Автор: Бянкина Жаннета Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБ ОУ СК НШ - ДС № 3
Населённый пункт: Республика СахаЯкутия, г. Нерюнгри
Наименование материала: конспект родительского собрания
Тема: Семья – как основа формирования патриотического воспитания младших школьников
«Семья – как основа формирования патриотического воспитания младших
школьников»
«Любовь к Родине начинается с семьи»
Ф. Бэкон
Цель родительского собрания: расширить представления родительского сообщества о роли
семьи в воспитании патриотических чувств младших школьников;
Задачи родительского собрания:
1.
Повышать педагогическую культуру родителей, пополнять арсенал их знаний по
вопросу патриотического воспитания младших школьников; познакомить родителей с основными
приёмами и методами патриотического воспитания.
2.
Способствовать организации продуктивного взаимодействие родителей и учителя
путем включения их в активную деятельность.
3.
Содействовать формированию у родителей позиции сотрудничества и позитивного
взаимодействия, потребности высказывать свою точку зрения; вести работу по формированию
чувства патриотизма и гражданственности у законных представителей несовершеннолетних.
Материалы и оборудование: наглядный материал для составления кластера; высказывания
для работы в группах; иллюстрации мобильных телефонов; памятки для родителей по тематике
родительского собрания.
Ход собрания:
1.
Вступительное слово классного руководителя:
– Добрый день, уважаемые родители! Рада всех вас видеть. Новая встреча и новая тема нашей
беседы. Но вот о чем мы будем сегодня говорить, вам предстоит узнать. Обратите внимание на
доску. Перед вами 10 букв. Из них нужно составить слово, которое и является ключевым для
раскрытия темы нашего родительского собрания.
(родители составляют из букв слово)
Мотивация родителей.
– С темой собрания мы определились. С чего же нам начать ее обсуждение? Какие вопросы
появляются, когда идет речь о патриотическом воспитании ваших детей?
– Прежде чем говорить о воспитании патриотизма в семье, нужно определиться с тем, что же
включает в себя понятие «патриотизм»? Как каждый из присутствующих здесь его понимает? Для
осознания данного понятия нам поможет кластер, который мы составим вместе с вами.
(составление кластера)
П
А
Т
Р
И
О
Т
И
З
М
П
А
Т
Р
И
О
Т
И
З
М
ПАТРИОТИЗМ
Любовь к Родине
Гордость за военное
прошлое (победа в
Знание родного
языка, желание
Осознание себя
как гражданина
Знание
историческог
Привязанность
к родному
Гордость за культуру,
достижения и т.п.
Знание и
соблюдение
законов страны
- Как вы видите, понятие «ПАТРИОТИЗМ» включает в себя множество значений. Я думаю,
если задаться целью, то можно дополнить наш кластер еще.
2.
Актуализация темы.
- Если Вы помните, с Вами было проведено анкетирование.
– Результаты таковы: многие родители затрудняются в формулировке патриотического
воспитания, а отсюда не могут точно сформулировать цель патриотического воспитания. Не все
знают об истории и культуре родного края. Не все родители единодушно ответили, что большую
меру ответственности за патриотическое воспитание детей несут родители, а потом уже школа.
Таким образом, можно сделать вывод, что данная тема актуальна для родителей и сегодня у
нас будет возможность более конкретно разобраться в данном вопросе. Ведь мы - люди, у которых
разное образование, разные характеры, взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что нас
объединяет - наши дети, девочки и мальчики, которые могут стать либо достойными гражданами
нашей страны, либо нет.
Родительский всеобуч.
(рассказ о ступенях формирования патриотизма)
Первая ступень формирования патриотизма.
Зарождается патриотизм с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе,
бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам.
Вторая ступень патриотизма идёт через воспитание любви к Малой Родине - поселку,
ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства Малой Родины нет и
большого патриотизма.
Третья ступень формирования патриотизма - воспитание любви к Отечеству, народу, его
истории, культуре, традициям.
В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности.
Современному обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой
индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности». Одним из
характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание
патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается
отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического
опыта
своего
народа.
Идея
воспитания
патриотизма
и
гражданственности
приобрела
государственное значение.
Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с
её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т.е. край,
республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает
активную позицию, готовность к служению Отечеству.
В становлении гражданского самосознания детей младшего школьного возраста важное место
занимает изучение правовых основ своего государства, знакомство с символами страны и их
историей, знакомство с правами и обязанностями гражданина.
- Я думаю, для Вас не секрет, что в ходе воспитательных мероприятий я знакомлю учащихся с
духовными ценностями нашего народа, его историей, культурой, традициями и обычаями. Но
именно в прочной связке УЧИТЕЛЬ + РОДИТЕЛИ формирование гражданско-патриотических
чувств будет в полной мере.
3. Круглый стол. Дискуссия "Значение семьи в патриотическом воспитании ребенка"
– Быть гражданином - значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и
гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как
патриотизм, гуманное отношение к людям.
– Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданин, ему нужно помочь в
осознании своего собственного "я", своей семьи, своих корней - того, что близко, знакомо, понятно.
На мой взгляд, семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания. В семье, как
первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и
развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательных учреждениях.
Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше.
Ребенок впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает
такие понятия, как "труд", "долг", "честь", "Родина".
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к самым близким людям - отцу, матери,
дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Родители имеют возможность с малых лет прививать ребенку уважение и любовь к родной
земле. Сформировать нравственную основу и помочь ребенку успешно войти в современный мир,
занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспитания любви к
близким и своему отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и
милосердия.
(Родители обсуждают возможность семьи по патриотическому воспитанию в семье,
рассказывают о собственном опыте в этом процессе, о проблемах. Делятся положительными
результатами и успехами.)
4. Работа в группах «Известные людей о воспитании любви к Родине»
Работа в группах.
(Объединение родителей в группы по 4 человека.)
– Каждой группе предлагаются бланки с утверждениями, которые Вы внимательно прочитаете.
На работу отводится 3 - 5 минут (После окончания работы каждая группа высказывает
групповое мнение по каждому утверждению).
1.
"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и
будущий борец... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно
приходить к детям" (А.С.Макаренко)
2.
"Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое
делает нас человеком" (В.Белинский)
3.
"Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают
человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине"
(А.И.Герцен)
(Далее родители обсуждают данные тезисы. Высказывают свое мнение)
5. Подведение итогов родительского собрания.
– Истинный патриотизм предполагает формирование и развитие целого комплекса
позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный
компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной
активности личности, осознающей свою нераздельности, неразрывность с Отечеством.
Семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания. В семье, как
первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и
развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательных учреждениях.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако
социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами.
Большую роль здесь выполняет семья и поэтому родители несут большую ответственность за то,
каким вырастет их ребенок, станет ли он настоящим патриотом и гражданином.
- Как Вы считаете, было ли данное собрание полезным и информативным?
- Что нового Вы смогли почерпнуть из темы нашей встречи?
- Как бы Вы оценили продуктивность своей работы?
- Какие формы работы на родительском собрании Вам понравились? Чем?
(ответы родителей)
6. Рефлексия.
– Вот и закончился наше родительское собрание! Надеюсь, что оно не прошло для Вас даром.
Думаю, что наш разговор не оставил вас равнодушными. В конце нашего собрания прошу
участников оценить совместную деятельность.
Игра SMS. Родители на рисунках телефонов пишут краткие сообщения учителю с
использованием ключевых фраз:
- меня поразило…
- меня удивило…
- я узнала…
- мне показалось интересным…
- я довольна…
- я не довольна…
- меня воодушевило...