Автор: Грибанова Ольга Вячеславовна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №142"
Населённый пункт: г.Рязань
Наименование материала: статья
Тема: Использование инновационных технологий в работе педагога -психолога с детьми ограниченными возможностями здоровья в детском саду
Использование
инновационных
технологий
в
работе
педагога
–
психолога
с
детьми
с
ограниченными
возможностями здоровья в детском саду.
Введение.
Современное образование ориентировано на создание инклюзивной
среды, где каждый ребенок, независимо от особенностей развития, имеет
возможность для полноценного участия в образовательном процессе. Особую
роль в этом играет педагог – психолог, работающий с детьми с
ограниченными возможностями здоровья (овз) в условиях дошкольной
образовательной организации. Сегодня одним из ключевых инструментов
успешной коррекционной работы становится внедрение инновационных
технологий (И.Т.).
Согласно ФГОС ДО, интеграция ИКТ и инновационных методов
должна обеспечить поддержку индивидуального развития детей с учетом их
психофизических особенностей.
Теоретические
основы
применения
инновационных
технологий в работе с детьми ОВЗ.
Психолого – педагогическая работа с детьми ОВЗ требует системного
подхода, включающего использование разнообразных методов, техник и
ресурсов. Цифровые технологии позволяют педагогу – психологу:
- повысить мотивацию к обучению и развитию;
- адаптировать учебные материалы;
- оказывать адресную помощь в игровой форме;
- эффективно диагностировать уровень развития психических функций.
Согласно исследованиям Л.И,Переслени , технологии становятся
эффективным
средством
формирования
и
коррекции
когнитивных
и
эмоционально – волевых процессов у детей с ОВЗ.
Виды инновационных технологий в работе педагога –
психолога.
1.Интерактивные обучающие приложения и мультимедийные
ресурсы.
Программы вроде «Дети в городе эмоций» или «Развивающие игры с
логопедом Машей» способствуют эмоциональному развитию, развитию
речи, памяти и мышления.
2.Технологии виртуальной и дополненной реальности (VR b AR)
Позволяют моделировать социальные ситуации, в которых ребенок с
ОВЗ может тренировать навыки коммуникации, поведенческие реакции и
самообслуживание. Это особенно ценно при работе с детьми аутистического
спектра (РАС).
3.Адаптированнное сенсорное оборудование.
Сюда входят интерактивные столы, панели, развивающие коврики и
светозвуковые устройства, способствующие развитию мелкой моторики и
сенсомоторной координации у детей с нарушениями ЦНС,
4.Цифровы платформы для дистанционного взаимодействия.
Используются как в условиях инклюзивного образования, так и при
необходимости сопровождения детей, не посещающих ДОУ. Пример
платформа «Мерсибо» для логопедов и психологов.
Примеры практических кейсов
Кейс 1. Развитие эмоционального интеллекта у детей с задержкой
психического развития.
С
использованием
программы
«Эмоции».Учимся
понимать»
проводились групповые занятия с детьми 5-6 лет. Через игры и подбор
эмоций к ситуациям дети научились распознавать и вербализовать свои
чувства, что повысило уровень эмпатии и снизило конфликтность в группе.
Кейс 2. Использование VR – сценариев для обучения социальным
навыкам у детей с РАС .
В рамках пилотного проекта одного из московских детских садов дети
проходили
тренировки
в
виртуальной
среде:
«посещение
магазина»,
«переход улицы», «общение в группе». После 2 месяцев занятий отмечено
повышение уровня самостоятельности и снижение тревожности.
Кейс 3.Работа с сенсорными панелями у детей с ДЦП.
С помощью адаптивного оборудования и специальных развивающих
игр была организована серия занятий на развитие зрительно-моторной
координации, внимания и моторики. Отмечена положительная динамика в
формировании новых навыков и улучшения взаимодействия с педагогом.
Результаты и обсуждение.
Инновационные технологии доказали
свою эффективность как
вспомогательные средства в комплексной психолого -педагогической работе.
Они позволяют индивидуализировать подход, учитывать зону ближайшего
развития,
а
также
обеспечивают
эмоциональную
и
познавательную
вовлеченность ребенка в процесс.
Важным условием эффективного использования технологий является
их целенаправленная интеграция в психокоррекционные программы , а также
постоянное повышение квалификации специалистов.
Заключение.
Инновационные технологии – это не просто технические средства, а
полноценный инструмент помощи и развития, особенно актуальный в работе
с детьми ОВЗ в ДОУ. Их использование позволяет выйти за рамки
традиционного подхода, создавая доступную, развивающую, комфортную
среду для каждого ребенка.
Реализация таких подходов требует комплексного взаимодействия всех
участников образовательного процесса: педагога – психолога, воспитателей,
специалистов службы сопровождения и родителей.
Литература
1.ФГОС
ДО
–
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт дошкольного образования.
2. Переслени Л.И. Инновационные технологии в работе педагога –
психолога: теория и практика. -М,: Академия 2020г.
3.Соловьева С.Н,, Ткачева Н.,В., Использование VR – технологий в
обучении и социализации детей с РАС. Современные проблемы науки и
образования – 2021.-№2.
4. Гусева Н.,Н., Психолого – педагогическое сопровождение детей с
ОВЗ в условиях ДОУ, -СПб; Речь, 2019г.
5. Чистякова С.,Н., Применение информационно – коммуникационных
технологий в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ. Вестник
практической психологии образования. – 2022. -№3.