Напоминание

Использование инновационных технологий в работе педагога -психолога с детьми ограниченными возможностями здоровья в детском саду

Автор: Грибанова Ольга Вячеславовна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №142"
Населённый пункт: г.Рязань
Наименование материала: статья
Тема: Использование инновационных технологий в работе педагога -психолога с детьми ограниченными возможностями здоровья в детском саду







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Использование

инновационных

технологий

в

работе

педагога

психолога

с

детьми

с

ограниченными

возможностями здоровья в детском саду.

Введение.

Современное образование ориентировано на создание инклюзивной

среды, где каждый ребенок, независимо от особенностей развития, имеет

возможность для полноценного участия в образовательном процессе. Особую

роль в этом играет педагог – психолог, работающий с детьми с

ограниченными возможностями здоровья (овз) в условиях дошкольной

образовательной организации. Сегодня одним из ключевых инструментов

успешной коррекционной работы становится внедрение инновационных

технологий (И.Т.).

Согласно ФГОС ДО, интеграция ИКТ и инновационных методов

должна обеспечить поддержку индивидуального развития детей с учетом их

психофизических особенностей.

Теоретические

основы

применения

инновационных

технологий в работе с детьми ОВЗ.

Психолого – педагогическая работа с детьми ОВЗ требует системного

подхода, включающего использование разнообразных методов, техник и

ресурсов. Цифровые технологии позволяют педагогу – психологу:

- повысить мотивацию к обучению и развитию;

- адаптировать учебные материалы;

- оказывать адресную помощь в игровой форме;

- эффективно диагностировать уровень развития психических функций.

Согласно исследованиям Л.И,Переслени , технологии становятся

эффективным

средством

формирования

и

коррекции

когнитивных

и

эмоционально – волевых процессов у детей с ОВЗ.

Виды инновационных технологий в работе педагога –

психолога.

1.Интерактивные обучающие приложения и мультимедийные

ресурсы.

Программы вроде «Дети в городе эмоций» или «Развивающие игры с

логопедом Машей» способствуют эмоциональному развитию, развитию

речи, памяти и мышления.

2.Технологии виртуальной и дополненной реальности (VR b AR)

Позволяют моделировать социальные ситуации, в которых ребенок с

ОВЗ может тренировать навыки коммуникации, поведенческие реакции и

самообслуживание. Это особенно ценно при работе с детьми аутистического

спектра (РАС).

3.Адаптированнное сенсорное оборудование.

Сюда входят интерактивные столы, панели, развивающие коврики и

светозвуковые устройства, способствующие развитию мелкой моторики и

сенсомоторной координации у детей с нарушениями ЦНС,

4.Цифровы платформы для дистанционного взаимодействия.

Используются как в условиях инклюзивного образования, так и при

необходимости сопровождения детей, не посещающих ДОУ. Пример

платформа «Мерсибо» для логопедов и психологов.

Примеры практических кейсов

Кейс 1. Развитие эмоционального интеллекта у детей с задержкой

психического развития.

С

использованием

программы

«Эмоции».Учимся

понимать»

проводились групповые занятия с детьми 5-6 лет. Через игры и подбор

эмоций к ситуациям дети научились распознавать и вербализовать свои

чувства, что повысило уровень эмпатии и снизило конфликтность в группе.

Кейс 2. Использование VR – сценариев для обучения социальным

навыкам у детей с РАС .

В рамках пилотного проекта одного из московских детских садов дети

проходили

тренировки

в

виртуальной

среде:

«посещение

магазина»,

«переход улицы», «общение в группе». После 2 месяцев занятий отмечено

повышение уровня самостоятельности и снижение тревожности.

Кейс 3.Работа с сенсорными панелями у детей с ДЦП.

С помощью адаптивного оборудования и специальных развивающих

игр была организована серия занятий на развитие зрительно-моторной

координации, внимания и моторики. Отмечена положительная динамика в

формировании новых навыков и улучшения взаимодействия с педагогом.

Результаты и обсуждение.

Инновационные технологии доказали

свою эффективность как

вспомогательные средства в комплексной психолого -педагогической работе.

Они позволяют индивидуализировать подход, учитывать зону ближайшего

развития,

а

также

обеспечивают

эмоциональную

и

познавательную

вовлеченность ребенка в процесс.

Важным условием эффективного использования технологий является

их целенаправленная интеграция в психокоррекционные программы , а также

постоянное повышение квалификации специалистов.

Заключение.

Инновационные технологии – это не просто технические средства, а

полноценный инструмент помощи и развития, особенно актуальный в работе

с детьми ОВЗ в ДОУ. Их использование позволяет выйти за рамки

традиционного подхода, создавая доступную, развивающую, комфортную

среду для каждого ребенка.

Реализация таких подходов требует комплексного взаимодействия всех

участников образовательного процесса: педагога – психолога, воспитателей,

специалистов службы сопровождения и родителей.

Литература

1.ФГОС

ДО

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт дошкольного образования.

2. Переслени Л.И. Инновационные технологии в работе педагога –

психолога: теория и практика. -М,: Академия 2020г.

3.Соловьева С.Н,, Ткачева Н.,В., Использование VR – технологий в

обучении и социализации детей с РАС. Современные проблемы науки и

образования – 2021.-№2.

4. Гусева Н.,Н., Психолого – педагогическое сопровождение детей с

ОВЗ в условиях ДОУ, -СПб; Речь, 2019г.

5. Чистякова С.,Н., Применение информационно – коммуникационных

технологий в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ. Вестник

практической психологии образования. – 2022. -№3.