Автор: Лазарева Екатерина Олеговна
Должность: учитель
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 138"
Населённый пункт: город МОСКВА
Наименование материала: Преемственность в методике обучения между начальной и старшей школой.
Тема: Преемственность-система связей создания единого непрерывного образовательного процесса.
Преемственность в методике обучения между начальной и старшей школой.
Преемственность - это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач,
содержания
и
методов
обучения
и
воспитания
с
целью
создания
единого
непрерывного
образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка. Преемственность — это не только
подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого
и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития
процесса. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать
ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование
умения учиться. Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и
сегодня. Особенно в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Переход учащихся из начального в среднее звено школы - одна из педагогически наиболее
сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе - один из труднейших периодов школьного
обучения. Это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному
руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно,
управлять деятельностью учащихся; быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы
предстоит подтвердить, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и
вооружил
их
всеми
необходимыми
знаниями,
умениями,
навыками,
как
учебными,
так
и
общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники – это уже младшие подростки, и
подходы к их обучению нужно строить в соответствие с этим возрастным периодом. Не забывайте:
«Ученик и педагог – союзники. Обучение должно быть бесконфликтным». Новые виды учебной
деятельности должны сопровождаться пошаговой инструкцией.
Василий Александрович Сухомлинский в книге «Разговор с молодым директором школы» -
«…главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить пользоваться тем
инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без
которого он становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между
начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. В начальных классах мы очень робко и
несмело
даем
в
руки
ребенку
инструмент,
без
совершенного
владения
которым
невозможно
представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А потом в средних классах
учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно.
Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его постоянно
надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребенка сломался и
только поэтому ребенок не может дальше учиться».
Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания
образования,
методов,
организационных
форм
обучения
и
воспитания,
методики
определения
результативности. Задача
классного
руководителя
заключается
в
максимальном
снижении
дискомфорта обучающимся на переходном этапе. Дети
нуждаются во всесторонней поддержке
взрослых. Работа по переходу в среднее звено не является менее сложной. Каждый ученик имеет свои
особенности в усвоении учебного материала и его объёме, в методах решения учебных задач, в
восприятии происходящего, в уровне работоспособности.
Привлечение ребят в проведение совместных праздников с более старшими детьми пробудит у
них интерес к переходу в среднюю школу, повысит мотивацию, снизит тревожность. В снижении
уровня психологических трудностей важную роль играет и работа психолога. В индивидуальных
беседах, на групповых занятиях психолог выявляет наличие или отсутствие страхов, связанных со
сменой учебной жизни, знакомит детей с возможными трудностями, вырабатывает пути ликвидации
зарождающихся
проблем.
Классный
руководитель
совместно
с
психологом
может
провести
психологическую подготовку детей к переходу в 5-ый класс по методу проектной деятельности.
Выявленные
психологом
проблемы
могут
стать
темой
как
группового, так
и
индивидуального
исследования, что поможет детям справится со своими тревогами и адекватно их расценить.
Спасибо за внимание! Лазарева Екатерина Олеговна, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы "Школа № 138"