Автор: Мышинская Ольга Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ лицей №173
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: Технологическая карта
Тема: "Окружающий мир. Река как водный поток"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ФИО педагога, ОО
Мышинская Ольга Васильевна
Предмет
Окружающий мир
Класс
4 класс
Тема урока
Река как водный поток
Основные понятия (в т.ч. межпредметные)
Система,
Планируемые результаты освоения содержания урока
Личностные
осознание роли человека в природе и обществе, при-
нятие экологических норм поведения, бережного отноше-
ния к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
признавать возможность существования разных точек
зрения;
Метапредметные
- познавательные
сравнивать объекты окружающего мира, уста-
навливать основания для сравнения, устанавливать ана-
логии;
- коммуникативные
признавать возможность существования
разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать своё мнение; приводить доказательства
своей правоты;
конструировать обобщения и выводы на
основе полученных результатов наблюдений и опытной
работы, подкреплять их доказательствами;
- регулятивные
самостоятельно планировать алгоритм реше-
ния учебной задачи; предвидеть трудности и возможные
ошибки;
контролировать процесс и результат выполне-
ния задания, корректировать учебные действия при необ-
ходимости;
Предметные
Уметь группировать изученные объекты нежи-
вой
природы, самостоятельно выбирая признак для группиров-
ки; проводить простейшие классификации;
Уметь сравнивать объекты живой и неживой
природы на основе их внешних признаков и известных ха-
рактерных свойств;
Уметь различать водоёмы, их части; река как водный поток;
использование рек и водоёмов человеком.
Образовательная цель на урок (цель ученика)
Научиться различать части реки через сравнение признаков для бережного отношения к природе.
Педагогическая цель на урок (цель учителя)
Научиться группировать изученные объекты неживой природы, через сравнение объектов окружающего мира, для осознания роли человека в природе, принятие экологических норм по-
ведения, бережного отношения к природе.
Личностно значимая проблема
Принятие экологических норм поведения.
Необходимое оборудование
Проектор, доска, компьютер
Учебно-методическое оснащение
Карточки, матрица критериального оценивания.
Методы и формы обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре
Методы: словесный, наглядный, практический
ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Используемые приёмы
Формируемые УУД
Оборудование,
материалы
ЭТАП АКТИВНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
Ребята, здравствуйте.
Отгадайте загадку и определите тему урока
Бежит, журчит, волнуется,
Все на неё любуются.
Никак не остановится,
Назад не поворотится.
(Река)
Правильно, сегодня мы будем говорить о реках: их строении, значе-
нии для людей, о защите рек.
Ребята, что же мы с вами уже знаем о реках?
Запишите 5 существительных, относящихся к слову «река».
А есть еще слово система.
Назовите примеры систем.
Работа в
группах:
А) Солнечная система
Б) Транспортная система
В) Образовательная система
Г) Системы организма
Д) Коммуникативная система
Е) Финансовая система
Докажите, что река – система.
В какую систему входит река?
Какую цель мы поставим на урок?
Что? Изучаем Реку и ее части.
Как? Сравнивать и находить отличительные признаки.
Зачем? Чтобы бережно относиться к природе.
Как мы поймем, что мы достигли цели?
Отвечают на вопрос.
Записывают.
Записывают.
Формулируют цели урока на слайде ЧТО? КАК? ЗАЧЕМ?
Слайды
ЭТАП ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ребята, выйдите к доске и покажите реку Волга. Как вы думаете, где она
начинается? C чего она начинается?
Река может родиться в лесу маленьким ручейком, вытечь из болота
иди озера, а может родиться высоко в горах. Но, где бы река ни роди-
лась, её начало имеет общее название. Найдите определение начала
реки в учебнике на стр. 62-63. Прочтите его и запишите в схему рабо-
чих листов.
Опыт.
Обратите внимание у вас на партах стоят тарелочки, стаканчики с во-
дой и половинки стаканчиков. Давайте проведём опыт. Договоритесь,
кто из вас будет «руслом реки», а кто будет «водным потоком». «Ру-
сло» берёт в руки половики стаканчиков и держит их над сушей
очень-очень ровно (без наклона). «Потоки» льют в «русло» воду
очень аккуратно, чтобы она не выливалась из половинок. Когда вода
будет вылита в «русло» .наклоните половинку стаканчика. Что
произошло? (ответы детей)
-Правильно. Когда вы наклоняете «русло», вода начинает течь. Чем
больше уклон русла, тем быстрее поток
- Сделайте вывод: как должно располагаться русло реки, чтобы вода
в нём текла?
- Правильно. Русло должно располагаться под уклоном сверху вниз.
И чем круче уклон, тем быстрее поток.
- Отметьте в рабочих листах русло реки. Стрелкой изобразите
направление течения.
Появился ручеёк на свет и не заметил, как превратился в большую
реку с высокими берегами.
-Что такое берег?
-У реки два берега: левый и правый. А как определить их расположе-
ние?
-Да. Нужно встать лицом к течению реки. Берег с правой стороны бу-
дет правым, а с левой – левым.
Давайте, попробуем определить берег. Игра «Берега».
Запишите на схеме где левый и правый берега.
Реки имеют притоки. Как вы думаете, что это такое? (ответы детей) В
схеме дорисуйте притоки, определив их положение.
Чем дальше течет река, тем больше в неё впадает маленьких
Дети отвечают.
Обсуждают в группе. Ищут информацию в учебнике.
Делают опыт.
Делают вывод.
Играют.
Видеоряд.
речушек- притоков и ручейков и тем полноводнее она становится. В
конце пути наша полноводная река может впадать в море или озеро.
А если вдруг на её пути встретится другая, более крупная река, то она
станет её притоком. - Как же называется место, где река впадает в
другой водоем? (УСТЬЕ) Обозначьте на схеме.
Ребята, как вы думаете река – система? Докажите.
Система водоемов:
1.
Отличительные признаки от других водоемов.
2.
Показать все части реки ( маркеры)
3.
Показать на карте крупнейшие, соблюдая направление.
Река наша жизнь, но не только прикладная, а еще душевная сторона
нашей жизни. Песни, картины, поговорки, пословицы.
Один рисует картинку
Один готовит стихотворение
Один добавляет 5 прилагательных
Один 5 глаголов
Один 5 причастий
Использование рек (по группам)
ЭТАП КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
Работают по листу критериального оценивания:
Анализируют собственную деятельность на уроке, оценивают свою
работу.
Матрицы
критериального
оценивания
ЭТАП РЕФЛЕКСИИ
Давайте составим синквейн.
РЕКА. Дети выходят к доске и составляют по строчке.
Ребята, мы достигли цели?
А как мы ее достигли?
Делают выводы.
Синквейн
Карточки на магнитах