Напоминание

"Артикуляционная гимнастика, как один из способов развития беглого чтения"

Автор: Афанасьева Наталия Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Республиканский центр образования"
Населённый пункт: г.Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: "Артикуляционная гимнастика, как один из способов развития беглого чтения"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Афанасьева Наталия Сергеевна,

учитель начальных классов,

ГБОУ «Республиканский центр образования»

г. Улан-Удэ

«Артикуляционная гимнастика, как один из способов развития беглого

чтения»

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна

из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение

играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Скорость чтения

является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость.

Навык чтения характеризуется такими качествами, как беглость, сознательность,

правильность и выразительность. Для развития этих качеств на каждый урок нужно

включать артикуляционные упражнения. Артикуляция – работа речи при произнесении

звуков.

Целью

артикуляционной

гимнастики

является

выработка

правильных,

полноценных

движений

артикуляционных

органов,

необходимых

для

правильного

произношения звуков.

Артикуляционная гимнастика направлена на те органы, в которых есть мускулатура:

язык, губы (круговая мышца рта), мимические мышцы.

Что бывает, когда у детей плохая артикуляция? (Он бубнит себе под нос, непонятно

произносит слова) Когда губу в тонусе, то они не шевелятся, рот не открывается. А это

мышцы и они должны двигаться, поэтому артикуляция очень важна. И что бы речь была

правильной артикуляцию нужно развивать.

У детей это частая проблема. Если плохо развита артикуляция не нарабатывается

скорость чтения, потому что губы не могут шевелиться с такой скоростью чтоб читать

быстро. Что нам помогает тренировать артикуляцию – это артикуляционная гимнастика и

чтение скороговорок.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

Проводить

артикуляционную

гимнастику

нужно

регулярно,

на

каждом

уроке

обучения грамоте, письма (а так же и других предметах), чтобы вырабатываемые у

детей навыки закреплялись.

Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше

2-3 упражнений за раз.

При

отборе

упражнений

для

артикуляционной

гимнастики

надо

соблюдать

определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Начать урок можно с таких слов:

- Ребята, на уроке физической культуры, перед тем как начать бегать, что вы

делаете?

-Разминку!

- И на уроке чтения, перед тем как начать читать, мы должны размять только не ноги

и руки, а наш речевой аппарат. Для этого существует артикуляционная гимнастика.

Комплекс из 3 упражнений

1)

Улыбочка

тренировка

губ,

так

как

губы

принимают

активное

участие

в

звукоизречении. Улыбнёмся друг другу но

зубы показывать не

будем, стараемся

улыбаться

так,

что

бы

губы

растянулись

по

максимуму

«Улыбка

до

ушей»

Соревнование «кто дольше просидит с такой улыбочкой»

2) Хоботок – губы не растягиваем а собираем в хоботочек, старайтесь вытянуть губы

как можно дальше вперёд (почувствуем напряжение) . А сейчас этим хоботочком

постараемся достать до носика, до подбородка, до правого уха и до левого уха (дети

часто смеются)

3) Лошадка.. Лошадка фырчит. С силой выдыхать воздух ртом, не раскрывая его. При

этом губы начнут вибрировать.

Эти три упражнения можно проводить на каждом уроке.

Тренируемся

После этих упражнений логично перейти к тренировке скороговорок, так как мы

сделали разминку для нашего речевого аппарата. Скороговорку нельзя сразу произносить

быстро. Вначале произносим 5 раз медленно, чётко проговаривая каждое слово, широко

открываем рот. Потом произносим немного быстрее, увеличивая скорость.

Эта работа даёт положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более

интересным и эмоциональным. Но самое главное эта технология помогает детям увеличить

скорость чтения.

Тренируемся

Польза скороговорок очевидна: ребёнок буквально учится «скоро говорить». А

увеличивая скорость речи, начинает быстрее читать и даже думать.