Напоминание

Использование информационно-коммуникативных технологий для развития связной речи у дошкольников с ОВЗ

Авторы: Липатова Светлана Викторовна, Тюлютина Татьяна Алексеевна
Должность: учитель-дефектолог, учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 123 комбинированного вида" Авиастроительного района г.Казани
Населённый пункт: Город Казань
Наименование материала: Информационно-коммуникативные технологии
Тема: Использование информационно-коммуникативных технологий для развития связной речи у дошкольников с ОВЗ







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Использование информационно-коммуникативных технологий для

развития связной речи у дошкольников.

В условиях современного развития общества невозможно себе представить

мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные,

энергетические и трудовые. Априори, что современное информационное

пространство требует владения компьютером не только в начальной школе,

но и в дошкольном детстве.

На сегодня информационные технологии значительно расширяют

возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего

обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют

наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-

коммуникативные технологии позволяют не только насытить ребенка

большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим

образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные,

творческие способности, что очень актуально в раннем детстве. Кроме этого,

применение ИКТ усиливает положительную мотивацию обучения и

поддерживает высокую познавательную активность детей.

Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык

самоконтроля. Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра -

одна из форм практического мышления. В ходе игровой деятельности

дошкольника, обогащенной компьютерными средствами возникают

теоретическое мышление, развитое воображение, а также в развитие

связной речи, которые ведут к резкому повышению творческих

способностей детей.

Развитие речи, в частности развитие умения составлять полный связный

рассказ, является одним из приоритетных задач в образовательной

деятельности ДО. Так как связная речь лежит в основе коммуникативной

функции языка и речи. Успешное овладение связной устной речью поможет

ребенку легко справиться в дальнейшем с требованиями школьного

обучения, правильно и быстро отвечать на вопросы, в логической

последовательности передавать содержание литературного произведения,

находить объяснения различным явлениям природы, общественной жизни и

др.

Для развития связной речи в совместной деятельности используются

различные сюжетные картины (серии картин), реальные предметы, по

которым составляются рассказы и описания. Связная речь также развивается

во время художественно-эстетической деятельности, когда ребенок

проговаривает свои действия при создании какой-либо поделки, аппликации,

рисунка и в конце составляет описательный рассказ о полученном продукте и

его предназначении.

А в развитии речи воспитанников с помощью информационно –

коммуникативных технологий используются следующим образом:

Использование компьютерной наглядности при обогащении словаря,

развитии связной речи, лексической стороны, при составлении высказываний

(компьютерная наглядность обладает специальными характеристиками:

привлекательность, яркость, новизна). Мультимедиа дает возможность

представить информацию на большом экране с помощью фото,

видеографики, анимации, звука. В группе создается обстановка, в которой

дети выражают эмоции от увиденного своими словами, с помощью взрослого

или товарищей.

Создание интерактивного материала по развитию речи использования его в

работе с воспитанниками. Этот материал создается под определенные задачи

работы, например, с презентациями на различные темы, используемые на

занятиях.

При использовании ИКТ в развитии связной речи воспитанников решаются

задачи речевого развития:

повышается содержательность и связность монологической речи детей;

речевая активность детей;

речевое творчество детей;

психические процессы детей, особенно мышление.

расширяется представления об окружающем мире, обогащается словарный

запас.

дети более логично и последовательно будут излагать свои мысли, более

глубоко понимать значение слов.

сформируется умение передавать свои впечатления от прослушанной

музыкальной композиции, от просмотренной картины или иллюстрации.

использование данных приемов позволит поэтапно подвести ребенка

проявлять интерес к стихам, загадкам, сказкам.

Использование ИКТ позволяет проводить образовательную деятельность на

высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация,

музыка); обеспечивает наглядность; привлекает большое количество

дидактического материала; способствует повышению качества образования.

ИКТ как средство обучения имеют широкие демонстрационные возможности

и обладают такой важной чертой, как универсальность и функциональность.

В своей работе по развитию речи с применением ИКТ можно использовать

следующие варианты:

Составление предложений из слов по картинке, по схеме, опорным словам.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

В рамках таких занятий открывается перспектива использования новых

методов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность и

творческое воображение как визуально, так и с помощью слухового

анализатора: большое количество иллюстраций содержат музыкальные

фрагменты, увеличивающие эффективность усвоения детьми материала,

который подается наглядно, динамично, зрелищно.

Таким образом, использование средств информационных технологий

позволит сделать процесс обучения и развития ребенка раннего возраста

достаточно простым и эффективным, откроет новые возможности раннего

образования. Также применение ИКТ влияет на мотивацию воспитанников в

составлении рассказов, способствует проявлению оригинальности и

словотворчества, активизирует мыслительную и речевую деятельность. Это

объясняется наличием элементов занимательности и игры.

Список литературы

1)Комарова Т. С. Информационно - коммуникативные технологии в

дошкольном образовании, Москва, 2011.

2)Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. М. – ТЦ,

Сфера, 2008 год. - 235 стр.

3)Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей

дошкольного возраста. М. – ТЦ: Владос, 2010 год. - 287 стр.

4)Леонтьев А.Н.. Речевая деятельность. Хрестоматия по психологии:

Учебное пособие.- М.: Просвещение.- 2012.-405 с.

5) Логопедия/ Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М., 2012. – 480с.

6)Основы логопедии / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2015. – 200с.