"Теоретические аспекты формирования эстетической культуры личности младших школьников"
Автор: Кирпу Лилия Ивановна Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУДО "Детская школа искусств №13 (татарская)"
Населённый пункт: город Набережные Челны Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Теоретические аспекты формирования эстетической культуры личности младших школьников"
школьников.
г. Набережные Челны МАО ДО ДШИ№13(т)
преподаватель Кирпу Л.И.
Понятие « эстетическая культура», введено в 20 веке известным ученым
Э.Мейманом. Согласно современным представлениям ученых, эстетическая
культура – неотъемлемая часть культуры в целом. Эстетическая культура
относиться к любым видам деятельности человека. Мерой ее выражения
могут быть слово, жест, математическая формула и исторический трактат,
трудовые операции и воинские действия. Эстетическая культура не
ограничивается только формированием эстетических чувств, вкусов, идеалов,
потребностей, взглядов и убеждений личности, ее способности воспринимать
и оценивать мир с точки зрения гармонии, совершенства и красоты,
являющихся неотъемлемыми составными. Элементами эстетической
культуры. Процесс воспитания эстетической культуры человека органически
подчиняется выработке в нем способностей творчески преобразовывать мир
в соответствии со своими целями и желаниями, опирающимися на познания
объективных законов развития мира и человеческой жизнедеятельности.
Формирование эстетической культуры в младшем школьном возрасте
имеет определенные особенности, и это не случайно, ибо младший
школьный возраст-это особый период в жизни ребенка. Когда ребенок
приходит в школу, происходит перестройка всей системы отношений ребенка
с действительностью. Поэтому развитие эстетической культуры, которая
включает в себя способности восприятия понимания, чувствования
человеческих духовно-нравственной красоты одновременно с
формированием их собственной нравственно-эстетической духовности -
сложный, своеобразный, неравномерно протекающий, диалектически
противоречивый от конкретных социально-психологических условий
процесс.
Дети младшего школьного возраста больше тяготеют к восприятию и
оценки внешней формы, бросающейся в глаза гармонии. Отсутствие или
ограниченность опыта реальных общественных отношений, огромная тяга к
накоплению впечатлений, стремление сориентироваться в жизни, узнать мир,
и найти себя - все это направляет внимание ребенка на многочисленные
окружающие объекты, побуждает их эстетической оценки. Конечно
младшие школьники способны оценить, и ценят нравственные качества в
другом человеке, особенно доброту, заботливость, внимание и интерес к
себе. Однако они оценивают эти качества, как правило, не эстетически. А
утилитарно - практически и человеческую красоту видят во внешних,
привлекательных, непосредственно созерцаемых формах одежды, приемах
поведения и поступках.
Вместе с тем, независимо от уровня самосознания детей период младшего
школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения
развития эстетического восприятия и формирования нравственно-
эстетического отношения к жизни. Именно в этом возрасте осуществляется
наиболее интенсивное формирование отношения к миру, постепенно
трансформирующихся в свойства личности. Течение жизни что то меняет,
вносит свои коррективы, но именно в младшем возрасте нравственно-
эстетическое воспитание как следствие интенсивнейшей эстетической жизни
ребенка является основой всей дальнейшей воспитательной работы.
Было бы ошибочно полагать, будто процесс всестороннего развития
сущностных сил детей осуществляется главным образом в старшем возрасте,
когда они созревают физически и духовно, в достаточно широкую
общественную жизнь и производственный труд. Конечно, нельзя умалять
значение этого периода в становление всесторонне развитой личности.
Однако необходимо учесть весь опыт, особенно младшего школьного
возраста, свидетельствующий о том, что основа гармонического развития
ребенка закладывается не тогда, когда духовные и физические силы личности
созрели, а именно в процессе их созревания. Поэтому именно в младшем
раннем щкольном возрасте, когда в силу особенностей своего жизненного
положения дети стремятся к максимальному проявлению своих внутренних
сил, а природа этих сил наиболее податлива и пластична, важно привести в
движение естественные силы, обеспечить поле для их многообразного и
посильного жизненного проявления. Далее рассмотрим эстетическую
культуру школьников с точки зрения эстетических творческих способностей,
так как без них эстетическая культура практически невозможна. В общем
виде, эстетическую творческую способность можно определить как такой
комплекс перспективных, интелектуальных, характерологических и
эстетических свойств и качеств личности, которые обеспечивают ей
возможность проявлять себя в любом виде человеческой деятельности как
эстетически творящую личность, то есть обязательно строить свою
деятельность и «по законам красоты». Всякая способность, как отдельные
свойства и качества личности, формируются в деятельности. При этом
познание можно отнести к наиболее общим и широким видам деятельности.
Без познания, без знаний, без стремления к истине, без любознательности,
без раскрытия мира и.т.д. по существу невозможна сама жизнедеятельность
современного человека. Однако все эти качества не могут привести к успеху в
познании без выработки способности к систематизации знания и таких чисто
характерных особенностей, как упорство в достижении целей, трудолюбие,
сила воли. Общество, особенно ставит своей целью органическое сочетание в
эстетических параметрах способностей человека как неосознаваемых
чувственно-эмоциональных, так и осознаваемых, интеллектуальных
эстетических свойств и качеств личности. Поэтому для нынешнего этапа
существования общества формирование у каждого человека эстетической
творческой способности есть проявление исторической необходимости.
Эстетическая творческая способность через развитую эстетическую
восприимчивость и особенно впечатлительность придает творчеству и его
результатам особый гуманистический смысл. Ведь подлинно эстетическое
творчество всегда устремлено к созданию таких ценностей, которые в
наибольшей степени отвечают потребностям выявления и всестороннего
развития «сущностных человеческих сил», то есть таких сил. С помощью
которых человек создает «вторую природу» как основу своего расцвета и
прогресса всего общества.
Результаты эстетического восприятия через эстетическое переживание и
эмоции, являющиеся мощным стимуляторами творчества , закрепляются в
эстетическом чувстве, которое и определяет весь процесс творчества на
неосознаваемом уровне. Исключительна велика роль вкуса в творчестве.
Именно вкус создает гармонию в человеке, устанавливая представления о
прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическим и
комическим, эстетическим и художественном. Через гармонию эстетический
вкус раскрепощает чувственные и умственные силы человека,
действительное проявление которых осуществляется в творчестве.
Мотивационной стороной эстетической творческой способности является
такое качество творческой личности, как эстетическая потребность. Ведь
эстетические чувства и переживания выражают личностное эмоциональное
начало, эстетический вкус вычленяет уже «личностный смысл». Особая роль
в процессе познания и творчества принадлежит воображению. Самое
главное в воображении заключается в том, что оно может быть
ориентировано на красоту. Деятельность мозга при этом подчиняется
поискам гармонии, красоты, совершенства, которые должны быть
зафиксированы в столь же прекрасных образах, мыслях, картинах, законах,
теориях, выводах, формулах и.т.д. Эстетическая потребность в эстетической
творческой способности выступает стимулом и мотивационной стороной
творчества, воображение же есть особенно «исполнитель» творческого акта,
своеобразный механизм творчества, конечный результат которого и есть
образ, целостное произведение, отличающиеся единством или гармонией
содержания и формы, объективного и субъективного, общественного и
личного, чувственно-эмоционального и интеллектуального, реального и
идеального, частного и общего.