Напоминание

ИЗ ОПЫТА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НАЧИНАЮЩЕГО ПИАНИСТА

Авторы: Козина Тамара Евгеньевна, Борщевский Александр Сергеевич
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ № 1 ИМ. Н. ЛЕОНТОВИЧА Г. ДОНЕЦКА"
Населённый пункт: Донецк
Наименование материала: статья
Тема: ИЗ ОПЫТА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НАЧИНАЮЩЕГО ПИАНИСТА







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ИЗ ОПЫТА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НАЧИНАЮЩЕГО

ПИАНИСТА

Нынешняя ситуация коренным образом изменила привычный уклад

жизни. Вместо стабильной работы в классе по расписанию пришлось работать в

очень необычном для меня дистанционном формате. Большинство моих коллег

шли теми же путями что и я, но, возможно, их заинтересуют детали моего

скромного опыта.

В период работы в формате дистанционного обучения передо мной

встали следующие задачи:

- не потерять контакт с учеником при дистанционном обучении;

- организовать регулярное обучение (уроки по специальности);

- подготовить ученика к своевременной сдаче зачётов и промежуточной

аттестации.

Путём проб и ошибок был выбран (как основной) способ проведения

урока – онлайн-игра, когда ученик и учитель находятся одновременно каждый

за своим инструментом. В режиме реального времени учитель может

остановить ученика и сделать замечание, одобрить, похвалить.

Онлайн-способ влечёт за собой существенное искажение звука – звук

плывёт, прерывается, значительно изменяется тембр и независимо, какой

платформой для связи пользоваться – искажения присутствуют везде.

Однако практика показала, что этот способ наиболее подходящий для

проведения урока с младшим учеником. Маленькому ребёнку естественнее и

привычнее находиться в контакте с преподавателем, который поможет

исправить ошибки прямо сейчас. Ещё одна причина – это простота репертуара

начинающих пианистов и решение конкретных задач, не связанных с поиском

звуковых

красок.

Темп

исполнения

пьес

умеренный,

использование

динамических оттенков находится на базовом уровне. Можно визуально

контролировать посадку за инструментом, постановку рук и применение

штрихов.

Второй

способ

дистанционного

обучения

это

видеозапись

с

комментариями. Он имеет несомненные преимущества - учитель может более

тщательно вслушаться в детали игры ученика, переслушать отдельные

фрагменты, а ученик получает письменные комментарии и замечания. Однако

этот способ может быть использован в том случае, если дома есть взрослый

музыкант, способный помочь выполнить замечания учителя.

Прежде чем перейти к анализу выступления моей маленькой ученицы, не

могу не сказать с благодарностью о настоящем мужестве и преданности её

бабушки. Несмотря на всю неразбериху в процессе дистанционной работы и

сложнейшие бытовые условия, Ольга Евгеньевна смогла стать моим истинным

соратником.

Анализ исполнения пьес с абсолютной ясностью показал, что никакие

ухищрения педагога на дистанции не заменят «живые занятия» в классе.

Степень опоры в клавишу, характер прикосновения к ней, снятие руки с

клавиатуры – это технические приёмы, которые показать значительно проще,

понятнее и результативнее, чем объяснять на расстоянии.

Электронные инструменты – это отдельная история. Звук не живёт, не

длится. Его нельзя дослушать и проследить, как он постепенно исчезает,

растворяется, улетает. Живое детское воображение не может и не должно

стоять на месте. Чтобы сохранить интерес к занятиям и поддержать природную

любознательность моей маленькой ученицы, я, «скрепя сердце», совершенно

осознанно пошла по пути расширения репертуара в ущерб качеству.

К окончанию учебного года Мадина хорошо читает нотный текст каждой

рукой отдельно и достаточно легко соединяет двумя руками более сложный

текст. Все гаммы от белых клавишей, а также обращения трезвучий в виде

арпеджио и аккордов играет каждой рукой отдельно в две октавы.

Дистанционный

формат

обучения

это

вынужденная

мера,

способствующая сохранению дисциплины и, в лучшем случае, прежнего

уровня у обучающихся. Дистанционное обучение в нашей сфере лишено

главного элемента, без которого невозможно творческое развитие ученика -

эмоционального контакта между учителем и учеником.

преподаватель высшей категории,

Т.Е. Козина

методист.