"Модель ученического самоуправления"

Автор: Телкова Оксана Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ "ШИ №37 ОВЗ"
Населённый пункт: Анжеро-Судженский городской округ Кемеровской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Модель ученического самоуправления"
Дата публикации: 22.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Доклад на тему:

«Практика организации ученического

самоуправления в старших классах»


Доклад на тему:

/1 слайд/

«Модель ученического самоуправления»

/2 слайд/
Где нет структуры – нет организации, не может быть и управления. Не зря процесс обучения в школе называется учебно-воспитательным. Ребёнок уже в школе должен готовиться к взрослой жизни, к необходимости занять своё место в обществе. Очевидно, что немалую роль в этом играет школьное самоуправление. Развитие этого процесса в школьной среде позволяет включать детей в социальные ситуации, формирующие определенный образ поведения, и дает не только знания, умения и способы деятельности, но и возможность ориентироваться в нестандартных ситуациях, прежде всего в ситуациях выбора.
/3 слайд/ Самоуправление
- один из основных принципов деятельности ученического коллектива. Сущность его состоит в реальном участии школьников в управлении делами школы, класса. Настоящее самоуправление предполагает, что его органы не только обладают правами, но и несут реальную ответственность за свою работу.
/4 слайд/
Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её участников. Участвуя в работе органов школьного самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определенные нравственные качества и черты характера. Не следует думать, что положительные качества личности будут воспитываться у детей стихийно, сами по себе, стоит лишь ввести в детском коллективе самоуправление. Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов.
/5 слайд/
Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.
Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе. Прежде чем вводить самоуправление, надо сформировать у детей потребность в самостоятельности, определить возможные сферы самоуправления. Истинное детское самоуправление заключается не в копировании управления взрослых и не в игре в школьную администрацию, а в том, чтобы дети приобретали личный опыт демократических отношений и навыки его осмысления.
/6 слайд/
Самоуправление школьников - необходимый компонент содержания современного воспитания личности. С помощью ученического самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого школьника. Оно дает возможность ученику раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности; ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем классного коллектива.
/7 слайд/
Структура самоуправления строится на трех уровнях: 1) ученик; 2) ученик-класс; 3) ученик-школа.
Первый уровень
дает возможность ученику раскрыться как личности, побывав в роли, как лидера, так и подчиненного. Через систему этих ролей у подростков формируется разнообразный опыт общественных отношений.
Второй уровень
предполагает ученическое самоуправление на уровне классного коллектива.
Третий уровень
предполагает самоуправление коллектива учащихся школы – школьное самоуправление. Сущность ученического самоуправления состоит в реальном участии школьников в управлении делами класса. Коллектив создается не путем разговоров и бесед о коллективизме. Методика создания и воспитания ученического коллектива базируется на двух вещах:
/8 слайд/
Во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность.
Во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность, таким образом, что бы она сплачивала и объединяла учащихся в дружный и работоспособный коллектив. Отсюда следуют два существенных вывода: 1. В качестве важнейших средств воспитания ученического коллектива выступают учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая, общественно- патриотическая, культурно-массовая деятельность учащихся; 2. В процессе организации указанных видов деятельности нужно применять специальную методику, направленную на создание воспитательного коллектива. Основу этой методики составляют: • Умелое предъявление требований к учащимся; • Воспитание ученического актива; • Организация перспектив в учебной, трудовой, общественной деятельности; • Формирование здорового общественного мышления; • Создание и развитие положительных традиций коллективной жизни. Необходимой предпосылкой хорошей работы ученического актива является четкое знание ими своих обязанностей и задач коллектива. Вот почему первостепенным делом в воспитании ученического актива школы является их инструктирование, постановка и конкретизация тех задач, в решении которых они должны принимать участие. Директору школы, его заместителям и классным руководителям необходимо разъяснять ученическому активу их функции по выполнению возложенных на них обязанностей. В организации и воспитании коллектива большую роль играют традиции. «Ничего так не скрепляет коллектив, - говорил А.С.Макаренко,- как традиции. Воспитаешь традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача в воспитательной работе. Школа, в которой нет традиций, ... не может быть хорошей школой...» Школьное самоуправление дает возможность ученику: - приобрести опыт ведения предвыборной и выборной кампаний; - раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности; - ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем школы. В центре внимания сам ребенок, его психическое, физическое состояние и социальное благополучие.
В работе с детьми важны существо дела, позиция учителя. Реальные полномочия учащихся. Если ты не можешь быть сосной на вершине холма, Будь кустом в долине - но только будь Лучшим кустом по эту сторону родника. Будь кустом если не можешь стать деревом. Если ты не можешь быть кустом, будь травой, Порадуй путника своею красотой, Если не можешь быть щукой, будь просто окунем- Но будь самым шустрым окунем во всём озере! Все не могут быть капитанами, кто-то должен быть матросом, Работа найдётся для всех. Есть работа большая, есть работа поменьше, Но каждый из нас должен делать то, что ему выпадает. Если ты не можешь быть дорогой, стань простой тропинкой Если не можешь быть солнцем, стань звездой, Не важно, победишь ты иль проиграешь, Просто делай то, что можешь, и используй лучшее что есть в тебе!
Дуглас Мэллок