Напоминание

Магическое число 7

Автор: Лобачёва Любовь Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №13"
Населённый пункт: город Новочебоксарск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Магическое число 7







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Внеклассное мероприятие по

математике

"

Магическое

число

7"

:

Разработала

.

.,

Лобачева Л И

учитель начальных классов

13

.

МБОУ « СОШ № »

г. Новочебоксарск

Цели:

1.

Расширить и углубить знания учащихся о числе 7.

2.

Развивать логическое мышление, смекалку, фантазию, творческие способности детей.

3.

Прививать интерес к математике.

Ход занятия.

1.

Организация группы (класса).

Прозвенел и смолк звонок.

Начинаем наш урок.

Вы друг к другу повернитесь,

И друг другу улыбнитесь.

А теперь все дружно сели

И на доску посмотрели.

- Здравствуйте. Я рада приветствовать вас на нашем занятии. Сегодня вы узнаете много нового

и интересного. У каждого из вас на столе в файлах лежит всё необходимое к занятию.

- Возьмите из файла белый лист бумаги и конверт. В конверте полоски разного цвета

(оранжевый, жёлтый, зелёный по 2 полоски на каждый цвет, всего 6). Приклейте ту полоску,

какое у вас сейчас настроение.

Одновременно учитель показывает на экране образец:

(Дети наклеивают каждый себе, откладывают в сторону.)

2. Сообщение темы занятия.

- Чему мы посвятим сегодняшнее занятие, вы узнаете из загадки.

Сколько в радуге цветов,

Дней в неделе у китов.

Гномиков у Белоснежки,

Братьев-близнецов у пешки,

Нот, что знают даже дети,

И всего чудес на свете,

Разобраться с этим всем

Нам поможет цифра… (семь)

-

Мы посвятим числу 7.

( Учитель на доске вывешивает тему: «Магическое число 7».)

3. Изучение нового материала.

а) Вступительное слово учителя о числе 7.

- Особенно большим почётом в древности была окружена семёрка. Когда-то она была

предельным числом, что подтверждают пословицы «Лук от семи недуг», «Семеро одного не

ждут», где «7» употребляется в значении «все». 7 стало священным числом. Его считали

магическим. Возможно, это объяснялось ещё и тем, что человек воспринимает окружающий мир

(свет, звуки, запахи, вкус), через 7 «отверстий» в голове (2 глаза, 2 уха, 2 ноздри, рот). Древние

города Рим и Киев были построены на 7 холмах.

Числу 7 приписывали знахари таинственную силу, когда давали больному 7 разных лекарств,

настоянных на 7 травах и советовали пить 7 дней.

Отголоски почитания этой цифры дошли и до наших дней.

- Когда мы сейчас сталкиваемся с числом 7?

(В пословицах, 7 дней в неделе, 7 нот в музыке, 7 цветов радуги, 7 чудес света, ковш Большой

медведицы составляют 7 звёзд.)

б) Работа с пословицами.

- А теперь проверим, как вы знаете пословицы и крылатые выражения.

(Дети заранее разделены на 2 команды.)

- У одной команды есть начало пословицы, а у другой – её конец (5-6 пословиц, значение

некоторых объясняют).

7 раз отмерь, 1 раз отрежь.

У 7 нянек дитя без глазу.

На 7 небе от счастья.

7 пядей во лбу.

7 чудес света.

- Молодцы!

в) 7 чудес света.

- В древности 7 чудесами света назывались 7 сооружений, поражавших своей грандиозностью и

великолепием. О 7 чудесах света расскажут ребята.

(Дети рассказывают о 7 чудесах света.)

1.

Египетские пирамиды.

2.

Висячие сады Семирамиды.

3.

Храм греческой богини Артемиды в городе Эфес.

4.

Зевс Олимпийский.

5.

Гробница царя Мавсола.

6.

Колосс Родосский.

7.

Фаросский (Александрийский) маяк.

Египетские пирамиды.

Из семи чудес света египетские пирамиды самые древние. В отличие от других чудес они

сохранились до наших дней. Почти 5 тыс. лет назад основатель III династии фараон Джосер,

едва вступив на трон, приказал начать строительство своей гробницы. Оно было поручено

зодчему Имхотену.

Строили гробницу для Джосера в форме 6 скамей, поставленных друг на друга. Причём каждая

последующая была меньше предыдущей. Имхотен создал первую ступенчатую пирамиду – мать

пирамид.

Самая большая пирамида была воздвигнута для захоронения фараона Хеопса.

Сотни тысяч людей, силой согнанных для их постройки, погибали от непосильной работы.

Храм Артемиды Эфесской.

В 356 году до н. э. в городе Эфесе сгорел храм, построенный в 450 году до н. э. в честь богини

Артемиды. Храм поджёг честолюбивый, мечтавший прославиться любой ценой житель Эфеса

Герострат. Он надеялся, что, уничтожив одно из чудеснейших творений того времени, навсегда

останется в истории.

Храм представлял собой прямоугольное здание из камня и дерева, обнесённое со всех сторон

двойной колоннадой из 127 колонн.

На месте разрушенного храма жители Эфеса решили воздвигнуть новый храм. Но в 263 году н. э.

готы захватили Эфес и разграбили сокровища храма. Позже фанатики-христиане разрушали

колонны, мраморную облицовку храма. Болото поглотило остатки храма.

Мавзолей в Галикарнасе.

В 352 году до н. э. в городе Галикарнасе (Малая Азия) умер царь Мавсол. В одной из дошедших

до нас легенд говорится о том, что вдова царя Артемисия решила построить великолепную

усыпальницу и тем самым увековечить память о муже.

Гробница Мавсола, названная римлянами мавзолеем, представляла собой величественное и

необычное по форме сооружение, построенное из кирпича и облицованное изнутри и снаружи

белым мрамором. Здание в 3 этажа венчали фигуры Мавсола и Артемисии, управляющих

квадригой – четвёркой лошадей, запряжённых в колесницу.

Одно из чудес света – мавзолей в Галикарнасе существовал почти 2 тыс. лет. Он был

окончательно разрушен крестоносцами в 1522 году.

«Висячие сады» Семирамиды.

Вавилонский царь Навуходоносор II для борьбы против главного врага – Ассирии, чьи войска

дважды разрушали столицу государства Вавилон, заключил военный союз с Кнаксаром, царём

Мидии. Одержав победу, они разделили территорию Ассирии между собой. Военный союз их

был упрочен женитьбой Навуходоносора II на дочери мидийского царя Семирамиде.

Пыльный и шумный Вавилон, расположенный на голой песчаной равнине, не радовал царицу,

выросшую в гористой и зелёной Мидии. Чтобы утешить её, Навуходоносор приказал возвести

«висячие сады». Пирамида напоминала вечно цветущий зелёный холм.

В 331 г. до н.э. войска Александра Македонского захватили Вавилон. Прославленный

полководец сделал город столицей своей громадной империи. После смерти Александра

Вавилон постепенно приходит в упадок. Сады оказались в запущенном состоянии. Так погибло

одно из чудес света.

Фаросский маяк.

Войска Александра Македонского захватили Египет. А через год на берегу Средиземного моря,

около реки Нил, был основан город, названный в честь победителя - Александрия. В течение

многих столетий Александрия являлась одним из крупнейших городов древности, центром

науки, культуры и торговли.

На острове Фарос, около Александрии, был построен маяк – величественное сооружение,

признанное одним из чудес света. Маяк указывал судам безопасный путь в александрийскую

гавань

Высота маяка – 135 м, его свет был виден на расстоянии до 60 км. Источником света служил

постоянно горевший внутри колоннады большой костёр. В течение многих столетий маяк

указывал морякам путь в александрийскую гавань. Сильным землетрясением в мае 1100 года он

был разрушен почти до основания.

Зевс Олимпийский.

В северо-западной части Эллады был расположен город Олимпия, слава о котором

распространилась далеко за пределы страны. По преданиям, именно здесь Зевс вступил в

борьбу со своим отцом, кровожадным и вероломным Кроном, который пожирал своих детей, так

как оракул предсказал ему гибель от руки сына. Спасённый матерью, возмужавший Зевс

одержал победу и заставил Крона отрыгнуть своих братьев и сестёр.

В честь этой победы были учреждены Олимпийские игры, впервые состоявшиеся в 776 году до н.

э. Прошло более двух столетий, и в 456 году до н. э. в Олимпии появился посвящённый Зевсу

храм, ставший главной святыней города. Храм украшала статуя бога высотой 12 м 40 см,

величие и красота которой настолько поразили воображение современников, что она была

признана новым чудом света.

. В 5 в. н. э. дворец императора Феодосия II сгорел, от Зевса Олимпийского остались лишь

несколько обгоревших костяных пластин и кусков расплавленного золота.

Колосс Родосский.

В 304 году до н. э. войска правителя Передней Азии и Сирии Деметрия Полиоркета внезапно

напали на остров Родос. Однако стойкое сопротивление, мужественная борьба родосцев

заставили врага отступить. В честь победы жители острова решили воздвигнуть статую бога

Гелиоса, покровителя Родоса.

У входа в гавань на беломраморном холме возвышалась гигантская бронзовая фигура бога

Солнца. Его голову украшал венец в форме расходящихся лучей солнца; левой рукой он

поддерживал ниспадающий плащ, а ладонью правой, согнутой в локте, прикрывал глаза,

всматриваясь в морские дали.

По сравнению с другими чудесами света Колосс Родосский прожил недолгую жизнь. Примерно

через 50 лет после его «рождения» он был разрушен землетрясением.

-Время не пощадило эти чудесные творения: висячие сады были затоплены, храм Артемиды

разрушали дважды, Зевс Олимпийский сгорел, гробницу царя Мавсола разобрали (разграбили)

крестоносцы, Колосс Родосский и Фаросский маяк – рухнули при землетрясении. И только одни

лишь пирамиды уцелели. Недаром говорят, что их боится время.

г) Строим пирамиду (плоскую).

- А сейчас мы построим свою пирамиду. Как и всякое сооружение, с чего мы должны начать

строить? (с фундамента – с основы)

(На доске рассыпанная пирамида. Дети постепенно собирают её на доске, выполняя

задания учителя.)

1 ряд пирамиды:

30 – число, которое указывает на количество дней в апреле месяце.

90 – число, которое является разностью самого маленького трёхзначного числа и самого

маленького двузначного (100 – 10).

270 – число, которое получится, если мы к 250 прибавим 20.

810 – число трёхзначное, сумма цифр, которая использована для его записи, равна 9 (8 + 1 +

0).

- Какая зависимость существует между числами 1 ряда? (Увеличиваются в 3 раза.)

2 ряд пирамиды:

1000 – число, указывающее на количество метров в 1 км.

100 – число указывающее, сколько лет в 1 веке.

1 – число, которое есть в пословице «7 бед – ... ответ».

- Какая зависимость? (Это самые маленькие числа, самое маленькое четырёхзначное, самое

маленькое трёхзначное и однозначное.)

3 ряд пирамиды:

24 – число, которое указывает на время, когда Золушка должна была вернуться с бала

(полночь или 24 часа).

- Какая зависимость? (Меньше в 2 раза.)

Вершина пирамиды:

7 – тема нашего урока.

Общий вид пирамиды

- Это плоская пирамида.

д) 7 уток в пруду.

- 7 утят в пруду постоянно ссорятся. Как разделить утят 3 прямыми линиями, чтобы прекратить

ссоры (т. е. чтобы каждый утёнок был как бы в отдельности).

(Дети из файлов достают заготовки и выполняют задание, затем на доске показывают.)

Физкультурная минутка.

На болоте 2 лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ручками хлопали, ножками топали,

Вправо-влево наклонялись

И обратно возвращались.

е) «Раздай конфеты»

- На 6 блюдцах лежат конфеты. Как раздать их 3 девочкам поровну, если перекладывать

конфеты с одной тарелки на другую нельзя.

-У вас в файлах есть рисунки, покажите на них, как вы раздадите конфеты.

ж) С палочками

- Как из 9 квадратов получить 7 квадратов, убрав 2 спички?

з) Танграм.

- Это квадрат, который делится на 7 частей и разделяется. Из этих частей складываются разные

фигуры (животные, предметы и т.д.). Используются все 7 частей, ничего не отбрасывается.

(Показ на доске готового танграма и как его расчерчивать по ходу объясняет учитель, а дети у

себя на месте делают.)

(Дети чертят, делят танграм, разрезают, складывают и наклеивают фигурки.)

4. Итог занятия.

- Занятие подошло к концу. Какое теперь у вас настроение? Изменилось с тем, какое было в

начале занятия или нет?

(Дети наклеивают полоску ещё раз.)

- Как вы думаете, почему оно у вас изменилось?

- Я вами довольна. Молодцы!

Список литературы

1.

Нурк Э.Р., Тельгмаа А. Э. Математика. Учебник для 5 класса средней школы. Изд.

«Просвещение», 1993 стр. 295.

2.

Аргинская И.И., Занков Л.В. Математика. Пробный учебник для 1 класса. Изд.

«Просвещение», Москва, 1991 стр. 123.

3.

Энциклопедический словарь юного историка. Изд. «Педагогика-Пресс», Москва, 1993 стр.

368-374.