"КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ И УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ПИСЬМА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ"

Автор: Таныгина Татьяна Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Республики Марий Эл "Казанская школа - интернат"
Населённый пункт: Республика Марий Эл, Сернурский район, село Казанское
Наименование материала: Статья
Тема: "КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ И УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ПИСЬМА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ"
Дата публикации: 21.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Т.В.Таныгина
, учитель начальных классов, ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская школа-интернат»
КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ И УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ

ПИСЬМА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ 8 ВИДА
В современных условиях функционирования и развития системы образования как никогда строго стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи у детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка. Коррекционная работа занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Нарушения речи у школьников с особыми образовательными потребностями являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, эффективность его обучения. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи детей с особыми образовательными потребностями способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации. Наиболее распространенными речевыми расстройствами у учеников младших классов, занимающихся по коррекционным программам VIII вида, являются дефекты звукопроизношения и нарушения письменной речи. В связи с этим коррекции этих дефектов речи уделяется особое внимание.Умственное и речевое развитие ребенка тесно связаны между собой, но вместе с тем развитие речи и познавательной деятельности характеризуются определенными особенностями. Формирование речи основывается на развитии познавательной деятельности, но эти два процесса являются относительно автономными. Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т. е. страдает речь как целостная функциональная система. Нарушаются все компоненты речи: ее фонетико-фонетическая сторона, лексика, грамматический строй. У детей отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи.
На начальном этапе обучения письму дети должны усвоить понятие о буквах — графических знаках (печатных, письменных, заглавных и строчных), научиться правильно, четко и достаточно быстро писать все графические элементы, соблюдая правильную позу, правильные движения руки, правильную траекторию движений и т. п. Одновременно необходимо правильно дифференцировать звуки речи, безошибочно узнавать и соотносить их с буквами, т. к. параллельно с графическим идет формирование орфографического навыка. К сожалению, пока ни психология, ни физиология, ни педагогика не располагают данными о том, какое из звеньев этой сложной структуры имеет решающее значение при обучении, но, тем не менее, ясно, что “выпадение” любого из звеньев затрудняет формирование навыка. Чисто “техническое” выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей 6-7- летнего возраста слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено отвердение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, а также низка выносливость к большим нагрузкам (непременной составляющей письма). Кроме того, у многих детей не сформированы механизмы пространственного восприятия и зрительной памяти, зрительно-моторной координации и звуко-буквенного анализа, что создает дополнительные трудности. Одной из основных задач педагогической работы с детьми, испытывающими трудности в обучении грамоте, является формирование у них психологической готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей. Успех коррекционного воздействия, как утверждают многие авторы, во многом зависит от раннего начала и систематичности проведения упражнений на коррекцию и развитие устной и письменной речи на уроках письма и развития речи в начальных классах школы VIII вида.
Список источников:
1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. Москва,1991 2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Москва, 2001г. 3. Коррекционная педагогика в начальном образовании. Под ред. Кумарина Г.Ф., Вайнер М.Э.и др. Москва, 2001г.