"Формы и методы организации краеведческой работы"

Авторы: Волова Татьяна Васильевна, Евстратова Нина Михайловна
Должности: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Новохоперская гимназия №1"
Населённый пункт: город Новохоперск, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формы и методы организации краеведческой работы"
Дата публикации: 22.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Формы и методы организации краеведческой работы.
Волова Т. В., Евстратова Н.М., учителя начальных классов, МОУ «Новохопёрская гимназия №1» Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального образования от 09.10.2009 г. ориентирован на становление следующих личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»): любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Решить проблемы патриотического воспитания младших школьников помогает краеведческая работа. Ученик, познающий новые, неизвестные для него стороны в историческом развитии своей малой родины, чувствует себя первооткрывателем, он увлечен этим процессом. И незаметно в ходе обучения ребёнок, ученик становится гражданином, то есть приобретает
такие качества, как национальная гордость, непримиримость к врагам, способность жертвовать собой для блага Родины. В практике использования краеведческих материалов учителя испытывают серьёзные затруднения. Одна из причин недостаточных знаний учащихся о своём крае связана с малым количеством или с отсутствием методической литературы краеведческого характера. Другой важной причиной трудностей в реализации краеведческого принципа обучения является то, что учителя используют краеведческий материал эпизодически, объясняя это тем, что основное урочное время уделяется федеральному компоненту. Включение регионального компонента в программу начальной школы требует от учителя широких знаний о родном крае, чтобы свободно и убедительно обсуждать на уроках краеведческий материал. Данный материал содержит различные формы и методы краеведческой работы в начальных классах.
Урок окружающего мира.
За годы педагогической деятельности и общения с учениками сформировалась и окрепла позиция: урок окружающего мира занимает одно из особых мест, так как этот урок позволяет более чем другие решить одну из задач современной школы - привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням. Многие темы изучаются на основе краеведческого материала. Использование в преподавании окружающего мира местного материала является одним из эффективных способов обучения младших школьников этому предмету Практически на каждом уроке есть у учителя возможность включить краеведческий материал в содержание изучаемого, чтобы расширить знания о родном крае и помочь полюбить его. Например, в первом классе при изучении тем: «Кто такие насекомые?», «Кто такие рыбы?», «Кто такие птицы?», «Кто такие звери?» как не рассказать малышам о животных нашего удивительного края или не побывать на экскурсии в музее нашего Хопёрского заповедника. При изучении темы «Путешествия по городам и странам»
уместно поговорить о родном городе Новохопёрске, включенном в список исторических городов России. Но сведения не даются учителем в готовом виде, а детям предлагается на основе различных источников найти тот или иной материал. Ученики начальной школы навыками поисковой работы владеют ещё недостаточно хорошо, поэтому посильную помощь могут оказать детям родители. Конечно, есть и такие сведения, которые доносит до детей сам учитель. Только такая совместная работа даёт свои результаты.
Уроки-экскурсии.
Экскурсии - это один из методов, который направлен на приобщение учащихся к истории предков, культуре, воспитание любви и гордости за вклад Малой Родины в историю страны. Перед экскурсией учитель должен рассказать о её теме и задачах, ею решаемых. Методисты считают, что урок- экскурсию лучше проводить учителю (не привлекать специалиста). После экскурсии необходимо проверить знания материала: знание исторических фактов, имена исторических деятелей, умение делать выводы. Экскурсия «Достопримечательности нашего города» началась с посещения краеведческого музея. Юные краеведы узнали много нового, почему знаменитый на всю область ансамбль казачьей песни называется «Пристанской». В середине 17-го века на границе с землями воронежских монастырей и помещиков стоял Пристанский городок, оплот казачьей бедноты. Дети узнали, что свой отсчет Новохоперск ведет с 1710 года, поэтому в этом году отмечали 305 летний юбилей. В 1710 году по указу царя Петра 1 вблизи сожженного бунтарского Пристанского городка закладывается Хоперская крепость. Новый город на Хопре называется – Новохоперск. Стало понятно, почему около краеведческого музея лежит корабельный якорь. Именно на нашем Хопре строили первые корабли Азовской флотилии. Здесь начинал будущий флотоводец Федор Федорович Ушаков. Побывали дети на экскурсии у памятников истории и архитектуры нашего города: у Собора Воскресения Христова, 1865 год; у бывшей мужской гимназии, 1908 год; у бывших купеческих особняков. Это была незабываемая экскурсия к бывшему
месту корабельной верфи. Дети шли к Хопру по крутой извилистой дороге («старому казацкому тракту»), булыжное покрытие которой сохранилось и поныне
Краеведческие уроки-проекты
. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся. Возможно, что термин «проектно-исследовательская технология» слишком серьёзный для начальной школы. Но мы глубоко убеждены, что исследования не на научном, а на ученическом уровне посильны для младших школьников. Дети этого возраста исполнительны, поэтому справятся с заданиями, которые выбирают сами или с помощью учителя. А исследовательская работа по краеведению поможет ребятам не только лучше узнать родной край, но и полюбить свою землю. На всю жизнь запомнится детям праздник «Чудесный мир музыки СВ. Рахманинова». Это был совместный проект «Гимназия – школа искусств». С.В. Рахманинов – великий русский композитор. Его творчество стало достоянием широких кругов музыкантов и любителей музыки, прочно вошло в жизнь многих народов мира. Это послужило толчком к более глубокому изучению его жизни и творчества, тем более, что наш край вдохновлял Рахманинова на создание всем известных произведений. Например, свой знаменитый второй концерт, романс «Судьба» и другие произведения композитор создавал на новохопёрской земле. Таким образом, был разработан проект исследования данной темы. Урок был напечатан в сборнике ВОИПКРО.

В течение пяти лет работает в гимназии научное общество учащихся начальных классов «Эрудит». Дети под руководством учителей начальных классов занимаются исследовательской работой, о результатах которой рассказывают на научно – практической конференции «Радуга открытий». Приятно, что многие из них выбирают для своих исследований темы по краеведению. Вот некоторые из них: «Красная книга растений нашего края»,
«Батюшка Хопер», «Знаменитые люди в названиях улиц Новохоперска», «Деревянные скульптуры родного города», «Почему часть города называется Казачка?». Работая над темами, учащиеся не только смогли собрать интересный материал по краеведению, но и подготовили презентации, которые учителя могут использовать в своей дальнейшей работе.
Литература
1. Анчуков Г.А., Петров В.Т. Из истории земли Новохопёрской / Г.А. Анчуков, В.Т. Петров. – Воронежская областная типография, 2005. – 200 с. 2. Губанова Е.Н., Н.С. Махина. Использование на уроках материалов исторического краеведения / Е.Н. Губанова, Н.С. Махина // Начальная школа, 2002. - №6. - С. 35-40. 3. Дрыгина Н.Н. Факультатив “Ознакомление младших школьников с родным краем’’ / Н.Н. Дрыгина // Начальная школа, 1996. - №11. - С. 35-36. 4. Ермолаева Л.К., Гаврилова Н.Г. Краеведение в начальной школе: проблемы, поиски / Л.К Ермолаева., Н.Г Гаврилова // Начальная школа, 1999. - №1. - С. 27-40. 5. Загоровский В.П., Олейник Ф.С., Шуляковский Е.Г. История нашего края / В.П. Загоровский., Ф.С. Олейник., Е.Г. Шуляковский // Центрально- чернозёмное книжное издательство, Изд. 2-е, испр. и доп. Воронеж. – 1968. – 175 с. 6. Край родной Воронежский. Классные часы, праздники, внеклассные мероприятия по краеведению (1-4 классы) 1-й выпуск / Составление О.Е. Жиренко, Н.С. Махиной, Л.В. Свердловой, Е.А. Шестопаловой, В.А. Яровенко. Воронеж ВОИПКиПРО, 2009. – 140 с. 7. Край родной Воронежский. Классные часы, праздники, внеклассные мероприятия по краеведению (1-4 классы) 2-й выпуск / Составление О.Е. Жиренко, Н.С. Махиной. Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009. – 140 с. 8. Лащилин Б.С. На родных просторах. Записки краеведа / Б.С. Лащилин. Волгоград : Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1968. –191 с. 9. Проектно-исследовательская технология: Теория и практика: Учеб.- метод. пособие. Ч.1. Воронеж: ВОИПКРО, 2004. . 221 с.