Напоминание

"Роль семьи в жизни человека"

Автор: Горбунова Татьяна Вениаминовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ООШ с. Пылковка - филиал МАОУ СОШ с. Новополеводино
Населённый пункт: с. Пылковка, Балаковский район, Саратовская область
Наименование материала: Сценарий воспитательного мероприятия
Тема: "Роль семьи в жизни человека"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Сценарий воспитательного мероприятия

«РОЛЬ СЕМЬИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

Цель: раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;

Задачи:

Раскрыть значение понятий “семья”, “счастливая семья”, “семейные ценности”;

Развивать стремление проявлять ответственность в семейных отношениях;

Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся,

проявления активности;

Воспитывать уважительное отношение к родным и близким;

Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

Ход занятия

I. – Ребята! Что всегда в вашем сердце, мысль о чём согревает в трудные минуты, где вас

всегда поддержат и любят, безусловно. Чтобы понять, о чем я говорю, предлагаю вам

внимательно посмотреть на “ОБЛАКО СЛОВ” (работа по группам – визуализация для

выведения темы занятия) СЛАЙД 1. (Приложение 1).

- Кто догадался: о чём пойдёт сегодня речь? Ответы детей (Семья, какая должна быть

семья).

- Да, ребята! Наше сегодняшнее занятие на тему – “Семья и семейные ценности

СЛАЙД 2.

Мы постараемся раскрыть роль семьи в жизни каждого человека. В течение 3-х лет мы

изучали свои семьи: составляли родословное дерево, составляли ленту времени “Я и

время”, строили “Дом моей мечты”, объясняли значение своего имени, искали истоки

возникновения фамилии своей, создавали герб семьи, составляли “Летопись семьи”, ......

- Как вы думаете, на какие вопросы мы попытаемся найти ответы сегодня? СЛАЙД 3.

- Что такое семья? Какая семья называется счастливой? Что такое семейные

ценности?

- Какие ассоциации у вас вызывает слово “семья”? (мама, папа, родители, дом, братья,

сёстры, семейный праздник).

- Посмотрите на “ОБЛАКО СЛОВ” и постарайтесь ответить: “Что такое семья?”

СЛАЙД 4. (Приложение 1).

СЛАЙД 5. "Семья - это то место, где человек должен учиться творить добро"

“Семья – это дом, где тепло и уютно, где тебя любят ”.

“Семья – это родные друг другу люди”.

“Семья – это близкие друг другу люди, которых объединяют общие интересы”.

“Семья – группа живущих вместе близких родственников” (словарь С. И. Ожегова).

- Как вы понимаете слова “люди, живущие рядом? (члены семьи, соседи, друзья,

окружающие родственники).

- А сколько в слове “семья” загадок и поучительных открытий! Слово “семья” можно

разделить на два слова - КАКИЕ? (“семь” и “я”).

- И тогда оно как будто говорит нам: “Семья – это семеро таких же, как я”.

- И, правда, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и

характером. Могут быть общие увлечения и занятия.

II. Притча о семье “Полная ли банка”. (Демонстрация учителем).

Учитель наполняет баночку камнями (большими)

- Полна ли банка? (ДА, полна)

Учитель высыпает горошек мелкий, потрясти немного (горошек занял свободное место

между камнями).

- Полна ли банка? (ДА, полна)

- Тогда взять коробку, наполненную песком (мукой, мелкая крупа), и насыпать его в

банку.

- Полна ли банка? (ДА, полна)

- Учитель выливает воду

- Полна ли банка? (ДА, полна)

- А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваш ДОМ.

Камни — это самые важные люди в доме и в жизни каждого человека - ..РОДИТЕЛИ

Горошек — это те, кто наполняет дом радостью, счастьем, смыслом жизни:... ДЕТИ.

Песок — это те, кто дополняет семью нежностью, заботой, любят своих внуков

- ...БАБУШКИ И ДЕДУШКИ.

Вода

скрепляет

всё

воедино

и

делает

содержимое

крепким.

Тогда

и

рождается .....СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ.

- А когда же родилась её величество семья ? (Ответы детей).

- Оказывается, давно. Когда-то о ней не слыхала земля, но...

III. СЦЕНКА

Автор: Еве сказал перед свадьбой Адам:

Адам: “Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?

Автор: И Ева тихо ответила:

Ева: “Я!”

Адам: “Кто их воспитает, царица моя?”

Автор: И Ева снова ответила:

Ева: “Я!”

Адам: “Кто пищу сготовит, о радость моя?”

Автор: И Ева снова ответила:

Ева: “Я!”

Адам:

Кто платье сошьет? Постирает белье?

Меня приголубит? Украсит жилье?”

“Я, я - снова вторила Ева, - я, я...”

Автор:

Сказала она знаменитых семь “Я”

С этой поры родилась семья!

- Здравствуй, семья! Какое красивое слово! Семья! Как греет душу это слово! Оно

напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье мы желанные

дети. Здесь нас нарекли именем. Слово “семья”, как и слово “хлеб”, “вода”, не требует

расшифровки, оно впитывается с первых мгновений жизни. Семья — это муж и жена, это

дом, родители и дети, бабушки и дедушки. Счастливая семья - это спасательный круг, с

помощью которого мы каждый день вплываем в спокойную и надёжную гавань, где царят

уют, радость, душевный покой.

- Какая семья называется СЧАСТЛИВОЙ?

- Учитель читает притчу. /СЛАЙД 6/

ЛАДНАЯ СЕМЬЯ (китайская притча)

Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней.

Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк,

ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду

ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота

и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.

Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к

старейшине. “Расскажи”, - говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда

написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге:

“ЛЮБОВЬ,

ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ” А в конце листа:

“СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ

ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ”.

- И все?

- Да, - отвечал старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. - И подумав,

добавил: "И мира тоже".

- Так что же делает СЕМЬЮ СЧАСТЛИВОЙ? (СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ)

- Дополните ответы на эти вопросы, работая по группам.

IV. РАБОТА ПО ГРУППАМ (определяем, клеим, составляем, вырезаем)/ СЛАЙДЫ

7, 8

Детям даются кластеры в виде РОМАШКИ, клеим на кластер выбранные слова.

I группа. Используя “облако слов”, ответьте на вопрос: Какая семья называется

счастливой, составив свой кластер из прилагательных. Можете дописывать и добавлять

своё. /Приложение 1/

II группа. Используя “облако слов”, ответьте на вопрос: Какая семья называется

счастливой, составив свой кластер из глаголов. Можете дописывать и добавлять своё. /

Приложение 1/

III группа. Выберите семейные ценности и составьте кластер.

Выносим кластеры на ДОСКУ и защищаем по группам.

- Что мы не берём в счастливую семью?

-

Мы нашли так много хороших светлых слов о семье: и существительных, и

прилагательных, и глаголов. Что можем попробовать составить СИНКВЕЙН.

V. СЛАЙД 9. ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА

1 строчка – существительное. Семья

2 строчка – два прилагательных. Какая она?

3 строчка – три глагола. Что она делает? Или делают?

4 строчка – четыре слова – предложение. Предложение о семье или пословица.

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, или, как по-другому можно назвать семью

Дети пишут по группам и озвучивают. Например:

Семья.

Крепкая, дружная.

Сплачивает, объединяет, оберегает.

Семья – лучшая школа жизни.

Ребенок.

Семья.

Большая дружная.

Любят, заботятся, живут.

Все вместе под одной крышей.

Любовь.

VI. - Почему кластер составляли в форме РОМАШКИ?

- Символом семьи в России является ромашка. Как вы думаете, почему?

- Что символизируют лепестки цветка? /Членов семьи/

- На чём держатся лепестки? /На сердцевине/.

- Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевину? /Он погибнет/

Просмотр СОЦИАЛЬНОГО ролика “Молитва детей. Детские мечты со словами”

(2.15) Слайд 10.

- Как вы думаете, о чем мечтают все дети?

- А у всех ли детей есть родители, семья?

Просмотр СОЦИАЛЬНОГО ролика “О детдоме” (0.51).

О чем они мечтают?

- Так о чем же мечтают все дети планеты? ( О счастье, мире в семье)

- Есть ли у них надежда?

VII. Притча “Четыре свечи” (обыгрываем). Слайд 11.

Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли. Стояла такая тишина, что было

слышно, как они разговаривают.

Первая сказала:

— Я — Мир... К сожалению, люди не умеют меня хранить. Думаю, мне не остаётся

ничего другого, как погаснуть.

И огонёк свечи погас.

Вторая чуть слышно промолвила:

— Я — Вера... К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне,

поэтому мне нет смысла гореть дальше. Едва она замолчала, подул лёгкий ветерок и

погасил её.

Третья свеча опечалилась:

— Я — Любовь... У меня больше нет сил поддерживать свой огонёк. Люди не ценят меня

и не понимают. Они забывают любить даже тех, кто их любит больше всего — своих

близких, — сказала она и погасла.

Вдруг в комнату вошёл малыш и, увидев три потухшие свечи, испуганно сказал:

— Что вы делаете!? Вы должны гореть — я боюсь темноты! — плакал он.

Четвёртая свеча произнесла:

— Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи. Ведь я —

Надежда.

С

РАДОСТЬЮ

В

ГЛАЗАХ

РЕБЕНОК

ВЗЯЛ

СВЕЧУ

НАДЕЖДЫ

И

ЗАЖЕГ

ОСТАЛЬНЫЕ СВЕЧИ. Огонь надежды никогда не должен гаснуть в вашей жизни, чтобы

в жизни каждого из нас была Надежда, Вера, Мир и Любовь!!!

- Мы должны сделать так, чтобы в наших сердцах всегда пылали и не гасли все четыре

свечи. Ведь мир, вера, любовь и надежда так нужны для того, чтобы семья и дети были

счастливыми!

- В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом

На улице дождь непрерывный,

А дома тепло и светло.

Тут можно укрыться от зноя,

Спастись от морозного дня.

В хорошее место родное -

Домой так и тянет меня.

- Я думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее

уютного дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют. Давайте подведем итог

и построим дом “счастья”? С чего начать? СЛАЙД 12.

Дети выбирают слова, а потом клеим по группам у доски.

I группа. Строим фундамент. На “кирпичиках”, предложенных вам, записать как можно

больше слов, которые можно связать со словом “Дом”.

- “Дом” – это...кров, начало начал, очаг, крепость, причал, тепло, уют.

II группа: возводим стены. Написать слова, которые ассоциируются со словом “Семья”.

Семья это -... “Семья – это.... Бабушка, дедушка, брат, сестра, мама, папа, я..... (тётя,

дядя, ...)

III группа.: создайте “Технику безопасности” в конфликтных ситуациях, которые

неизбежны в семье: “Что можно” ..., “Что нельзя” ...

Можно: быть внимательным, заботливым; помогать, ласковым, добрым, уверенным в

себе, любить свою семью, почитать родителей, уважать мнение всех членов семьи.

Нельзя: огорчать; ругаться; предавать; грубить; повышать голос; быть агрессивным;

выплёскивать на других свой гнев, обиду; бездельничать, когда взрослые трудятся.

И все вместе возведем крышу. Что нужно для крепости семейных отношений?

Ученики

зачитывают

ответы:

понимание,

уважение,

любовь,

доверие,

верность,

терпимость, доброта, сочувствие.

- Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали прочный строительный материал.

Каждый из вас отдал частичку души.

VIII. Слайд 13. Дети читают по цепочке.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

- Давайте вернемся к моей заветной БАНОЧКЕ.

- Сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ещё и ваша будущая ЖИЗНЬ.

Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, родители, дети — всё то,

что необходимо, чтобы семья была счастливой даже в случае, если всё остальное

потеряется.

Горошек — это вещи, которые дополняют жизнь семьи: работа, дом, автомобиль.

Песок мелочи, все остальное. Что может дополнять семью.

- Если сначала наполнить банку песком...... Ответы детей, не останется места, где могли

бы разместиться горошек и камни.

И также в жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для

важнейших вещей, которые делают жизнь и семью СЧАСТЛИВОЙ.

IX. РЕФЛЕКСИЯ.

- Интересно вам было строить дом, создавать кластеры?

- Работать в группах?

- Считаете ли вы полезной работу, которую мы делали с вами?

- Какой цвет ромашки выбрали бы вы, чтобы оценить нашу работу на занятии?

Отлично, все удалось, мне было уютно и комфортно в группе - .... (оранжевый, розовый,

желтый) Еще не всё мне удаётся – ... (зелёный). Мне было трудно, некомфортно - ...

(синий).

- Ответьте на мои вопросы

- Что на свете всего дороже? Семья.

- А что значит семья?

Это – семь я.

- Без чего не может быть она?

Без папы, мамы и меня.

- А чем же скреплена она?

Любовью, заботой и теплом.

- Ведь все мы связаны семьёй.

Пусть всё это только игра,

Но ею сказать мы хотели:

Великое чудо семья!

Нет в жизни важнее цели!

Храните её! Берегите!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

СЛАЙД 1.

ОБЛАКО СЛОВ

СЛАЙД 2

СЛАЙД 3

СЛАЙД 4

СЛАЙД 5

СЛАЙД 6

СЛАЙД 7

СЛАЙД 8

СЛАЙД 9

СЛАЙД 10

СЛАЙД 11

СЛАЙД 12

СЛАЙД 13