Напоминание

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры

Автор: Максимова Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 70"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры

Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 70»,

Автозаводского района, города Нижнего Новгорода

Максимова Наталья Юрьевна

Введение

Современные тенденции в образовательной сфере демонстрируют заметный переход

от простой

передачи информации к созданию комплексных

условий для гармоничного

развития личности с самого раннего детства. Период жизни ребенка от одного до трех лет

специалисты в области психологии и педагогики единодушно признают исключительно

восприимчивым

для

формирования

базовых

психических

процессов.

В

этом

контексте

целенаправленное развитие способностей к восприятию через органы чувств приобретает

особое значение, определяя непреходящую важность этой темы.

Важность развития сенсорной сферы у современных детей продиктована несколькими

серьезными

причинами.

В

условиях

постоянного

информационного

потока

критически

важной становится способность ребенка не просто пассивно получать сенсорные сигналы, но

активно

их

фильтровать,

систематизировать

и

осмысливать,

что

становится

залогом

успешной адаптации и эффективного обучения в будущем. Кроме того, сегодня наблюдается

worrying

тенденция

к

значительному

обеднению

естественного

sensory-опыта

подрастающего поколения, который постепенно вытесняется цифровыми технологиями. Это

превращает задачу планомерного сенсорного воспитания в условиях семьи и дошкольных

учреждений из просто желательной в абсолютно необходимую. Немаловажным фактором

является и то, что действующий Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного

образования

прямо

указывает

на

обязательность

создания

условий

для

совершенствования восприятия как ключевого элемента познавательной деятельности.

Под сенсорным развитием (от латинского sensus — чувство, восприятие) понимают

целенаправленный и систематический процесс формирования у ребенка способностей к

восприятию и созданию представлений о внешних характеристиках окружающих объектов и

явлений: их цветовой гамме, форме, размерах, пространственном расположении, ароматах,

вкусовых

качествах,

а

также

акустических

и

тактильных

свойствах.

Этот

процесс

представляет

собой

не

пассивное

наблюдение,

а

сложную

деятельность,

включающую

обследование объектов, их сравнение между собой, выделение значимых характеристик и

соотнесение их с усвоенными ранее эталонами. Сложно преувеличить значение сенсорного

развития: оно служит не только базой для успешного овладения любыми практическими

умениями,

но

и

фундаментом

для

становления

всех

высших

психических

функций

мыслительных процессов, речевой деятельности, мнемических способностей, воображения и

внимания.

Без

разнообразного

и

богатого

сенсорного

опыта

невозможно

построение

адекватной и целостной картины мира.

Анализ исторического развития педагогических подходов выявляет два основных

направления в сенсорном воспитании. Зарубежная педагогическая традиция, наиболее ярко

представленная

системой

Марии

Монтессори,

акцентировала

внимание

на

спонтанном,

самостоятельном

развитии

ребенка

в

специально

созданной

«подготовленной

среде».

Разработанные ею автодидактические материалы (такие как «Блоки цилиндров», «Цветные

таблички») конструировались таким образом, чтобы изолировать отдельное свойство и дать

возможность

ребенку

самостоятельно,

через

многократно

повторяемые

упражнения,

совершенствовать

свое

восприятие,

самостоятельно

находя

и

исправляя

допущенные

ошибки. Отечественная психолого-педагогическая школа (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец,

Л.А. Венгер), напротив, подчеркивала первостепенную, направляющую роль взрослого в

процессе

усвоения

так

называемых

«сенсорных

эталонов»

общепринятых

образцов

чувственно

воспринимаемых

свойств

(системы

цветов

спектра,

геометрических

конфигураций, фонематического

строя

языка).

С позиций этого подхода, ребенок

не

в

состоянии самостоятельно, без грамотного руководства, открыть для себя все многообразие

культурного опыта, накопленного человечеством.

Среди многочисленных педагогических инструментов именно дидактическая игра

выступает

тем

универсальным,

сбалансированным

и

высокоэффективным

средством,

которое позволяет органично объединить сильные стороны обоих рассмотренных подходов.

Она, с одной стороны, обладает четко выраженной дидактической структурой и конкретной

целью, определяемой взрослым, а с другой — реализуется в привлекательной для ребенка

игровой форме, предполагающей добровольное участие, искренний интерес и элементы

самостоятельности.

Дидактическую

игру

можно

считать

своеобразным

мостом

между

свободной,

спонтанной игрой и

структурированным учебным

занятием.

Она

не

только

обеспечивает успешное усвоение сенсорных эталонов, но и вносит значительный вклад в

развитие

познавательной

активности,

произвольной

регуляции

поведения

(через

необходимость

соблюдения

установленных

правил),

коммуникативных

компетенций

и

эмоциональной сферы ребенка.

Теоретическое обоснование развития сенсорной сферы у детей раннего возраста

Сенсорные

способности

представляют

собой

сложноорганизованный

комплекс

функциональных возможностей центральной нервной системы и периферических органов

чувств, которые в совокупности обеспечивают прием, первичную переработку и анализ

информации,

поступающей

из

внешнего

мира

и

внутренней

среды

организма.

Данные

способности

включают

в

свой

состав

не

только

элементарные

ощущения

(световые,

звуковые, тактильные), но и значительно более сложные процессы восприятия — целостное

отражение

объектов

и

явлений

действительности

в

единстве

всех

их

свойств

и

характеристик.

Взаимосвязь

между

развитием

сенсорной

сферы

и

становлением

познавательных

процессов

и

речевой

деятельности

ребенка

носит

взаимодополняющий

и

взаимообусловливающий характер. С одной стороны, отправной точкой любого познания

выступает непосредственный чувственный опыт. Прежде чем ребенок произнесет слово

«мяч»,

он

многократно

зрительно

воспринимал

этот

объект,

манипулировал

им,

катал,

возможно,

пробовал

на

вкус.

Накопление

подобных

конкретных,

чувственных

образов

напрямую способствует обогащению как пассивного, так и активного словарного запаса. В

речи

появляются

прилагательные,

обозначающие

различные

свойства

(«красный»,

«круглый»,

«гладкий»,

«звонкий»),

и

глаголы,

описывающие

действия

с

предметами

(«катить», «бросить», «постучать»). С другой стороны, сама речь, возникающая на этом

прочном чувственном фундаменте, начинает оказывать обратное, регулирующее влияние:

она способствует обобщению разрозненных ощущений, их закреплению в слове-названии и,

что особенно значимо, осуществляет перевод восприятия в план представлений. Ребенок

получает возможность мысленно воссоздать образ «большого синего куба», не имея его

непосредственно в поле зрения.

Значение

развития

сенсорики

для

формирования

мыслительных

процессов

и

воображения является основополагающим. Как отмечал в своих работах Л.С. Выготский,

первоначальные

формы

мышления

ребенка

носят

наглядно-действенный

характер.

Маленький ребенок буквально «мыслит своими руками», производя различные действия с

предметами:

разбирая,

соединяя,

сравнивая

их

между

собой.

Качественное

развитие

сенсорной

сферы обеспечивает

необходимые точность и осмысленность

этих действий.

Сформированное умение соотносить предметы по величине позволяет правильно собрать

пирамидку,

а

развитая

способность

различать

геометрические

формы

подобрать

соответствующий вкладыш к конкретному отверстию. Эти внешние, практические действия,

многократно повторяясь и подвергаясь процессу интериоризации (переходу во внутренний

план), формируют прочную основу для операций логического мышления: анализа, синтеза,

сравнения, классификации. В дальнейшем, опираясь именно на эти четкие, конкретные

сенсорные

образы,

происходит

становление

воображения

уникальной

человеческой

способности комбинировать элементы прошлого опыта и продуцировать новые, ранее не

существовавшие в реальности образы и представления.

Период жизни ребенка от одного года до трех лет по праву заслуживает названия

«золотого

века»

сенсорики.

Это

временной

промежуток,

характеризующийся

наиболее

интенсивным и продуктивным развитием всех без исключения видов чувствительности. Для

него свойственны следующие специфические возрастные особенности:

Активное

усвоение

системы

сенсорных

эталонов: Ребенок

постепенно

осуществляет переход от недифференцированного, хаотичного восприятия окружающего

мира к планомерному усвоению общепринятых сенсорных систем. Он учится распознавать и

вербально

обозначать

основные

цвета

(красный,

синий, желтый,

зеленый),

простейшие

геометрические формы (круг, квадрат, треугольник), осваивает базовые понятия величины

(большой-маленький) и начинает ориентироваться в пространственных отношениях (вверху-

внизу).

Доминирование предметно-манипулятивной деятельности: Ведущим способом

познания

окружающей

действительности

для

ребенка

данного

возраста

становится

практическое, действенное взаимодействие с предметами. Он не ограничивается пассивным

рассматриванием погремушки, а активно трясет ее, бросает, катает, пытается разобрать на

части. Именно через эти разнообразные манипуляции происходит постижение физических и

сенсорных свойств объектов.

Непроизвольный характер процессов восприятия: Внимание ребенка в этом

возрастном

периоде

привлекается

преимущественно

внешними,

ярко

выраженными

характеристиками объектов. Он еще не способен самостоятельно поставить перед собой

задачу

целенаправленного

«изучения»

предмета,

его

восприятие

управляется

извне

новизной, необычностью, привлекательностью игрушки или прямым указанием взрослого.

Роль взрослого человека (воспитателя, родителя) в данной ситуации является crucial и

многогранной. Взрослый выполняет следующие ключевые функции:

1.

Организатор

развивающей

среды, который

предоставляет

ребенку

разнообразные,

безопасные

и

соответствующие

возрастным

возможностям

сенсорные

материалы и пособия.

2.

Источник информации и

эталонов, который вербально обозначает

свойства

предметов, комментирует производимые ребенком действия, тем самым активно обогащая

его пассивный и активный словарный запас.

3.

Партнер

по

совместной

деятельности, который

тактично

направляет

и

поддерживает познавательный интерес ребенка, демонстрирует новые, более продуктивные

способы действий, оказывает помощь в преодолении возникающих трудностей, находясь при

этом в «зоне ближайшего развития» ребенка.

Педагогическая

система

Марии Монтессори, оказавшая

колоссальное

влияние на

развитие

мировой

педагогической

мысли,

базируется

на

фундаментальном

принципе

«помоги

мне

это

сделать

самому».

Разработанные

ею

сенсорные

материалы

по

праву

считаются эталоном дидактического дизайна. Они обладают рядом уникальных, тщательно

продуманных

характеристик:

изоляция

отдельного

свойства

примеру,

в

знаменитой

«Розовой башне» варьируется исключительно размер кубов, в то время как цвет и материал

остаются

постоянными),

встроенный,

заложенный

в

сам

материал

контроль

ошибок

(неправильно собранная башня неизбежно разваливается), а также высокая эстетическая

привлекательность.

Все

это

в

совокупности

позволяет

ребенку

самостоятельно,

без

непосредственных указаний взрослого, планомерно упражнять и утончать свои сенсорные

восприятия.

Л.С.

Выготский,

являющийся

основателем

культурно-исторической

теории

в

психологии, ввел в научный и педагогический обиход ключевое понятие «зона ближайшего

развития»

(ЗБР).

Согласно

его

концепции,

существует

определенный

разрыв

между

актуальным

уровнем

развития

(то,

что

ребенок

может

выполнить

самостоятельно)

и

потенциальным уровнем (то, что он может выполнить с помощью и под руководством

взрослого). Основная задача воспитания заключается в том, чтобы работать именно в этой

зоне. Применительно к области сенсорного развития это означает, что взрослый не должен

пассивно ожидать, когда ребенок самостоятельно откроет для себя различие, например,

между

шершавой

и

гладкой

поверхностью,

а

целенаправленно

организует

игровую

ситуацию, в которой данное различие приобретает значимость, и мягко направляет ребенка,

помогая ему совершить это маленькое, но важное «открытие».

Отечественные исследователи Н.М. Щелованов и А.В. Запорожец заложили прочные

основы

научно

обоснованной

теории

сенсорного

воспитания

в

раннем

детстве.

Они

рассматривали процесс развития восприятия как процесс усвоения социально выработанного

сенсорного опыта, воплощенного в системе специфических эталонов. Л.А. Венгер, творчески

развивая эти идеи, создал целостную, систематизированную систему сенсорного воспитания,

где

центральное

место

отводилось

целенаправленному

обучению

детей

рациональным

способам обследования предметов (например, проведение рукой по контуру для определения

формы, тщательное ощупывание для определения фактуры поверхности) и эффективному

использованию усвоенных сенсорных эталонов в различных видах деятельности, в первую

очередь в продуктивной (рисование, лепка, конструирование) и, безусловно, в игровой.

Дидактическая

игра

в

роли

ключевого

средства

развития

сенсорных

способностей

Дидактическая игра

представляет собой особый,

специально организованный

вид

деятельности, в котором собственно дидактическая, обучающая задача оказывается скрытой

за внешней, привлекательной для ребенка формой игровых действий, правил и возможного

сюжета. Ее кардинальное отличие от свободной сюжетно-ролевой игры состоит в наличии

четко сформулированной педагогом дидактической цели и системы правил, обязательных

для выполнения всеми участниками. В то же время от формального учебного занятия игра

отличается своей добровольностью, высокой эмоциональной насыщенностью и тем, что

основным мотивом деятельности для ребенка выступает не получение учебного результата, а

сам захватывающий процесс игры и удовольствие, получаемое от него.

Образовательный и развивающий потенциал, заложенный в дидактических играх,

поистине огромен. Помимо решения своей прямой, основной задачи — целенаправленного

развития

конкретных

сенсорных

способностей

они

оказывают

комплексное,

многоаспектное воздействие на формирующуюся личность ребенка:

Способствуют

развитию

познавательных

процессов: памяти

(возникает

необходимость

запомнить

правило

или

расположение

предметов),

внимания

(требуется

длительная концентрация на выделенных свойствах), мышления (необходимо производить

операции сравнения, анализа, делать умозаключения).

Формируют

основы

регуляторных

функций: умение

подчинять

свои

непосредственные действия установленным правилам, осуществлять контроль над своими

импульсами, стремиться к доведению начатой деятельности до логического завершения.

Воспитывают важные социальные навыки: умение спокойно дожидаться своей

очереди, договариваться с партнерами, адекватно признавать победу другого, эффективно

действовать в условиях команды.

Структура дидактической игры, детально разработанная классиками педагогической

науки

(А.И.

Сорокина,

А.П.

Усова),

включает

в

себя

четыре

тесно

взаимосвязанных

компонента:

1.

Дидактическая

задача —

это

тот

основной

обучающий

элемент,

которому

взрослый стремится научить ребенка в рамках данной игры (например, научить различать и

правильно

называть

четыре

основных

цвета).

Именно

она

определяет

содержательное

наполнение игры.

2.

Игровые

действия —

это

те

конкретные

способы

проявления

активности

ребенка, которые делают игру по-настоящему

увлекательной (найти, спрятать, выбрать,

угадать, собрать). Чем более разнообразны и интересны игровые действия, тем выше уровень

интереса ребенка к игре.

3.

Правила

игры —

это

система

условий,

которые

четко

определяют,

что

разрешено и что запрещено делать в процессе игры. Правила организуют и направляют

действия ребенка, придают игре необходимую упорядоченность и целенаправленность.

4.

Результат игры — это закономерный итог, наглядный показатель достижения

детьми поставленной учебной задачи. Для ребенка результат часто имеет форму выигрыша

(первым выполнил задание, нашел наибольшее количество предметов), для педагога же он

заключается в успешном решении заложенной дидактической задачи.

Проведение

классификации

позволяет

педагогу

осуществлять

системный,

обоснованный

подход

к

отбору

игр,

тем

самым

обеспечивая

комплексное

и

сбалансированное развитие всех анализаторных систем ребенка.

Игры, направленные на развитие зрительного восприятия:

Решаемые

задачи: планомерное

усвоение

сенсорных

эталонов

цвета,

формы,

величины;

развитие

устойчивости

и

концентрации

зрительного

внимания,

совершенствование прослеживающей функции глаз.

Конкретные примеры: «Подбери пару по цвету» (используются носочки, варежки),

«Спрячь мышку в домик такого же цвета», «Найди такой же формы», «Собери пирамидку от

самого большого кольца к самому маленькому», «Разложи фигуры по домикам» (различные

сортеры), пазлы-вкладыши, состоящие из 2-4 частей, разнообразные мозаики.

Игры, ориентированные на развитие слухового восприятия:

Решаемые

задачи: развитие

речевого

и

фонематического

слуха

(способности

различать звуки речи), неречевого слуха (умения различать бытовые шумы, звуки природы,

тембры музыкальных инструментов), формирование чувства ритма.

Конкретные примеры: «Что звучит?» (идентификация на слух звучания колокольчика,

погремушки,

барабана),

«Где

позвонили?»

(определение

направления

источника

звука),

«Тише-громче» (игра с бубном, где дети должны изменять интенсивность своих действий в

зависимости от изменяющейся громкости), «Угадай, кто тебя позвал?», «Повтори ритм»

(точное воспроизведение последовательности хлопков, постукиваний).

Игры, способствующие развитию тактильного восприятия (осязания):

Решаемые задачи: развитие тактильной чувствительности кожи рук; формирование

умения

различать

и

вербально

обозначать

свойства

поверхности

(гладкий,

шершавый,

колючий,

мягкий,

твердый,

пушистый),

температуры

(теплый-холодный),

веса

(легкий-

тяжелый).

Конкретные

примеры: Классическая

игра

«Волшебный

мешочек»

(узнавание

знакомых

предметов

исключительно

на

ощупь),

тактильные

дорожки

и

коврики

с

различными наполнителями, многофункциональные сенсорные коробки с крупами, песком,

водой, пуговицами, «Тактильное лото» (подбор парных пластинок с идентичной на ощупь

поверхностью).

Игры, нацеленные на развитие обоняния и вкуса:

Решаемые

задачи: развитие

обонятельной

и

вкусовой

чувствительности;

формирование умения различать, сравнивать и словесно описывать различные запахи и

вкусовые ощущения, устанавливать связи между ними и определенными предметами или

явлениями.

Конкретные примеры: «Угадай по запаху» (используются фрукты: лимон, апельсин;

пряности: корица, ванилин; кофе), «Волшебные баночки» с ароматизированными ватными

дисками, игра «Кислый-сладкий-соленый» (пробы небольших кусочков фруктов, овощей,

соли, сахара), «Угадай, что я ем?» (проводится с закрытыми глазами).

Для

того

чтобы

дидактическая

игра

в

полной

мере

реализовала

свой

inherent

развивающий потенциал, необходимо неукоснительное соблюдение ряда важных условий:

Гибкое

сочетание

индивидуального

и

группового

форматов

работы. Индивидуальные игры (проводимые с одним ребенком) являются незаменимыми на

начальном этапе ознакомления с новой игрой, для тщательной отработки сложного действия,

а также для адресной работы с застенчивыми или, напротив, чрезмерно активными детьми.

Групповые игры (в составе 2-5 человек) учат продуктивному взаимодействию, строгому

соблюдению очередности, формируют начальные навыки коллективной деятельности.

Строгий и постоянный учет возрастных и индивидуальных психологических

особенностей. Предлагаемая

игра

должна быть объективно

доступной для понимания и

выполнения,

но

при

этом

не

должна

быть

излишне

простой,

не

вызывающей

интеллектуального

усилия. Принцип

постепенного

перехода

«от

простого

к сложному»

является основополагающим.

Например,

первоначально

ребенок учится различать

резко

контрастные цвета (красный и синий), затем — близкие по тону (красный и оранжевый), и

лишь потом — различные оттенки одного цвета. Не менее важен персональный учет темпа

развития, личных интересов и уникального опыта каждого отдельного ребенка.

Обеспечение

систематичности

и

логической

последовательности. Эпизодическое, бессистемное использование даже самых лучших игр

не

способно

дать

устойчивого,

долговременного

развивающего

эффекта.

Необходимо

тщательное планирование целостного цикла взаимосвязанных игр, их регулярное проведение

и планомерное усложнение по мере продвижения детей вперед.

Создание

и

поддержание

неизменно

положительного

эмоционального

фона. Взрослый в процессе игры должен выступать не в роли строгого контролера, а в роли

заинтересованного, увлеченного партнера. Искренняя похвала, эмоциональная поддержка,

разделенная радость от совместной деятельности являются обязательными, неотъемлемыми

компонентами truly успешной игры.

Установление тесного, доверительного взаимодействия между воспитателем и

родителями. Педагог

должен

активно

знакомить

родителей

с

используемыми

в

группе

играми, доступно разъяснять их развивающие цели и конкретные правила. Это позволяет

создать единое, согласованное развивающее пространство как в стенах детского сада, так и в

домашних условиях, что многократно усиливает общий положительный эффект.

Практическая

организация

процесса

сенсорного

развития

с

применением

дидактических игр

Организация и успешное проведение дидактических игр требуют от воспитателя не

только

глубокого

знания

их

содержательного

наполнения,

но

и

уверенного

владения

методикой их грамотного проведения.

Корректный подбор игр в строгом соответствии с возрастной категорией:

Для

детей

в

возрасте

1–2

лет игры

должны

отличаться

предельной

простотой,

содержать минимальное количество деталей (2-3 предмета), иметь понятные и максимально

наглядные действия. Основным способом обучения на данном этапе выступают совместные,

разделенные

действия

со

взрослым

и

прямое

подражание

его

образцу.

Идеально

подходящими являются пирамидки, состоящие из 3-4 колец, матрешки, включающие 2-3

элемента, различные вкладыши, кубики для построения простой башни.

Для детей в возрасте 2–3 лет допустимо и необходимо постепенное усложнение игр:

увеличение количества используемых элементов, введение несложных правил («ходи строго

по

очереди»,

«не

подсказывай

товарищу»),

добавление

элементарных

сюжетных

линий

(«помоги кукле Кате аккуратно разложить фрукты по цвету»). На этом этапе появляются и

получают распространение игры, основанные на операциях классификации и сравнения.

Принцип постепенного, поэтапного усложнения игровых заданий: Данный принцип

реализуется одновременно по нескольким самостоятельным направлениям:

1.

Последовательное

усложнение

самих

сенсорных

свойств: переход

от

различения

резко

контрастных

свойств

к

дифференциации

близких,

сходных

свойств

(красный/синий -> красный/оранжевый; круг/квадрат -> круг/овал).

2.

Усложнение структуры и характера игровых действий: переход от простого

наложения и прикладывания предметов друг к другу к зрительному их соотнесению, а затем

и к самостоятельному выбору нужного предмета по словесной инструкции взрослого.

3.

Постепенное увеличение количества объектов, одновременно вовлекаемых в

процессы сравнения и обобщения: переход от оперирования двумя предметами к трем-пяти и

более.

4.

Усложнение системы правил игры: переход от простых действий по прямому

показу взрослого к действиям, регулируемым одним простым правилом, а в дальнейшем — к

соблюдению целой цепочки взаимосвязанных правил.

Гармоничное включение игр в повседневную жизнедеятельность и их интеграция с

другими образовательными областями: Процесс сенсорного развития ни в коем случае не

должен замыкаться в рамках специально организованного «урока». Опытный и мудрый

педагог умело использует для этого практически любую возникающую возможность:

Во время ежедневной прогулки: «Найди и покажи самый большой листок на

дереве», «Потрогай кору этого дерева — она такая шершавая», «Послушай внимательно, как

шумит сегодня ветер», «Собери в свое ведерко только желтые листья».

В

процессе

приема

пищи: «Этот

суп

еще

теплый,

а

компот

уже

стал

прохладным»,

«Морковка

так

аппетитно

хрустит,

а

картофельное

пюре

такое

мягкое»,

«Попробуй маленький кусочек лимона — он очень кислый».

Во время одевания или раздевания: «Твоя кофточка такая мягкая и теплая, а

куртка — гладкая и прохладная на ощупь».

Эффективная интеграция с занятиями по рисованию: изучение цветов и их

сочетаний через практическое смешивание красок (желтая + синяя = зеленая).

Интеграция

с

занятиями

по

лепке: изучение

понятий

формы

и

величины,

активное

развитие

тактильной

чувствительности

через

работу

с

пластилином,

соленым

тестом, глиной.

Интеграция

с

конструированием: развитие

точного

восприятия

формы,

величины, сложных пространственных отношений.

Конкретные примеры дидактических игр, направленных на развитие сенсорики

1.

«Разноцветные домики» (для развития зрительного восприятия, усложненный

вариант):

Решаемые задачи: прочное закрепление знаний о четырех основных цветах; развитие

умения группировать предметы по признаку цвета; активизация и обогащение словарного

запаса.

Необходимые

материалы: 4

коробки

(можно

использовать

обувные

коробки),

оклеенные цветной бумагой красного, синего, желтого и зеленого цвета; множество мелких

игрушек и бытовых предметов соответствующих цветов.

Описание

хода

игры: Воспитатель

эмоционально

рассказывает

детям

о

том,

что

игрушки потеряли свои разноцветные домики и им срочно требуется помощь в поиске своего

дома. Ребенок поочередно берет по одной игрушке, вслух называет ее цвет и опускает в

коробку-домик, соответствующую этому цвету. Для усложнения задачи можно добавить

предметы, имеющие оттеночные различия (светло-зеленый, темно-красный) и организовать

обсуждение, к какому из «домиков» их правильнее отнести.

2.

«Шумящие коробочки» (для развития слухового восприятия, созданные по

методу М. Монтессори):

Решаемые задачи: развитие слухового внимания и слуховой памяти; обучение тонкой

дифференциации неречевых звуков по параметрам громкости и тембра.

Необходимые материалы: 2 идентичных набора непрозрачных баночек или коробочек

(отлично

подходят

емкости

от

киндер-сюрпризов),

наполненных

парами

одинаковых

сыпучих материалов: манка, гречка, горох, мелкие камушки, монетки.

Описание хода игры: На первом этапе воспитатель знакомит ребенка со звучанием

каждой пары коробочек, демонстрируя их. Затем ребенок самостоятельно берет по одной

коробочке

из

каждого

набора,

тщательно

трясет

их

и

путем

сравнения

находит

пару,

звучащую

абсолютно

одинаково.

Данная

игра

требует

от

ребенка

высокой

степени

концентрации и устойчивости внимания.

3.

«Теплый-холодный»

(для

развития

тактильного

восприятия,

комплексная

игра):

Решаемые

задачи: развитие

тактильной

чувствительности

кожи

рук;

обучение

практическому различению и соотнесению предметов по их температуре.

Необходимые

материалы: Специально

подобранный

набор

предметов,

способных

сохранять тепло или холод в течение некоторого времени (резиновая грелка, тканевый

мешочек с предварительно охлажденным гелем, металлическая ложка, деревянный кубик,

образцы ткани из флиса и из шелка).

Описание хода игры: Воспитатель предлагает ребенку внимательно рассмотреть все

предметы и разложить их на две четко определенные группы: «теплые» и «холодные». По

желанию

можно

организовать

обсуждение,

почему

одни

предметы

кажутся

на

ощупь

теплыми (дерево, ткань), а другие — холодными (металл).

4.

«Угадай

на

вкус»

(для

развития

вкусового

восприятия,

с

элементами

драматизации):

Решаемые

задачи: развитие

вкусовых

ощущений

и

умения

их

анализировать;

формирование умения словесно описывать вкус (сладкий, кислый, соленый); активизация

соответствующего словаря.

Необходимые материалы: Небольшие, заранее нарезанные кусочки фруктов и овощей

(яблоко, груша, огурец, морковь, лимон), кусочек соленого огурца, небольшой кристаллик

сахара.

Описание

хода

игры: Воспитатель,

исполняя

роль

«гостеприимного

повара»,

предлагает

«дегустатору»

(ребенку)

с

закрытыми

глазами

попробовать

предложенное

угощение и не только угадать, что это, но и подробно описать его вкус. Например: «Это

яблоко, оно сладкое и очень сочное».

5.

«Найди пару» (комплексное развитие внимания и зрительной памяти):

Решаемые

задачи: развитие

зрительной

памяти,

концентрации

и

устойчивости

внимания; формирование умения сравнивать предметы по совокупности их свойств (цвет,

форма).

Необходимые материалы: Набор парных карточек с изображением геометрических

фигур, окрашенных в разные цвета (красный круг, синий квадрат и т.д.).

Описание хода игры: Все карточки в произвольном порядке раскладываются на столе

изображением вниз. Ребенок по очереди переворачивает две любые карточки. Если открытые

карточки совпадают (составляют пару), он забирает их себе и получает право следующего

хода. Если карточки не совпали, он возвращает их на прежнее место изображением вниз.

Основная задача игрока — запомнить расположение карточек и собрать в итоге как можно

больше пар.

Создание

грамотно

организованной,

насыщенной

и

стимулирующей

предметно-

развивающей среды выступает не дополнительным, а обязательным, необходимым условием

для осуществления эффективного сенсорного развития.

Организация

специализированных

сенсорных

уголков

и

центров: В

групповом

помещении должно быть выделено и соответствующим образом оборудовано специальное

место,

оснащенное

широким

спектром

разнообразных

материалов

для

самостоятельной

сенсорной деятельности детей. Данный уголок должен быть легко доступен для детей,

абсолютно безопасен и эстетически привлекательно оформлен.

Использование

классического

фонда

развивающих

материалов: Это

своего

рода

«золотой

фонд»

сенсорного

воспитания,

проверенный

временем:

пирамидки

различных

размеров и уровней сложности, матрешки, сортеры разнообразных конфигураций, рамки-

вкладыши Монтессори, пазлы, постепенно усложняющиеся по количеству элементов, кубики

Никитина (например, «Сложи узор»), мозаики различных типов, конструкторы типа «Лего» с

деталями разного размера и цвета.

Активное привлечение нетрадиционных и природных материалов: Их использование

привносит

в

процесс

развития

столь

важные

элементы

новизны,

нестандартности

и

творческого подхода. К данной категории относятся:

Многофункциональные

сенсорные

коробки: это

большие

пластиковые

контейнеры или тазы, наполненные такими материалами, как манная крупа, рис, фасоль,

песок, вода, гидрогель, в которые дополнительно помещаются мелкие игрушки, ситечки,

ложки, формочки для создания игровых ситуаций.

Тактильные панно и популярные «бизиборды»: это обычно деревянные или

фанерные

доски,

на

которых

надежно

закреплены

разнообразные

предметы,

резко

отличающиеся по своей фактуре (образцы замши, наждачная бумага, искусственный мех,

кнопки, молнии, щеколды).

Объекты

природного

происхождения: шишки

разных

деревьев,

каштаны,

желуди, морские ракушки, гладкие камни, птичьи перья, спилы деревьев с интересной

текстурой.

Так

называемые

«бассейны»

для

рук: это

обычные

тазы,

наполненные

различными сыпучими или жидкими наполнителями (гречка, горох, кинетический песок,

вода).

Неоценимая роль семьи в процессе сенсорного развития ребенка

Никакие, даже самые продуманные и качественные занятия в условиях детского сада,

не в состоянии заменить собой живое, эмоционально насыщенное, ежедневное общение

ребенка с родителями в естественной, привычной домашней обстановке. Именно поэтому

налаживание

тесного,

конструктивного

взаимодействия

между

семьей

и

дошкольным

образовательным

учреждением

по

вопросам

сенсорного

воспитания

является

задачей

чрезвычайной важности.

Основные формы продуктивного взаимодействия семьи и детского сада могут быть

реализованы через:

Регулярное

проведение

консультаций

и

тематических

родительских

собраний, в рамках которых педагог доступно раскрывает родителям огромную значимость

сенсорного

развития, знакомит их

с

примерными возрастными

нормами

и отвечает

на

возникающие вопросы.

Организация открытых показов для родителей, где они могут воочию увидеть

проведение дидактических игр и совместных занятий с детьми.

Проведение практических мастер-классов, где родители выступают не в роли

пассивных

слушателей,

а

активно

учатся

самостоятельно

изготавливать

несложные,

но

эффективные дидактические пособия (сенсорные мешочки, тактильные книжки, шумящие

коробочки).

Оформление

наглядных

информационных

стендов

и

папок-

передвижек, содержащих четкие и понятные описания игр и развивающих

упражнений,

которые можно использовать дома.

Игры и развивающие упражнения, которые родители могут с успехом применять в

домашних условиях, как правило, не требуют приобретения дорогостоящих специальных

материалов.

Главным

и

самым

ценным

ресурсом

в

данном

случае

является

искреннее

внимание и личное время, которое взрослый готов уделить ребенку.

Использование

возможностей

кухонного

пространства: Кухня

представляет

собой

настоящую, готовую к использованию сенсорную лабораторию для ребенка.

Упражнения

по

перебиранию

различных

круп (фасоль,

горох,

рис)

это

занятие

великолепно

развивает

мелкую

моторику

пальцев

рук

и

тактильную

чувствительность.

Увлекательные

игры

с

тестом для

лепки

(как

готовым

покупным,

так

и

самостоятельно

приготовленным

соленым

тестом)

способствуют

изучению

понятий

формы, пластичности материала, развивают мускульную силу рук.

Проведение вкусовых и обонятельных проб: «Угадай, что я добавила сегодня в

компот? (апельсин, яблоко)», «Понюхай, чувствуешь, как пахнет ваниль?».

Игры с безопасной кухонной утварью: вкладывание мисочек разного размера

одна в другую, сортировка ложек по их величине.

Использование

потенциала

времени

прогулки: Природная

среда

предоставляет

практически неисчерпаемый запас sensory-материала.

Увлекательный

сбор

«природных

сокровищ»: листьев

различной

формы,

цветных камешков, шишек с их последующим сравнением по размеру, цвету, особенностям

поверхности.

Целенаправленное слушание окружающих звуков: «Прислушайся, как громко

шуршат под ногами опавшие листья, как красиво поют птицы».

Наблюдение за сезонными изменениями в природе: «Посмотри, каким стал

снег — он теперь липкий и мокрый, а утром был сухой и рассыпчатый».

Вовлечение ребенка в бытовые процессы:

Совместная сортировка носков по парам — представляет собой прекрасную

практическую задачу на установление соответствия (matching) по цвету и рисунку.

Посильная

помощь

в

разборе

покупок

после

похода

в

магазин: «Достань,

пожалуйста, из большого пакета все круглое (овощи/фрукты)», «Разложи вещи по полочкам:

папины — на эту полку, мамины — на ту».

Использование

времени

одевания/раздевания

для

развивающего

общения: обсуждение фактуры, толщины и цвета одежды.

Практическая рекомендация для родителей: Не стоит испытывать чрезмерной боязни

перед возможным временным «беспорядком». Следует разрешить ребенку получать ценный

sensory-опыт: мять руками тесто, пересыпать крупу из одной емкости в другую, играть с

водой

в

специально

отведенном

тазике.

Эти

минуты

тактильной

радости

и

исследовательской

свободы

дарят

мощнейший

импульс

для

его

сенсорного

и

общего

развития. Достаточно просто организовать для подобных занятий специальное, подходящее

место и выделить определенное время, и тогда они будут приносить исключительно пользу и

огромное удовольствие как ребенку, так и самим родителям.

Заключение

Проведенное

исследование

всесторонне

подтверждает первостепенную,

ключевую

роль

целенаправленного

и

планомерного

развития

сенсорной

сферы

в

процессе

формирования целостной, гармоничной личности ребенка раннего возраста. Именно в этот

уникальный по своей восприимчивости период закладывается тот прочный фундамент, на

котором

впоследствии

будет

выстраиваться

все

дальнейшее

познавательное,

речевое,

эстетическое

и

даже

социальное

развитие.

Теоретические

изыскания

и

практические

наработки

выдающихся

отечественных

и

зарубежных

психологов

и

педагогов

(М.

Монтессори, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера) создали прочную, научно

обоснованную

базу,

убедительно

доказывающую, что

сенсорное

воспитание ни

в

коем

случае не должно носить стихийный, неуправляемый характер, а требует продуманной,

системно выстроенной организации.

Дидактическая

игра,

в

силу

своей

двойственной,

амбивалентной

природы

органичного сочетания четкой обучающей задачи и увлекательной, мотивирующей игровой

формы — была рассмотрена и обоснована в качестве оптимального и высокоэффективного

средства для решения многообразных задач сенсорного воспитания. Она позволяет не только

донести

до

ребенка

систему

общепринятых

сенсорных

эталонов,

но

и

способствует

формированию у него важнейших личностных качеств: познавательной активности, умения

действовать

в

соответствии

с

установленными

правилами,

способности

к

длительной

концентрации внимания и продуктивному взаимодействию с окружающими. Практические

аспекты

организации

данной

работы,

включающие

в

себя

подробные

методические

рекомендации,

конкретные

примеры

игр

и

технологию

создания

богатой

предметно-

развивающей среды, наглядно показали, что весь этот сложный процесс предъявляет к

педагогу высокие требования профессионализма, творческого, нестандартного подхода и

глубокой чуткости к индивидуальным особенностям каждого отдельного ребенка.

Особый,

подчеркнутый

акцент

был

сделан

на

неразрывной

связи

и

взаимодополняющей, синергетической роли двух основных институтов социализации

детского

сада

и

семьи.

Только

в

условиях

подлинного

партнерства,

доверительного

сотрудничества и единства базовых требований и подходов можно достичь максимально

возможного

положительного

результата,

превратив

процесс

сенсорного

развития

в

увлекательное и радостное путешествие для ребенка, обогащающее его внутренний мир и

открывающее пути для дальнейшего роста.

Список использованных источников

Отечественные источники (монографии и учебные пособия):

1.

Венгер, Л. А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст) / Л. А. Венгер. —

М. : Просвещение, 1969. — 365 с.

2.

Венгер, Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию

дошкольников / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина. — М. : Просвещение, 1973. — 345 с.

3.

Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет:

Кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина. — М. : Просвещение, 1988. —

144 с.

4.

Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — СПб. :

Союз, 1997. — 224 с.

5.

Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. — М. :

Смысл, 2004. — 512 с.

6.

Выготский, Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. / Л. С. Выготский. — М. :

Лабиринт, 1999. — 352 с.

7.

Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. Психическое

развитие ребенка / А. В. Запорожец. — М. : Педагогика, 1986. — 320 с.

8.

Поддьяков,

Н.

Н.

Мышление

дошкольника

/

Н.

Н.

Поддьяков.

М.

:

Педагогика, 1977. — 272 с.

9.

Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — М. :Владос, 1999. — 360

с.

10.

Мухина,

В.

С.

Детская

психология:

учебник

/

В.

С.

Мухина.

М.

:

Просвещение, 1985. — 272 с.

11.

Усова, А. П. Обучение в детском саду / А. П. Усова. — М. : Просвещение,

1981. — 176 с.

Отечественные источники (методические пособия и практические разработки):

12.

Пилюгина,

Э.

Г.

Сенсорные

способности

малыша:

Игры

на

развитие

восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста / Э. Г. Пилюгина. — М. :

Мозаика-Синтез, 2003. — 120 с.

13.

Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя

дет. сада / А. И. Сорокина. — М. : Просвещение, 1982. — 96 с.

14.

Янушко, Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года) / Е. А.

Янушко. — М. : Мозаика-Синтез, 2009. — 72 с.

15.

Янушко, Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста / Е. А. Янушко. — М. :

Мозаика-Синтез, 2010. — 64 с.

16.

Павлова, Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое

пособие / Л. Н. Павлова. — М. : Мозаика-Синтез, 2000. — 168 с.

17.

Теплюк, С. Н. Игры-занятия на прогулке с малышами: Для занятий с детьми 2-

4 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / С. Н. Теплюк. — М. : Мозаика-

Синтез, 2014. — 80 с.

18.

Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для

педагогов дошк. учреждений / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. — М. :

ВЛАДОС, 2004. — 172 с.

19.

Лямина, Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие

/ Г. М. Лямина. — М. : Айрис-пресс, 2005. — 96 с.

20.

Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у

детей дошкольного возраста / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. — М. : Просвещение, 1989. —

127 с.

21.

Щелованов,

Н.

М.

Диагностика

развития

детей

раннего

возраста

/

Н.

М.

Щелованов, Н. М. Аксарина // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. —

М. : Просвещение, 1965. — С. 45-62.

22.

Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О. А.

Карабанова. — М. : Российское педагогическое агентство, 1997. — 191 с.

Зарубежные источники:

23.

Монтессори, М. Дом ребенка. Метод научной педагогики / М. Монтессори;

пер. с итал. С. Г. Займовского. — М. : Задруга, 1913. — 339 с.

24.

Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / М. Монтессори; сост., вступ.

статья М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. — М. : Карапуз, 2000. — 272 с.

25.

Монтессори, М. Мой метод: начальное обучение / М. Монтессори. — М. : АСТ,

2018. — 352 с.

26.

Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже; пер. с фр. — М.

:Междунар. пед. академия, 1994. — 680 с.

27.

Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. — М. : Педагогика-Пресс,

1994. — 528 с.

28.

Фребель, Ф. Будем жить для своих детей / Ф. Фребель; сост. и предисл. Л. М.

Волобуевой. — М. : Карапуз, 2002. — 312 с.

29.

Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления / Дж. Дьюи; пер. с англ. — М. :

Лабиринт, 1999. — 208 с.

30.

Штайнер, Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки / Р. Штайнер.

— М.: Парсифаль, 1993. — 78 с.

Нормативные документы и современные программы:

31.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155).

32.

От

рождения

до

школы.

Примерная

общеобразовательная

программа

дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. —

М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 368 с.

33.

Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.

И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 352 с.

34.

Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования /

Под ред. Л. А. Парамоновой. — М. : ТЦ Сфера, 2014. — 161 с.

Периодические издания (научные статьи):

35.

Венгер, Л. А. О понятии «сенсорные эталоны» / Л. А. Венгер // Дошкольное

воспитание. — 1968. — № 4. — С. 23–26.

36.

Запорожец, А. В. Роль деятельности в психическом развитии ребенка / А. В.

Запорожец // Вопросы психологии. — 1965. — № 6. — С. 14–25.

37.

Поддьяков, Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста / Н.

Н. Поддьяков. — Волгоград: Перемена, 1994. — 48 с.