Напоминание

"Спешите делать добро!"

Автор: Иванова Людмила Борисовна
Должность: классный руководитель
Учебное заведение: ФГКОУ МКК Пансион воспитанниц МО РФ
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка классного часа
Тема: "Спешите делать добро!"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц МО РФ» Методическая разработка классного часа «Спешите делать добро!» Составитель: Иванова Л.Б., классный руководитель 6-А класса г. Москва 2015-2016 учебный год

Цель:
формирование у учащихся доброты и милосердия.
Задачи:
* Развитие понятий учащихся о добре и зле. * Обучение воспитанниц культуре общения, ведения диалога. * Воспитание стремления совершать добрые дела и поступки. ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Педагог:
Добрый день, дорогие воспитанницы, уважаемые гости! Я хочу начать наш разговор со стихотворения, которое послужит эпиграфом сегодняшнего классного часа. Когда по склонам вечной суеты Бежать от неудач устанешь люто, Направь шаги тропою доброты И радость помоги найти кому-то. (И. Романов) Тема нашего классного часа зашифрована, написана в форме перевертыша («Медлите разрушать зло») Давайте попробуем его расшифровать и прочитать правильно. Для того чтобы это сделать нужно каждое слово в этом высказывании поменять на слово с противоположным значением. Что получилось? (
Спешите делать добро
) Правильно. Эти слова принадлежат апостолу Павлу. Именно так он обращался в своих многочисленных посланиях ко вновь обращенным в христианство народам. Обратите внимание: апостол не просит творить добро, а умоляет именно спешить делать добрые дела, т. к. дни нашей жизни проходят так стремительно и незаметно, что мы можем и не успеть сделать это самое добро. Эти слова были девизом главного врача московских тюремных больниц Ф. П. Гааза. Этот призыв высечен на постаменте памятника доктору, установленного в 1909 году в Москве, в переулке Мечникова. Федор Петрович (Фридрих Иосиф) Гааз, русский врач немецкого происхождения,
известный под именем «святой доктор», посвятил свою жизнь облегчению участи заключённых и ссыльных. Он боролся за улучшение жизни узников, за содержание заключенных «без напрасной жестокости». На благотворительность ушли все его сбережения, он умер в нищете. Жизнь доктора Газа – образец того, как вырваться из порочного круга зависимости от желаний своего «я», своих капризов и конфликтов и как жертвенность и любовь к людям можно успешно сочетать с борьбой против тех, кто смеялся и мешал эту жертвенность осуществлять. Итак, сегодня мы с вами будем говорить о понятии «добро». Какое определение мы можем дать этому слову? (ответы детей) В словаре С.И. Ожегова даётся следующее определение: «Добро – нечто положительное, хорошее, полезное». «Добро» - категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности. Изначально было противоположно понятию худа, зла. Зло – это нечто дурное, вредное. Это несчастье, беда, неприятность. Уже в IV веке до н. э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Эту же мысль продолжил в I веке н. э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив». Вспомним слова Л. Н. Толстого: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других». Скажите, пожалуйста, какие высказывания писателей о доброте знаете вы? (предполагаемые ответы воспитанниц):  Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта. (Мигель Сервантес)  Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям. (Жан Жак Руссо)
 Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе. (Вильям Шекспир)  Себялюбие – самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево. ( И. С. Тургенев)
Педагог:
Верно, человек, который любит только себя, который не имеет друзей, остается один, когда приходят тяжелые жизненные испытания. Доброта издавна ценилась на Руси. Немало пословиц русский народ сложил о доброте. На доске вы видите пословицы, которые «потеряли» свои половинки, расположены вразнобой. Давайте попробуем их сложить их правильно. Добро помни, а Пожнёшь Что посеешь, то и Зло забывай За добро Добра не делает никому Худо тому, кто Добром плати Доброе слово лечит А злого не жалуют Доброе слово А злое калечит Доброго чтут Половина счастья
Педагог:
Тема добра отражается в творчестве современных поэтов и композиторов. Какие песни вы знаете о доброте, сможете ли назвать их авторов? (ответы воспитанниц). Сейчас я предлагаю послушать стихи в исполнении наших воспитанниц и поразмышлять о смысле этих строк.
Воспитанница 1:
В ясный полдень, на исходе лета, Шел старик дорогой полевой; Вырыл вишню молодую где-то И, довольный, нес ее домой. Он глядел веселыми глазами На поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память У дороги вишню посажу. Пусть растет большая-пребольшая, Пусть идет и вширь и в высоту И, дорогу нашу украшая, Каждый год купается в цвету. Путники в тени ее прилягут, Отдохнут в прохладе, в тишине, И, отведав сочных, спелых ягод, Может статься, вспомнят обо мне. А не вспомнят — экая досада,— Я об этом вовсе не тужу: Не хотят — не вспоминай, не надо,— Все равно я вишню посажу!» (М. Исаковский)
Воспитанница 2:
Друг напомнил мне вчера, Сколько сделал мне добра. Карандаш мне дал однажды (Я в тот день забыл пенал). В стенгазете, чуть не в каждой, Обо мне упоминал. Я упал и весь промок, Он мне высохнуть помог. Он для милого дружка Не жалел и пирожка – Откусить мне дал когда-то, А теперь поставил счет. Не влечёт меня, ребята, Больше к другу. Не влечёт. (А. Барто)
Воспитанница 3:

Ах, как нам добрые слова нужны! Не раз мы в этом убедились сами. А может, не слова – дела важны? Дела – делами, а слова – словами. Они живут у каждого из нас, На дне души до времени хранимы, Чтоб их произнести в тот самый час, Когда они другим необходимы. (М. Лисянский)
Педагог
: Как мы с вами отметили, добру почти всегда противостоит зло. Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и требует меньше усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души. Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках. Так что добрым быть нелегко. А теперь попробуем сформулировать правила доброты (предполагаемые ответы). 1. Совершать хорошие дела просто так, не требуя за это награды 2. Помогать людям 3. Не быть равнодушным, эгоистом, 4. Не завидовать 5. Быть вежливым, не грубить 6. Не жадничать 7. Защищать слабого
8. Уметь прощать ошибки 9. Проявлять терпимость (толерантность) к окружающим ФИЗМИНУТКА (игра «Пожалуйста») Детям предлагается выполнять различные действия, только при условии, что произносится слово «пожалуйста» Встаньте, пожалуйста! Поднимите руки! Пожалуйста, похлопайте в ладоши! Потопайте. Попрыгайте, пожалуйста. Руки вперед (и т.п.)
Педагог
: Мы сегодня говорим о добре, доброте. Но очень важно, чтобы наши слова не расходились с нашими делами, т.к. можно говорить о вежливости и в то же время грубить окружающим и не уступать пожилым людям место в транспорте. Говорить о бережном отношении к природе – и бросать мусор мимо урны. Сегодня вы еще дети, но от вас многое зависит в будущем нашей страны и даже мира. Давайте сейчас попробуем, исходя из правил доброты, исходя из всего вышесказанного, подумать и ответить на следующие вопросы:  Кто нуждается в нашей помощи?  Каким образам мы можем помочь?  Для чего нужно совершать добрые дела? Свои предложения по осуществлению добрых дел записывайте и складывайте в «Копилку добрых дел», позже мы проанализируем ее содержание и будем, по возможности, реализовывать.
Педагог:
А сейчас я расскажу вам небольшую притчу.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”. Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, :живая или мертвая? … И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал:
“Все в твоих руках”.
- Все в ваших руках, какие совершать поступки в своей жизни. Я надеюсь, что вы будете стараться совершать только добрые поступки, соблюдать правила, которые мы сегодня озвучили. Если вы здоровы и добры – вы обладаете несметными богатствами. У вас отличное настроение, вы счастливы, открыты, вы приносите людям радость и творите чудеса. И это - главное.
Педагог:
А сейчас творческое задание.

У французского писателя Виктора Гюго есть такие слова: " Во внутреннем мире человека доброта - это солнце". В каждом из нас живёт маленькое солнышко. Именно оно раскрашивает окружающий мир яркими красками. Всю красоту мира нам помогает увидеть волшебная сила доброты. Поэтому сейчас я предлагаю вам написать на солнечных лучах добрые пожелания и прикрепить их к нашему солнцу доброты (звучит фонограмма песни «Дорогою добра», дети подписывают солнечные лучи и крепят их на листок ватмана с нарисованным солнцем) - Подходя к завершению нашего разговора, я прошу вас продолжить фразу: * Сегодня я узнала, что… * Я поняла, что…
* Мне понравилось… * Я задумалась о…
Список используемой литературы:
1. Антонова Т.А. , учитель русского языка и литературы// Уроки доброты, любви, нравственности (урок внеклассного чтения по притчам о добре и зле, "Рождественской сказке" Е.А. Потехиной). 5-й класс) [Электронный ресурс] 2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000 [Электронный ресурс]. - М. : Кирилл и Мефодий, 2000. - 2 электрон, опт. Диск. 3. Е. Выговская, Ю. Симонова, Н. Хлудов, С. Прушинский, М. Перфильева Пособие по проведению Уроков доброты со школьниками младших классов ) [Электронный ресурс] 4. Классные часы: 4 класс / Авт-сост. Н,Н, Дробинина.-М.: ВАКО, 2010.-224 с. 5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М.: ООО «А ТЕМП»,2013.- 874 с. 6. «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками» / Под ред. М.Р. Битяновой. – СПб.: «Питер», 2009 7. «Материалы к учебному курсу «Тренинг для тренеров» / Компания «Процесс Кон - салтинг» – М.: 2001.