Напоминание

Семья – как основа формирования патриотического воспитания младших школьников

Автор: Бянкина Жаннета Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБ ОУ СК НШ - ДС № 3
Населённый пункт: Республика СахаЯкутия, г. Нерюнгри
Наименование материала: конспект родительского собрания
Тема: Семья – как основа формирования патриотического воспитания младших школьников







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Семья – как основа формирования патриотического воспитания младших

школьников»

«Любовь к Родине начинается с семьи»

Ф. Бэкон

Цель родительского собрания: расширить представления родительского сообщества о роли

семьи в воспитании патриотических чувств младших школьников;

Задачи родительского собрания:

1.

Повышать педагогическую культуру родителей, пополнять арсенал их знаний по

вопросу патриотического воспитания младших школьников; познакомить родителей с основными

приёмами и методами патриотического воспитания.

2.

Способствовать организации продуктивного взаимодействие родителей и учителя

путем включения их в активную деятельность.

3.

Содействовать формированию у родителей позиции сотрудничества и позитивного

взаимодействия, потребности высказывать свою точку зрения; вести работу по формированию

чувства патриотизма и гражданственности у законных представителей несовершеннолетних.

Материалы и оборудование: наглядный материал для составления кластера; высказывания

для работы в группах; иллюстрации мобильных телефонов; памятки для родителей по тематике

родительского собрания.

Ход собрания:

1.

Вступительное слово классного руководителя:

– Добрый день, уважаемые родители! Рада всех вас видеть. Новая встреча и новая тема нашей

беседы. Но вот о чем мы будем сегодня говорить, вам предстоит узнать. Обратите внимание на

доску. Перед вами 10 букв. Из них нужно составить слово, которое и является ключевым для

раскрытия темы нашего родительского собрания.

(родители составляют из букв слово)

Мотивация родителей.

– С темой собрания мы определились. С чего же нам начать ее обсуждение? Какие вопросы

появляются, когда идет речь о патриотическом воспитании ваших детей?

– Прежде чем говорить о воспитании патриотизма в семье, нужно определиться с тем, что же

включает в себя понятие «патриотизм»? Как каждый из присутствующих здесь его понимает? Для

осознания данного понятия нам поможет кластер, который мы составим вместе с вами.

(составление кластера)

П

А

Т

Р

И

О

Т

И

З

М

П

А

Т

Р

И

О

Т

И

З

М

ПАТРИОТИЗМ

Любовь к Родине

Гордость за военное

прошлое (победа в

Знание родного

языка, желание

Осознание себя

как гражданина

Знание

историческог

Привязанность

к родному

Гордость за культуру,

достижения и т.п.

Знание и

соблюдение

законов страны

- Как вы видите, понятие «ПАТРИОТИЗМ» включает в себя множество значений. Я думаю,

если задаться целью, то можно дополнить наш кластер еще.

2.

Актуализация темы.

- Если Вы помните, с Вами было проведено анкетирование.

– Результаты таковы: многие родители затрудняются в формулировке патриотического

воспитания, а отсюда не могут точно сформулировать цель патриотического воспитания. Не все

знают об истории и культуре родного края. Не все родители единодушно ответили, что большую

меру ответственности за патриотическое воспитание детей несут родители, а потом уже школа.

Таким образом, можно сделать вывод, что данная тема актуальна для родителей и сегодня у

нас будет возможность более конкретно разобраться в данном вопросе. Ведь мы - люди, у которых

разное образование, разные характеры, взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что нас

объединяет - наши дети, девочки и мальчики, которые могут стать либо достойными гражданами

нашей страны, либо нет.

Родительский всеобуч.

(рассказ о ступенях формирования патриотизма)

Первая ступень формирования патриотизма.

Зарождается патриотизм с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе,

бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам.

Вторая ступень патриотизма идёт через воспитание любви к Малой Родине - поселку,

ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства Малой Родины нет и

большого патриотизма.

Третья ступень формирования патриотизма - воспитание любви к Отечеству, народу, его

истории, культуре, традициям.

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности.

Современному обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой

индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности». Одним из

характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание

патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается

отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического

опыта

своего

народа.

Идея

воспитания

патриотизма

и

гражданственности

приобрела

государственное значение.

Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с

её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т.е. край,

республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает

активную позицию, готовность к служению Отечеству.

В становлении гражданского самосознания детей младшего школьного возраста важное место

занимает изучение правовых основ своего государства, знакомство с символами страны и их

историей, знакомство с правами и обязанностями гражданина.

- Я думаю, для Вас не секрет, что в ходе воспитательных мероприятий я знакомлю учащихся с

духовными ценностями нашего народа, его историей, культурой, традициями и обычаями. Но

именно в прочной связке УЧИТЕЛЬ + РОДИТЕЛИ формирование гражданско-патриотических

чувств будет в полной мере.

3. Круглый стол. Дискуссия "Значение семьи в патриотическом воспитании ребенка"

– Быть гражданином - значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и

гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как

патриотизм, гуманное отношение к людям.

– Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданин, ему нужно помочь в

осознании своего собственного "я", своей семьи, своих корней - того, что близко, знакомо, понятно.

На мой взгляд, семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания. В семье, как

первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и

развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательных учреждениях.

Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше.

Ребенок впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает

такие понятия, как "труд", "долг", "честь", "Родина".

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к самым близким людям - отцу, матери,

дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Родители имеют возможность с малых лет прививать ребенку уважение и любовь к родной

земле. Сформировать нравственную основу и помочь ребенку успешно войти в современный мир,

занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспитания любви к

близким и своему отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и

милосердия.

(Родители обсуждают возможность семьи по патриотическому воспитанию в семье,

рассказывают о собственном опыте в этом процессе, о проблемах. Делятся положительными

результатами и успехами.)

4. Работа в группах «Известные людей о воспитании любви к Родине»

Работа в группах.

(Объединение родителей в группы по 4 человека.)

– Каждой группе предлагаются бланки с утверждениями, которые Вы внимательно прочитаете.

На работу отводится 3 - 5 минут (После окончания работы каждая группа высказывает

групповое мнение по каждому утверждению).

1.

"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и

будущий борец... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно

приходить к детям" (А.С.Макаренко)

2.

"Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое

делает нас человеком" (В.Белинский)

3.

"Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают

человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине"

(А.И.Герцен)

(Далее родители обсуждают данные тезисы. Высказывают свое мнение)

5. Подведение итогов родительского собрания.

– Истинный патриотизм предполагает формирование и развитие целого комплекса

позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный

компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной

активности личности, осознающей свою нераздельности, неразрывность с Отечеством.

Семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания. В семье, как

первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и

развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательных учреждениях.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако

социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами.

Большую роль здесь выполняет семья и поэтому родители несут большую ответственность за то,

каким вырастет их ребенок, станет ли он настоящим патриотом и гражданином.

- Как Вы считаете, было ли данное собрание полезным и информативным?

- Что нового Вы смогли почерпнуть из темы нашей встречи?

- Как бы Вы оценили продуктивность своей работы?

- Какие формы работы на родительском собрании Вам понравились? Чем?

(ответы родителей)

6. Рефлексия.

– Вот и закончился наше родительское собрание! Надеюсь, что оно не прошло для Вас даром.

Думаю, что наш разговор не оставил вас равнодушными. В конце нашего собрания прошу

участников оценить совместную деятельность.

Игра SMS. Родители на рисунках телефонов пишут краткие сообщения учителю с

использованием ключевых фраз:

- меня поразило…

- меня удивило…

- я узнала…

- мне показалось интересным…

- я довольна…

- я не довольна…

- меня воодушевило...