Автор: Дедова Наталья Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 40"
Населённый пункт: город Сатка, Челябинская область
Наименование материала: эссе
Тема: "Моя педагогическая философия"
Эссе «Моя педагогическая философия»
...Ученик – это не сосуд, который
нужно наполнить,
а факел, который надо зажечь...
Плутарх.
Я всегда знала, что буду учителем. В детстве, как и большинство дево -
чек, играла «в школу»: усаживала своих кукол за парты, ставила отметки
красной пастой, с выражением читала стихи и сказки…
«Ты же всю жизнь будешь учиться…» - слышу издалека голос мамы.
Это я сказала, что поступаю в педагогический…
Первое сентября… Передо мною три десятка заинтересованных пар
глаз. В них - бездонное море чувств, вопросов, сомнений и любопытства, ко-
торые свойственны всем детям. У каждого свой характер, свои интересы и,
порой, не очень легкая судьба. Мой класс…
Детское увлечение переросло в дело всей жизни, в профессию, вне ко-
торой уже и не мыслю себя. Я - учитель. Вхожу в кабинет с вывеской «На-
чальные классы». Непослушные малыши не сидят на месте, и мне страшно,
что не смогу научить их читать, решать задачи… Конспекты… бессонные но-
чи… радость, что получился первый открытый урок!..
Вчерашние несмышлёныши давно уже выросли. Но для меня они на-
всегда остались в душе, потому что подарили возможность почувствовать
себя второй мамой…
Время летит стремительно. И вот я уже учитель русского языка и ли-
тературы. Увлечённо рассказываю о Пушкине и Лермонтове, с упоением де-
кламирую письмо Татьяны, пою народные песни и вожу хороводы… и вижу
в устремлённых ребячьих глазах восторг и восхищение. И нет бесценнее на-
грады, когда слышу: «Я тоже хочу быть учителем, что Вы посоветуете?» ...
Что самое главное в нашей профессии? Диплом? Статус? Нет. Никто
не может добиться авторитета только потому, что он занимает определенную
должность, имеет высшее образование, добросовестно трудится. Человек,
работающий в школе, должен иметь педагогическое чутьё - некий божий дар.
А еще учитель должен быть образцом подражания не только внутренне, но и
внешне. Недаром А. П. Чехов говорил: «В человеке должно быть всё
прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Мы должны быть
особенными, такими же необычными, как сама профессия учителя.
Из чего складывается моя формула успеха? Отвага, страсть, предан-
ность своему делу, интуиция, дар перевоплощения, трудолюбие, целеуст-
ремлённость, познание нового...
Ребенок должен учиться на успехе наставника! В правильности данного
высказывания убеждаюсь каждый день.
Я счастливый человек? Конечно! Ведь я люблю свою работу.
«Здравствуйте, Наталья Сергеевна», «Как у вас дела?», «Наконец-то вы
пришли», «А вы добрая женщина»,- раздаются детские голоса. И я вновь
убеждаюсь, что тогда, двадцать лет назад, сделала правильный выбор.
Я рада, когда ребята с удовольствием идут ко мне на урок, счастлива,
что и я спешу в класс и жду встречи с ними. Постоянно нахожусь в поиске
новых, интересных и эффективных форм, приёмов, методов, которые пробу-
дили бы в детях интерес к любой проблеме, и им захотелось бы самостоя-
тельно разрешить её и найти все ответы на интересующие вопросы.
Конференции, диспуты, музыкальные гостиные, квесты… Я стараюсь делать
все для того, чтобы ученики смогли познать себя, получить возможность рас
крыть свои способности. И ребята многому учат меня! В них мне нравятся
непосредственность и открытость.
Все дети талантливы. Это аксиома. Учитель – выдающийся режис-
сёр, раскрывающий глубоко спрятанный талант. Нужно только чаще огляды-
ваться вокруг, внимательно и пристально наблюдать, и можно увидеть, какие
творческие личности наши ученики! Испытываешь огромное удовольствие,
когда ничем не примечательный ученик с большим старанием и воодушевле-
нием делает маленькое, но открытие. И после этого ты сам чувствуешь не
просто моральное удовлетворение, а настоящее счастье.
Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится видеть,
чувствовать и понимать детский мир. Думать о своих учениках. Сопережи-
вать их успехам и неудачам. Нести за них ответственность. Находить в этом
радость и удовлетворение. Любить…
Вся моя педагогическая деятельность основывается не только на
том, чтобы научить детей учиться, но и помочь им превратиться в Человека.
Человека, способного ставить перед собой
задачи и брать на себя
ответственность за их решение; человека, осознающего себя творцом.
Да, для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение,
не хобби, не работа… Это просто жизнь.
Лев Николаевич Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к
делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к учени-
ку, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги,
но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в се-
бе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». И каждый день я
стремлюсь к тому, чтобы быть идеалом. А значит, смогу зажечь факел горя-
щих детских глаз, смотрящих на меня с ожиданием.
Дедова
Наталья
Сергеевна
МАОУ «СОШ № 40»