Напоминание

СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПЕДАГОГА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ И УЧЕБНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Автор: Дмитриенко Оксана Юрьевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МОУ СОШ 4 г.Малоярославец Калужской области
Населённый пункт: город Малоярославец
Наименование материала: методическая статья
Тема: СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПЕДАГОГА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ И УЧЕБНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПЕДАГОГА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОЕКТНОЙ И УЧЕБНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кто испытал раз в жизни восторг научного творчества,

тот никогда не забудет блаженного мгновения.

Он будет жаждать повторения.

Петр Алексеевич Кропоткин – географ, исследователь, историк…

Изменчивость и динамичность современного мира, ускорение темпов развития,

многообразие существующих в нем связей предъявляет новые требования к сфере

образования. Если ранее перед учителем стояла задача дать ребенку как можно

больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, то

современный

учитель

должен

создать

условия,

для

формирования

таких

компетенций, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в

непрерывно меняющемся обществе.

Учителю 21 века необходимо вооружать учащихся инструментом познания,

обучать его правильно выстраивать отношения с людьми и окружающим миром.

Как вовлечь учащихся в исследовательскую деятельность?

Как создать вовлекающий материал, который не только привлечет внимание,

но и удержит его?

Кроме этого, выполнение исследовательской работы – очень трудоемкое

дело.

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся,

связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее

неизвестным

решением

и

предполагающая

наличие

основных

этапов

для

исследования в научной сфере:

- постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике,

- подбор методик исследования и практическое овладение ими,

- сбор собственного материала,

- его анализ и обобщение,

- собственные выводы.

Для

ведения

исследовательской

деятельности

необходимо,

чтобы

сам

учащийся обладал определенными компетентностями:

1.Умение работать с рекомендованной литературой. Необходимо читать

материал последовательно, т.е. необходимо читать источник по порядку, досконально

изучать все термины и понятия. Для того, чтобы разобраться в каждом термине или

понятии, необходимо найти ему в подтверждение практический пример или

практическое объяснение.

2.Умение критически осмысливать материал, представленный в книге, т.е.

необходимо

уметь

самостоятельно

сопоставлять

понятия

и

явления,

делать

собственные выводы. Определяя верность или ложность того или иного понятия,

необходимо ставить себе следующие вопросы:

– Какое понятие даёт наиболее объективное представление по существу

изучаемого вопроса?

– Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно?

– Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?

3.Умение чётко и ясно излагать свои мысли. Каждое положение своего

исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной

проблемы на другую. В работе должны быть использованы такие слова и выражения,

как «я считаю», «я думаю», «мне известно», «анализ фактов показывает», «я не

согласен с тем, что».

Вовлекая ребёнка в исследовательскую деятельность, сам педагог тоже должен

обладать определенными компетентностями:

1.

Педагог должен сам быть творческой личностью.

2.

Педагог должен постоянно заниматься самообразованием.

3.

Должен

занимать

активную

педагогическую

позицию,

иметь

собственное стремление к исследовательской деятельности.

4.

Должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности,

так и деятельности учащегося.

5.

Должен уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, уметь

диагностировать творческие способности учащихся в определенной области.

Трудности в исследовательской деятельности, присущи как учащимся, так и

учителям. Для того чтобы вовлечь и руководить чьей-либо деятельностью, человек

должен обладать опытом ее выполнения или, другими словами, умением ее

выполнять.

Приступая к введению ФГОС НОО, многие задавали вопрос: «Возможно ли

обеспечить выполнение требований стандарта, не увеличивая количество часов на

изучение того или иного предмета?»

Проект ГлобалЛаб стал инновационной моделью, позволяющей реализовать

требования ФГОС НОО оптимальными средствами.

Что такое ГлобалЛаб и как этот проект облегчает переход на новые стандарты

образования?

ГлобалЛаб является средой, в которой ученики смогут овладеть предметной

областью не только в ходе изучения теории, но и в ходе решения практических задач

и самостоятельных исследований явлений реальной жизни. Используя интернет в

сочетании с инструментарием, доступным на сайте ГлобалЛаб, ученик сможет

выполнить

настоящее

научное

исследование.

Учащиеся

представляют

свои

результаты

в

виде

текстов,

презентаций,

видеофрагментов

или

заполняют

специальные веб-формы. Все результаты исследований хранятся в общей базе

данных проекта, они доступны для каждого участника сообщества. Эти данные

можно

визуально

отобразить

на

карте

в

виде

различных

обозначений,

проанализировать и сделать выводы. Таким образом, мы видим, что ЭОР

«Глобальная школьная лаборатория» специально разработана для стимулирования

сотрудничества учащихся путем создания ситуаций успеха.

Главная задача - научить школьника собирать информацию в ситуации

заведомой неполноты и зачастую недостаточной достоверности информации.

Каждый учащийся выбирает себе проект, и выполняет определенные исследования.

Очень важно, что исследования можно выполнять на том уровне, на котором ребята

способны

работать

в

данный

момент.

Тем

самым

поддерживается

самая

методологически

оправданная

модель

образования:

перед

начинающими

исследователями, сразу ставят достаточно крупную задачу, предоставляют реальный

(а не упрощенный) материал, но проработка его начинается на доступном

начинающему уровне, а потом углубляется, по мере того как подрастает наш

естествоиспытатель.

Я при объяснении новой темы использую «Глобаллаб».

Я могу зайти на страничку любого ученика и посмотреть портфолио ученика,

его достижения.

Посмотреть

в

каких

проектах,

участвовал,

т.е.

проконтролировать

индивидуальную работу по определенной теме урока.

Учащиеся самостоятельно дома изучают заданный проект и отвечают на

вопросы исследования.

Также участники ГлобалЛаб — как взрослые, так и дети — могут опубликовать

на сайте свои собственные проекты или поделиться идеей для исследования с

многотысячной аудиторией единомышленников из разных стран.

Наиболее активные исследователи получают соответствующие сертификаты.

Работа в международном сетевом проекте Глобальная Школьная Лаборатория

позволяет учителю выполнить методологические принципы ФГОС - системность,

ориентированность на развитие личности ребенка на основе способов деятельности,

оценка, самооценка, индивидуальное продвижение учащегося и др.

Использование в моей работе данной платформы привело к повышению

интереса к моему предмету, изменился мой авторитет как учителя в глазах детей.

Мои воспитанники активно участвуют в конкурсах проектной и исследовательской

деятельности: с 2019 по 2023 они становились призерами в школьных научно-

практических конференциях, городских конкурсах исследовательской и проектной

деятельности школьников «Мархининские чтения», «Ярмарка идей» в МФЮА, а

также каждый год в областной научно-практической конференции «Молодость –

науке» памяти Чижевского:

2019 – «Фонтан – это просто…»

2020 – «Солнечные технологии»

2021 – «Изучение мотов измерения шероховатости поверхности»

2022 – «Безопасный маршрут в школу»

2023 – «Использование двигателя Стирлинга в бытовых условиях»

2024 – «Мерцание источников света»

2025 – «Изготовление прибора и оценка содержания углекислого газа в воздухе»

- «

Анализ различных композитных материалов для строительства арочно-ферменной

мостовой конструкции с использованием МКЭ (метод конечных элементов)»