Напоминание

Планета под именем "Я"

Автор: Серова Юлия Юрьевна
Должность: логопед
Учебное заведение: СПб ГБУ "Центр содействия семейному воспитанию №14"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Планета под именем "Я"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

В Центре содействия семейному воспитанию №14 я работаю логопедом.

В

соответствии

с

должностными

обязанностями,

осуществляю

работу,

направленную

на

максимальную

коррекцию

отклонений

в

развитии

у

воспитанников, выявляю и корректирую дефекты устной и письменной речи

воспитанников,

корректирую

работу

с

воспитанниками

по

преодолению

трудностей в усвоении программ общеобразовательных школ, сопровождаю

учебно-воспитательный

процесс.

Координирую

процесс

подготовки

воспитанников

к

сдаче

итоговой

аттестации

по

школьным

программам.

Провожу

профориентационную

работу

с

воспитанниками

по

программе

профессиональной

ориентации,

выявляя

индивидуальные

особенности,

интересы, способности и склонности детей. Выполняю предупредительно-

профилактическую работу, целью которой является адаптация и социализация

детей в обществе, формирование навыков правовой культуры, правомерного

поведения и правового самообслуживания воспитанников. Занимаюсь работой

по сопровождению выпускников. Участвую в составлении индивидуальных

планов развития и жизнеустройства воспитанников, в

разработке планов

работы

по

профилактике

безнадзорности

и

правонарушений

среди

несовершеннолетних.

Учитывая устойчивое повышение качества и уровня жизни граждан

России, от моих воспитанников также требуется повышение финансовой

грамотности

и

формирования

финансовой

культуры

для

обеспечения

финансового

благополучия,

осознанного

использования

ими

финансовых

продуктов и услуг, разумного принятия финансовых решений, инвестирования

и управления рисками.

В

нашем

учреждении

проводится

работа

на

базе

дополнительной

общеразвивающей образовательной программы «Планета под именем "Я"», в

разработке которой я принимала активное участие.

В программе рассматривается концепция социально-психологического и

педагогического сопровождения адаптации выпускников в условиях создания

психолого–акмеологического пространства, компонентом которого является

социальная

квартира

как

условие

автономного

проживания

выпускника.

Программа

успешно

применяется

на

практике,

способствуя

адаптации

выпускников центра

личностному развитию,

поддержанию стремления

к

самосовершенствованию, самореализации и здоровье сбережению.

Программа включает 6 модулей:

Формирование и развитие музыкально-эстетического вкуса;

Комплексное развитие личности ребенка через создание

экологической предметно-пространственной среды;

Комплексное развитие художественно-эстетического вкуса;

Развитие и коррекция речи;

Социально-психолого-педагогическое сопровождение;

Развитие художественно-творческих навыков: вокал,

хореография, театральный и изобразительный виды

деятельности.

Содержание программы учитывает специфику Центра, обеспечивает

комплексный

подход,

включающий

оказание

педагогической,

психологической, медицинской и социальной помощи детям и подросткам, а

также

субъектам

образовательного

процесса

(педагогическим

кадрам,

родителям, опекунам).

Реализация программы предполагает подготовительную работу со всеми

воспитанниками Центра, а также постинтернатное сопровождение учеников

старших классов и социальную адаптацию выпускников.

В программу включены следующие блоки:

«Твои права и обязанности» (основы правовых знаний)

«Мир профессий» (основы профессионального выбора)

«На пути к своему «Я» (основы организации жизнедеятельности)

«Безопасность жизни» (основы безопасного поведения)

«Экономика» (основы экономических знаний)

«Моя семья» (основы полоролевых взаимоотношений)

Практический:

«Хозяйство

и

быт»

(одежда,

дом,

питание,

финансы, финансовая культура).

В современной экономической системе отношений умение принимать

грамотные финансовые решения иногда становится одним из главных условий

выживания.

Учитывая

данный

фактор,

в

Центре

был

проработан

и

сформирован новый курс «Финансовая грамотность». Работа по данному

направлению

велась

в

учреждении

и

ранее.

Однако,

внедрение

новых

требований на законодательном уровне потребовало обновление программы.

Уровень финансовой грамотности заметно различается в разных группах

граждан.

Значительно

меньшую

финансовую

компетентность

проявляют

воспитанники и выпускники учреждений для детей-сирот, оставшихся без

попечения родителей.

Новая программа предполагает организацию занятий с воспитанниками,

направленную на социальную адаптацию и подготовку к самостоятельной

взрослой жизни в части ведения личного финансового учета и управления

финансами,

приобретение

умений

и

навыков

в

области

безопасного

пользования

цифровыми

финансовыми

технологиями,

финансовой

кибербезопасности, в том числе защиты от атак интернет-злоумышленников.

Вся

работа

по

программе

строится

с

учетом

образовательных

потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, с

учетом специфики их жизненных обстоятельств при тесном взаимодействии

всех специалистов Центра.

Поэтому

в

рамках

реализации

данной

программы

ставится

задача

перехода от

финансовой грамотности каждого воспитанника, как

набора

знаний, умений и навыков финансовой культуры, которая включает в себя

ценности,

установки

и

поведенческие

практики,

определяет

качество

использования финансовой грамотности.

Основная цель нашей программы – это необходимость сформировать

навыки финансового грамотного поведения детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей, сформировать умения и компетенции для принятия

финансовых решений в повседневной жизни и в процессе взаимодействия с

финансовыми институтами.

Повышение

финансовой

грамотности

должно

начинаться

с

самого

раннего

возраста,

чем

раньше,

тем

лучше.

Когда

можно

заложить

поведенческие основы, адаптировать менталитет человека. Учитывая этот

факт, мы выделили основные целевые группы, на которые рассчитан курс:

1.

Воспитанники начальной школы;

2.

Воспитанники среднего звена;

3.

Воспитанники, обучающиеся в старшей школе плюс выпускники;

4.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дети-

инвалиды.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дети-инвалиды

были выделены в отдельную категорию в связи с тем, что они представляют

особо уязвимую группу с точки зрения мошеннических рисков. Они должны

научиться принимать осознанные и эффективные решения по управлению

личными финансами.

Данной категории детей финансовое образование дает представление о

ценности денег, закладывает фундамент для дальнейшего развития навыков

планирования бюджета и сбережений, может помочь в решении проблемы

финансирования

образования

или

решения

жилищной

проблемы

через

финансовое планирование, оптимизирует расходы и

доходы. Финансовая

грамотность

учащихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья

способствует адаптации к современным экономическим условиям и облегчает

выпускникам вхождение во взрослую жизнь за счет создания предпосылок для

личностного роста и повышения уровня информированности в различных

областях жизни. Эти знания им необходимы для адаптации в социуме, для

жизни в нем.

На

первых

этапах

обучения

всех

возрастных

групп

мы

пытаемся

ответить на вопрос: «Что отличает финансово грамотного человека?»

Ниже

перечислены

некоторые

варианты

тематических

занятий

для

воспитанников первой группы (начальная школа).

Эта

возрастная

категория

воспитанников

с

удовольствием

и

неподдельным интересом присутствует на занятиях по темам «Как появились

деньги» и «История российских денег». Эти темы являются первыми в курсе,

именно

с

обсуждения этих

тем

ученики начинают

знакомиться с

азами

финансовой грамотности.

Далее мы предлагаем учебный материал, посвященный теме банков и

банковских услуг («Банки», «Банкоматы» и «Банковские карты»):

Банкоматы в моем районе (где расположены, какой режим работы,

каких банков).

Как

правильно

использовать

банковскую

карту

в

банкомате?

(устный рассказ).

Правила безопасного пользования банкоматами.

Что это такое и почему важно быть финансово грамотным в любом

возрасте помогают младшим воспитанникам понять и различные интернет-

ресурсы. На занятии с последующим обсуждением мультфильма «Азбука

финансовой грамотности со Смешариками», «Новое Простоквашино», серия

«Золотая карта», ребята изучают важные признаки грамотного финансового

поведения.

Самые

веселые

и

активные

занятия

проводятся

в

виде

игры.

Большинство

участников пришли в

восторг и

просят повтора подобных

занятий.

Игра «Денежный поток» — это наглядная модель того, как работают

деньги, и как человек может с ними работать. Она учит видеть возможности,

которые до этого вы не видели, понимать финансовые процессы, повысить

свой

финансовый

интеллект

и

использовать

его

потенциал.

Эта

игра

способствует развитию навыков:

Как заставить деньги работать на себя;

Совершать сделки с недвижимостью;

Как перестать работать ради денег;

Мыслить и действовать как бизнесмен;

Грамотное пользование банковским кредитом.

Все группы наших воспитанников участвуют в учебных дискуссиях, на

которых

происходит

обмен

взглядами

по

конкретной

проблеме,

упорядочивание и закрепление материала, определение уровня подготовки

воспитанников

и

индивидуальных

особенностей

характера,

мышления,

темперамента.

Деловые игры, способствующие освоению типичных экономических

ролей через участие в обучающих тренингах и играх, моделирующих ситуации

реальной жизни, помогают освоить материал.

Также проводятся встречи со специалистами финансовых организаций и

институтов.

Сотрудник ГУ Минюста России по СПб и ЛО, практикующие студенты

- юристы из АОУ ВПО ЛО «Государственный институт экономики, финансов,

права и технологий» (ГИЭФПТ), курсанты из университета Федеральной

службы исполнения наказаний России и студенты юридического факультета

Санкт-Петербургского государственного аграрного университета рассказали

воспитанникам о правах и обязанностях несовершеннолетних, в том числе о

трудовых, о юридических профессиях, о том, что такое сделка, какие они

бывают, в каком возрасте ребёнок может заключить те или иные сделки.

Мероприятие

было

подготовлено

с

учетом

разных

возрастных

групп

воспитанников.

Большое значение в нашей программе уделяется экскурсиям. Самая, на

мой взгляд, значимая и впечатляющая экскурсия состоялась в Центральном

банке Российской Федерации, где создана огромная база знаний о развитии

денежных отношений в России и мире.

Воспитанники Центра совместно с представителем Прокуратуры Санкт-

Петербурга побывали на одной из площадок, разработанных для проведения

мероприятий

по

финансовой

грамотности.

Ребята

побывали

в

красивом

историческом здании, узнали, что история Государственного банка началась

именно в Санкт-Петербурге: в 1860 году его учредил Александр II.

Программа нашего Центра предполагает, в рамках мероприятий по

повышению финансовой грамотности, участие

в

различных семинарах и

зачетах, проводимых сторонними организациями.

Воспитанники

Центра

приняли

участие

во

Всероссийской

неделе

финансовой грамотности для детей и молодежи в формате образовательного

онлайн-фестиваля

«My Money Fest».

Фестиваль

проводился

в

рамках

реализации дорожной карты «Стратегия повышения финансовой грамотности

в Российской Федерации».

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста была проведена

игра-конкурс

по

финансовой

грамотности

с

героями

мультсериала

«Смешарики».

В прямом эфире воспитанники среднего школьного возраста приняли

участие в игре «Знаток ФинЗОЖ». Мероприятия по финансовой грамотности

были проведены при поддержке НИФИ Минфина России.

80 %

воспитанников

приняли

участие

в

олимпиаде

по

Финансовой грамотности.

Ребята проверили, насколько хорошо они разбираются в финансах,

успешно сдали зачет и получили сертификаты.

Для

каждого

участника

был

предусмотрен

подходящий

уровень

сложности. Базовый — для тех, кто только начинает разбираться в финансах и

хочет быть уверен, что правильно понимает основы. Продвинутый — для тех,

кто готов к сложным вопросам. Были даны персональные рекомендации,

помогающие устранить пробелы в знаниях.

«Наряжаем

елку

полезных

финансовых

привычек!»

еще

одна

интересная

игра,

организованная

для

старшеклассников

на

сайте

«Мои

финансы РФ», а также дискуссия на тему полезных и вредных финансовых

привычек.

Необходимо

также

учитывать,

что

быстрое

развитие

цифровых

технологий

существенно

изменило

традиционные

подходы

к

оказанию

финансовых услуг, повысило требования к финансовой киберграмотности, под

которой понимаются основные знания, умения и навыки воспитанников в

области безопасного пользования цифровыми финансовыми технологиями. В

настоящее время большинство финансовых операций совершаются в онлайн-

режиме круглосуточно с помощью мобильных приложений.

В

этой

связи

приоритетом

в

вопросах

финансовой

безопасности

поставлены вопросы финансовой кибербезопасности, в том числе защиты от

атак интернет-злоумышленников.

Планируемые результаты обучения по программе «Финансовая

грамотность»

Требования к личностным результатам освоения курса

Сформировано

умение

приоритизировать

расходы

с

учётом

краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных потребностей.

Развита

способность

принимать

взвешенные

и

ответственные

жизненные

решения,

влияющие

на

текущее

и

долгосрочное

благосостояние, как собственное, так и благосостояние будущей семьи.

Сформировано

понимание

необходимости

получения

достойного

образования как способа преуспеть в жизни.

Сформировано умение выстраивать поведение в сфере финансов с

учётом прав и обязанностей.

Сформировано умение распознавать и избегать мошенников.

Требования к интеллектуальным результатам освоения курса

Сформировано умение решать практические финансовые задачи на

основе поиска и анализа информации/данных из различных источников

и прогнозирования развития ситуации.

Выработана способность аргументировать и отстаивать свою точку

зрения по вопросам, связанным с финансами.

Требования к предметным результатам освоения курса

Владение базовыми

понятиями финансовой сферы (банк, депозит,

кредит,

портфель

инвестиций,

фондовый

рынок,

ценные

бумаги,

налоги, налоговый вычет, пенсия, пенсионные накопления, бизнес,

финансовый риск, финансовое мошенничество).

Владение

знаниями

(правилами

поведения)

в

определённых

финансовых институтах (банк, фондовый рынок, пенсионный фонд,

налоговая служба и др.).

Владение

базовыми

алгоритмами

поведения,

необходимыми

для

успешного

взаимодействия

с

различными

структурами

и

организациями

финансовой

сферы.

Понимание

принципов

функционирования финансовой системы России.

От наших выпускников ожидается успешное и достаточно быстрое

вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры

общества,

требует

способности

принимать

правомерные

решения

по

обеспечению

своей

жизнедеятельности,

прогнозировать

возможные

последствия своих действий, а также готовности и умения реализовывать

принятые решения.

Выпускников необходимо подготовить к решению финансовых задач,

дать

им

возможность

приобрести

теоретический

и

практический

опыт

подобного рода деятельности, научить их взаимодействию с различными

финансовыми

институтами

(налоговой

системой,

фондами,

банками)

и

финансово-грамотному поведению в повседневной жизни, а также научить

избегать потенциально опасных финансовых ситуаций.

Выпускник нашего Центра — разумный, уверенный в себе, грамотный,

обладающий

достаточным

уровнем

знаний,

в

частности,

в

области

финансового планирования своей жизни — это главный результат моей работы

по обучению воспитанников финансовым азам.