Авторы: Волова Татьяна Васильевна, Евстратова Нина Михайловна Должности: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Новохоперская гимназия №1"
Населённый пункт: город Новохоперск, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формы и методы организации краеведческой работы"
Формы и методы организации краеведческой работы.
Волова Т. В., Евстратова Н.М.,
учителя начальных классов,
МОУ «Новохопёрская гимназия №1»
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных
задач общества и государства является воспитание нравственного,
ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как
целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей
ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота
России.
Федеральный Государственный образовательный стандарт
начального образования от 09.10.2009 г. ориентирован на становление
следующих личностных характеристик выпускника («портрет выпускника
начальной школы»):
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной
деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед
семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать
свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих
образа жизни.
Решить проблемы патриотического воспитания младших школьников
помогает краеведческая работа. Ученик, познающий новые, неизвестные для
него стороны в историческом развитии своей малой родины, чувствует себя
первооткрывателем, он увлечен этим процессом. И незаметно в ходе
обучения ребёнок, ученик становится гражданином, то есть приобретает
такие качества, как национальная гордость, непримиримость к врагам,
способность жертвовать собой для блага Родины.
В практике использования краеведческих материалов учителя
испытывают серьёзные затруднения. Одна из причин недостаточных знаний
учащихся о своём крае связана с малым количеством или с отсутствием
методической литературы краеведческого характера. Другой важной
причиной трудностей в реализации краеведческого принципа обучения
является то, что учителя используют краеведческий материал эпизодически,
объясняя это тем, что основное урочное время уделяется федеральному
компоненту. Включение регионального компонента в программу начальной
школы требует от учителя широких знаний о родном крае, чтобы свободно и
убедительно обсуждать на уроках краеведческий материал.
Данный материал содержит различные формы и методы краеведческой
работы в начальных классах.
Урок окружающего мира.
За годы педагогической деятельности и общения с учениками
сформировалась и окрепла позиция: урок окружающего мира занимает одно
из особых мест, так как этот урок позволяет более чем другие решить одну из
задач современной школы - привитие чувства принадлежности к малой
Родине, России, к родным корням. Многие темы изучаются на основе
краеведческого материала. Использование в преподавании окружающего
мира местного материала является одним из эффективных способов обучения
младших школьников этому предмету
Практически на каждом уроке есть у учителя возможность включить
краеведческий материал в содержание изучаемого, чтобы расширить знания о
родном крае и помочь полюбить его. Например, в первом классе при
изучении тем: «Кто такие насекомые?», «Кто такие рыбы?», «Кто такие
птицы?», «Кто такие звери?» как не рассказать малышам о животных нашего
удивительного края или не побывать на экскурсии в музее нашего Хопёрского
заповедника. При изучении темы «Путешествия по городам и странам»
уместно поговорить о родном городе Новохопёрске, включенном в список
исторических городов России. Но сведения не даются учителем в готовом
виде, а детям предлагается на основе различных источников найти тот или
иной материал. Ученики начальной школы навыками поисковой работы
владеют ещё недостаточно хорошо, поэтому посильную помощь могут
оказать детям родители. Конечно, есть и такие сведения, которые доносит до
детей сам учитель. Только такая совместная работа даёт свои результаты.
Уроки-экскурсии.
Экскурсии - это один из методов, который направлен на приобщение
учащихся к истории предков, культуре, воспитание любви и гордости за
вклад Малой Родины в историю страны. Перед экскурсией учитель должен
рассказать о её теме и задачах, ею решаемых. Методисты считают, что урок-
экскурсию лучше проводить учителю (не привлекать специалиста). После
экскурсии необходимо проверить знания материала: знание исторических
фактов, имена исторических деятелей, умение делать выводы.
Экскурсия «Достопримечательности нашего города» началась с
посещения краеведческого музея. Юные краеведы узнали много нового,
почему знаменитый на всю область ансамбль казачьей песни называется
«Пристанской». В середине 17-го века на границе с землями воронежских
монастырей и помещиков стоял Пристанский городок, оплот казачьей
бедноты. Дети узнали, что свой отсчет Новохоперск ведет с 1710 года,
поэтому в этом году отмечали 305 летний юбилей. В 1710 году по указу царя
Петра 1 вблизи сожженного бунтарского Пристанского городка закладывается
Хоперская крепость. Новый город на Хопре называется – Новохоперск. Стало
понятно, почему около краеведческого музея лежит корабельный якорь.
Именно на нашем Хопре строили первые корабли Азовской флотилии. Здесь
начинал будущий флотоводец Федор Федорович Ушаков. Побывали дети на
экскурсии у памятников истории и архитектуры нашего города: у Собора
Воскресения Христова, 1865 год; у бывшей мужской гимназии, 1908 год; у
бывших купеческих особняков. Это была незабываемая экскурсия к бывшему
месту корабельной верфи. Дети шли к Хопру по крутой извилистой дороге
(«старому казацкому тракту»), булыжное покрытие которой сохранилось и
поныне
Краеведческие уроки-проекты .
Очень большое значение для достижения планируемых результатов
имеет организация проектной деятельности учащихся. Возможно, что
термин «проектно-исследовательская технология» слишком серьёзный для
начальной школы. Но мы глубоко убеждены, что исследования не на научном,
а на ученическом уровне посильны для младших школьников. Дети этого
возраста исполнительны, поэтому справятся с заданиями, которые выбирают
сами или с помощью учителя. А исследовательская работа по краеведению
поможет ребятам не только лучше узнать родной край, но и полюбить свою
землю.
На всю жизнь запомнится детям праздник «Чудесный мир музыки СВ.
Рахманинова». Это был совместный проект «Гимназия – школа искусств».
С.В. Рахманинов – великий русский композитор. Его творчество стало
достоянием широких кругов музыкантов и любителей музыки, прочно вошло
в жизнь многих народов мира. Это послужило толчком к более глубокому
изучению его жизни и творчества, тем более, что наш край вдохновлял
Рахманинова на создание всем известных произведений. Например, свой
знаменитый второй концерт, романс «Судьба» и другие произведения
композитор создавал на новохопёрской земле. Таким образом, был
разработан проект исследования данной темы. Урок был напечатан в
сборнике ВОИПКРО.
В течение пяти лет работает в гимназии научное общество учащихся
начальных классов «Эрудит». Дети под руководством учителей начальных
классов занимаются исследовательской работой, о результатах которой
рассказывают на научно – практической конференции «Радуга открытий».
Приятно, что многие из них выбирают для своих исследований темы по
краеведению. Вот некоторые из них: «Красная книга растений нашего края»,
«Батюшка Хопер», «Знаменитые люди в названиях улиц Новохоперска»,
«Деревянные скульптуры родного города», «Почему часть города называется
Казачка?». Работая над темами, учащиеся не только смогли собрать
интересный материал по краеведению, но и подготовили презентации,
которые учителя могут использовать в своей дальнейшей работе.
Литература
1.
Анчуков Г.А., Петров В.Т. Из истории земли Новохопёрской / Г.А.
Анчуков, В.Т. Петров. – Воронежская областная типография, 2005. – 200 с.
2.
Губанова Е.Н., Н.С. Махина. Использование на уроках материалов
исторического краеведения / Е.Н. Губанова, Н.С. Махина // Начальная школа,
2002. - №6. - С. 35-40.
3.
Дрыгина Н.Н. Факультатив “Ознакомление младших школьников с
родным краем’’ / Н.Н. Дрыгина // Начальная школа, 1996. - №11. - С. 35-36.
4.
Ермолаева Л.К., Гаврилова Н.Г. Краеведение в начальной школе:
проблемы, поиски / Л.К Ермолаева., Н.Г Гаврилова // Начальная школа, 1999.
- №1. - С. 27-40.
5.
Загоровский В.П., Олейник Ф.С., Шуляковский Е.Г. История нашего
края / В.П. Загоровский., Ф.С. Олейник., Е.Г. Шуляковский // Центрально-
чернозёмное книжное издательство, Изд. 2-е, испр. и доп. Воронеж. – 1968. –
175 с.
6.
Край родной Воронежский. Классные часы, праздники, внеклассные
мероприятия по краеведению (1-4 классы) 1-й выпуск / Составление О.Е.
Жиренко, Н.С. Махиной, Л.В. Свердловой, Е.А. Шестопаловой, В.А.
Яровенко. Воронеж ВОИПКиПРО, 2009. – 140 с.
7.
Край родной Воронежский. Классные часы, праздники, внеклассные
мероприятия по краеведению (1-4 классы) 2-й выпуск / Составление О.Е.
Жиренко, Н.С. Махиной. Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009. – 140 с.
8.
Лащилин Б.С. На родных просторах. Записки краеведа / Б.С. Лащилин.
Волгоград : Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1968. –191 с.
9.
Проектно-исследовательская технология: Теория и практика: Учеб.-
метод. пособие. Ч.1. Воронеж: ВОИПКРО, 2004. . 221 с.