"Детский клуб по месту жительства на службе развития личности ребенка"
Автор: Степанова Елена Анатольевна Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 5
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: Статья
Тема: "Детский клуб по месту жительства на службе развития личности ребенка"
Степанова Елена Анатольевна, педагог-организатор МБОУ г. Мурманска гимназии №5,
первая квалификационная категория
Детский клуб по месту жительства на службе развития
личности ребенка
Человеческий потенциал, который только отчасти представляет собой нечто, данное
человеку от рождения, в значительной мере развивается в различных видах человеческой
деятельности.
Особая роль в развитии потенциала личности отводится школе, как единственному
социальному институту, через который проходят все граждане России. Именно школа
может использовать для этого и учебный процесс, и свободное время ребенка.
Клуб «Фантазия», который существует на базе нашего образовательного учреждения,
предлагает своим воспитанникам содержательный досуг, как альтернативу виртуальным
видам отдыха.
Моя роль как педагога-организатора заключается в создании благоприятных условий для
развития каждого ребенка в процессе разнообразной и полезной деятельности.
Для этого на основании «Закона об образовании» № 273 от 01.09.2013 г. и
«Рекомендательной программы развития воспитательного компонента» мною была
разработана воспитательная программа, предполагающая следующие направления
деятельности клуба:
- гражданско-патриотическое;
- художественно-эстетическое;
- культурно-досуговое;
- экологическое.
Развитие духовно-нравственного потенциала напрямую связано с развитием нравственных
возможностей личности, ибо они не даются человеку от природы, их необходимо
культивировать с детства в каждом ребенке. Тогда в будущем он сможет испытывать
чувство гордости за свою страну, свой край, понимать нравственные качества
окружающих людей, проявлять к ним честность, порядочность, милосердие, внимание и
уважение.
Развитию таких возможностей личности способствуют мероприятия, проводимые в
клубе:
- диспут «Вот что значит настоящий верный друг!»
- проект «Море зовет» и его мероприятия «Капитанские улицы» и «По морям, по
волнам»;
- проект «Наши пернатые друзья»;
- акции «Учись делать добро!», результатом которой является многолетнее сотрудничество
клуба с советом ветеранов педагогической деятельности нашей гимназии, ежегодно
ребята отправляют около 100 поздравительных открыток педагогам - ветеранам;
Для многих воспитанников клуб стал той социальной средой, в которой устанавливаются
социальные контакты между поколениями и укрепляются семейные связи.
- «Сундучок семейных традиций» - фестиваль творческих семей;
1
- «Загляните в семейный альбом» - встреча поколений в честь Дня Победы.
Вместе с детьми в деятельность клуба все активнее вовлекаются их родители.
Традиционными стали семейные праздники, конкурсы, которые раскрывают друг для
друга детей и взрослых, сближают их, укрепляют семейные узы, а крепкая семья может
дать ребенку все необходимое для его развития.
- конкурс «Дочки-матери»;
- праздник «Наши милые бабушки»;
- праздник «День Матери».
В клубе проводятся различные творческие конкурсы, участие в которых помогает детям
раскрыть и реализовать свои эстетические возможности.
- конкурс причесок и макияжа «Импровизация в стиле…»;
- конкурс «Юный дизайнер»;
- кулинарный конкурс «Сластена» и др.
Как показывает мой педагогический опыт, 60% участников конкурсов – это дети, которые
мало проявляют себя в учебной деятельности. Здесь в клубе они находят возможность
реализовать свой творческий потенциал.
Стремление ребенка понять окружающий мир, реализовать свои познавательные
возможности способствуют разнообразные интеллектуальные конкурсы и викторины,
знакомства с различными технологиями и ремеслами, исследовательская работа в клубе.
- викторина «Мир вокруг нас»;
- игра «Одни дома»;
- конкурс «Умницы и рукодельницы» и т.д.
Еще одно преимущество клубного пространства – это развитие коммуникативных
возможностей его воспитанников. Здесь ребенок открыт для общения со своими
сверстниками и взрослыми, а педагог, который всегда находится рядом, регулирует эти
взаимоотношения, создавая атмосферу доброжелательности и толерантности. Именно
здесь у детей происходит обмен мнениями, передача опыта и накопление собственного
жизненного багажа.
Наблюдая за своими подопечными, я могу отметить, что в лучшую сторону меняется
качество их общения: дети становятся более терпимыми, внимательными друг к другу,
пытаются обсуждать и договариваться. Их жизненная позиция становится более активной,
так как им дана возможность поверить в свои силы.
Среди воспитанников клуба есть призеры и победители городских и областных выставок
декоративно-прикладного творчества, фестивалей клубов по месту жительства,
гимназических конкурсов и конференций, участники международного конкурса детской
рукописной книги.
И что особенно хочется отметить, для учащихся в клубе созданы возможности
социализации в современных условиях.
Это приобретение опыта выступлений, это опыт взаимодействия в команде, это опыт
исследовательской работы, это бесценный опыт проживания различных ситуаций с
использованием игровых технологий, технологий сотрудничества и сотворчества.
Безусловно, все это должно способствовать развитию духовно-нравственного потенциала
наших воспитанников. И это значит, что посеянные в детских душах зерна духовности и
2
нравственности обязательно дадут свои всходы, если мы своими словами и делами будем
влиять на часть того мира, в котором живет современный школьник, работая в тесном
контакте с семьей, культурными, общественными и религиозными организациями.
Перспективы своей работы вижу в гражданско-патриотическом направлении через
краеведческую деятельность. Сейчас это работа над рукописной книгой, а в дальнейшем
это более тесное сотрудничество с Мурманской областной детско-юношеской библиотекой
и Краеведческим музеем.
Список литературы:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России – М.: Просвещение, 2009.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании» № 273 от 01.09.2013.
3. Серикова Л. А. Научно-исторические предпосылки изучения проблемы духовно-
нравственного воспитания личности. Историческая и социально-образовательная мысль.
2012. № 6
3