Авторы: Козина Тамара Евгеньевна, Борщевский Александр Сергеевич
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ № 1 ИМ. Н. ЛЕОНТОВИЧА Г. ДОНЕЦКА"
Населённый пункт: Донецк
Наименование материала: статья
Тема: ИЗ ОПЫТА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НАЧИНАЮЩЕГО ПИАНИСТА
ИЗ ОПЫТА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НАЧИНАЮЩЕГО
ПИАНИСТА
Нынешняя ситуация коренным образом изменила привычный уклад
жизни. Вместо стабильной работы в классе по расписанию пришлось работать в
очень необычном для меня дистанционном формате. Большинство моих коллег
шли теми же путями что и я, но, возможно, их заинтересуют детали моего
скромного опыта.
В период работы в формате дистанционного обучения передо мной
встали следующие задачи:
- не потерять контакт с учеником при дистанционном обучении;
- организовать регулярное обучение (уроки по специальности);
- подготовить ученика к своевременной сдаче зачётов и промежуточной
аттестации.
Путём проб и ошибок был выбран (как основной) способ проведения
урока – онлайн-игра, когда ученик и учитель находятся одновременно каждый
за своим инструментом. В режиме реального времени учитель может
остановить ученика и сделать замечание, одобрить, похвалить.
Онлайн-способ влечёт за собой существенное искажение звука – звук
плывёт, прерывается, значительно изменяется тембр и независимо, какой
платформой для связи пользоваться – искажения присутствуют везде.
Однако практика показала, что этот способ наиболее подходящий для
проведения урока с младшим учеником. Маленькому ребёнку естественнее и
привычнее находиться в контакте с преподавателем, который поможет
исправить ошибки прямо сейчас. Ещё одна причина – это простота репертуара
начинающих пианистов и решение конкретных задач, не связанных с поиском
звуковых
красок.
Темп
исполнения
пьес
умеренный,
использование
динамических оттенков находится на базовом уровне. Можно визуально
контролировать посадку за инструментом, постановку рук и применение
штрихов.
Второй
способ
дистанционного
обучения
–
это
видеозапись
с
комментариями. Он имеет несомненные преимущества - учитель может более
тщательно вслушаться в детали игры ученика, переслушать отдельные
фрагменты, а ученик получает письменные комментарии и замечания. Однако
этот способ может быть использован в том случае, если дома есть взрослый
музыкант, способный помочь выполнить замечания учителя.
Прежде чем перейти к анализу выступления моей маленькой ученицы, не
могу не сказать с благодарностью о настоящем мужестве и преданности её
бабушки. Несмотря на всю неразбериху в процессе дистанционной работы и
сложнейшие бытовые условия, Ольга Евгеньевна смогла стать моим истинным
соратником.
Анализ исполнения пьес с абсолютной ясностью показал, что никакие
ухищрения педагога на дистанции не заменят «живые занятия» в классе.
Степень опоры в клавишу, характер прикосновения к ней, снятие руки с
клавиатуры – это технические приёмы, которые показать значительно проще,
понятнее и результативнее, чем объяснять на расстоянии.
Электронные инструменты – это отдельная история. Звук не живёт, не
длится. Его нельзя дослушать и проследить, как он постепенно исчезает,
растворяется, улетает. Живое детское воображение не может и не должно
стоять на месте. Чтобы сохранить интерес к занятиям и поддержать природную
любознательность моей маленькой ученицы, я, «скрепя сердце», совершенно
осознанно пошла по пути расширения репертуара в ущерб качеству.
К окончанию учебного года Мадина хорошо читает нотный текст каждой
рукой отдельно и достаточно легко соединяет двумя руками более сложный
текст. Все гаммы от белых клавишей, а также обращения трезвучий в виде
арпеджио и аккордов играет каждой рукой отдельно в две октавы.
Дистанционный
формат
обучения
это
вынужденная
мера,
способствующая сохранению дисциплины и, в лучшем случае, прежнего
уровня у обучающихся. Дистанционное обучение в нашей сфере лишено
главного элемента, без которого невозможно творческое развитие ученика -
эмоционального контакта между учителем и учеником.
преподаватель высшей категории,
Т.Е. Козина
методист.