Напоминание

Музыкальный фольклор в воспитании детей или "Ребенок и музыкальный фольклор"

Автор: Смирнова Татьяна Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №174
Населённый пункт: г.Чебоксары Чувашская Репсублика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Музыкальный фольклор в воспитании детей или "Ребенок и музыкальный фольклор"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Музыкальный фольклор в воспитании детей или «Ребенок и

музыкальный фольклор»

Детям в раннем возрасте еще непонятно чувство любви к Родине, но

однако же, именно в этом возрасте, она только зарождается.

Для него это самые близкие люди – мама, папа, дедушки и бабушки и

все те, кто его окружает рядом – детский сад, воспитатели и т.д.

От того, что он слышит, видит, зависит его формирование к

окружающему миру. В это время развиваются чувства, черты характера,

которые связывают ребенка со своими народом, с его языком и обычаями. С

этого момента в группе раннего возраста я начинаю использовать народную

музыку: песни, хороводы, прибаутки и потешки. Я и сама их помню из

своего детства, это уже как «классика»: «Идет коза рогатая…», «Чики-чики-

чички, летели две птички…», ту же «Сороку». Также включаю в репертуар

национальные чувашские прибаутки: «Касая», чувашские плясовые мелодии

«Тункки,

тункки».

Дети

любят

эти

забавы.

Я

всегда

стараюсь

демонстрировать пение с внесением ярких народных игрушек: матрешек,

козочку, петушка, коровушку и другие предметы декоративно-прикладного

искусства. Все это богатство народного творчества, которое помогает

усвоить язык своего народа. Мама поет ребенку колыбельную перед сном, он

реагирует на песни мамы и успокаивается. Также на пропетую плясовую

мелодию ребенок начинает реагировать плясовыми движениями. Эти первые

впечатления так богаты жизнелюбием, добром, юмором, неиссякаемой

энергией народного фольклора.

Начиная со 2 младшей группы детского сада дети больше слышат

народной музыки: песен, мелодий в оркестровом звучании и исполнении, в

современных обработках. У детей закрепляется постоянный интерес

к

репертуару, они с вниманием и удовольствием его воспринимают. Самые

любимые это танцевальные мелодии: «Из под дуба», «Ах, вы сени», «Пойду

ль я, выйду ль я», «Ах, улица, улица широкая», «Как у наших у ворот», «Ах,

1

ты береза» и т.д. Более

в старшем возрасте дети учатся различать

контрастный характер музыки, а также реагировать движениями на начало и

окончание музыки, кружиться, топать, хлопать, делать «фонарики» - вращать

кистями рук, подпрыгивать и т.д.

В зависимости от возраста детей, я расширяю репертуар чувашских и

русских народных песен и усложняю их. Эти мелодии доступны слуху

ребенка, их яркая гармония вызывает у детей эмоциональную отзывчивость.

С большой радостью эти мелодии дети исполняют на детских музыкальных

инструментах, в оркестрах.

Детям интересно инициировать народные песни и с большим

интересом это делают, например самые любимые песни «Где был,

Иванушка?», «Как на тоненький ледок», «Две тетери», «Патока с имбирем»,

чувашские песни «Автан тус» и др. Я использую много чувашской

национальной музыки в хороводных играх: «Ваиа», «Семерт сески суралать»

и др.

Обучая старших детей пляске «Калинка» я ставлю задачу: познакомить

с характером движений, которым присуще задор и веселье. Работа над

элементами плясок продолжается и в группе, и на прогулке.

Воспитатель закрепляет движения с подгруппой и индивидуально. При

разучивании используем подговорочки, например:

«Каблучками я стучу,

Пляску русскую учу»

«Сяду-встану, сяду-встану

Приседать я не устану».

Когда

выученных

танцевальных

движений

у

детей

становится

достаточном, и они начинают варьировать, переходя от одного движения к

другому. Вот так полностью получается пляска, например «Сударушка».

Объясняю детям, что такие пляски издавна любимы в народе. Когда люди

собирались вместе, чтобы повеселиться и отдохнуть от работы, они часто

2

устраивали соревнования: кто больше покажет интересных движений. Тот

считался лучшим плясуном.

Дети в развлечениях тоже играют в такие игры: «Кто больше исполнит

танцевальных движений» и «Кто кого перепляшет». Такая форма помогает

развивать

самостоятельную

танцевально-игровую

деятельность

детей,

способствует развитию творчества. Танцы с балалайками, с деревянными

ложками, с платочками, с полотенцами вышитыми национальными узорами

– все это чисто принадлежность русского и чувашского быта вызывает у

детей радость.

Неотъемлемый путь воспитания наших детей – это приобщение к

музыкальному фольклору и наследию русского чувашского народа.

3