Автор: Губаренко Валентина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР " Ирминская специальная коррекционная школа-интернат "
Населённый пункт: г. Ирмино, Луганская область
Наименование материала: статья
Тема: Предмет Речевая практика в коррекционной школе для умственно отсталых детей
ПРЕДМЕТ «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ
ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ: ЦЕЛИ, СОДЕРЖАНИЕ И
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
Введение
В системе образования детей с интеллектуальными нарушениями
(умственной отсталостью) формирование речевой деятельности
занимает одно из центральных мест. Речь выступает не только как
средство коммуникации, но и как фундаментальный инструмент
коррекции познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы
и социальной адаптации. Специфические особенности психического
развития данной категории обучающихся – конкретность и
скованность мышления, нарушение абстрактно-логических операций,
слабость побуждений, существенное недоразвитие всех сторон речи –
обуславливают необходимость поиска особых педагогических путей.
Одним из ключевых инструментов в этой работе является предмет
«Речевая практика», введенный в учебный план Федерального
государственного образовательного стандарта для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данная
статья стремится раскрыть теоретические основы и практическую
значимость этого предмета, его цели, задачи, содержательное
наполнение и специфические методические подходы.
Глава 1. Теоретико-методологические основы предмета «Речевая
практика»
Предмет «Речевая практика» является инновационным и сугубо
специальным элементом учебного плана для детей с
интеллектуальными нарушениями. Его методологической основой
выступают положения отечественной дефектологии,
сформулированные в трудах Л.С. Выготского, о единстве законов
нормального и аномального развития, о сложной структуре дефекта и
о приоритетности развития высших психических функций через
обучение. Применительно к речи это означает, что ее становление у
умственно отсталого ребенка не может проходить спонтанно; оно
требует четко организованного, поэтапного, практико-
ориентированного обучения.
Целью предмета «Речевая практика» является формирование
коммуникативной компетенции как способности использовать
языковые средства для решения актуальных жизненных задач в
различных ситуациях общения. Эта глобальная цель
конкретизируется в ряде задач:
Коррекционная: Преодоление и ослабление недостатков речевого и
общего психического развития (нарушения звукопроизношения,
бедность словаря, аграмматизмы, нарушение связности
высказывания, низкая коммуникативная активность).
Образовательная: Вооружение учащихся определенным кругом
речевых знаний и умений, необходимых для социального
функционирования (умение задать вопрос, выразить просьбу,
отказаться, поддержать беседу на бытовом уровне, понять
инструкцию).
Развивающая: Развитие познавательных процессов, тесно связанных
с речью: вербальной памяти, слухового внимания, мышления через
операции анализа, синтеза, сравнения.
Воспитательная: Формирование социально приемлемых норм
поведения в процессе общения, культуры речи, навыков
взаимодействия с собеседником.
Принципами построения занятий по речевой практике являются:
1. Коммуникативная направленность: Все усваиваемые языковые
средства (слова, грамматические конструкции, фразы) немедленно
вводятся в активную, осмысленную коммуникацию.
2. Практическая ориентированность: Содержание обучения
максимально приближено к реальным жизненным ситуациям, с
которыми сталкивается ребенок (покупка в магазине, поездка в
транспорте, визит к врачу, общение в школе).
3. Деятельностный подход: Усвоение материала происходит не через
механическое заучивание, а через включение в различные виды
деятельности: игровую, предметно-практическую, учебную.
4. Индивидуальный и дифференцированный подход: Учет структуры
дефекта, уровня речевого развития и индивидуальных возможностей
каждого ученика.
5. Поэтапность и повторяемость: Многократное возвращение к
изученному материалу на новом уровне сложности и в новых
ситуациях для его прочного закрепления и автоматизации.
Глава 2. Содержание и структура курса «Речевая практика»
Содержание предмета выстроено по концентрическому принципу,
усложняясь от класса к классу. Основными содержательными
линиями являются:
Развитие диалогической речи. Это центральный, стержневой
раздел, так как диалог является наиболее простой и естественной
формой коммуникации. Обучение начинается с формирования
ответной реакции на простой вопрос, затем переходит к умению
задавать вопросы, выражать согласие/несогласие, просьбу,
благодарность, и в старших классах – к ведению элементарной
беседы на знакомые темы.
Развитие монологической речи. Формирование умения строить
самостоятельное, пусть и небольшое, высказывание. Начинается с
составления фразы по картине, затем – рассказа по серии картин,
описания предмета по алгоритму, и позднее – пересказа короткого
текста и рассказа из личного опыта.
Обогащение и активизация словарного запаса. Работа ведется не
на уровне изолированных слов, а на уровне тематических групп,
наиболее актуальных для жизни ребенка: «Одежда», «Посуда»,
«Продукты питания», «Семья», «Школа», «Транспорт» и т.д. Особое
внимание уделяется предикативному словарю (глаголам,
прилагательным), а также введению в речь слов обобщающего
характера.
Формирование элементарных грамматических
обобщений. Коррекция аграмматизмов в речи происходит не через
заучивание правил, а через практическое овладение моделями
словоизменения и словообразования (единственное и множественное
число, согласование существительного и глагола, использование
простых предлогов).
Совершенствование звуковой культуры речи. Работа над
четкостью произношения, темпом, ритмом, интонацией, что крайне
важно для понятности речи ребенка для окружающих.
Структурно каждое занятие представляет собой комплекс
взаимосвязанных упражнений и заданий, объединенных общей темой
(например, «В магазине», «У врача», «Времена года»). Занятие
включает в себя организационный момент, актуализацию опорных
знаний, введение нового материала через демонстрацию, беседу,
работу с наглядностью, его закрепление в игровых и практических
ситуациях, и итог с рефлексией.
Глава 3. Специфика методических подходов и приемов
Методика преподавания «Речевой практики» имеет ярко выраженную
коррекционную направленность и опирается на систему
специфических приемов.
1. Преобладание наглядности. В силу преобладания наглядно-
действенного и наглядно-образного мышления у умственно отсталых
детей, любое речевое понятие должно подкрепляться визуальной
опорой. Это используются: натуральные предметы (посуда, одежда),
муляжи, игрушки, предметные и сюжетные картинки, серии картинок,
символические схемы (например, схемы для составления
описательного рассказа), пиктограммы, видеофрагменты.
2. Игровая деятельность. Игра является ведущим мотивом для
дошкольника и остается мощным стимулом для школьника с
интеллектуальными нарушениями. Дидактические игры («Чудесный
мешочек», «Лото», «Кто что делает?»), сюжетно-ролевые игры
(«Магазин», «Поликлиника», «Автобус») создают естественную,
эмоционально окрашенную среду для применения речевых навыков.
3. Моделирование реальных ситуаций общения (коммуникативные
ситуации). Педагог искусственно создает в классе обстоятельства,
требующие речевой реакции: «К нам пришел гость, нужно
поздороваться», «Ты хочешь попросить у меня карандаш, как это
сделать?», «Представь, что ты звонишь маме на работу». Это
позволяет переносить отрабатываемые фразы в контекст,
приближенный к реальности.
4. Использование ритмико-интонационных приемов. Произнесение
речевого материала с хлопками, в такт, с использованием простых
музыкальных инструментов, пропевание способствуют развитию
ритмической организации речи, ее плавности и эмоциональной
выразительности.
5. Жест и мимика как вспомогательные средства. На начальных
этапах обучения жест часто является предшественником слова или
помогает его актуализировать. Мимика и интонация педагога
помогают передать смысл высказывания.
6. Дозированность и дробность подачи материала. Новый материал
предъявляется небольшими порциями, каждая из которых сразу
подкрепляется многочисленными практическими упражнениями.
7. Межпредметные связи. Успех в освоении «Речевой практики»
напрямую зависит от согласованной работы всего педагогического
коллектива. Логопед работает над постановкой звуков и
преодолением системных нарушений, учитель «Речевой практики»
активизирует и вводит эти средства в коммуникацию, а учитель
трудового обучения, СБО, физкультуры создает ситуации для их
применения в других контекстах.
Глава 4. Диагностика результативности и практическая
значимость
Оценка эффективности обучения по предмету «Речевая практика»
носит качественный характер и основывается на отслеживании
динамики развития каждого ребенка. Критериями оценки служат:
Повышение коммуникативной активности ребенка (частота и
инициативность вступления в контакт).
Расширение активного словарного запаса.
Умение адекватно использовать изученные речевые формулы в
смоделированных и реальных ситуациях.
Улучшение понимания обращенной речи и речевых инструкций.
Снижение количества грубых аграмматизмов.
Умение поддерживать элементарный диалог на знакомую тему.
Практическая значимость предмета невозможно переоценить.
Сформированные коммуникативные умения являются базой для
социальной адаптации и интеграции выпускника коррекционной
школы в общество. Умение понятно выразить свою мысль, обратиться
с вопросом, понять указание работодателя, общаться с коллегами и
соседями – это те ключевые компетенции, которые напрямую влияют
на качество жизни человека с интеллектуальными нарушениями, его
независимость и возможность самореализации в посильных видах
деятельности. «Речевая практика» учит не просто словам, а способу
взаимодействия с окружающим миром.
Заключение
Таким образом, предмет «Речевая практика» в коррекционной школе
для детей с умственной отсталостью представляет собой целостную,
научно обоснованную систему, направленную на преодоление
коммуникативного барьера. Это практико-ориентированный курс,
который через систему специальных методов и приемов,
опирающихся на наглядность, игру и моделирование жизненных
ситуаций, позволяет сформировать у учащихся функциональные
речевые навыки. Эти навыки являются не самоцелью, а мощным
инструментом коррекции когнитивного дефекта, социализации и
подготовки к максимально самостоятельной жизни в обществе.
Дальнейшее развитие методики преподавания данного предмета,
поиск новых технологий и форм работы остается актуальной задачей
современной коррекционной педагогики.