"Детский клуб по месту жительства на службе развития личности ребенка"

Автор: Степанова Елена Анатольевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 5
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: Статья
Тема: "Детский клуб по месту жительства на службе развития личности ребенка"
Дата публикации: 22.09.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Степанова Елена Анатольевна, педагог-организатор МБОУ г. Мурманска гимназии №5, первая квалификационная категория
Детский клуб по месту жительства на службе развития

личности ребенка
Человеческий потенциал, который только отчасти представляет собой нечто, данное человеку от рождения, в значительной мере развивается в различных видах человеческой деятельности. Особая роль в развитии потенциала личности отводится школе, как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России. Именно школа может использовать для этого и учебный процесс, и свободное время ребенка. Клуб «Фантазия», который существует на базе нашего образовательного учреждения, предлагает своим воспитанникам содержательный досуг, как альтернативу виртуальным видам отдыха. Моя роль как педагога-организатора заключается в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка в процессе разнообразной и полезной деятельности. Для этого на основании «Закона об образовании» № 273 от 01.09.2013 г. и «Рекомендательной программы развития воспитательного компонента» мною была разработана воспитательная программа, предполагающая следующие направления деятельности клуба: - гражданско-патриотическое; - художественно-эстетическое; - культурно-досуговое; - экологическое. Развитие духовно-нравственного потенциала напрямую связано с развитием нравственных возможностей личности, ибо они не даются человеку от природы, их необходимо культивировать с детства в каждом ребенке. Тогда в будущем он сможет испытывать чувство гордости за свою страну, свой край, понимать нравственные качества окружающих людей, проявлять к ним честность, порядочность, милосердие, внимание и уважение. Развитию таких возможностей личности способствуют мероприятия, проводимые в клубе: - диспут «Вот что значит настоящий верный друг!» - проект «Море зовет» и его мероприятия «Капитанские улицы» и «По морям, по волнам»; - проект «Наши пернатые друзья»; - акции «Учись делать добро!», результатом которой является многолетнее сотрудничество клуба с советом ветеранов педагогической деятельности нашей гимназии, ежегодно ребята отправляют около 100 поздравительных открыток педагогам - ветеранам; Для многих воспитанников клуб стал той социальной средой, в которой устанавливаются социальные контакты между поколениями и укрепляются семейные связи. - «Сундучок семейных традиций» - фестиваль творческих семей; 1
- «Загляните в семейный альбом» - встреча поколений в честь Дня Победы. Вместе с детьми в деятельность клуба все активнее вовлекаются их родители. Традиционными стали семейные праздники, конкурсы, которые раскрывают друг для друга детей и взрослых, сближают их, укрепляют семейные узы, а крепкая семья может дать ребенку все необходимое для его развития. - конкурс «Дочки-матери»; - праздник «Наши милые бабушки»; - праздник «День Матери». В клубе проводятся различные творческие конкурсы, участие в которых помогает детям раскрыть и реализовать свои эстетические возможности. - конкурс причесок и макияжа «Импровизация в стиле…»; - конкурс «Юный дизайнер»; - кулинарный конкурс «Сластена» и др. Как показывает мой педагогический опыт, 60% участников конкурсов – это дети, которые мало проявляют себя в учебной деятельности. Здесь в клубе они находят возможность реализовать свой творческий потенциал. Стремление ребенка понять окружающий мир, реализовать свои познавательные возможности способствуют разнообразные интеллектуальные конкурсы и викторины, знакомства с различными технологиями и ремеслами, исследовательская работа в клубе. - викторина «Мир вокруг нас»; - игра «Одни дома»; - конкурс «Умницы и рукодельницы» и т.д. Еще одно преимущество клубного пространства – это развитие коммуникативных возможностей его воспитанников. Здесь ребенок открыт для общения со своими сверстниками и взрослыми, а педагог, который всегда находится рядом, регулирует эти взаимоотношения, создавая атмосферу доброжелательности и толерантности. Именно здесь у детей происходит обмен мнениями, передача опыта и накопление собственного жизненного багажа. Наблюдая за своими подопечными, я могу отметить, что в лучшую сторону меняется качество их общения: дети становятся более терпимыми, внимательными друг к другу, пытаются обсуждать и договариваться. Их жизненная позиция становится более активной, так как им дана возможность поверить в свои силы. Среди воспитанников клуба есть призеры и победители городских и областных выставок декоративно-прикладного творчества, фестивалей клубов по месту жительства, гимназических конкурсов и конференций, участники международного конкурса детской рукописной книги. И что особенно хочется отметить, для учащихся в клубе созданы возможности социализации в современных условиях. Это приобретение опыта выступлений, это опыт взаимодействия в команде, это опыт исследовательской работы, это бесценный опыт проживания различных ситуаций с использованием игровых технологий, технологий сотрудничества и сотворчества. Безусловно, все это должно способствовать развитию духовно-нравственного потенциала наших воспитанников. И это значит, что посеянные в детских душах зерна духовности и 2
нравственности обязательно дадут свои всходы, если мы своими словами и делами будем влиять на часть того мира, в котором живет современный школьник, работая в тесном контакте с семьей, культурными, общественными и религиозными организациями. Перспективы своей работы вижу в гражданско-патриотическом направлении через краеведческую деятельность. Сейчас это работа над рукописной книгой, а в дальнейшем это более тесное сотрудничество с Мурманской областной детско-юношеской библиотекой и Краеведческим музеем. Список литературы: 1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – М.: Просвещение, 2009. 2. Закон Российской Федерации «Об образовании» № 273 от 01.09.2013. 3. Серикова Л. А. Научно-исторические предпосылки изучения проблемы духовно- нравственного воспитания личности. Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 6 3