Автор: Самохвалова Анастасия Андреевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: ЧОУ "РЖД начальная школа - детский сад № 34"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе детского сада для детей с ОНР
Тема: Грибы. Прогулка в осеннем лесу.
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-
грамматических средств языка в старшей группе детского сада для детей с ОНР.
Тема: «Грибы. Съедобные и несъедобные. Прогулка в осеннем лесу»
Цель: Уточнить представления детей о грибах, особенностях их внешнего вида, местах
произрастания.
Задачи:
Объяснить значения слов съедобные и несъедобные грибы, научить отличать одни от
других, рассказать о вреде несъедобных ( ядовитых ) грибов.
Обогатить словарный запас за счет названий грибов и продуктов, которые из них можно
приготовить.
Закрепить в речи детей обобщающие понятия «грибы».
Рассказать детям о пользе грибов для человека и для животных, которые ими питаются.
Развивать зрительную память, связную речь, логическое мышление.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: Предметные картинки: грибы, Знайка.
Ход занятия:
1.
Артикуляционная гимнастика. ( Чередование: улыбка-трубочка, часики, качели,
чашечка, лошадка, грибочек, под счёт ).
2.
Сообщение темы, через загадки.
Загадки:
Логопед приветствует детей и загадывает загадки:
Ребята, сегодня мы будем рассматривать новую тему, а поможет нам в этом загадки от нашего
Знайки:
Он стоит среди травы
В шляпе, но без головы.
У него одна нога,
Но и та без сапога
(Гриб)
Не спорю - не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще.
(Подберезовик)
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички –
Золотистые...
(Лисички)
Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный.
(Мухомор)
Скромный, тоненький и бледный...
Этот гриб, представьте, вредный.
Попадёт грибочек в суп –
Вас в больницу увезут.
Потому что ядовитый,
И на всех вокруг сердитый.
Мы оставим на полянке
Эту вредную…
(Поганка)
Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой.
(Подосиновик)
Под берёзками грибочки
Наст подняли, ну, и пусть,
Наберём, засолим в бочки
Ценный, вкусный белый …
(Груздь)
Дети: Ответы детей на загадки.
Логопед: Ребята ваши отгадки сообщат нам нашу тему на этой недели, о чём мы с вами будем
говорить, догадались?
Дети: О грибах.
3.
Беседа о грибах:
Логопед: Правильно, давайте, ребята посмотрим какие грибы бывают.
На доске, изображение грибов: лисички, подосиновик, подберёзовик, белый ( боровик ),
сыроежки, опята, мухомор, бледная поганка, груздь
Логопед рассказывает, что это за грибы, чем они полезны, где растут в лесу, как отличить
ядовитый гриб от съедобного, почему нельзя брать ядовитые. Кто из животных ест грибы. Из каких
частей состоит гриб. Кто такие грибники. После логопед отвечает на возникающие вопросы детей.
4.
Игра один – много.
В лесу растет много грибов.
Груздь - много груздей
Белый гриб – много белых грибов
Сыроежка – много сыроежек.
Мухомор – много мухоморов
Поганка- много поганок
Подосиновик- много подосиновиков
Подберезовик- много подберезовиков
5.
Физминутка:
Осеннюю порою мы в лес с тобой придем, (шагают на месте)
Грибов корзинку целую в лесу мы соберем! (приседания)
Летает паутина и падает листва, (покачивают руками над головой)
Шуршит под сапогами увядшая трава. («шуршат» ногами)
По тонкому мосточку ручей мы перейдем, (идут на носочках)
Семью лисичек рыженьких во мху с тобой найдем. (наклоны вниз)
Раздвинем травку палочкой и там увидим вдруг — (скрестные движения прямых рук)
Цветные сыроежки рассыпались вокруг. (кружатся на месте)
А на полянке крепкие боровики стоят. («пружинка»)
Под лапы елок спрятались, в корзинку не хотят. (ставят руки «елочкой» над головой)
Опят, груздей и рыжиков с тобою мы нашли, (повороты вправо-влево)
Грибов корзинку целую домой мы принесли! (хлопают в ладоши)
6.
Игра: Ответь на вопрос.
- Как ты назовешь маленький гриб? (Грибок)
- А как можно назвать очень большой гриб? (Грибище)
- Как называют суп из грибов? (Грибной)
- Как называют человека, собирающего грибы? (Грибник)
- Как называются тонкие переплетенные нити, которые спрятаны в земле и на которых
вырастают грибы? (Грибница)
- Как можно ласково назвать гриб? (Грибочек)
7.
Назови ласково:
Белый гриб - беленький грибочек
Груздь - груздочек
Сыроежка - сыроежечка
Подберёзовик- подберезовичек
Поганка -поганочка
Подосиновик - подосиновичек
Мухомор – мухоморчик
Поганка - поганочка
8.
Итог занятия.
Логопед: ребята, посмотрите внимательно на доску и назовите одним словом то, что
изображено на этой картинке.
Дети: Разные грибы. Съедобные и несъедобные.
Логопед: О чём мы говорили сегодня на занятии? В какие игры мы играли?
Дети: Ответы детей.
Логопед хвалит детей за хорошие результаты, подводит итоги занятия, благодарит детей за
внимательность и вовлеченность.