Автор: Серова Юлия Юрьевна
Должность: логопед
Учебное заведение: СПб ГБУ "Центр содействия семейному воспитанию №14"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Практика
В Центре содействия семейному воспитанию №14 я работаю логопедом.
В
соответствии
с
должностными
обязанностями,
осуществляю
работу,
направленную
на
максимальную
коррекцию
отклонений
в
развитии
у
воспитанников, выявляю и корректирую дефекты устной и письменной речи
воспитанников,
корректирую
работу
с
воспитанниками
по
преодолению
трудностей в усвоении программ общеобразовательных школ, сопровождаю
учебно-воспитательный
процесс.
Координирую
процесс
подготовки
воспитанников
к
сдаче
итоговой
аттестации
по
школьным
программам.
Провожу
профориентационную
работу
с
воспитанниками
по
программе
профессиональной
ориентации,
выявляя
индивидуальные
особенности,
интересы, способности и склонности детей. Выполняю предупредительно-
профилактическую работу, целью которой является адаптация и социализация
детей в обществе, формирование навыков правовой культуры, правомерного
поведения и правового самообслуживания воспитанников. Занимаюсь работой
по сопровождению выпускников. Участвую в составлении индивидуальных
планов развития и жизнеустройства воспитанников, в
разработке планов
работы
по
профилактике
безнадзорности
и
правонарушений
среди
несовершеннолетних.
Учитывая устойчивое повышение качества и уровня жизни граждан
России, от моих воспитанников также требуется повышение финансовой
грамотности
и
формирования
финансовой
культуры
для
обеспечения
финансового
благополучия,
осознанного
использования
ими
финансовых
продуктов и услуг, разумного принятия финансовых решений, инвестирования
и управления рисками.
В
нашем
учреждении
проводится
работа
на
базе
дополнительной
общеразвивающей образовательной программы «Планета под именем "Я"», в
разработке которой я принимала активное участие.
В программе рассматривается концепция социально-психологического и
педагогического сопровождения адаптации выпускников в условиях создания
психолого–акмеологического пространства, компонентом которого является
социальная
квартира
как
условие
автономного
проживания
выпускника.
Программа
успешно
применяется
на
практике,
способствуя
адаптации
выпускников центра
личностному развитию,
поддержанию стремления
к
самосовершенствованию, самореализации и здоровье сбережению.
Программа включает 6 модулей:
•
Формирование и развитие музыкально-эстетического вкуса;
•
Комплексное развитие личности ребенка через создание
экологической предметно-пространственной среды;
•
Комплексное развитие художественно-эстетического вкуса;
•
Развитие и коррекция речи;
•
Социально-психолого-педагогическое сопровождение;
•
Развитие художественно-творческих навыков: вокал,
хореография, театральный и изобразительный виды
деятельности.
Содержание программы учитывает специфику Центра, обеспечивает
комплексный
подход,
включающий
оказание
педагогической,
психологической, медицинской и социальной помощи детям и подросткам, а
также
субъектам
образовательного
процесса
(педагогическим
кадрам,
родителям, опекунам).
Реализация программы предполагает подготовительную работу со всеми
воспитанниками Центра, а также постинтернатное сопровождение учеников
старших классов и социальную адаптацию выпускников.
В программу включены следующие блоки:
•
«Твои права и обязанности» (основы правовых знаний)
•
«Мир профессий» (основы профессионального выбора)
•
«На пути к своему «Я» (основы организации жизнедеятельности)
•
«Безопасность жизни» (основы безопасного поведения)
•
«Экономика» (основы экономических знаний)
•
«Моя семья» (основы полоролевых взаимоотношений)
•
Практический:
«Хозяйство
и
быт»
(одежда,
дом,
питание,
финансы, финансовая культура).
В современной экономической системе отношений умение принимать
грамотные финансовые решения иногда становится одним из главных условий
выживания.
Учитывая
данный
фактор,
в
Центре
был
проработан
и
сформирован новый курс «Финансовая грамотность». Работа по данному
направлению
велась
в
учреждении
и
ранее.
Однако,
внедрение
новых
требований на законодательном уровне потребовало обновление программы.
Уровень финансовой грамотности заметно различается в разных группах
граждан.
Значительно
меньшую
финансовую
компетентность
проявляют
воспитанники и выпускники учреждений для детей-сирот, оставшихся без
попечения родителей.
Новая программа предполагает организацию занятий с воспитанниками,
направленную на социальную адаптацию и подготовку к самостоятельной
взрослой жизни в части ведения личного финансового учета и управления
финансами,
приобретение
умений
и
навыков
в
области
безопасного
пользования
цифровыми
финансовыми
технологиями,
финансовой
кибербезопасности, в том числе защиты от атак интернет-злоумышленников.
Вся
работа
по
программе
строится
с
учетом
образовательных
потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, с
учетом специфики их жизненных обстоятельств при тесном взаимодействии
всех специалистов Центра.
Поэтому
в
рамках
реализации
данной
программы
ставится
задача
перехода от
финансовой грамотности каждого воспитанника, как
набора
знаний, умений и навыков финансовой культуры, которая включает в себя
ценности,
установки
и
поведенческие
практики,
определяет
качество
использования финансовой грамотности.
Основная цель нашей программы – это необходимость сформировать
навыки финансового грамотного поведения детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, сформировать умения и компетенции для принятия
финансовых решений в повседневной жизни и в процессе взаимодействия с
финансовыми институтами.
Повышение
финансовой
грамотности
должно
начинаться
с
самого
раннего
возраста,
чем
раньше,
тем
лучше.
Когда
можно
заложить
поведенческие основы, адаптировать менталитет человека. Учитывая этот
факт, мы выделили основные целевые группы, на которые рассчитан курс:
1.
Воспитанники начальной школы;
2.
Воспитанники среднего звена;
3.
Воспитанники, обучающиеся в старшей школе плюс выпускники;
4.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дети-
инвалиды.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дети-инвалиды
были выделены в отдельную категорию в связи с тем, что они представляют
особо уязвимую группу с точки зрения мошеннических рисков. Они должны
научиться принимать осознанные и эффективные решения по управлению
личными финансами.
Данной категории детей финансовое образование дает представление о
ценности денег, закладывает фундамент для дальнейшего развития навыков
планирования бюджета и сбережений, может помочь в решении проблемы
финансирования
образования
или
решения
жилищной
проблемы
через
финансовое планирование, оптимизирует расходы и
доходы. Финансовая
грамотность
учащихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
способствует адаптации к современным экономическим условиям и облегчает
выпускникам вхождение во взрослую жизнь за счет создания предпосылок для
личностного роста и повышения уровня информированности в различных
областях жизни. Эти знания им необходимы для адаптации в социуме, для
жизни в нем.
На
первых
этапах
обучения
всех
возрастных
групп
мы
пытаемся
ответить на вопрос: «Что отличает финансово грамотного человека?»
Ниже
перечислены
некоторые
варианты
тематических
занятий
для
воспитанников первой группы (начальная школа).
Эта
возрастная
категория
воспитанников
с
удовольствием
и
неподдельным интересом присутствует на занятиях по темам «Как появились
деньги» и «История российских денег». Эти темы являются первыми в курсе,
именно
с
обсуждения этих
тем
ученики начинают
знакомиться с
азами
финансовой грамотности.
Далее мы предлагаем учебный материал, посвященный теме банков и
банковских услуг («Банки», «Банкоматы» и «Банковские карты»):
•
Банкоматы в моем районе (где расположены, какой режим работы,
каких банков).
•
Как
правильно
использовать
банковскую
карту
в
банкомате?
(устный рассказ).
•
Правила безопасного пользования банкоматами.
Что это такое и почему важно быть финансово грамотным в любом
возрасте помогают младшим воспитанникам понять и различные интернет-
ресурсы. На занятии с последующим обсуждением мультфильма «Азбука
финансовой грамотности со Смешариками», «Новое Простоквашино», серия
«Золотая карта», ребята изучают важные признаки грамотного финансового
поведения.
Самые
веселые
и
активные
занятия
проводятся
в
виде
игры.
Большинство
участников пришли в
восторг и
просят повтора подобных
занятий.
Игра «Денежный поток» — это наглядная модель того, как работают
деньги, и как человек может с ними работать. Она учит видеть возможности,
которые до этого вы не видели, понимать финансовые процессы, повысить
свой
финансовый
интеллект
и
использовать
его
потенциал.
Эта
игра
способствует развитию навыков:
•
Как заставить деньги работать на себя;
•
Совершать сделки с недвижимостью;
•
Как перестать работать ради денег;
•
Мыслить и действовать как бизнесмен;
•
Грамотное пользование банковским кредитом.
Все группы наших воспитанников участвуют в учебных дискуссиях, на
которых
происходит
обмен
взглядами
по
конкретной
проблеме,
упорядочивание и закрепление материала, определение уровня подготовки
воспитанников
и
индивидуальных
особенностей
характера,
мышления,
темперамента.
Деловые игры, способствующие освоению типичных экономических
ролей через участие в обучающих тренингах и играх, моделирующих ситуации
реальной жизни, помогают освоить материал.
Также проводятся встречи со специалистами финансовых организаций и
институтов.
Сотрудник ГУ Минюста России по СПб и ЛО, практикующие студенты
- юристы из АОУ ВПО ЛО «Государственный институт экономики, финансов,
права и технологий» (ГИЭФПТ), курсанты из университета Федеральной
службы исполнения наказаний России и студенты юридического факультета
Санкт-Петербургского государственного аграрного университета рассказали
воспитанникам о правах и обязанностях несовершеннолетних, в том числе о
трудовых, о юридических профессиях, о том, что такое сделка, какие они
бывают, в каком возрасте ребёнок может заключить те или иные сделки.
Мероприятие
было
подготовлено
с
учетом
разных
возрастных
групп
воспитанников.
Большое значение в нашей программе уделяется экскурсиям. Самая, на
мой взгляд, значимая и впечатляющая экскурсия состоялась в Центральном
банке Российской Федерации, где создана огромная база знаний о развитии
денежных отношений в России и мире.
Воспитанники Центра совместно с представителем Прокуратуры Санкт-
Петербурга побывали на одной из площадок, разработанных для проведения
мероприятий
по
финансовой
грамотности.
Ребята
побывали
в
красивом
историческом здании, узнали, что история Государственного банка началась
именно в Санкт-Петербурге: в 1860 году его учредил Александр II.
Программа нашего Центра предполагает, в рамках мероприятий по
повышению финансовой грамотности, участие
в
различных семинарах и
зачетах, проводимых сторонними организациями.
Воспитанники
Центра
приняли
участие
во
Всероссийской
неделе
финансовой грамотности для детей и молодежи в формате образовательного
онлайн-фестиваля
«My Money Fest».
Фестиваль
проводился
в
рамках
реализации дорожной карты «Стратегия повышения финансовой грамотности
в Российской Федерации».
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста была проведена
игра-конкурс
по
финансовой
грамотности
с
героями
мультсериала
«Смешарики».
В прямом эфире воспитанники среднего школьного возраста приняли
участие в игре «Знаток ФинЗОЖ». Мероприятия по финансовой грамотности
были проведены при поддержке НИФИ Минфина России.
80 %
воспитанников
приняли
участие
в
олимпиаде
по
Финансовой грамотности.
Ребята проверили, насколько хорошо они разбираются в финансах,
успешно сдали зачет и получили сертификаты.
Для
каждого
участника
был
предусмотрен
подходящий
уровень
сложности. Базовый — для тех, кто только начинает разбираться в финансах и
хочет быть уверен, что правильно понимает основы. Продвинутый — для тех,
кто готов к сложным вопросам. Были даны персональные рекомендации,
помогающие устранить пробелы в знаниях.
«Наряжаем
елку
полезных
финансовых
привычек!»
—
еще
одна
интересная
игра,
организованная
для
старшеклассников
на
сайте
«Мои
финансы РФ», а также дискуссия на тему полезных и вредных финансовых
привычек.
Необходимо
также
учитывать,
что
быстрое
развитие
цифровых
технологий
существенно
изменило
традиционные
подходы
к
оказанию
финансовых услуг, повысило требования к финансовой киберграмотности, под
которой понимаются основные знания, умения и навыки воспитанников в
области безопасного пользования цифровыми финансовыми технологиями. В
настоящее время большинство финансовых операций совершаются в онлайн-
режиме круглосуточно с помощью мобильных приложений.
В
этой
связи
приоритетом
в
вопросах
финансовой
безопасности
поставлены вопросы финансовой кибербезопасности, в том числе защиты от
атак интернет-злоумышленников.
Планируемые результаты обучения по программе «Финансовая
грамотность»
Требования к личностным результатам освоения курса
•
Сформировано
умение
приоритизировать
расходы
с
учётом
краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных потребностей.
•
Развита
способность
принимать
взвешенные
и
ответственные
жизненные
решения,
влияющие
на
текущее
и
долгосрочное
благосостояние, как собственное, так и благосостояние будущей семьи.
•
Сформировано
понимание
необходимости
получения
достойного
образования как способа преуспеть в жизни.
•
Сформировано умение выстраивать поведение в сфере финансов с
учётом прав и обязанностей.
•
Сформировано умение распознавать и избегать мошенников.
Требования к интеллектуальным результатам освоения курса
•
Сформировано умение решать практические финансовые задачи на
основе поиска и анализа информации/данных из различных источников
и прогнозирования развития ситуации.
•
Выработана способность аргументировать и отстаивать свою точку
зрения по вопросам, связанным с финансами.
Требования к предметным результатам освоения курса
•
Владение базовыми
понятиями финансовой сферы (банк, депозит,
кредит,
портфель
инвестиций,
фондовый
рынок,
ценные
бумаги,
налоги, налоговый вычет, пенсия, пенсионные накопления, бизнес,
финансовый риск, финансовое мошенничество).
•
Владение
знаниями
(правилами
поведения)
в
определённых
финансовых институтах (банк, фондовый рынок, пенсионный фонд,
налоговая служба и др.).
•
Владение
базовыми
алгоритмами
поведения,
необходимыми
для
успешного
взаимодействия
с
различными
структурами
и
организациями
финансовой
сферы.
Понимание
принципов
функционирования финансовой системы России.
От наших выпускников ожидается успешное и достаточно быстрое
вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры
общества,
требует
способности
принимать
правомерные
решения
по
обеспечению
своей
жизнедеятельности,
прогнозировать
возможные
последствия своих действий, а также готовности и умения реализовывать
принятые решения.
Выпускников необходимо подготовить к решению финансовых задач,
дать
им
возможность
приобрести
теоретический
и
практический
опыт
подобного рода деятельности, научить их взаимодействию с различными
финансовыми
институтами
(налоговой
системой,
фондами,
банками)
и
финансово-грамотному поведению в повседневной жизни, а также научить
избегать потенциально опасных финансовых ситуаций.
Выпускник нашего Центра — разумный, уверенный в себе, грамотный,
обладающий
достаточным
уровнем
знаний,
в
частности,
в
области
финансового планирования своей жизни — это главный результат моей работы
по обучению воспитанников финансовым азам.