Напоминание

"Занимательная математика"

Автор: Пугачева Юлия Аскабутдиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №241
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Занимательная математика"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Пояснительная записка Данная экспериментальная работа по развитию математических представлений для старшего дошкольного возраста проводилась на базе МАДОУ №241 в подготовительной группе. Актуальность введения данного эксперимента основывается на том, что успешное развитие математических представлений в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучение математики в начальной школе. Сравнив содержание учебников «МАТЕМАТИКА» авторов: Моро М.И, Бантовой М.И., Бельтюковой Г.В., Волковой С.И., Степановой С.В., выпущенных в издательстве «Просвещение» в 2003 году., мы пришли к выводу, что можно объединить некоторые этапы и разработать собственную программу для кружка «Занимательная математика» по подготовке детей старшего дошкольного возраста по развитию математических представлений. Процесс формирования элементарных математических представлений строится с учетом уровня развития наглядно-действенного и наглядно- образного мышления дошкольника и имеет своей целью создание предпосылок для перехода к более абстрактным формам ориентировки в окружающем. Овладение различными практическими способами сравнения, группировки предметов по количеству, величине, форме, пространственному расположению фактически закладывает основы логического мышления. В процессе формирования математических представлений у дошкольников развивается умение применять опосредованные способы для оценки различных свойств предметов (счет - для определения количества, измерение— для определения величин и т. д.), предвосхищать результат, по результату судить об исходных данных, понимать не только видимые внешние связи и зависимости, но и некоторые внутренние, наиболее существенные. Определенным итогом обучения дошкольников является не только сформированная система математических представлений, но и основы наглядно-схематического мышления как переходной ступени от конкретного к абстрактному. У детей совершенствуется способность к аналитико-синтетической и классифицирующей деятельности, абстрагированию и обобщению. 1
Занятия по формированию элементарных математических представлений у детей, по математике в детском саду, строятся с учетом обще дидактических принципов: 1. Принцип воспитания в развитии математических представлений. Общей целью воспитания в детском саду является подготовка к всестороннему развитию личности, способной построить и защитить общество. Всестороннее развитие личности предполагает умственное и нравственное развитие, богатую духовную жизнь, физическое и эстетическое развитие. Реализация общей цели воспитания требует, поэтому решения более частных задач, которые рассматриваются в качестве составных частей или сторон воспитания: трудовое, нравственное, умственное, эстетическое и физическое воспитание. Выделение составных частей воспитания опирается на объективные требования общества в развитии определенных свойств (качеств) личности. Но воспитание в процессе обучения вообще и математике в частности как принцип обучения имеет и свою содержательную направленность, которая определяется формированием мировоззрения и морали. Чтобы каждый ребенок мог действовать в соответствии с принципами мировоззрения и морали, он должен сформировать у себя такие черты характера, как трудолюбие, сила воли, скромность, честность по отношению к самому себе и другим людям. 2. Принцип научности в обучении математике. В организации занятий по развитию математических представлений дошкольников у педагогов имеется много возможностей показать закономерности процесса познания. Именно поэтому в процессе обучения основам математике шире должны внедряться проблемное обучение и разнообразные исследовательские приемы. 3.Принцип сознательности, активности и самостоятельности в развитии математических представлений. Данный принцип заключается в целенаправленном активном восприятии изучаемых явлений, их осмыслении, творческой переработке и применении. Он вытекает из целей и задач дошкольного образования, а также из особенностей процесса обучения, требующего осмысленного и творческого подхода к изучаемому материалу. Реализация принципа сознательности, активности и самостоятельности в обучении предполагает выполнение следующих условий: 2
а) соответствие познавательной деятельности детей закономерностям процесса учения; б) познавательная активность воспитанников в процессе занятия; в) осознание дошкольниками процесса приобретения знаний, умений и навыков; г) овладение детьми дошкольного возраста методами умственной работы в процессе познания нового. 4. Принцип систематичности и последовательности в развитии математических представлений. Систематичность в развитии математических представлений предполагает соблюдение определенной последовательности в изучении учебного материала и постепенное овладение основными понятиями дошкольного курса математики. Последовательность в обучении математике означает, что обучение осуществляется в соответствии с правилами обучения: а) от простого к сложному; б) от легкого к трудному; в) от известного к неизвестному; г) от представлений к понятиям; д) от знания к умению, от него к навыку. 5. Принцип доступности в развитии математических представлений. В процессе реализации принципа научности воспитатель должен соблюдать также принцип доступности, чтобы содержание, формы и методы обучения учитывали реальные возможности воспитанников. При этом необходимо учитывать и то, что принцип доступности предполагает обучение на достаточно высоком уровне трудности. Однако это можно достигнуть лишь при наилучшем сочетании индивидуальных и коллективных форм познавательной деятельности дошкольников в обучении. 6. Принцип наглядности в развитии математических представлений. Наглядность применяется и как средство познания нового, и для иллюстрации мысли, и для развития наблюдательности, и для лучшего 3
запоминания материала. Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, при закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении самостоятельных заданий, при контроле усвоения учебного материала. 7. Принцип индивидуального подхода к учащимся в развитии математических представлений. Повышение эффективности обучения непосредственно связано с тем, насколько полно учитываются особенности каждого ребенка. Важной индивидуальной особенностью детей, в том числе и дошкольного возраста, является их способность к усвоению знаний. В группе занятия проводятся фронтально, т. е. одновременно со всеми детьми. Количество занятий определено в так называемом «Перечне занятий на неделю», содержащемся в программе детского сада. Оно относительно невелико: два занятия в подготовительной группе в неделю, по 25—30 минут. Поскольку занятия математикой требуют умственного напряжения, их рекомендуют проводить в середине недели в первую половину дня, сочетать с более подвижными физкультурными, музыкальными занятиями или занятиями по изобразительному искусству. Количество занятий по_ изучению каждой темы зависит от степени ее трудности и успешности овладения ею детьми. Поквартальное распределение материала в программе каждой возрастной группы на протяжении учебного года позволяет полнее реализовать принцип системности и последовательности. Структура таких занятий определяется чередованием разных видов деятельности детей, сменой методических приемов и дидактических средств. Все части занятия (если их несколько) достаточно самостоятельны, равнозначны и вместе с тем связаны друг с другом. Структура занятия обеспечивает сочетание и успешную реализацию задач из разных разделов программы (изучение разных тем), активность как отдельных детей, так и всей группы в целом, использование разнообразных методов и дидактических средств, усвоение и закрепление нового материала, повторение пройденного. Новый материал дается в первой или первых частях занятия, по мере усвоения он перемещается в другие части. Последние части занятия обычно проводятся в форме дидактической игры, одной из функций которой является закрепление и применение знаний детей в новых условиях. 4
Цель: развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста В связи с этим решаю следующие задачи математического развития детей: - Развивать эмоциональной отзывчивости детей через игры с математическим содержанием. - Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей . - Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации). - Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы. - Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию. - Введение в активную речь простейших математических терминов; - Развивать у детей основы конструирования; - Развивать зрительную и слуховую память; - Формировать образное мышление; Программа состоит из шести разделов: счет, сравнение чисел, ориентировка в пространстве, арифметические действия, геометрические фигуры, графические работы. 5
Учебно-тематический план Раздел «Счет» 4часа п. п Тема Цель занятий Количество часов в неделю Форма работы 1. Занятие №1 Счет предметов с помощью количественных и порядковых числительных. Отрабатывать умение вести счет различных предметов; довести до сознания детей, что результат не зависит от порядка, в котором пересчитываются предметы. 30 минут 2 раза в неделю Фронталь ный опрос, прописи. 2. Занятие №2 Столько же, больше, меньше. Раскрыть смысл отношений «больше», «меньше», 30 минут 2 раза в неделю Фронталь ный опрос, прописи. 6
«столько же»; учить практически выяснять, в какой из двух групп предметов больше (меньше) или поровну; отрабатывать вести счет различных предметов. 3. Занятие№3 Работа с цифрами. Вспомнить и закрепить расположение цифр на числовой прямой от 0 до 10. 30 минут 2 раза в неделю Фронталь ный опрос, прописи. 4. Занятие №5 Занятие закрепление Проверить знания и закрепить изученный материал 30 минут 2 раза в неделю Раздел «Сравнение чисел» 9 часов 5. Занятие №5 Сравнение групп предметов. Сравнивать предметом способом наложением и приложением или располагать предметы парами 30минут 2 раза в неделю Фронтальн ый опрос, прописи. 6. Занятие №6 Сравнение чисел. Соотносить число с цифрой. Научить определять какая цифра больше (меньше) 30 минут 2 раза в неделю Фрон тальный опрос, прописи. 7. Занятие №7 Знакомство с математическими знаками «больше», Познакомить с математическими знаками и научить их применять на 30 минут 2 раза в неделю Фрон тальный опрос, прописи. 7
«меньше», «равно». практике. Сравнение рядом стоящих чисел в пределах 10. 8. Занятие №8 Соседи чисел. Научить понимать выражения, отражающие порядковые отношения: «следовать за», «стоять перед», «находиться между». 30 минут 2 раза в неделю Фронтальн ый опрос, прописи. 9. Занятие №9 Сравнение предметов по ширине и толщине. Научить сравнивать предметы по ширине и толщине. 30 минут 2 раза в неделю Фронтальн ый опрос, прописи. 10. Занятие №10 Сравнение предметов по длине, высоте, ширине и толщине. Научить сравнивать предметы по длине, высоте, ширине и толщине. 30 минут 2 раза в неделю Фронтальн ый опрос, прописи. 11. Занятие №11 Сравнение предметов по трем признакам. Научить сравнивать предметы по форме, цвету и размеру. 30 минут 2 раза в неделю Фронтальн ый опрос, прописи. 12. Занятие №12 На сколько больше (меньше). Учить практически, выяснять, на сколько в одной из сравниваемых групп предметов больше (меньше), чем в другой. 30 минут 2 раза в неделю Фронтальн ый опрос, прописи. 13. Занятие №13 Занятие -закрепление Проверить знания и закрепить изученный 30 минут 2 раза в неделю Фронтальн ый опрос, прописи. 8
материал Раздел «Ориентировка в пространстве» 9 часов 14. Занятие №14 Познакомить с понятиями «раньше», « позже», «сначала», «потом». Формировать временные представления «раньше», « позже», «сначала», «потом». 30 минут 2 раза в неделю Фронтальн ый опрос, прописи. 15. Занятие №15 Познакомить с понятиями далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом. Формировать далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом. 30 минут 2 раза в неделю Фронтальн ый опрос, прописи. 16. Занятие №16 Положение предметов в пространстве (слева, справа, вверху, внизу) Формировать пространственны е представления слева, справа, вверху, внизу. 30 минут 2 раза в неделю Фронтальн ый опрос, прописи. 17. Занятие №17 Предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к, через. Формировать пространственны е представления употребления предлогов : в, на, над, под, за, перед, между, от, к, через. 30 минут 2 раза в неделю Фронтальн ый опрос, прописи. 18. Занятие №18 Познакомить с понятиями: год, месяц, время года. Формировать временные представления год, месяц, время года. 30 минут 2 раза в неделю Фронтальн ый опрос, прописи. 19. Занятие №19 Формировать 30 минут Фронтальн 9
Познакомить с понятиями: д ень недели, время суток. временные представления день недели, время суток. 2 раза в неделю ый опрос, прописи. 20. Занятие №20 Познакомить с понятиями: долго, дольше, скоро, скорее, потом, быстро, медленно, давно. Формировать представления долго, дольше, скоро, скорее, потом, быстро, медленно, давно. 30 минут 2 раза в неделю Фронтальн ый опрос, прописи. 21. Занятие №21 Время Познакомить с часами(разновидн ость), научить определять время по механическим и электронным часам 30 минут 2 раза в неделю Фронтальн ый опрос, прописи. 22. Занятие №22 Закрепление Проверить знания и закрепить изученный материал 30 минут 2 раза в неделю Фронтальн ый опрос, прописи. Раздел «Арифметические действия» 7 часов 23. Занятие №23 Состав чисел Уметь получать один результат разными способами. 30 минут 2 раза в неделю 24. Занятие №24 Знакомство с математичес кими знаками плюс, минус. Познакомить и изучить математические знаки плюс, минус. 30 минут 2 раза в неделю Фронтальн ый опрос, прописи. 25. Занятие №25 Арифметиче Научить читать и записывать 30 минут 2 раза в Фронтальн ый опрос, 10
ские примеры числовые выражения неделю прописи. 26. Занятие №26 Задачи на увеличение и на уменьшение на несколько единиц. Составление по задаче выражения и нахождения его значения. 30 минут 2 раза в неделю Фронтальн ый опрос, прописи. 27. Занятие №27 Примеры с неизвестным . Решать примеры способом подбора. 30 минут 2 раза в неделю Фронтальн ый опрос, прописи. 28. Занятие №28 Решение неравенств. Решать выражения и сравнивать левую и правую часть. 30 минут 2 раза в неделю Фронтальн ый опрос, прописи. 29. Занятие №29 Закрепление Проверить знания и закрепить изученный материал 30 минут 2 раза в неделю Фронтальн ый опрос, прописи. Раздел «Геометрические фигуры» 7часов 30. Занятие №30 Точка. Линия (кривая, прямая). Отрезок. Сформировать четкие представления о точке, прямой, кривой линиях, отрезке прямой, научить вычленять, называть и правильно показывать эти фигуры, изображать их на бумаге. 30 минут 2 раза в неделю Фронтальн ый опрос, прописи. 31. Занятие№31 Ломаная. Длина ломаной. Дать понятие ломаной, научить чертить ломаные линии в тетради. 30минут 2 раза в неделю Фронтальн ый опрос, прописи. 32. Занятие №32 Многоугольн Дать понятие многоугольник 30 минут 2 раза в Фронтальн ый опрос, 11
ик треугольник, квадрат, прямоугольн ик. треугольник, квадрат, прямоугольник. неделю прописи. 33. Занятие №33 Углы. Дать понятия угол, острый угол, тупой угол. 30 минут 2 раза в неделю Фронтальн ый опрос, прописи. 34. Занятие №34 Круг, овал. Дать понятия круг, овал. 30 минут 2 раза в неделю Фронтальн ый опрос, прописи. 35. Занятие №35 Конус, цилиндр, параллелепи пед. Дать понятия конус, цилиндр, параллелепипед. 30 минут 2 раза в неделю Фронтальн ый опрос, прописи. 36. Занятие №36 Закрепление Проверить знания и закрепить изученный материал Раздел «Графические работы»4часа 37. Занятие №37 Графические диктанты Срисовывать и рисовать различные предметы по клеточкам и точкам и дорисовывать недостающие части предметов. 30 минут 2 раза в неделю Фронтальн ый опрос, прописи. 38. Занятие №38 Штриховка. Научить правильно, штриховать и раскрашивать предметы и рисунки. 30 минут 2 раза в неделю Фронтальн ый опрос, прописи. 39. Занятие №39 Узоры. Рисовать точки, узоры, чертят прямые и наклонные палочки, кривые и ломаные линии. 30 минут 2 раза в неделю Фронтальн ый опрос, прописи. 12
40. Занятие №40 Закрепление Проверить знания и закрепить изученный материал 30 минут 2 раза в неделю Фронтальн ый опрос, прописи. 41. Открытое занятие №41 «Путешестви е в страну математика» Закрепить полученные ЗУН в течение года 30мин Беседа, задания в игровой форме. 42. Итого: 40 ч 30мин Содержание программы
Раздел №1 Счет.
На занятиях по этому разделу дети знакомятся с числами от 0 до 20. Дошкольники считают в пределах 20, используя порядковые числительные (первый, второй). Знакомятся с цифрами в пределах 10. Учатся сопоставлять число, цифру и количество предметов от 1 до20.
Раздел №2 Сравнение чисел.
Сравнивают числа – соседи. Знакомятся с понятиями: больше, меньше, одинаковое количество. Преобразуют неравенство в равенство и наоборот. Дети узнают основные математические знаки =, <, >, учатся их писать и применять.
Раздел №3 Ориентировка в пространстве.
Дети определяют положение предметов в пространстве (слева, справа, вверху, внизу); направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении; усваивают понятия: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом. 13
Дошкольники учатся определять свое положение среди окружающих предметов, используя предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к, через. Дети знакомятся с понятиями: год, месяц, день недели, время года, время суток. Знакомятся с весенними, летними, осенними, зимними месяцами. Учатся определять, какой день недели был вчера, позавчера, какой сегодня, какой будет завтра и послезавтра. Используют в речи понятия: долго, дольше, скоро, скорее, потом, быстро, медленно, давно. Учатся определять время по механическим и электронным часам.
Раздел №4 Арифметические действия.
Правильно читать записанные примеры, равенства, неравенства. Придумывают задачи по рисункам, решают их с опорой на наглядный материал. Учатся составлять число из двух меньших (состав числа) в пределах первого десятка. Получают один результат разными способами. Познакомятся с математическими знаками плюс, минус. Научить читать и записывать числовые выражения Составляют по задаче выражения и находят его значения. Решают примеры способом подбора. Решают выражения и сравнивают левую и правую часть.
Раздел №5 Геометрические фигуры.
Дети знакомятся с такими геометрическими фигурами, как треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, многоугольник., а так же конус, цилиндр, параллелепипед. Показывают и называют стороны, углы, вершины фигур. Сравнивают фигуры, чертят геометрические фигуры в тетрадях. Знакомиться с понятиями: точка, линия(кривая, прямая),отрезок, ломаная, длина ломаной Дети классифицируют фигуры по 1 – 3 признакам (форма, размер, цвет). Учатся сравнивать предметы, используя методы наложения, прием попарного сравнения, и выделять предмет из группы предметов по 2 – 3 признакам.
Раздел №6 Графические работы.
Дети учатся штриховать и раскрашивать. Они рисуют точки, узоры, чертят прямые и наклонные палочки, кривые и ломаные линии в тетрадях в клеточку . Выполняют графические диктанты. Срисовывают различные предметы по клеточкам и точкам и дорисовывают недостающие части предметов. 14
Список используемой литературы 1. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: [текст]/ А.В. Белошистая.- М.: ВЛАДОС, 2004 - 400 с. 2. Белошистая, А. В. Знакомство с арифметическими действиями [текст]/ А. В. Белошистая. Дошкольное воспитание.- 2003.- №8.- С.13 3. Белошистая, А. В. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах. [текст] // А.В. Белошистая .- Журнал "Дошкольное воспитание" №№ 8-11, 2002.-С.90 4. Данилова, В.В.. Обучение математике в детском саду: Практические, семинарские и лабораторные занятия; Для студентов средних педагогических заведений. [текст]/ В.В .Данилова, Т.Д. Рихтерман, З.А. Михайлова .- М., 1998 - 160 с. 5. Козлова, С.А.. Дошкольная педагогика. [текст]/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: НОРМА,2000.-345 с. 6. Козлова, В.А. Обучение дошкольников и младших школьников математике. [текст]/ В.А. Козлова . -М., 2002.-234 с. 7. Леушина, Л.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. [текст]/ Л.М. Леушина. - М.: Просвещение, 1974.-368 с. 15
8. Математика от трех до семи: Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. - М.: Академия, 2001.-145 с. 9. Метлина, Л.С. Математика в детском саду. [текст]/ Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984.- 256 с 10. Михайлова ,З.А.. Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. [текст]/ З.А. Михайлова , Р.Л.- Непомнящая ., 1988 11. Мусейибова, Т.А.. Методика формирования элементарных математических представлений у детей. [текст]/ Т.А. Мусейибова, Г.А Корнеева.- М., 1989. - 159 с. 12. Носова, Е.А.. Логика и математика для дошкольников. [текст]/ Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая.- М., 2000.-267 с. 13. Носова, Е.А. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. [текст]/ Е.А. Носова. -Л. : 1990.- С.24-37. 14. Петроченко, Г.Г.. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе [текст]/ Г.Г. Петроченко. Под ред. А. М. Леушиной. - Минск, 1982 - 145 с. 15.Математика [текст] : «Вся дошкольная математика»; отв. ред.В.Б. Чеснокова. –М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2009.-72с. 16. Моро, М.И. Волковой С.И., Степановой С.В. Учебник. «Математика 1 класс». [текст]/ М.И. Моро, С.И .Волковой., С.В. Степановой. - М.: 2001.- С.137. 16
Приложение 17

Счет
Это цифра один. Помоги мальчику найти все предметы, которых по одному. Найди на рисунке все цифры 2. Посчитай сколько цветочков. 18
Это цифра три. Найди все цифры 3 на рисунке и раскрась эти предметы. Это цифра 4. Сосчитай сколько тортов на картинке. Раздели их на 4 части. Это цифра 5. Сосчитай сколько конфет на рисунке. А сколько улиток? Помоги каждой улитке найти свою конфету. 19
Ты умница! Ты уже знаешь 5 цифр! Продолжай дальше так же весело! Это цифра 6 шесть. Воздушные шары участвуют в соревновании. Сосчитай их. Сначала сосчитай от 1 до 6, а потом наоборот от 6 до 1 Это цифра 7 семь. Она уснула на луне. Помоги луне сосчитать сначала все большие звёздочки, а затем все маленькие. Раскрась. Напиши все цифры от 1 до 7. (Это может сделать и взрослый, если ребенок еще не умеет) 20
А это цифра 8 восемь. Давайте поможем зайчику собрать урожай. Сосчитай сколько морковок и нарисуй карандашом дорогу от зайчика к морковкам. Потом сосчитай сколько грибочков, вишенок и груш он соберет еще. Это цифра 9 девять. Вы знаете сколько человечков вышло гулять? Сосчитай их. 21
Это цифра 10 десять В нашем аквариуме много рыбок. Они все одинаковые? Сосчитай их. Раскрась. Знак "Равно" = . Знак, который ты видишь посередине картинки, называется "равно". Два домика с одной стороны, равны двум домикам с другой стороны. С обеих сторон одинаковое количество (число) домиков, тогда и ставим равно. №1 Сосчитай , сколько книг на каждой полке. №2 Сосчитай, сколько рыбок в аквариуме. №3 Сосчитай сколько желудей на дубе. №4 Сосчитай количество предметов на каждой картинке. Обведи рядом нужную цифру. №5 Сосчитай количество предметов на каждой картинке. Соедини картинку с нужной цифрой. №6 22
Проведи линии от рамок с числами к рамкам с таким же количеством предметов и точек. №7 Ответь на вопросы и впиши в кружочки нужные цифры. №8 Впиши пропущенные цифры. №9 Соедини стрелочками цифры по порядку. №10 Раскрась звездочки с их соответствием. №11 Раскрась картинку. Цифры подскажут, карандаши какого цвета тебе понадобятся. №12 Ответь на вопросы: Сколько пальцев на одной руке, сколько пальцев на двух руках, назови числа меньше5, назови числа меньше 10 и больше 5, какое число находится между числами 8 и 10, назови номер своего дома и квартиры, сколько тебе лет, сколько лет тебе было прошлом году? №13 Сосчитай, сколько шариков у котенка, а потом –у щенка. №14 Впиши пропущенные числа. №15 Соедини по порядку числа от 0 до 10 №16 Сколько конфет в коробке? Сосчитай. 23
№17 Впиши в пустые кружочки нужные числа. №18 Впиши в пустые клеточки – десятки. №19 Посчитай двойкам от 10 до 20 и соедини по порядку числа. №20 Посчитай десятками от 0 до 20 и соедини по порядку числа.
Сравнение чисел
№1 Рассмотри картинку. Сколько нарисовано пчел? Сколько ульев? Чего больше? Чего меньше? На сколько больше пчел, чем ульев? На сколько меньше ульев , чем пчел? №2 Соедини линиями ежей и грибы так, чтобы каждому ежу досталось по одному грибу. Чего больше и на сколько? №3 Соедини линиями колоски и мышек так , чтобы мышке досталось по одному колоску. Чего больше и на сколько? №4 Познакомься с математическими знаками. Сравни количество предметов слева и справа от кружков. Поставь в кружочках нужные знаки:<,>,=. №5 24
Расставь знаки :<,>,=. №6 Числа тоже можно сравнить. №7 Сравни количество предметов. Впиши в клеточки нужные цифры и знаки. №8 Нарисуй в правой части рамки квадратов больше, чем в левой. №9 Нарисуй в правой части рамки кружков меньше, чем в левой. №10 Посчитай, сколько карандашей в каждой коробке. В какой коробке их меньше всего? Соедини коробки стрелками так, чтобы в каждой коробке было на один карандаш больше, чем предыдущей. №11 25
26
27
№12 Знакомятся с математическими знаками: +,-, =. Действием сложением и вычитанием. №13 Рассмотри картинки. Реши примеры на сложение. №14 Рассмотри картинки. Реши примеры на вычитание. 28
№15 Заполни пустые клетки, выполнив действия. №16 Заполни числовую прямую. №17 Реши примеры. Каждое число уменьши на единицу и впиши в таблицу. №18 Каждое число увеличь на единицу и впиши в таблицу. №19 Рассмотри схемы. Нарисуй в нижних кружочках столько точек, чтобы вместе с теми, что в верхних кружочках, их стало 4 №20 Помоги девочке по-разному разложить 5 ягод по двум тарелкам. Аналогично со всеми цифрами. 29

Ориентировка в пространстве.
№1 Рассмотри картинку. Скажи, что лежит в коробке, за коробкой,, перед коробкой, около коробки. №2 Обведи зонтик, который направлен вверх, красным карандашом, вниз – зеленым, направо – желтым, налево – синим. №3 В правом верхнем углу нарисуй квадрат, в левом нижнем – треугольник, в левом верхнем – овал, в правом нижнем – прямоугольник, в середине – круг. №4 Назови предмет, который находится над колокольчиком, под звездочкой, между шариком и шапочкой. №5 Какой предмет короче, длиннее, шире , уже. №6 Что нарисовано в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, в правом нижнем, в левом верхнем, посередине. №7 Какая игрушка стоит между лампой и корабликом, между корабликом и чашкой, что стоит под будильником, над вазой. №8 Найди рисунок, на котором слева от ежика рыбка, справа – хомячок, сверху – попугайчик, снизу – пчелка. Расскажи, как расположены фигуры на других рисунках. Ориентировка во времени. 30
№1 Рассмотри картинки. Скажи, какое время суток на них изображено. №2 Впиши в рамочки пропущенные дни недели. №3 Найди на каждой картинке предметы, которые не соответствуют указанному времени года. №4 Рассмотри картинку. Запиши в рамочках, какое время показывают часы. №5 Дорисуй стрелки так, чтобы часы показывали время, указанное в рамочках.
Геометрические фигуры.
31
№1 Знакомятся геометрическими фигурами, как треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, многоугольник. Найдите на картинке….. №2 Знакомятся понятием углов. Покажи у фигур прямые, тупые , острые углы. №3 Рассмотри картинки. Найди у предметов прямые, тупые , острые углы. №4 Найди ….. и раскрась……( нахожение фигур и различие по форме. Цвету и размеру). №5 Соедини каждый предмет с геометрической фигурой. №6 Найди лишний предмет №7 Сравни предметы. 32
№8 №9 Найди все треугольники и обведи их в кружок. №10 Дать понятие : треугольник, многоугольник №11 Дать понятие : квадрат, прямоугольник. №12 Дать понятие : круг, овал. 33
№13 Сосчитай, сколько углов у этих многоугольников. Соедини фигуры с нужными цифрами. №14 Найди многоугольники и раскрась их. №15 Соедини каждый предмет с геметрической фигурой, на который он похож. №16 Разложи предметы по форме, по цвету, по размеру. №17 Какой пре5дмет больше, шире.
Графические работы.
34
35
36
37
38
39
40
41
42
графические упражнения, для подготовки руки вашего ребёнка 5 или 6 лет к письменным занятиям. Рисование ручкой по крупным клеточкам один из активнейших способов приобретения навыка ориентации на листе бумаги. 43
Фигуры и узоры данных прописей содержат все необходимые линии и наклоны, с которыми ваш ребёнок столкнётся при написании печатных и письменных букв и цифр. Без этой подготовки в дальнейшем невозможно будет добиться от вашего ребёнка хорошего письма при обучении в школе. Будьте терпеливы и не ругайте вашего ребенка за допущенные промахи, ведь он только начинает учиться! 44
45
46
47
48
49
50
51

Задачи:
1. Коля вылепил 4 солдат, а Слава — 1. Сколько всего солдат вылепили ребята? 2. В корзине было 6 белых грибов и 3 подберезовика. Сколько всего было грибов? 3. В корзине лежало 6 грибов, 1 гриб оказался несъедобным и его выбросили. Сколько грибов осталось? 4. На кусте распустилось 5 роз. Мама срезала 3 штуки, сколько осталось? 5. В вазе стояло 3 розы. Мама срезала еще 2. Сколько роз стало в вазе? 6. На полке стояло 5 красных чашек и 1 синяя. Сколько чашек стояло? 7. На кусте созрело 8 помидоров. Четыре помидора сорвали. Сколько осталось?
Задачи на сравнение.
1. Галя веселее Оли, а Оля веселее Иры. Кто самый веселый? 2. У Инны волосы темнее, чем у Оли. У Оли темнее, чем у Ани. У кого волосы светлее всех? 3. Толя выше Игоря, Игорь выше Коли. Кто выше всех? 4. Катя быстрее Иры, Ира быстрее Лены. Кто быстрее всех? 5. Саша грустнее Толи, Толя грустнее Вани. Кто веселее всех? 6. Миша сильнее Олега, Миша слабее Пети. Кто сильнее всех? 7. Заяц слабее стрекозы. Заяц сильнее медведя. Кто самый слабый? 8. Саша на 10 лет младше Игоря. Игорь на 2 года старше Леши. Кто младше всех? 9. Ира на 3 см ниже Клавы. Клава на 12 см выше, чем Люба. Кто выше всех? 10. Толик на много легче Сережи. Толик немного тяжелее Валеры. Кто легче всех? 52
11. Вера немного темнее, чем Люда. Вера намного светлее Кати. Кто светлее всех?
Математические задачи на «Больше/ меньше»
* Таня нашла 3 желудя, а Марина на 1 больше чем Таня. Сколько желудей нашла Марина? * Костя нарисовал 4 самолета, а его брат на 2 больше. Сколько нарисовал брат? * Мальчики решили строить дом. Дима принес 5 кубиков, а Саша на 2 меньше. Сколько принес Саша? * Садовник подстригал кусты. В первый день он подстриг 6 кустов, а во второй — на 1 куст меньше. Сколько подстриг во второй день? * Брату 9 лет, а сестра младше на 3 года. Сколько ей лет? * В банке 4 стакана клюквы, а в тарелке на 2 стакана больше. Сколько в тарелке? * У Саши полоска длиной 9 см, у Пети на 3 см короче. Какой длины полоска у Пети? * Ученик сделал 7 флажков, из них несколько зеленых и 4 красных. Сколько он сделал зеленых флажков? 53