"Теоретические аспекты формирования эстетической культуры личности младших школьников"

Автор: Кирпу Лилия Ивановна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУДО "Детская школа искусств №13 (татарская)"
Населённый пункт: город Набережные Челны Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Теоретические аспекты формирования эстетической культуры личности младших школьников"
Дата публикации: 22.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Теоретические аспекты формирования

эстетической культуры личности младших

школьников.
г. Набережные Челны МАО ДО ДШИ№13(т) преподаватель Кирпу Л.И. Понятие « эстетическая культура», введено в 20 веке известным ученым Э.Мейманом. Согласно современным представлениям ученых, эстетическая культура – неотъемлемая часть культуры в целом. Эстетическая культура относиться к любым видам деятельности человека. Мерой ее выражения могут быть слово, жест, математическая формула и исторический трактат, трудовые операции и воинские действия. Эстетическая культура не ограничивается только формированием эстетических чувств, вкусов, идеалов, потребностей, взглядов и убеждений личности, ее способности воспринимать и оценивать мир с точки зрения гармонии, совершенства и красоты, являющихся неотъемлемыми составными. Элементами эстетической культуры. Процесс воспитания эстетической культуры человека органически подчиняется выработке в нем способностей творчески преобразовывать мир в соответствии со своими целями и желаниями, опирающимися на познания объективных законов развития мира и человеческой жизнедеятельности. Формирование эстетической культуры в младшем школьном возрасте имеет определенные особенности, и это не случайно, ибо младший школьный возраст-это особый период в жизни ребенка. Когда ребенок приходит в школу, происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью. Поэтому развитие эстетической культуры, которая включает в себя способности восприятия понимания, чувствования человеческих духовно-нравственной красоты одновременно с формированием их собственной нравственно-эстетической духовности - сложный, своеобразный, неравномерно протекающий, диалектически противоречивый от конкретных социально-психологических условий процесс.
Дети младшего школьного возраста больше тяготеют к восприятию и оценки внешней формы, бросающейся в глаза гармонии. Отсутствие или ограниченность опыта реальных общественных отношений, огромная тяга к накоплению впечатлений, стремление сориентироваться в жизни, узнать мир, и найти себя - все это направляет внимание ребенка на многочисленные окружающие объекты, побуждает их эстетической оценки. Конечно младшие школьники способны оценить, и ценят нравственные качества в другом человеке, особенно доброту, заботливость, внимание и интерес к себе. Однако они оценивают эти качества, как правило, не эстетически. А утилитарно - практически и человеческую красоту видят во внешних, привлекательных, непосредственно созерцаемых формах одежды, приемах поведения и поступках. Вместе с тем, независимо от уровня самосознания детей период младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения развития эстетического восприятия и формирования нравственно- эстетического отношения к жизни. Именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношения к миру, постепенно трансформирующихся в свойства личности. Течение жизни что то меняет, вносит свои коррективы, но именно в младшем возрасте нравственно- эстетическое воспитание как следствие интенсивнейшей эстетической жизни ребенка является основой всей дальнейшей воспитательной работы. Было бы ошибочно полагать, будто процесс всестороннего развития сущностных сил детей осуществляется главным образом в старшем возрасте, когда они созревают физически и духовно, в достаточно широкую общественную жизнь и производственный труд. Конечно, нельзя умалять значение этого периода в становление всесторонне развитой личности. Однако необходимо учесть весь опыт, особенно младшего школьного возраста, свидетельствующий о том, что основа гармонического развития ребенка закладывается не тогда, когда духовные и физические силы личности созрели, а именно в процессе их созревания. Поэтому именно в младшем
раннем щкольном возрасте, когда в силу особенностей своего жизненного положения дети стремятся к максимальному проявлению своих внутренних сил, а природа этих сил наиболее податлива и пластична, важно привести в движение естественные силы, обеспечить поле для их многообразного и посильного жизненного проявления. Далее рассмотрим эстетическую культуру школьников с точки зрения эстетических творческих способностей, так как без них эстетическая культура практически невозможна. В общем виде, эстетическую творческую способность можно определить как такой комплекс перспективных, интелектуальных, характерологических и эстетических свойств и качеств личности, которые обеспечивают ей возможность проявлять себя в любом виде человеческой деятельности как эстетически творящую личность, то есть обязательно строить свою деятельность и «по законам красоты». Всякая способность, как отдельные свойства и качества личности, формируются в деятельности. При этом познание можно отнести к наиболее общим и широким видам деятельности. Без познания, без знаний, без стремления к истине, без любознательности, без раскрытия мира и.т.д. по существу невозможна сама жизнедеятельность современного человека. Однако все эти качества не могут привести к успеху в познании без выработки способности к систематизации знания и таких чисто характерных особенностей, как упорство в достижении целей, трудолюбие, сила воли. Общество, особенно ставит своей целью органическое сочетание в эстетических параметрах способностей человека как неосознаваемых чувственно-эмоциональных, так и осознаваемых, интеллектуальных эстетических свойств и качеств личности. Поэтому для нынешнего этапа существования общества формирование у каждого человека эстетической творческой способности есть проявление исторической необходимости. Эстетическая творческая способность через развитую эстетическую восприимчивость и особенно впечатлительность придает творчеству и его результатам особый гуманистический смысл. Ведь подлинно эстетическое творчество всегда устремлено к созданию таких ценностей, которые в
наибольшей степени отвечают потребностям выявления и всестороннего развития «сущностных человеческих сил», то есть таких сил. С помощью которых человек создает «вторую природу» как основу своего расцвета и прогресса всего общества. Результаты эстетического восприятия через эстетическое переживание и эмоции, являющиеся мощным стимуляторами творчества , закрепляются в эстетическом чувстве, которое и определяет весь процесс творчества на неосознаваемом уровне. Исключительна велика роль вкуса в творчестве. Именно вкус создает гармонию в человеке, устанавливая представления о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическим и комическим, эстетическим и художественном. Через гармонию эстетический вкус раскрепощает чувственные и умственные силы человека, действительное проявление которых осуществляется в творчестве. Мотивационной стороной эстетической творческой способности является такое качество творческой личности, как эстетическая потребность. Ведь эстетические чувства и переживания выражают личностное эмоциональное начало, эстетический вкус вычленяет уже «личностный смысл». Особая роль в процессе познания и творчества принадлежит воображению. Самое главное в воображении заключается в том, что оно может быть ориентировано на красоту. Деятельность мозга при этом подчиняется поискам гармонии, красоты, совершенства, которые должны быть зафиксированы в столь же прекрасных образах, мыслях, картинах, законах, теориях, выводах, формулах и.т.д. Эстетическая потребность в эстетической творческой способности выступает стимулом и мотивационной стороной творчества, воображение же есть особенно «исполнитель» творческого акта, своеобразный механизм творчества, конечный результат которого и есть образ, целостное произведение, отличающиеся единством или гармонией содержания и формы, объективного и субъективного, общественного и личного, чувственно-эмоционального и интеллектуального, реального и идеального, частного и общего.