребенка нормализуется очень медленно, в некоторых случаях этот пе-
риод может длится до нескольких месяцев. В этот период ребенок либо перено-
сит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо прояв-
ляет стойкие нарушения поведения. Тяжелая адаптация отрицательно влияет
как на состояние здоровья, так и на развитие детей.
Характер и длительность адаптации зависит от нескольких факторов:
- Возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте до
2-х лет. После 2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым
условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся бо-
лее любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый
опыт поведения в разных условиях;
- Состояние здоровья и уровень развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый
ребенок легче переносит трудности социальной адаптации;
-Индивидуальные особенности. Дети одного и того же возраста по разному ве-
дут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказыва-
ются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным проте-
стом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка меняется: аппетит, сон
восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой других ребят. Другие,
наоборот в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют просьбы
воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо
едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжать-
ся несколько недель.
Создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особен-
ностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств
таких как умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, само-
стоятельно обслуживать себя, будет способствовать более легкой адаптации ре-
бенка к детскому саду. Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы
условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно
привыкать к условиям дошкольного учреждения. Дети, которые до поступления
в детский сад неоднократно посещали родственников, знакомых, выезжали на
дачу, и пр, легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье
у ребенка сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение положи-
тельно относится к просьбам взрослых.
Признаками успешной адаптации у детей являются: глубокий сон; хороший
аппетит; бодрое эмоциональное состояние; полное восстановление имеющихся
привычек и навыков, активное поведение.