Автор: Куталова Надежда Анатольевна
Должность: педагого дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Станция юных натуралистов
Населённый пункт: Невьянск
Наименование материала: Статья
Тема: Технология КТД как средство развития индивидуальности обучающихся
Технология КТД как средство развития индивидуальности обучающихся.
Педагог Куталова Н.А
Социально-экономические изменения, происходящие в российском
обществе, вызывают потребность в деятельных, инициативных личностях,
способных к творческой преобразующей деятельности и выходу за пределы
стандартного опыта.
В этих условиях, общество предъявляет серьёзные требования к
повышению активности, самостоятельности и ответственности подростков.
Сегодня, как никогда, ключевыми качествами конкурентоспособной
личности становятся: креативность, умение отстаивать свою позицию,
быстро адаптироваться к условиям постоянно изменяющегося мира
На этом этапе перед педагогом стоит задача – найти такие пути и
методы обучения воспитания подрастающего человека и формирования его
личности, которые позволили не только выявить и развить потенциальные
способности и возможности ребёнка, но и освоиться и адаптироваться в
современном
мире
в
соответствии
со
своими
способностями
и
возможностями.
Одной из эффективных форм работы, развивающей индивидуальные
способности и потенциальные возможности подростков их познавательную
активность на занятиях творческого объединения эко клуб позитив является
применение технологии КТД.
Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде
всего, по характеру общей практической деятельности, которая выступает на
первый план: трудовая или общественно-политическая, экологическая,
спортивно-оздоровительная и др. Но в каждом КТД решается целый «веер»
педагогических
задач,
происходит
развитие
коллективистских,
демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят,
самоуправления,
активного,
гражданского
отношения
к
людям
и
окружающему миру. КТД, обогащая коллектив и личность социально
ценным
опытом,
позволяет
каждому
проявить
и
совершенствовать
индивидуальные человеческие задатки и способности, потребности и
отношения, расти нравственно и духовно.
В процессе нескольких лет работы были разработаны структуры
организации коллективных творческих дел:
простая линейная структура включает в себя несколько мероприятий
(цепь дел), объединенных общей темой или целью. Например «Проект
письма животным». Мои воспитанники проводят классные час, на которых
первоклассники пишут письмо дикому животном, затем на эти письма
пишутся ответы и через лесную почту приносятся в классы и зачитываются.
Проблемная структура, где известны начальные условия и конечный
результат.
Воспитанники
должны
открыть
для
себя
промежуточные
результаты, то есть найти пути достижения конечного результата. Таким
образом, разрешается противоречие между тем, что учащиеся знают и что
должны узнать.
Например, работая над экологической акцией “Береги ель”, участникам
дается цель мероприятия и конечный продукт - это отчет о проведении
акции.
Разработка акции проходит в несколько этапов.
Организационный этап. Подбор мероприятий акции, планирование
этапов подготовки. В рамках акции каждый обучающийся, выбирает вид
деятельности, в соответствии со своими интересом им способностями На
этом этапе у воспитанников формируется умение адекватно оценивать свои
знания, потенциальные возможности для участия.
Деятельностный этап. Осуществление поэтапной подготовки. Отмечу,
что этот этап является наиболее продуктивным с позиции педагогических
возможностей по развитию индивидуальных способностей обучающихся.
Это разработка, занятий, игр, викторин, соревнований, листовок, плакатов,
подготовка клипов и фильмов, подготовка постов в соц. сетях, и др. На
данном этапе у учащегося «запускаются» различные психологические
механизмы: мотивированность к деятельности и нацеленность на итоговый
результат, актуализация имеющихся знаний, умений и навыков и выявление
дефицитов в знаниях, навыки самостоятельного поиска, подбора и обработки
необходимой
информации;
предоставление
каждому
возможностей
самореализации,
повышается самооценка учащихся,
интенсификация
деятельности, самоконтроль и саморегуляция.
Презентационный этап. Проведение разработанного мероприятия и
составление отчета. Этот этап дает учащимся возможность проверить свою
компетентность и конкурентоспособность. Получить новые впечатления от
общения со сверстниками, расширить кругозор, сравнить собственные
достижения с успехами других участников.
Рефлексивный этап. Оценка результатов деятельности учащегося.
Виды
деятельности
обучающихся
с
учетом
индивидуальных
особенностей.
Тип интеллекта
Виды деятельности учащихся
1. Вербально-лингвистический
Подготовка
учащимися
сообщений, докладов, рефератов с их
последующей
защитой,
лекции,
составление
планов,
работа
со
справочной литературой, написание
рассказа, статьи.
2. Логико-математический
Составление
таблиц,
схем,
графиков, подготовка и проведение
экспериментов,
подготовка
тестов,
тестирование,
составление
кроссвордов, сравнение и анализ с
формированием выводов.
3. Визуально-пространственный
Экскурсии,
практические
и
лабораторные занятия, использование
таблиц
и
рисунков,
подготовка
плакатов,
рисунков,
оформление,
предметных стендов, использование
дидактического материала,
4. Моторно-двигательный
использование
кинофильмов,
компьютерных
технологий,
подготовка
театрализованных
представлений,
овладение
практическими умениями и навыками.
5. Музыкально-ритмический
Подбор
музыкальных
произведений
6. Межличностный
Анкетирование,
викторины,
командные и интерактивные игры,
пресс-конференции,
семинары,
дискуссии, беседы, обсуждения, игры.
Возможность выбора деятельности при организации КТД позволяет
каждому учащемуся найти занятие по интересу и проявить навыки
самообразования. Так как выбранный вид деятельности согласовывается с
одаренностью и способностью школьника, она производится качественно и
творчески. В результате этого сохраняется высокий интерес к занятиям, что
подтверждается 100% сохранностью контингента обучающихся.
Качественно
выросла
и
подготовка
КТД.
Творческие
работы,
исследовательские работы, отчеты об проведении экологических акций и др.
обладают
конкурентоспособностью,
характеризуются
новизной
и
оригинальностью.
Что подтверждается выросшим количеством призеров и победителей;
2019-20 уч. г. 53 чел., 2020-21 уч.г. 61 чел.
Большое значение творческие дела имеют для педагогов. Они выводят
их из замкнутого мира преподаваемой деятельности, приобщают к общим
действиям
с
коллегами,
открывают
широкие
возможности
для
взаимодействия,
взаимодополнения,
педагогической
рефлексии.
Идёт
интенсивный процесс не только совершенствования профессионального
мастерства, но и развития личности педагога.