Автор: Смирнова Татьяна Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №174
Населённый пункт: г.Чебоксары Чувашская Репсублика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Музыкальный фольклор в воспитании детей или "Ребенок и музыкальный фольклор"
Музыкальный фольклор в воспитании детей или «Ребенок и
музыкальный фольклор»
Детям в раннем возрасте еще непонятно чувство любви к Родине, но
однако же, именно в этом возрасте, она только зарождается.
Для него это самые близкие люди – мама, папа, дедушки и бабушки и
все те, кто его окружает рядом – детский сад, воспитатели и т.д.
От того, что он слышит, видит, зависит его формирование к
окружающему миру. В это время развиваются чувства, черты характера,
которые связывают ребенка со своими народом, с его языком и обычаями. С
этого момента в группе раннего возраста я начинаю использовать народную
музыку: песни, хороводы, прибаутки и потешки. Я и сама их помню из
своего детства, это уже как «классика»: «Идет коза рогатая…», «Чики-чики-
чички, летели две птички…», ту же «Сороку». Также включаю в репертуар
национальные чувашские прибаутки: «Касая», чувашские плясовые мелодии
«Тункки,
тункки».
Дети
любят
эти
забавы.
Я
всегда
стараюсь
демонстрировать пение с внесением ярких народных игрушек: матрешек,
козочку, петушка, коровушку и другие предметы декоративно-прикладного
искусства. Все это богатство народного творчества, которое помогает
усвоить язык своего народа. Мама поет ребенку колыбельную перед сном, он
реагирует на песни мамы и успокаивается. Также на пропетую плясовую
мелодию ребенок начинает реагировать плясовыми движениями. Эти первые
впечатления так богаты жизнелюбием, добром, юмором, неиссякаемой
энергией народного фольклора.
Начиная со 2 младшей группы детского сада дети больше слышат
народной музыки: песен, мелодий в оркестровом звучании и исполнении, в
современных обработках. У детей закрепляется постоянный интерес
к
репертуару, они с вниманием и удовольствием его воспринимают. Самые
любимые это танцевальные мелодии: «Из под дуба», «Ах, вы сени», «Пойду
ль я, выйду ль я», «Ах, улица, улица широкая», «Как у наших у ворот», «Ах,
1
ты береза» и т.д. Более
в старшем возрасте дети учатся различать
контрастный характер музыки, а также реагировать движениями на начало и
окончание музыки, кружиться, топать, хлопать, делать «фонарики» - вращать
кистями рук, подпрыгивать и т.д.
В зависимости от возраста детей, я расширяю репертуар чувашских и
русских народных песен и усложняю их. Эти мелодии доступны слуху
ребенка, их яркая гармония вызывает у детей эмоциональную отзывчивость.
С большой радостью эти мелодии дети исполняют на детских музыкальных
инструментах, в оркестрах.
Детям интересно инициировать народные песни и с большим
интересом это делают, например самые любимые песни «Где был,
Иванушка?», «Как на тоненький ледок», «Две тетери», «Патока с имбирем»,
чувашские песни «Автан тус» и др. Я использую много чувашской
национальной музыки в хороводных играх: «Ваиа», «Семерт сески суралать»
и др.
Обучая старших детей пляске «Калинка» я ставлю задачу: познакомить
с характером движений, которым присуще задор и веселье. Работа над
элементами плясок продолжается и в группе, и на прогулке.
Воспитатель закрепляет движения с подгруппой и индивидуально. При
разучивании используем подговорочки, например:
«Каблучками я стучу,
Пляску русскую учу»
«Сяду-встану, сяду-встану
Приседать я не устану».
Когда
выученных
танцевальных
движений
у
детей
становится
достаточном, и они начинают варьировать, переходя от одного движения к
другому. Вот так полностью получается пляска, например «Сударушка».
Объясняю детям, что такие пляски издавна любимы в народе. Когда люди
собирались вместе, чтобы повеселиться и отдохнуть от работы, они часто
2
устраивали соревнования: кто больше покажет интересных движений. Тот
считался лучшим плясуном.
Дети в развлечениях тоже играют в такие игры: «Кто больше исполнит
танцевальных движений» и «Кто кого перепляшет». Такая форма помогает
развивать
самостоятельную
танцевально-игровую
деятельность
детей,
способствует развитию творчества. Танцы с балалайками, с деревянными
ложками, с платочками, с полотенцами вышитыми национальными узорами
– все это чисто принадлежность русского и чувашского быта вызывает у
детей радость.
Неотъемлемый путь воспитания наших детей – это приобщение к
музыкальному фольклору и наследию русского чувашского народа.
3