Автор: Пастухова Светлана Алексеевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО "Мордовский Дом детского творчества"
Населённый пункт: Мордово Тамбовской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Информационные технологии в гражданско-патриотическом воспитании"
Тема: «Принципы составления родословного древа
в программе «Семейная летопись»
Автор занятия –
методист
МБУ ДО «Мордовский Дом детского творчества»
Пастухова Светлана Алексеевна
Мордово
Тамбовская область
2025 год
Цель:
освоение
информационных
технологий
для
изучения
родословной,
формирование
чувства
семейной
(родовой)
сплоченности
на
основе
систематизации
знаний
о
семье,
ее
составе,
родственных
связях
и
взаимоотношениях.
Задачи:
- образовательная: раскрыть особенности составления генеалогического древа
с помощью компьютерной программы «Семейная летопись», создать фрагмент
генеалогического древа своей семьи.
- развивающая: развитие интереса к истории семьи;
-воспитательная:
укрепление
понятий
«семейные
взаимоотношения»,
«семейные ценности».
Ожидаемые результаты:
1.
Практическое
освоение
участниками
навыков
работы
с
программой
«Семейная летопись», составление родословной.
2.
Активизация познавательной деятельности участников мастер-класса.
3.
Рост мотивации участников для самостоятельного углубления знаний по
теме мастер-класса.
Форма проведения: мастер-класс.
Оборудование:
планшеты
(по
количеству
участников
мастер-класса)
с программой «Семейная летопись», проектор, ноутбук.
Структура:
I.Вводная часть:
- вступление: мотивирующий момент, актуализация темы мастер-класса.
II. Демонстрационная часть:
- передача новых знаний по теме мастер-класса.
III. Практическая часть:
- практическая работа по усвоению новых знаний, составление фрагмента
генеалогического древа.
IV. Заключение:
- обсуждение результатов мастер-класса, рефлексия.
I. Вводная часть
Организационный этап (1 мин)
Педагог: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Алексеевна. Я рада
видеть вас на своём занятии. И мне очень хотелось бы, чтобы тему занятия вы
смогли определить самостоятельно. Внимание на экран!
II. Демонстрационная часть
Педагог: Ребята, на экране вы видите кроссенс. Кто-нибудь знает, что это
такое? (ответ детей) Кроссенс представляет собой таблицу из девяти картинок.
Задача
-
найти
ассоциативную
связь
между
соседними,
определить
зашифрованное понятие (тема нашего занятия).
Итак, слово, зашифрованное в кроссенсе – СЕМЬЯ. Семья для каждого из нас
– это начало всех начал. Это место, где мы получаем «старт» в большую взрослую
жизнь. Именно в семье мы узнаем, что такое привязанность, дружба, любовь.
Любовь к маме, любовь к своему дому, городу или посёлку и, конечно же,
любовь к Отечеству тоже начинается в семье. Изучая и сохраняя историю семьи,
мы лучше понимаем историю малой родины, нашего государства. Она становится
нам ближе и роднее. А потом мы создаем свои семьи и передаем своим детям
традиции, ценности, историю семьи.
Наше
занятие
пройдет
в
форме
мастер-класса.
Мы
научимся
систематизировать знания о своих предках, сохранять историю семьи с помощью
программы «Семейная летопись».
Прежде чем начать нашу основную работу, предлагаю познакомиться.
Тренинг «Серебряная нить поколений»
Педагог: Ребята, прошу вас встать в круг. В моих руках вы видите клубок
«серебряной нити». Ваша задача - передавать его друг другу, представляясь и
продолжая фразу «Семья – это…». Итак, начинаю я!
Ребята,
посмотрите,
у
нас
получилась
«паутинка»
из
серебряной
нити.
Существует устойчивое выражение – «серебряная нить поколений». Вот такой
почти невидимой, но крепкой и прочной нитью, мы связаны с представителями
разных поколений в наших семьях (родители, бабушки и дедушки, прабабушки и
прадедушки и т.д.). Каждый из нас — лишь звено в цепочке поколений. Есть
мудрое выражение: «Где одному не справиться, там род поддержит». В самые
тяжелые
минуты жизни именно близкие, родные люди становятся надежной
опорой и защитой. Исследуя родовую историю, мы выполняем долг памяти перед
предками,
выстраиваем
отношения
с
праотцами,
сохраняем
и
передаем
информацию о своей семье следующим поколениям.
Ребята, а сейчас предлагаю вам занять свои места. В наше время существует
множество
компьютерных
программ
для
систематизации
знаний
об
истории
семьи. Программу «Семейная летопись» считаю очень удобной, так как, у нее
простой
интерфейс
и
в
то
же
время
программа
обладает
множеством
возможностей:
добавление
большого
количества
данных
о
каждой
персоне
(родственные
связи,
фотоальбом,
мультимедиа,
биография,
события
жизни);
создание
генеалогического
дерева;
создание
общих
семейных
фотоальбомов,
создание сайта, посвященного семье.
Ребята, вы, конечно же, знаете, что такое родословное древо. Это способ
схематического изображения родственных связей нескольких поколений семьи.
Образ древа символичен. Как каждая веточка дерева связана с его стволом и
корнем, так и потомки с предками неразрывно связаны. Ребята, вы наверняка
изображали его в начальной школе на уроках окружающего мира. Конечно же,
вы помните, что существует два видов построения родословного древа.
Это
восходящее древо (от составителя к предкам) и нисходящее от далекого предка
к современности.
III. Практическая часть
Педагог:
Ребята,
а
сейчас
предлагаю
вам
освоить
навыки
работы
в программе «Семейная летопись» и составить фрагмент генеалогического древа
своей семьи. Так как время у нас ограничено, в рамках занятия мы внесём в
программу биографическую информацию о представителях двух поколений в
своей семье (родители, бабушки и дедушки): дата рождения или годы жизни,
место
работы,
фотографии
и
др.
Вы
поймёте
основной
принцип
работы
в
программе. И сможете самостоятельно дополнить свою работу уже вне рамок
занятия.
На
планшетах
установлена
демонстрационная
версия
программы.
Открываем
ее
и
поэтапно заполняем информацию о
членах
своих семей.
В
результате, у каждого из вас получится фрагмент генеалогического древа семьи,
которое в виде графического изображения можно распечатать на принтере.
1.
«База данных»: даем название своему «дереву», выбираем место хранения
на устройстве (оно может быть любым).
2.
«Список персон» - «Добавить персону»: вносим информацию о себе (пол,
ФИО,
дата
рождения,
образовательное
учреждение);
добавляем
новые
персоны через установление родственных связей: заполняем графы «отец»,
«мать».
Заполняя
графы,
обратите
внимания,
что
автоматически
добавляются
новые
родственные
связи.
Например,
между
родителями
предлагается связь «муж-жена», «родитель-ребенок» и др.
3.
В «Списке персон» открываем карточку отца или матери, чтобы добавить
их
родителей
(ваших
бабушек
и
дедушек)
и
кликаем
«редактировать
родственные связи», заполняем графы «отец», «мать», «дети» (если в семье
вы не единственный ребенок).
Если
мы
располагаем
информацией
о
предыдущих
поколениях,
то
открываем
карточки
дедушек
или
бабушек
и
продолжаем
заполнять
родственные связи.
4.
Чтобы графически представить внесенную в программу информацию и
создать генеалогическое древо, в «Списке персон» кликаем на своё ФИО, и на
верхней панели управления ищем вкладку «Древо персоны». Далее, нажимаем
на
вкладку
«Экспорт
древа
в
графический
файл».
И
сохраняем
его
на
устройстве.
У каждого из вас на столе есть Q-код, воспользовавшись которым, мы сможете
скачать древо своей семьи. Q-код позволит перейти вам в папку, в которой
я сохраню результат вашей работы на занятии.
IV. Заключение (2 мин)
Ребята, я приглашаю вас снова встать в круг. Наше занятие подошло к концу.
Мне бы хотелось услышать от вас…
Рефлексия:
1.
Какие сложности возникли в ходе мастер-класса?
2.
Что нового узнали в ходе мастер-класса?
3. Где можно применить полученные знания?
Педагог:
Ребята,
благодарю
вас
за
открытость,
за
то, что
вы
так
включено
работали на
занятии.
Мне
было
очень приятно поделиться
с
вами
своими
знаниями. Надеюсь, полученные сегодня навыки пригодятся вам для обобщения
знаний об истории ваших семей.
Самоанализ занятия
«Принципы составления родословного древа
в программе «Семейная летопись»
Уважаемое
жюри,
тема
открытого
занятия
–
«Принципы
составления
родословного
древа
в
программе
«Семейная
летопись».
Открытое
занятие
проводилось в форме мастер-класса для учащихся в возрасте 13-14 лет.
Цель:
освоение информационных технологий для
изучения родословной,
формирование
чувства
семейной
(родовой)
сплоченности
на
основе
систематизации
знаний
о
семье,
ее
составе,
родственных
связях
и
взаимоотношениях.
Задачи:
- образовательная: раскрыть особенности составления генеалогического древа
с помощью компьютерной программы «Семейная летопись», создать фрагмент
генеалогического древа своей семьи.
- развивающая: развитие интереса к истории своей семьи;
-воспитательная:
укрепление
понятий
«семейные
взаимоотношения»,
«семейные ценности».
Форма проведения: мастер-класс.
Методы:
- словесный: рассказ о программе «Семейная летопись», беседа с активным
привлечением учащихся;
- наглядный: тематическая презентация;
- практическая работа: создание фрагмента родословного древа своей семьи в
компьютерной программе.
Вышеперечисленные методы были направлены на достижение цели занятия.
Тема
открытого
занятия
выбрана
не
случайно.
Чтобы
заинтересовать
современных подростков, необходимо выбирать методы интересные и близкие
для них. Мы уверенными шагами вступаем в эпоху цифровизации, непрерывного
обучения в течение всей жизни нам, педагогам, необходимо быть готовым к
использованию
цифровых
технологий
даже
там,
где
знания
передаются
от
мастера к ученику.
Подростковый возраст – не простой период в жизни ребёнка. Меняются
ценностные ориентиры, появляется протест в поведении, ослабевает значимость
семейных отношений. На занятии был продемонстрирован один из методов
применения информационных технологий для систематизации знаний об истории
своей семьи – это составление генеалогического древа в программе «Семейная
летопись».
Во
время
занятия
были
созданы
условия
для
продуктивной
индивидуальной работы учащихся. Взаимоотношения с ребятами в ходе занятия
носили характер сотрудничества и взаимопонимания.
Проводя занятие, старалась соблюдать структурные элементы:
- мотивирующий момент;
- актуализация темы мастер-класса;
- индивидуальная работа участников по созданию конечного продукта
(в нашем случае, генеалогического древа своей семьи);
- обсуждение итога мастер-класса (рефлексия).
Все участники, опираясь на материал, который был предложен на мастер-
классе, а также на имеющиеся знания, с заданием справились.
В конце занятия мною была дана положительная оценка работы слушателей,
высказана благодарность за поддержку.
Вывод:
1. Поставленная цель мастер- класса была выполнена.
2. Тема мастер-класса не оставила учащихся равнодушными, была
возможность узнать что-то новое.
3. Этапы мастер-класса имели логическую последовательность.
4.Психологическая атмосфера была доброжелательной, мне с ребятами было
общаться легко.
5.С практическим заданием все успешно справились.
6.В целом, считаю, что мастер-класс состоялся.
Считаю, что цель занятия достигнута в полной мере. Спасибо за
внимание!