Напоминание

Развитие мелкой мотрики у детей младщего дошкольного возраста в различных видах деятельгости

Автор: Речкина Оксана Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад"Рябинка -ЦРР"г.Омутнинска
Населённый пункт: Кировская область,г.Омутнинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие мелкой мотрики у детей младщего дошкольного возраста в различных видах деятельгости







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Методическая разработка

«Развитие мелкой моторики у детей младшего

дошкольного возраста в различных видах

деятельности.»

Аннотация

Методическая разработка посвящена вопросам

развития мелкой моторики рук у детей младшего

дошкольного возраста посредством организации разнообразной игровой и продуктивной

деятельности.

Представлены, теоретические основы проблемы,

Обоснованы значение и роль занятий,направленных на формирование мелких движений

пальцев и кистей рук ребёнка.

Предложены разнообразные методики и игры,способствующие эффективному

формированию мелкой моторики,

соответствующие возрасту дошкольников и

обеспечивающие комплексный подход к обучению и воспитанию малышей.

Разработка адресована педагогам детских садов,психологам,дефектологам,родителям и

другим специалистам,заинтересованным в создании условий для полноценного

психофизического развития детей младшего дошкольного возраста.

Введение

Развитие мелкой моторики является важнейшим аспектом аоспитания детей раннего

возраста.

Формирование тонких двигательных функций способствует совершенствованию

речи,улучшению внимания,памяти,воображения и общего интеллектуального уровня

ребёнка.Мелкая моторика связана с развитием головного мозга,координацией движений и

формированием высших психических функций.

Для эффективного формирования тонкой координации важно организовать работу

педагогов таким образом,чтобы каждый ребенок имел доступ к необходимиым играм и

упражнениям,развивающим мелкую моторику рук.

Данная методическая разработка представляет

Систематизированный материал,включающий методы,приёмы и формы

работы,направленные на активизацию процессов восприятия,осознания окружающего

мира и развитие творческой активности детей младшего дошкольного возраста.

Цель методической разработки заключается в формировании практических рекомендаций

по организации образовательной деятельности,направленной на повышение

эффективности процесса физического и психического развития младших дошкольников.

Задачи разработки включают:

Изучение особенностей развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного

возраста;

Обоснование значимости специально организованных мероприятий для

повышения эффективности образовательного процесса;

Подбор методов и приемов,позволяющих развивать тонкие движения рук и кисти у

дошкольников;

Создание модели комплексного подхода к развитию мелкой моторики у детей

младшего дошкольного возраста.

Проэктирование игровых ситуаций,упражнений и заданий,направленных на

совершенствование мелких движений пальчиков и кистей рук.

Теоретическое обоснование проблемы

Понятие мелкой моторики

Мелкая моторика определяется как способность осуществлять точные и

координированные движения пальцами рук,необходимые для выполнения повседневных

действий:письма,рисования,самообслуживания и взаимодействия с предметами

окружающей среды.

Это понятие охватывает умение управлять мышцами пальцев,кисти и

предплечья,взаимодействуя с мелкими объектами,такими как

пуговицы,шнуровки,застёжки-молнии,инструменты и игрушки.

Исследователи подчёркивают тесную связь развития мелкой моторики с когнитивными

прцессами,речью и общим уровнем готовности ребёнка к освоению учебной программы.

Совершенствование способности к выполнению тонких манипуляций влияет на

успешность адаптации малыша в образовательном учреждении,облегчает процесс

социализации и обеспечивает предпосылки к гармоничному и эмоциональному развитию.

Научные исследования показывают,что уровень сформированности мелкой моторики

напрямую зависит от состояния нервной системы,зрительно-пространственного

восприятия,устойчивости концентрации внимания и общей физической подготовленности

организма.

Именно поэтому организация специализированных занятий должна учитывать

индивидуальные особенности каждого воспиьанника детского сада,стимулируя

всестороннее развитие.

Значение и роль мелкой моторики в развитии ребёнка.

Формирование мелкой моторики играет ключевую роль в процессе становления базовых

знаний ребёнка.Оно включает:

Развитие сенсорных способностей.

Улучшение координации глаз-рука,необходимого для овладения чтением и

письмом.

Повышение скорости обработки визуальной информации и улучшение

пространственных представлений.

Укрепление мышц руки и ладони,необходимых для успешной учебы и

повседневной жизни.

Стимулирование творческого потенциала,появляющегося в хеудожественных

занятиях:лепке,конструировании и аппликации.

Эффективное использование специальных методик и подходов позволяет ускорить темпы

освоения детьми новых видов деятельность,повысить мотивацию к познанию

окружающего мира и развивать личностные качества,такие как

самостоятельность,иннициативность и ответственность.

Возрастные особенности развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного

возраста.

Особенности развития мелкой моторики зависят от возрастных этапов и индивидуальных

характеристик ребенка.У детей младшего дошкольного возраста наблюдается

неравномерность темпов созревания отдельных зон коры головного

мозга,обуславливающих специфику формирования нейронных связей и моторных

реакций.

Основными особенностями развития мелкой моторики являются

Ограниченная сила и выносливость мышц рук и пальцев.

Низкий уровень произвольного контроля над движениями.

Недостаточная точность захвата мелких предметов.

Сложности в воспроизведении графических изображений.

Ошибочные стратегии решения задач,связанных с необходимостью точной

координации действий.

Педагогически грамотная работа с ребёнком предполагает учёт указанных факторов и

применение соответствующих коррекционных мер.

Методы диагностики и оценки уровня развития мелкой моторики.

Диагностика уровня развития мелкой моторики проводится с использованием различных

тестов и оценочных шкал,разработанных специалистами.Основные методы включают

наблюдение за поведением ребенка в естественных условиях,выполнение

заданий,имитирующих реальные ситуации,проведение анкетирования родителей и

учителей,тестирование с применением специального оборудования и диагностических

карт.

Для выявления уровня развития мелкой моторики используются тесты,проверяющие

ловкость ,силу и быстроту реакции.Оцениваются показатели точности движений,времени

реагирования,степени развитости тактильной чувствительности,объёма памяти и

внимания.Результаты тестирования позволяют определить индивидуальный профиль

каждого ребёнка и составить программу коррекции нарушений мелкой моторики.

Формы и методы работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного

возраста.

Организационно-методический подход предусматривает разнообразие способов

воздействия на двигательную активность ребёнка,сочетание коллективных и

индивидуальных занятий,введение элементов соревнования и поощрение успехов

воспитанников.Важнейшими формами работы выступают занятия художественно-

эстетического творчества,музыкально-двигательные упражнения,игровые

меропиятия,тематические праздники и дни здоровья.

Игровая деятельность

Игры представьяют собой основной вид деятельности дошкольника и оказывают важную

роль в формировании личности.Использование дидактических игр спосбствует созданию

положительного эмоционального фона,стимулирует интерес к процессу познания и

улучшает коммуникативные навыки.

Наиболее эффективны следующие виды игр:

Сенсорные игры способстввуют развитию чувствительной сферы,улучшают

чувствительность кожи,развивают ориентацию в пространстве и учат различать

свойства предметов.

Сюжетно-ролевые игры помогают ребёнку усвоить социальные роли,осваивать

нормы поведения и правила общения,повышают самооценку и уверенность в себе.

Подвижные игры направлены на укрепление мышц и увеличение

подвижности,нормализации дыхания и кровообращения.

Настольные игры формируют навыки планирования,анализа,принятия

решений,вырабатывают терпеливость и усидчивость.

Художественное творчество

Художественное творчество оказывает значительное влияние на развитие мелкой мотор ки

благодаря многообразию техник и материалов,используемых в работе занятий

рисованием,лепкой,аппликацией,вышиванием и других видов

деятельности.Активизируются творческие возможности ребёнка,раскрываются его

индивидуальность и эстетические предпочтения.

К основным видам художественого творчества относятся:

Рисование карандашами,красками,фломастерами.

Лепка из пластилина,глины,теста.

Создание коллажей,картин из природных материалов.

Конструирование моделей из бумаги,картона,дерева.

Работа с тканью,нитками,бисером,бусинами.

Музыкальная деятельность

Музыкальные занятия способствуют гармонизации психоэмоционального состояния

ребёнка,облегчают адаптацию к новым условиям и повышают

работоспособность.Применение музыки положительно сказывается на общем

самочувствии,снижает утомляемость и стрессовые нагрузки.Регулярное прослушивание

классической музыки помогает снять напряжение,восстановить силы и повысить

концентрацию внимания.Эффективными методами музыкальной терапии являются:

Прослушивание музыкальных произведений

Исполнение песен и танцевальных композиций

Участие в театральных постановках и концертных выступлениях

Физкультурно-оздоровительная деятельност

Физкультурно-оздоровительные мероприятия предусматривают организацию регулярных

физических нагрузок,закаливающих процедур,профилактику заболеваний опорно-

двигательного аппарата и формирование правильной осанки.Эти меры укрепляют

здоровье детей,повышают сопротивляемость организма неблагоприятным факторам

внешней среды и снижают риск возникновения заболеваний.

Основные направления оздоровительных мероприятий включают:

Утреннюю гимнастику

Спортивные игры и эстафеты

Прогулки на свежем воздухе

Водные процедуры

Дыхательную гимнастику

Практическая работа

Практическая работа направлена на закрепление полученных знаний и

навыков,приобретение опыта самостоятельной деятельности и формирование устойчивого

интереса к различным видам творчества.

Организация практической работы требует тщательной подготовки и учёта особенностей

ребёнка.Важно создать условия,позволяющие каждой личности проявить

себя,реализовывать творческий потенциал и ощутить радость успеха.

Формы проведегия практикумов разнообразны и включают в себя:

Демонстрационные мастер-классы

Выставки работ обучающихся

Конкурсы рисунков и поделок

Викторины и олимпиады

Экскурсии и походы

Реализация методической разработки в практике ДОУ

Реализация предложенной методической разработки осуществляется поэтапно и

последовательно,начиная с изучения начального уровня развития мелкой моторики у детей

группы и заканчивания подведением итогов проведённых мероприятий.В рамках

реализации проэкта проводятся консультации специалистов,обучение сотрудников

современным технологиям,мониторинг результатов,корректировка содержания и форм

работы.

Основные этапы реализации проэкта включают:

Диагностику уровня развития мелкой моторики

Подбор нсиболее эффективных методик и технологий

Обучение педагогов применению современных педагогических технологий

Проведение комплекса мероприятий,направленных на развитие мелкой моторики

Анализ промежуточных и конечных результатов,оценку достигнутых изменений

Каждый этап сопровождается консультациями с родителями,обсуждение хода реализации

проэкта,выработка совместных решений по повышению качества пебагогического

сопровождения детей.

Рекомендации для педагогов и родителей

Чтобы обеспечить эффективное развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного

возраста,педагоги и родители могут воспользоваться следующими рекомендациями:

Проводить ежедневные тренировки пальчиковых игр и упражнений,включая

элементы массажа и самомассажа

Использовать разнообразные материалы и предметы для развития сенсорных

ощущений(гладкие камешки,крупы и т.д)

Организовывать совместные игры и занятия,вовлекая детей в творческое

взаимодействие

Применение предложенных рекомендаций обеспечит целостный подход к решению

проблем физического и психичесгкого развития детей младшего дошкольного

возраста,повысит качество образования и удовлетворённости семей результатом

воспитания.

Список используемой литературы

1.Авдеева Н.Н.,Смирнова Е.О.Детсая психология:Учебник для вузов/Под

ред.А.А.Любимова-СПб.:Речь,2018

2.Богуславская З.М.,Смирнова Е.О.Психология детства//Педагогика-2019

3.Венгер М.А.Воспитание сенсомоторной культуры у дошкольников//Дошкольное

воспитание.2019

4.Давыдова Г.И.Основы детской психологии:учеб.-метод.пособие-Екатеринбург:Изд-во

Урал ГУФК,2017

5.Иванова Т.В.Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста:учебно-

методическое пособие.-Красноярск:Полиграф,2019