Напоминание

"Окружающий мир. Река как водный поток"

Автор: Мышинская Ольга Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ лицей №173
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: Технологическая карта
Тема: "Окружающий мир. Река как водный поток"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО педагога, ОО

Мышинская Ольга Васильевна

Предмет

Окружающий мир

Класс

4 класс

Тема урока

Река как водный поток

Основные понятия (в т.ч. межпредметные)

Система,

Планируемые результаты освоения содержания урока

Личностные

осознание роли человека в природе и обществе, при-

нятие экологических норм поведения, бережного отноше-

ния к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.

признавать возможность существования разных точек

зрения;

Метапредметные

- познавательные

сравнивать объекты окружающего мира, уста-

навливать основания для сравнения, устанавливать ана-

логии;

- коммуникативные

признавать возможность существования

разных точек зрения; корректно и аргументированно

высказывать своё мнение; приводить доказательства

своей правоты;

конструировать обобщения и выводы на

основе полученных результатов наблюдений и опытной

работы, подкреплять их доказательствами;

- регулятивные

самостоятельно планировать алгоритм реше-

ния учебной задачи; предвидеть трудности и возможные

ошибки;

контролировать процесс и результат выполне-

ния задания, корректировать учебные действия при необ-

ходимости;

Предметные

Уметь группировать изученные объекты нежи-

вой

природы, самостоятельно выбирая признак для группиров-

ки; проводить простейшие классификации;

Уметь сравнивать объекты живой и неживой

природы на основе их внешних признаков и известных ха-

рактерных свойств;

Уметь различать водоёмы, их части; река как водный поток;

использование рек и водоёмов человеком.

Образовательная цель на урок (цель ученика)

Научиться различать части реки через сравнение признаков для бережного отношения к природе.

Педагогическая цель на урок (цель учителя)

Научиться группировать изученные объекты неживой природы, через сравнение объектов окружающего мира, для осознания роли человека в природе, принятие экологических норм по-

ведения, бережного отношения к природе.

Личностно значимая проблема

Принятие экологических норм поведения.

Необходимое оборудование

Проектор, доска, компьютер

Учебно-методическое оснащение

Карточки, матрица критериального оценивания.

Методы и формы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре

Методы: словесный, наглядный, практический

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Используемые приёмы

Формируемые УУД

Оборудование,

материалы

ЭТАП АКТИВНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

Ребята, здравствуйте.

Отгадайте загадку и определите тему урока

Бежит, журчит, волнуется,

Все на неё любуются.

Никак не остановится,

Назад не поворотится.

(Река)

Правильно, сегодня мы будем говорить о реках: их строении, значе-

нии для людей, о защите рек.

Ребята, что же мы с вами уже знаем о реках?

Запишите 5 существительных, относящихся к слову «река».

А есть еще слово система.

Назовите примеры систем.

Работа в

группах:

А) Солнечная система

Б) Транспортная система

В) Образовательная система

Г) Системы организма

Д) Коммуникативная система

Е) Финансовая система

Докажите, что река – система.

В какую систему входит река?

Какую цель мы поставим на урок?

Что? Изучаем Реку и ее части.

Как? Сравнивать и находить отличительные признаки.

Зачем? Чтобы бережно относиться к природе.

Как мы поймем, что мы достигли цели?

Отвечают на вопрос.

Записывают.

Записывают.

Формулируют цели урока на слайде ЧТО? КАК? ЗАЧЕМ?

Слайды

ЭТАП ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ребята, выйдите к доске и покажите реку Волга. Как вы думаете, где она

начинается? C чего она начинается?

Река может родиться в лесу маленьким ручейком, вытечь из болота

иди озера, а может родиться высоко в горах. Но, где бы река ни роди-

лась, её начало имеет общее название. Найдите определение начала

реки в учебнике на стр. 62-63. Прочтите его и запишите в схему рабо-

чих листов.

Опыт.

Обратите внимание у вас на партах стоят тарелочки, стаканчики с во-

дой и половинки стаканчиков. Давайте проведём опыт. Договоритесь,

кто из вас будет «руслом реки», а кто будет «водным потоком». «Ру-

сло» берёт в руки половики стаканчиков и держит их над сушей

очень-очень ровно (без наклона). «Потоки» льют в «русло» воду

очень аккуратно, чтобы она не выливалась из половинок. Когда вода

будет вылита в «русло» .наклоните половинку стаканчика. Что

произошло? (ответы детей)

-Правильно. Когда вы наклоняете «русло», вода начинает течь. Чем

больше уклон русла, тем быстрее поток

- Сделайте вывод: как должно располагаться русло реки, чтобы вода

в нём текла?

- Правильно. Русло должно располагаться под уклоном сверху вниз.

И чем круче уклон, тем быстрее поток.

- Отметьте в рабочих листах русло реки. Стрелкой изобразите

направление течения.

Появился ручеёк на свет и не заметил, как превратился в большую

реку с высокими берегами.

-Что такое берег?

-У реки два берега: левый и правый. А как определить их расположе-

ние?

-Да. Нужно встать лицом к течению реки. Берег с правой стороны бу-

дет правым, а с левой – левым.

Давайте, попробуем определить берег. Игра «Берега».

Запишите на схеме где левый и правый берега.

Реки имеют притоки. Как вы думаете, что это такое? (ответы детей) В

схеме дорисуйте притоки, определив их положение.

Чем дальше течет река, тем больше в неё впадает маленьких

Дети отвечают.

Обсуждают в группе. Ищут информацию в учебнике.

Делают опыт.

Делают вывод.

Играют.

Видеоряд.

речушек- притоков и ручейков и тем полноводнее она становится. В

конце пути наша полноводная река может впадать в море или озеро.

А если вдруг на её пути встретится другая, более крупная река, то она

станет её притоком. - Как же называется место, где река впадает в

другой водоем? (УСТЬЕ) Обозначьте на схеме.

Ребята, как вы думаете река – система? Докажите.

Система водоемов:

1.

Отличительные признаки от других водоемов.

2.

Показать все части реки ( маркеры)

3.

Показать на карте крупнейшие, соблюдая направление.

Река наша жизнь, но не только прикладная, а еще душевная сторона

нашей жизни. Песни, картины, поговорки, пословицы.

Один рисует картинку

Один готовит стихотворение

Один добавляет 5 прилагательных

Один 5 глаголов

Один 5 причастий

Использование рек (по группам)

ЭТАП КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

Работают по листу критериального оценивания:

Анализируют собственную деятельность на уроке, оценивают свою

работу.

Матрицы

критериального

оценивания

ЭТАП РЕФЛЕКСИИ

Давайте составим синквейн.

РЕКА. Дети выходят к доске и составляют по строчке.

Ребята, мы достигли цели?

А как мы ее достигли?

Делают выводы.

Синквейн

Карточки на магнитах