Автор: Коваленок Татьяна Викторовна Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ гимназия № 176
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: учебная программа элективного курса
Тема: "Литературный образ Урала"
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управление образования Администрации г. Екатеринбурга
Отдел образования Администрации Кировского района г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 176
Литературный образ Урала
Программа элективного курса для 10 класса
Разработчик: Коваленок Татьяна Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ гимназии № 176
г. Екатеринбург
г. Екатеринбург – 2015г.
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………3
1. Пояснительная записка к элективному курсу «Литературный образ
Урала»…………………………………………………………………………………6
2. Учебно-тематическое планирование занятий «Литературный образ
Урала»………………………………………………………………………………… 8
3. Содержание элективных занятий ……………………………………………….10
4.Требования к уровню образованности обучающихся…………………………14
5. Литература для учителя и обучающихся ……………………………………….16
6. Библиографический список………………………………………………………18
2
ВВЕДЕНИЕ
Нет счастья вне Родины.
Каждый пускай корень
в родную землю.
И.С. Тургенев
В последнее время в жизнь современной школы всё активнее входит
краеведение, которое открывает большие возможности для проявления
творческих способностей обучающихся. Культура и образование находятся в
тесной связи. Изучение жизни, быта, природы и культуры отчего края
способствует нравственно-эстетическому и духовно-просветительскому
воспитанию юных, становлению их гражданской позиции, формированию
высоких патриотических убеждений, активной жизненной позиции и уважения к
культурам других народов, проживающих на этой территории.
В современном образовании происходит становление нового подхода –
культурологического (по-другому его понимают как «образование с опорой на
социокультурный опыт»). Культурологический подход в образовании определяет
следующие цели – обретение способа видения действительности на основе
ценностей культуры и признания существования множественности картин мира.
Культурологический подход нашёл своё воплощение не только как общая
стратегия образования, но и как конкретная образовательная практика,
уделяющая особое внимание изучению дисциплин собственно
культурологического цикла: курсов истории мировой и региональной культуры,
дисциплин эстетического цикла (изо, музыки), отечественной и зарубежной
литературы.
Современная школа сегодня решает главную проблему в воспитании
подрастающего поколения – социализация личности.
3
Решению этой проблемы способствуют региональные предметы. Элективный
курс по литературному краеведению один из них. Занятия этого курса должны
заинтересовать обучающихся в приобретении новых знаний об окружающем
мире, познакомить с прошлым родной земли, приобщить к культуре умственного
труда, способствовать формированию характера и воспитанию гражданских
чувств.
Современный ученик должен иметь представление об Урале как об
уникальном геокультурном образовании, должен увидеть возможность диалога
«прошлое-настоящее», «национальное-региональное», «уральское-российское»,
формируя свою ценностно-ориентационную систему.
Русская литература изучается в школе как самостоятельный предмет. Но в
процессе преподавания следует учитывать, что с давних времён общероссийская
и региональная литература развивались в тесном взаимодействии и оказывали
влияние друг на друга. Поэтому велико значение краеведения в расширении
литературного кругозора школьников, в развитии у них интереса к
художественной литературе прошлого и наших дней, в формировании
читательских потребностей, навыков анализа и критической оценки
литературных произведений.
Элективные занятия по литературе родного края могут способствовать
перенесению опыта классных анализов на произведения местных авторов. И
здесь будут несколько иные средства анализа, чем литературный разбор в рамках
урока: большая широта и вариативность материала, меньшая детализация
анализа, свобода проявления индивидуальных склонностей обучающихся в
выборе материала и простор для самостоятельной работы учеников. Элективный
курс по литературе родного края должен иметь программу, которая в целом бы
отвечала интересам обучающихся и нуждам времени. Это должна быть система
занятий увлекательных, живых, творческих, но требующих не только обмена
впечатлениями, но и углублённых изучений.
Современный урок литературы – это сотворчество учителя и ученика. А
творчество возможно лишь в свободном проявлении личности. Поэтому
4
элективные занятия по литературе родного края, как и обычный урок по русской
литературе, должны опираться не только на законы науки, но в первую очередь
на законы искусства и должны строиться как художественный процесс,
возбуждая работу чувств, воображения, вовлекая жизненный опыт ученика в
изучение региональной литературы.
Идеей создать программу элективного курса «Литературный образ Урала»
для обучающихся 10 класса в послужил определённый опыт ведения уроков
внеклассного чтения по литературе Урала в 5-11 классах, а также различные
викторины и конкурсы, областные контрольные работы, исследовательские
проекты, где ребятам необходимо было продемонстрировать знания о писателях
и поэтах земли уральской, земли, где они родились и выросли.
5
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На сегодняшний день авторских программ по литературе Урала очень много.
Одна из последних – программа , созданная коллективом авторов Е.К.Созиной,
М.А.Литовской, Н.Л. Лейдерманом, «Литература Урала» (2006) для начальной,
основной и средней школы. Программа даёт возможности
углублённо изучить
весь литературный процесс на Урале, определить место региональной
литературы в русской литературе в целом.
Программа элективного курса «Литературный образ Урала» составлена в
соответствии с требованиями ГОС НРК, где главная составляющая линия
образованности «Художественная культура», которая призвана «сформировать
навыки развёрнутого анализа произведений художественной культуры,
раскрывающих специфику современного социально-экономического и духовного
развития региона, вырабатывать умение соединять эстетические ценности
классического, современного искусства и повседневной жизни». Это даёт
возможность реализовать культурологический подход в образовании на
элективных занятиях данного курса.
Актуальность такого курса, на мой взгляд, связана с решением главной
проблемы в воспитании подрастающего поколения – социализация личности. Не
может молодой человек удачно адаптироваться в социуме, не зная исторических
и культурных особенностей своей «малой родины», которые неразрывно связаны
с общероссийской историей и культурой.
Цель элективного курса – воспитание юного гражданина, знающего свой
край, его историко-литературную, духовную культуру и умеющего
ориентироваться в социокультурном пространстве.
Задачи:
* познакомить обучающихся с историей развития литературного процесса на
Урале и соотнести его (процесс) с развитием русской литературы в целом;
* познакомить с современной литературной жизнью региона;
6
* расширить представление обучающихся о литературном образе Урала: о
многонациональном творчестве уральских авторов, их весомом вкладе в
развитие русской литературы;
* уметь использовать полученные знания в конкретной поисково-
исследовательской, творческой деятельности, а также на других предметах.
Предполагаемый элективный курс отличается от традиционного курса
литературы. Специфика его – соединение литературы как искусства слова с
краеведением. Поэтому проведение занятий предполагает сочетание различных
видов деятельности учеников и учителя. Это уроки различных типов, в том числе
лекции, семинары, уроки - презентации исследовательских, мультимедийных
проектов, уроки - доклады, литературно-музыкальные композиции, элементы
фольклорного и литературно-краеведческого театра, заочные путешествия по
уральской земле с использованием литературной карты и др.
Занятия носят интегративный характер, так как изучение литературного
образа Урала невозможно без знаний по истории, географии, этнокультурологии,
художественной культуры Урала.
Элективный курс может входить в состав единого учебного предмета
«Литература», но может вестись и как предмет компонента образовательного
учреждения. Программа составлена для обучающихся 10 класса гимназии.
Обучение по УМК: « Литература Урала: Очерки и портреты: Книга для учителя/
Под ред. Е.К.Созиной, Н.Л.Лейдермана. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та;
Изд-во Дома учителя, 1998.», «Литература Урала: Хрестоматия для учащихся 10-
11 классов средних общеобразоват. учрежд./ Сост. М.А.Литовская, Е.К.Созина. –
Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1997.). На изучение произведений
региональной литературы отводится 34 часа учебного времени, то есть 1 час в
неделю.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНЫХ
7
ЗАНЯТИЙ
№
Раздел, тема
Кол-во
теоретич.
часов
Кол-во
практич.
часов
1
Устное народное творчество
1.1
Фольклор на Урале. Предания, легенды, сказы о
земле уральской.
2
3
2
Литература Средневековья
2.1
Духовно-просветительская деятельность
Стефана Пермского
1
-
2.2
Сборник былин и песен Кирилла Данилова из
Нижнего Тагила
1
-
2.3
Народная афористика. Сборник пословиц
В.Н.Татищева
1
-
3
Литература 19 века
3.1
Д.Н.Мамин-Сибиряк. Роман «Приваловские
миллионы».
1
2
3.2
Д.Н.Мамин-Сибиряк Цикл «Уральские
рассказы»
1
1
3.3
А.А.Кирпищикова «Как жили в Куморе»
-
1
3.4
П.П.Инфантьев «За уральским бобром»
-
1
4
Литература 20 века
4.1
Уральская поэзия 20-х – 50-х годов
1
-
4.2
В.В.Каменский – поэт-футурист
-
1
4.3
Предвоенная поэзия: Б.Ручьёв
-
1
4.4
Уральские поэты-фронтовики: гражданско-
патриотическая лирика С.Щипачёва,
Н.Куштума, Мусы Джалиля и других авторов
-
1
4.5
Послевоенная поэзия: Л.Татьяничева,
К.Некрасова
-
1
4.6
П.П.Бажов. Сказ «Ермаковы лебеди»
-
1
4.7
Уральская литература 60-х – 70-х годов.
Поэзия «шестидесятников»
1
1
4.8
Любовь Ваганова – поэтесса земли ирбитской
1
-
4.9
Мастер прозы: Н.Г.Никонов «След рыси»
-
1
4.1
0
Литература Урала 80-х – 90-х годов
1
-
4.11
«Материнская» поэзия: Любовь Ладейщикова
1
1
4.1
2
Современная проза Урала
1
1
4.1
3
Поэты новой волны
1
-
8
4.1
4
Драматургия Николая Коляды
-
1
4.1
5
«Литературный образ Урала» в русской
литературе. Круглый стол
-
2
Всего:
14
20
Итого:
34 часа
9
3. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ
Устное народное творчество
Тема 1. Фольклор на Урале. Предания, легенды, сказы о земле уральской.
Фольклор и его роль в культуре. Взаимосвязь мифологии и фольклора.
Мифология и фольклор народов Урала.
Мифы о культурных героях. Мир-Сусне-хум – герой мансийских мифов и эпоса.
Коми-пермяцкий эпос о Кудым-Оше.
Русский фольклор на Урале. Фольклор поэтический, музыкальный. Уральские
предания, легенды, сказы.
Исследовательская деятельность обучающихся по фольклору.
Литература Средневековья
Тема 1 . Духовно-просветительская деятельность Стефана Пермского.
Христианизация края. Миссионерская деятельность Стефана Пермского.
«Духовные центры» Урала. Верхотурье. Симеон Верхотурский.
Тема 2.
Сборник былин и песен Кирилла Данилова из Нижнего Тагила.
Скоморошество на Урале. Последний скоморох – Кирша Данилов. Народный
театр. «Жизнь за царя» - народная драма на Урале.
Тема 3 . Народная афористика. Сборник пословиц В.Н.Татищева.
Народные афоризмы – пословица, поговорка, присловье, притча, прибаутка.
Собиратель народных афоризмов – В.Н.Татищев. Прошлое горнозаводского
Урала в народной мысли.
Литература 19 века
Тема 1.
Д.Н.Мамин – Сибиряк. Роман «Приваловские миллионы»..
Проблематика романа. Основа романа – идея вырождения уральских
промышленников. Судьба главного героя – Сергея Александровича Привалова.
Отражение быта уездного уральского общества (старик Бахарев, Данила
Шелехов, местные «львицы»).
Тема 2. Цикл «Уральские рассказы» - период
10
писательского самоутверждения. Образ трудового уральского народа («Бойцы»,
«Золотуха», «На шихане»). Образ великой уральской реки – Чусовой. Дружба
писателя с художником А.К. Денисовым-Уральским.
«Уральские рассказы» Д.Н. Мамина-Сибиряка и «Записки охотника»
И.С.Тургенева
Тема 3. А.А.Кирпищикова «Как жили в Куморе»
Бытописательская манера повествования в повести. Изображение быта, нравов
рабочего люда Урала. Этнографические зарисовки в повести.
Тема 4. П.П.Инфантьев «За уральским бобром. Путешествие в страну вогулов»
Из дневника туриста
Жанр путевых очерков в русской литературе 19 века. Особенности стиля
писателя. Суровая правда факта о судьбе мансийского народа. Образ автора-
рассказчика и его позиция. Перекличка рассказа Инфантьева с рассказом
Л.Н.Толстого «Хозяин и работник».
Литература 20 века
Тема 1. Уральская поэзия 20-х – 50-х годов
Тема 2.
Василий Каменский – поэт-футурист. Дружба с В.Маяковским,
В.Хлебниковым, Д.Бурлюком. Интерес поэта к историческому прошлому страны.
Поэмы «Степан Разин», «Емельян Пугачёв», «Иван Болотников» как
изображение мощи национального характера. Образ национального героя
Степана Разина в одноимённой поэме. Стихи «Чурлю-журль», «Маяковский»,
«Сарынь на кичку», «Пожар».
Тема 3.
Предвоенная поэзия: Б.Ручьёв. Судьба поэта – строителя Магнитки.
Сила духа, человеческая надёжность и неколебимая верность в стихах поэта.
Стихи «Песня в брезентовой палатке», «Правда в песне, чтоб мать не знала…».
Тема 4.
Уральские поэты-фронтовики: Гражданско-патриотическая лирика
С.Щипачёва, Н.Куштума, Мусы Джалиля и других авторов. Тема Родины и
памяти в стихотворениях уральских поэтов-фронтовиков.
11
Тема 5. Послевоенная поэзия: Л.Татьяничева и К.Некрасова. Творческая судьба
поэтесс и особенности их поэзии. Образ Урала в лирических стихах
Л.Татьяничевой и К.Некрасовой.
Л.Татьяничева: стихи «Урал», «Ей приснилось, что она - Россия», « Ребята
осенней ночью…», и др.; К.Некрасова : стихи «Урал», «Дела наши, что сделаны
нами…», «Песня» и др.
Тема 6.
П.П.Бажов «Ермаковы лебеди». Порубежный сказ писателя.
Интерпретация Бажовым образа русского землепроходца Ермака. Алёнушка –
символ вечной любви и верности. Фольклорные мотивы в сказе.
Тема 7.
Уральская литература 60-х – 70-х годов. Поэзия «шестидесятников».
Основные мотивы и тематика творчества М.П.Никулиной, Э.И.Бояршиновой,
А.М.Домнина и А.Л.Решетова. Образ уральской природы в лирике поэтов
(подборка стихов по выбору учителя).
Тема 8.
Любовь Ваганова – поэтесса земли ирбитской. Очерк о жизни и
творчестве поэтессы. Гражданская лирика: тема «малой родины», России,
памяти, деревни и судьбы в стихах сборника «Венок маме».
Тема 9 . Мастер прозы
:
Н.Г.Никонов «След рыси». Особенности жанра
публицистической поэмы. Проблема «Человек и природа» в произведении. Образ
живой природы в поэме. Утверждение нравственных законов отношения
человека к миру в публицистической поэме Н.Никонова «След рыси» и повести
В.П.Астафьева «Царь-рыба». Роль автора-рассказчика. Публицистичность и
лиризм повествования.
Тема 10.
Литература Урала 80-х – 90-х годов. Об уральской поэзии и прозе
последнего десятилетия 20 века.
Тема 11. «Материнская поэзия» Л.Ладейщиковой. Тема материнского счастья и
заботы в книге Л.Ладейщиковой «Колыбельная тайна». Тема Родины-России в
сборнике «Свеча негасимая».
Особенности поэтической лексики поэтессы. Стихи «Лоза», «Связь», «Птенец»,
«Свеча» и др.
12
Тема 12.
Современная проза Урала. Образ современника в произведениях
уральских авторов. А. Иванченко, В.Исхакова и др. авторы (по выбору
обучающихся). Изображение современного Урала и его жителей. Практическая
работа обучающихся.
Тема 13.
Поэты новой волны. Стилевые особенности поэзии современных
уральских поэтов: В.Кальпиди, Ю.Казарина (стихи по выбору).
Тема 14. Драматургия Николая Коляды. Пьеса «Канотье» - социальная пьеса.
Судьбы героев пьесы. Глубокий философский смысл драматургических
произведений Н.Коляды.
Тема 15. Круглый стол: «Литературный образ Урала» в русской литературе.
13
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОБРАЗОВАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
* знать и понимать образную природу слова;
* знать содержание изученных произведений уральских авторов;
* знать основные факты жизни и творчества уральских писателей 18-19-20 вв.;
* знать стилевые особенности творчества писателей и поэтов 20 века;
* знать основные закономерности историко-литературного процесса и черты
литературных направлений на Урале;
* знать основные теоретико-литературные понятия;
* уметь воспроизводить содержание литературного произведения уральских
авторов;
* уметь анализировать и интерпретировать художественные произведения
уральской литературы, используя сведения по истории и теории литературы
(тематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции,
изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснить его связь с
проблематикой произведения;
* уметь соотносить художественную литературу Урала с общественной жизнью и
культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание
изученных литературных произведений, созданных на Урале; выявлять
«сквозные» темы и ключевые проблемы уральской литературы; соотносить
произведения уральских авторов с общероссийским литературным
направлением эпохи;
* определять род и жанр уральских произведений;
* сопоставлять литературные произведения, написанные на Урале, с
общероссийскими;
* уметь выявлять авторскую позицию в прочитанном произведении и
аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному;
* выразительно читать изученные произведения ( или их фрагменты) уральских
авторов, соблюдая нормы литературного произношения;
14
* писать рецензии на прочитанные произведения уральских авторов и сочинения
разных жанров на литературные темы.
15
5. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Литература Урала: Очерки и портреты: Книга для учителя/ Под ред. Е.К.
Созиной, Н.Л. Лейдермана. – Екатеринбург: Изд. Уральского университета; Изд.
Дома учителя, 1998.
2. Мешков Ю.А. О поэтах хороших и разных: Очерки. Портреты. Заметки. –
Екатеринбург: : Издательский дом «Сократ», 2000.
3. Слобожанинова Л.М. «Малахитовая шкатулка» П.П.Бажова в литературе 30-
40-х годов/ Пособие для учителя. – Екатеринбург: Издательский дом
«Сократ»,1998.
4. Филологический класс. Регионально-методический журнал учителей-
словесников Урала, 2001-2006.
5. Щенников Г.К. История русской литературы Х1Х века: 1870-1890-е годы.
Книга для учителя. – Екатеринбург: Издательский дом «Сократ», 2000.
ДЛЯ обУЧАюЩИХСЯ
1. Бажов П.П. Уральские сказы / Вступит. ст. Л.И. Скорино; Коммент. Л.И.
Скорино; Рис. Н.А.Устинова. – М.: Дет.лит., 1982. (Библиотека мировой
литературы для детей, т. 25)
2. Ваганова Л.С. Венок маме: Избранные стихотворения/ Оформление художника
Е.Б. Стрельниковой. – Спб, 1992.
3. Демидовские гнёзда: Культурно-исторические очерки / Коллектив авторов –
Екатеринбург: Издательский дом «Сократ», 2008.
4. Ладейщикова Л.А. Свеча негасимая: Стихи. – Екатеринбург: «Цех поэтов»,
1993.
5. Литература Урала: Хрестоматия для учащихся 10-11 классов средних
общеобразовательных учреждений / Сост. М.А. Литовская, Е.К.Созина. –
Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1997.
6. Малахитовая провинция: Культурно-исторические очерки/ Коллектив авторов
– Екатеринбург: Издательский дом «Сократ», 2001.
16
7. Мамин-Сибиряк Д.Н. Собрание сочинений в 6 томах. – Москва,
«Художественная литература», 1980.
8. Русская советская поэзия Урала. – Свердловск: Среднеуральское книжное
издательство, 1983.
9. Современная уральская повесть. В 3-х т. Свердловск: Среднеуральское
книжное издательство, 1980.
17
6. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аттестация учителей русского языка и литературы: Методические
рекомендации / Авторы составители Т.М.Фалина, О.Б.Богданова, Т.А.Калганова;
отв.редактор Л.Я. Олиференко. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: Айрис-пресс,
2005. ( Аттестация работников образования).
2. Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость.
Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/ А.А.Гин. – 7-
е изд. – М.; Вита-Пресс, 2006.
3. Вестник образования России. ГОС среднего (полного) образования по
литературе, № 14, 2004.
4. Вестник регионального образования. Региональный (национально-
региональный) компонент ГОС дошкольного, начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области.
№ 1, 2006.
5. Созина Е.К., Литовская М.А., Лейдерман Н.Л. Литература Урала: Учебная
программа для средней школы. Екатеринбург: У-Фактория, 2006.