Автор: Афанасьева Наталия Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Республиканский центр образования"
Населённый пункт: г.Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: "Артикуляционная гимнастика, как один из способов развития беглого чтения"
Афанасьева Наталия Сергеевна,
учитель начальных классов,
ГБОУ «Республиканский центр образования»
г. Улан-Удэ
«Артикуляционная гимнастика, как один из способов развития беглого
чтения»
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна
из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение
играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Скорость чтения
является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость.
Навык чтения характеризуется такими качествами, как беглость, сознательность,
правильность и выразительность. Для развития этих качеств на каждый урок нужно
включать артикуляционные упражнения. Артикуляция – работа речи при произнесении
звуков.
Целью
артикуляционной
гимнастики
является
выработка
правильных,
полноценных
движений
артикуляционных
органов,
необходимых
для
правильного
произношения звуков.
Артикуляционная гимнастика направлена на те органы, в которых есть мускулатура:
язык, губы (круговая мышца рта), мимические мышцы.
Что бывает, когда у детей плохая артикуляция? (Он бубнит себе под нос, непонятно
произносит слова) Когда губу в тонусе, то они не шевелятся, рот не открывается. А это
мышцы и они должны двигаться, поэтому артикуляция очень важна. И что бы речь была
правильной артикуляцию нужно развивать.
У детей это частая проблема. Если плохо развита артикуляция не нарабатывается
скорость чтения, потому что губы не могут шевелиться с такой скоростью чтоб читать
быстро. Что нам помогает тренировать артикуляцию – это артикуляционная гимнастика и
чтение скороговорок.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
Проводить
артикуляционную
гимнастику
нужно
регулярно,
на
каждом
уроке
обучения грамоте, письма (а так же и других предметах), чтобы вырабатываемые у
детей навыки закреплялись.
Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше
2-3 упражнений за раз.
При
отборе
упражнений
для
артикуляционной
гимнастики
надо
соблюдать
определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Начать урок можно с таких слов:
- Ребята, на уроке физической культуры, перед тем как начать бегать, что вы
делаете?
-Разминку!
- И на уроке чтения, перед тем как начать читать, мы должны размять только не ноги
и руки, а наш речевой аппарат. Для этого существует артикуляционная гимнастика.
Комплекс из 3 упражнений
1)
Улыбочка
–
тренировка
губ,
так
как
губы
принимают
активное
участие
в
звукоизречении. Улыбнёмся друг другу но
зубы показывать не
будем, стараемся
улыбаться
так,
что
бы
губы
растянулись
по
максимуму
«Улыбка
до
ушей»
Соревнование «кто дольше просидит с такой улыбочкой»
2) Хоботок – губы не растягиваем а собираем в хоботочек, старайтесь вытянуть губы
как можно дальше вперёд (почувствуем напряжение) . А сейчас этим хоботочком
постараемся достать до носика, до подбородка, до правого уха и до левого уха (дети
часто смеются)
3) Лошадка.. Лошадка фырчит. С силой выдыхать воздух ртом, не раскрывая его. При
этом губы начнут вибрировать.
Эти три упражнения можно проводить на каждом уроке.
Тренируемся
После этих упражнений логично перейти к тренировке скороговорок, так как мы
сделали разминку для нашего речевого аппарата. Скороговорку нельзя сразу произносить
быстро. Вначале произносим 5 раз медленно, чётко проговаривая каждое слово, широко
открываем рот. Потом произносим немного быстрее, увеличивая скорость.
Эта работа даёт положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более
интересным и эмоциональным. Но самое главное эта технология помогает детям увеличить
скорость чтения.
Тренируемся
Польза скороговорок очевидна: ребёнок буквально учится «скоро говорить». А
увеличивая скорость речи, начинает быстрее читать и даже думать.