Напоминание

Преемственность-система связей создания единого непрерывного образовательного процесса.

Автор: Лазарева Екатерина Олеговна
Должность: учитель
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 138"
Населённый пункт: город МОСКВА
Наименование материала: Преемственность в методике обучения между начальной и старшей школой.
Тема: Преемственность-система связей создания единого непрерывного образовательного процесса.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Преемственность в методике обучения между начальной и старшей школой.

Преемственность - это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач,

содержания

и

методов

обучения

и

воспитания

с

целью

создания

единого

непрерывного

образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка. Преемственность — это не только

подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого

и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития

процесса. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать

ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование

умения учиться. Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и

сегодня. Особенно в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Переход учащихся из начального в среднее звено школы - одна из педагогически наиболее

сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе - один из труднейших периодов школьного

обучения. Это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному

руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно,

управлять деятельностью учащихся; быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы

предстоит подтвердить, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и

вооружил

их

всеми

необходимыми

знаниями,

умениями,

навыками,

как

учебными,

так

и

общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники – это уже младшие подростки, и

подходы к их обучению нужно строить в соответствие с этим возрастным периодом. Не забывайте:

«Ученик и педагог – союзники. Обучение должно быть бесконфликтным». Новые виды учебной

деятельности должны сопровождаться пошаговой инструкцией.

Василий Александрович Сухомлинский в книге «Разговор с молодым директором школы» -

«…главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить пользоваться тем

инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без

которого он становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между

начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. В начальных классах мы очень робко и

несмело

даем

в

руки

ребенку

инструмент,

без

совершенного

владения

которым

невозможно

представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А потом в средних классах

учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно.

Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его постоянно

надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребенка сломался и

только поэтому ребенок не может дальше учиться».

Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания

образования,

методов,

организационных

форм

обучения

и

воспитания,

методики

определения

результативности. Задача

классного

руководителя

заключается

в

максимальном

снижении

дискомфорта обучающимся на переходном этапе. Дети

нуждаются во всесторонней поддержке

взрослых. Работа по переходу в среднее звено не является менее сложной. Каждый ученик имеет свои

особенности в усвоении учебного материала и его объёме, в методах решения учебных задач, в

восприятии происходящего, в уровне работоспособности.

Привлечение ребят в проведение совместных праздников с более старшими детьми пробудит у

них интерес к переходу в среднюю школу, повысит мотивацию, снизит тревожность. В снижении

уровня психологических трудностей важную роль играет и работа психолога. В индивидуальных

беседах, на групповых занятиях психолог выявляет наличие или отсутствие страхов, связанных со

сменой учебной жизни, знакомит детей с возможными трудностями, вырабатывает пути ликвидации

зарождающихся

проблем.

Классный

руководитель

совместно

с

психологом

может

провести

психологическую подготовку детей к переходу в 5-ый класс по методу проектной деятельности.

Выявленные

психологом

проблемы

могут

стать

темой

как

группового, так

и

индивидуального

исследования, что поможет детям справится со своими тревогами и адекватно их расценить.

Спасибо за внимание! Лазарева Екатерина Олеговна, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы "Школа № 138"