"Литературный образ Урала"

Автор: Коваленок Татьяна Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ гимназия № 176
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: учебная программа элективного курса
Тема: "Литературный образ Урала"
Дата публикации: 22.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление образования Администрации г. Екатеринбурга Отдел образования Администрации Кировского района г. Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 176
Литературный образ Урала

Программа элективного курса для 10 класса
Разработчик: Коваленок Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии № 176 г. Екатеринбург г. Екатеринбург – 2015г. 1

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………3 1. Пояснительная записка к элективному курсу «Литературный образ Урала»…………………………………………………………………………………6 2. Учебно-тематическое планирование занятий «Литературный образ Урала»………………………………………………………………………………… 8 3. Содержание элективных занятий ……………………………………………….10 4.Требования к уровню образованности обучающихся…………………………14 5. Литература для учителя и обучающихся ……………………………………….16 6. Библиографический список………………………………………………………18 2

ВВЕДЕНИЕ

Нет счастья вне Родины.

Каждый пускай корень

в родную землю.

И.С. Тургенев
В последнее время в жизнь современной школы всё активнее входит краеведение, которое открывает большие возможности для проявления творческих способностей обучающихся. Культура и образование находятся в тесной связи. Изучение жизни, быта, природы и культуры отчего края способствует нравственно-эстетическому и духовно-просветительскому воспитанию юных, становлению их гражданской позиции, формированию высоких патриотических убеждений, активной жизненной позиции и уважения к культурам других народов, проживающих на этой территории. В современном образовании происходит становление нового подхода – культурологического (по-другому его понимают как «образование с опорой на социокультурный опыт»). Культурологический подход в образовании определяет следующие цели – обретение способа видения действительности на основе ценностей культуры и признания существования множественности картин мира. Культурологический подход нашёл своё воплощение не только как общая стратегия образования, но и как конкретная образовательная практика, уделяющая особое внимание изучению дисциплин собственно культурологического цикла: курсов истории мировой и региональной культуры, дисциплин эстетического цикла (изо, музыки), отечественной и зарубежной литературы. Современная школа сегодня решает главную проблему в воспитании подрастающего поколения – социализация личности. 3
Решению этой проблемы способствуют региональные предметы. Элективный курс по литературному краеведению один из них. Занятия этого курса должны заинтересовать обучающихся в приобретении новых знаний об окружающем мире, познакомить с прошлым родной земли, приобщить к культуре умственного труда, способствовать формированию характера и воспитанию гражданских чувств. Современный ученик должен иметь представление об Урале как об уникальном геокультурном образовании, должен увидеть возможность диалога «прошлое-настоящее», «национальное-региональное», «уральское-российское», формируя свою ценностно-ориентационную систему. Русская литература изучается в школе как самостоятельный предмет. Но в процессе преподавания следует учитывать, что с давних времён общероссийская и региональная литература развивались в тесном взаимодействии и оказывали влияние друг на друга. Поэтому велико значение краеведения в расширении литературного кругозора школьников, в развитии у них интереса к художественной литературе прошлого и наших дней, в формировании читательских потребностей, навыков анализа и критической оценки литературных произведений. Элективные занятия по литературе родного края могут способствовать перенесению опыта классных анализов на произведения местных авторов. И здесь будут несколько иные средства анализа, чем литературный разбор в рамках урока: большая широта и вариативность материала, меньшая детализация анализа, свобода проявления индивидуальных склонностей обучающихся в выборе материала и простор для самостоятельной работы учеников. Элективный курс по литературе родного края должен иметь программу, которая в целом бы отвечала интересам обучающихся и нуждам времени. Это должна быть система занятий увлекательных, живых, творческих, но требующих не только обмена впечатлениями, но и углублённых изучений. Современный урок литературы – это сотворчество учителя и ученика. А творчество возможно лишь в свободном проявлении личности. Поэтому 4
элективные занятия по литературе родного края, как и обычный урок по русской литературе, должны опираться не только на законы науки, но в первую очередь на законы искусства и должны строиться как художественный процесс, возбуждая работу чувств, воображения, вовлекая жизненный опыт ученика в изучение региональной литературы. Идеей создать программу элективного курса «Литературный образ Урала» для обучающихся 10 класса в послужил определённый опыт ведения уроков внеклассного чтения по литературе Урала в 5-11 классах, а также различные викторины и конкурсы, областные контрольные работы, исследовательские проекты, где ребятам необходимо было продемонстрировать знания о писателях и поэтах земли уральской, земли, где они родились и выросли. 5

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На сегодняшний день авторских программ по литературе Урала очень много. Одна из последних – программа , созданная коллективом авторов Е.К.Созиной, М.А.Литовской, Н.Л. Лейдерманом, «Литература Урала» (2006) для начальной, основной и средней школы. Программа даёт возможности
углублённо изучить

весь
литературный процесс на Урале, определить место региональной литературы в русской литературе в целом. Программа элективного курса «Литературный образ Урала» составлена в соответствии с требованиями ГОС НРК, где главная составляющая линия образованности «Художественная культура», которая призвана «сформировать навыки развёрнутого анализа произведений художественной культуры, раскрывающих специфику современного социально-экономического и духовного развития региона, вырабатывать умение соединять эстетические ценности классического, современного искусства и повседневной жизни». Это даёт возможность реализовать культурологический подход в образовании на элективных занятиях данного курса. Актуальность такого курса, на мой взгляд, связана с решением главной проблемы в воспитании подрастающего поколения – социализация личности. Не может молодой человек удачно адаптироваться в социуме, не зная исторических и культурных особенностей своей «малой родины», которые неразрывно связаны с общероссийской историей и культурой. Цель элективного курса – воспитание юного гражданина, знающего свой край, его историко-литературную, духовную культуру и умеющего ориентироваться в социокультурном пространстве. Задачи: * познакомить обучающихся с историей развития литературного процесса на Урале и соотнести его (процесс) с развитием русской литературы в целом; * познакомить с современной литературной жизнью региона; 6
* расширить представление обучающихся о литературном образе Урала: о многонациональном творчестве уральских авторов, их весомом вкладе в развитие русской литературы; * уметь использовать полученные знания в конкретной поисково- исследовательской, творческой деятельности, а также на других предметах. Предполагаемый элективный курс отличается от традиционного курса литературы. Специфика его – соединение литературы как искусства слова с краеведением. Поэтому проведение занятий предполагает сочетание различных видов деятельности учеников и учителя. Это уроки различных типов, в том числе лекции, семинары, уроки - презентации исследовательских, мультимедийных проектов, уроки - доклады, литературно-музыкальные композиции, элементы фольклорного и литературно-краеведческого театра, заочные путешествия по уральской земле с использованием литературной карты и др. Занятия носят интегративный характер, так как изучение литературного образа Урала невозможно без знаний по истории, географии, этнокультурологии, художественной культуры Урала. Элективный курс может входить в состав единого учебного предмета «Литература», но может вестись и как предмет компонента образовательного учреждения. Программа составлена для обучающихся 10 класса гимназии. Обучение по УМК: « Литература Урала: Очерки и портреты: Книга для учителя/ Под ред. Е.К.Созиной, Н.Л.Лейдермана. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та; Изд-во Дома учителя, 1998.», «Литература Урала: Хрестоматия для учащихся 10- 11 классов средних общеобразоват. учрежд./ Сост. М.А.Литовская, Е.К.Созина. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1997.). На изучение произведений региональной литературы отводится 34 часа учебного времени, то есть 1 час в неделю.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНЫХ
7

ЗАНЯТИЙ
№ Раздел, тема Кол-во теоретич. часов Кол-во практич. часов
1

Устное народное творчество
1.1 Фольклор на Урале. Предания, легенды, сказы о земле уральской. 2 3
2

Литература Средневековья
2.1 Духовно-просветительская деятельность Стефана Пермского 1 - 2.2 Сборник былин и песен Кирилла Данилова из Нижнего Тагила 1 - 2.3 Народная афористика. Сборник пословиц В.Н.Татищева 1 -
3

Литература 19 века
3.1 Д.Н.Мамин-Сибиряк. Роман «Приваловские миллионы». 1 2 3.2 Д.Н.Мамин-Сибиряк Цикл «Уральские рассказы» 1 1 3.3 А.А.Кирпищикова «Как жили в Куморе» - 1 3.4 П.П.Инфантьев «За уральским бобром» - 1
4

Литература 20 века
4.1 Уральская поэзия 20-х – 50-х годов 1 - 4.2 В.В.Каменский – поэт-футурист - 1 4.3 Предвоенная поэзия: Б.Ручьёв - 1 4.4 Уральские поэты-фронтовики: гражданско- патриотическая лирика С.Щипачёва, Н.Куштума, Мусы Джалиля и других авторов - 1 4.5 Послевоенная поэзия: Л.Татьяничева, К.Некрасова - 1 4.6 П.П.Бажов. Сказ «Ермаковы лебеди» - 1 4.7 Уральская литература 60-х – 70-х годов. Поэзия «шестидесятников» 1 1 4.8 Любовь Ваганова – поэтесса земли ирбитской 1 - 4.9 Мастер прозы: Н.Г.Никонов «След рыси» - 1 4.1 0 Литература Урала 80-х – 90-х годов 1 - 4.11 «Материнская» поэзия: Любовь Ладейщикова 1 1 4.1 2 Современная проза Урала 1 1 4.1 3 Поэты новой волны 1 - 8
4.1 4 Драматургия Николая Коляды - 1 4.1 5 «Литературный образ Урала» в русской литературе. Круглый стол - 2 Всего: 14 20
Итого:

34 часа
9

3. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ

Устное народное творчество

Тема 1.
Фольклор на Урале. Предания, легенды, сказы о земле уральской. Фольклор и его роль в культуре. Взаимосвязь мифологии и фольклора. Мифология и фольклор народов Урала. Мифы о культурных героях. Мир-Сусне-хум – герой мансийских мифов и эпоса. Коми-пермяцкий эпос о Кудым-Оше. Русский фольклор на Урале. Фольклор поэтический, музыкальный. Уральские предания, легенды, сказы. Исследовательская деятельность обучающихся по фольклору.
Литература Средневековья

Тема 1
. Духовно-просветительская деятельность Стефана Пермского. Христианизация края. Миссионерская деятельность Стефана Пермского. «Духовные центры» Урала. Верхотурье. Симеон Верхотурский.
Тема 2.
Сборник былин и песен Кирилла Данилова из Нижнего Тагила. Скоморошество на Урале. Последний скоморох – Кирша Данилов. Народный театр. «Жизнь за царя» - народная драма на Урале.
Тема 3
. Народная афористика. Сборник пословиц В.Н.Татищева. Народные афоризмы – пословица, поговорка, присловье, притча, прибаутка. Собиратель народных афоризмов – В.Н.Татищев. Прошлое горнозаводского Урала в народной мысли.
Литература 19 века

Тема 1.
Д.Н.Мамин – Сибиряк. Роман «Приваловские миллионы».. Проблематика романа. Основа романа – идея вырождения уральских промышленников. Судьба главного героя – Сергея Александровича Привалова. Отражение быта уездного уральского общества (старик Бахарев, Данила Шелехов, местные «львицы»).
Тема 2.
Цикл «Уральские рассказы» - период 10
писательского самоутверждения. Образ трудового уральского народа («Бойцы», «Золотуха», «На шихане»). Образ великой уральской реки – Чусовой. Дружба писателя с художником А.К. Денисовым-Уральским. «Уральские рассказы» Д.Н. Мамина-Сибиряка и «Записки охотника» И.С.Тургенева
Тема 3.
А.А.Кирпищикова «Как жили в Куморе» Бытописательская манера повествования в повести. Изображение быта, нравов рабочего люда Урала. Этнографические зарисовки в повести.
Тема 4.
П.П.Инфантьев «За уральским бобром. Путешествие в страну вогулов» Из дневника туриста Жанр путевых очерков в русской литературе 19 века. Особенности стиля писателя. Суровая правда факта о судьбе мансийского народа. Образ автора- рассказчика и его позиция. Перекличка рассказа Инфантьева с рассказом Л.Н.Толстого «Хозяин и работник».
Литература 20 века

Тема 1.
Уральская поэзия 20-х – 50-х годов
Тема 2.
Василий Каменский – поэт-футурист. Дружба с В.Маяковским, В.Хлебниковым, Д.Бурлюком. Интерес поэта к историческому прошлому страны. Поэмы «Степан Разин», «Емельян Пугачёв», «Иван Болотников» как изображение мощи национального характера. Образ национального героя Степана Разина в одноимённой поэме. Стихи «Чурлю-журль», «Маяковский», «Сарынь на кичку», «Пожар».
Тема 3.
Предвоенная поэзия: Б.Ручьёв. Судьба поэта – строителя Магнитки. Сила духа, человеческая надёжность и неколебимая верность в стихах поэта. Стихи «Песня в брезентовой палатке», «Правда в песне, чтоб мать не знала…».
Тема 4.
Уральские поэты-фронтовики: Гражданско-патриотическая лирика С.Щипачёва, Н.Куштума, Мусы Джалиля и других авторов. Тема Родины и памяти в стихотворениях уральских поэтов-фронтовиков. 11

Тема 5.
Послевоенная поэзия: Л.Татьяничева и К.Некрасова. Творческая судьба поэтесс и особенности их поэзии. Образ Урала в лирических стихах Л.Татьяничевой и К.Некрасовой. Л.Татьяничева: стихи «Урал», «Ей приснилось, что она - Россия», « Ребята осенней ночью…», и др.; К.Некрасова : стихи «Урал», «Дела наши, что сделаны нами…», «Песня» и др.
Тема 6.
П.П.Бажов «Ермаковы лебеди». Порубежный сказ писателя. Интерпретация Бажовым образа русского землепроходца Ермака. Алёнушка – символ вечной любви и верности. Фольклорные мотивы в сказе.
Тема 7.
Уральская литература 60-х – 70-х годов. Поэзия «шестидесятников». Основные мотивы и тематика творчества М.П.Никулиной, Э.И.Бояршиновой, А.М.Домнина и А.Л.Решетова. Образ уральской природы в лирике поэтов (подборка стихов по выбору учителя).
Тема 8.
Любовь Ваганова – поэтесса земли ирбитской. Очерк о жизни и творчестве поэтессы. Гражданская лирика: тема «малой родины», России, памяти, деревни и судьбы в стихах сборника «Венок маме».
Тема 9
. Мастер прозы
:
Н.Г.Никонов «След рыси». Особенности жанра публицистической поэмы. Проблема «Человек и природа» в произведении. Образ живой природы в поэме. Утверждение нравственных законов отношения человека к миру в публицистической поэме Н.Никонова «След рыси» и повести В.П.Астафьева «Царь-рыба». Роль автора-рассказчика. Публицистичность и лиризм повествования.
Тема 10.
Литература Урала 80-х – 90-х годов. Об уральской поэзии и прозе последнего десятилетия 20 века.
Тема 11.
«Материнская поэзия» Л.Ладейщиковой. Тема материнского счастья и заботы в книге Л.Ладейщиковой «Колыбельная тайна». Тема Родины-России в сборнике «Свеча негасимая». Особенности поэтической лексики поэтессы. Стихи «Лоза», «Связь», «Птенец», «Свеча» и др. 12

Тема 12.
Современная проза Урала. Образ современника в произведениях уральских авторов. А. Иванченко, В.Исхакова и др. авторы (по выбору обучающихся). Изображение современного Урала и его жителей. Практическая работа обучающихся.
Тема 13.
Поэты новой волны. Стилевые особенности поэзии современных уральских поэтов: В.Кальпиди, Ю.Казарина (стихи по выбору).
Тема 14.
Драматургия Николая Коляды. Пьеса «Канотье» - социальная пьеса. Судьбы героев пьесы. Глубокий философский смысл драматургических произведений Н.Коляды.
Тема 15.
Круглый стол: «Литературный образ Урала» в русской литературе.



13

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОБРАЗОВАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
* знать и понимать образную природу слова; * знать содержание изученных произведений уральских авторов; * знать основные факты жизни и творчества уральских писателей 18-19-20 вв.; * знать стилевые особенности творчества писателей и поэтов 20 века; * знать основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений на Урале; * знать основные теоретико-литературные понятия; * уметь воспроизводить содержание литературного произведения уральских авторов; * уметь анализировать и интерпретировать художественные произведения уральской литературы, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснить его связь с проблематикой произведения; * уметь соотносить художественную литературу Урала с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений, созданных на Урале; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы уральской литературы; соотносить произведения уральских авторов с общероссийским литературным направлением эпохи; * определять род и жанр уральских произведений; * сопоставлять литературные произведения, написанные на Урале, с общероссийскими; * уметь выявлять авторскую позицию в прочитанном произведении и аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному; * выразительно читать изученные произведения ( или их фрагменты) уральских авторов, соблюдая нормы литературного произношения; 14
* писать рецензии на прочитанные произведения уральских авторов и сочинения разных жанров на литературные темы.

15

5. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Литература Урала: Очерки и портреты: Книга для учителя/ Под ред. Е.К. Созиной, Н.Л. Лейдермана. – Екатеринбург: Изд. Уральского университета; Изд. Дома учителя, 1998. 2. Мешков Ю.А. О поэтах хороших и разных: Очерки. Портреты. Заметки. – Екатеринбург: : Издательский дом «Сократ», 2000. 3. Слобожанинова Л.М. «Малахитовая шкатулка» П.П.Бажова в литературе 30- 40-х годов/ Пособие для учителя. – Екатеринбург: Издательский дом «Сократ»,1998. 4. Филологический класс. Регионально-методический журнал учителей- словесников Урала, 2001-2006. 5. Щенников Г.К. История русской литературы Х1Х века: 1870-1890-е годы. Книга для учителя. – Екатеринбург: Издательский дом «Сократ», 2000. ДЛЯ обУЧАюЩИХСЯ 1. Бажов П.П. Уральские сказы / Вступит. ст. Л.И. Скорино; Коммент. Л.И. Скорино; Рис. Н.А.Устинова. – М.: Дет.лит., 1982. (Библиотека мировой литературы для детей, т. 25) 2. Ваганова Л.С. Венок маме: Избранные стихотворения/ Оформление художника Е.Б. Стрельниковой. – Спб, 1992. 3. Демидовские гнёзда: Культурно-исторические очерки / Коллектив авторов – Екатеринбург: Издательский дом «Сократ», 2008. 4. Ладейщикова Л.А. Свеча негасимая: Стихи. – Екатеринбург: «Цех поэтов», 1993. 5. Литература Урала: Хрестоматия для учащихся 10-11 классов средних общеобразовательных учреждений / Сост. М.А. Литовская, Е.К.Созина. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1997. 6. Малахитовая провинция: Культурно-исторические очерки/ Коллектив авторов – Екатеринбург: Издательский дом «Сократ», 2001. 16
7. Мамин-Сибиряк Д.Н. Собрание сочинений в 6 томах. – Москва, «Художественная литература», 1980. 8. Русская советская поэзия Урала. – Свердловск: Среднеуральское книжное издательство, 1983. 9. Современная уральская повесть. В 3-х т. Свердловск: Среднеуральское книжное издательство, 1980. 17

6. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аттестация учителей русского языка и литературы: Методические рекомендации / Авторы составители Т.М.Фалина, О.Б.Богданова, Т.А.Калганова; отв.редактор Л.Я. Олиференко. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: Айрис-пресс, 2005. ( Аттестация работников образования). 2. Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/ А.А.Гин. – 7- е изд. – М.; Вита-Пресс, 2006. 3. Вестник образования России. ГОС среднего (полного) образования по литературе, № 14, 2004. 4. Вестник регионального образования. Региональный (национально- региональный) компонент ГОС дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области. № 1, 2006. 5. Созина Е.К., Литовская М.А., Лейдерман Н.Л. Литература Урала: Учебная программа для средней школы. Екатеринбург: У-Фактория, 2006.



18