"Формирование самостоятельной познавательно-игровой деятельности дошкольников"

Автор: Алаева Наталья Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 1
Населённый пункт: город Карабаш
Наименование материала: обобщение опыта работы
Тема: "Формирование самостоятельной познавательно-игровой деятельности дошкольников"
Дата публикации: 22.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Обобщение опыта работы на тему:

«Формирование самостоятельной познавательно-

игровой

деятельности дошкольников»
Алаева Н.В. Воспитатель МКДОУ д/с № 1 г.Карабаша 2015г.
«Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей» А. В. Запорожец

По словам В.А. Сухомлинского: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Важнейшим средством интеллектуального развития ребенка-дошкольника является изучение математики в детском саду. Н. Г. Белоус, Р. Л. Березина, Л. Н. Вахрушева, Е. П. Гуменникова, Т. И. Ерофеева, З. А. Михайлова, Е. В. Соловьева и др. отмечали, что успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован деятельностью. Как известно, эмоции являются движущей силой, которая может активизировать или тормозить процесс познания. Постоянное повышение заинтересованности детей мотивирует игровую деятельность, активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки, раскрытии секрета игры и создает положительный эмоциональный настрой, способствующий интеллектуальной деятельности и повышающий ее результативность. Таким образом, развитию познавательного интереса к математике способствует такая организация обучения, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе работы с занимательным материалом. Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). Начиная работу с детьми, я провела диагностику, где выявила, что знания детей по математике находится на среднем уровне. (Приложение № 1)
С родителями провела Вопросник «Математика для развития вашего ребенка», при обработке вопросника я обнаружила, что многие из них считают, что главной целью обучения детей математике является обучение детей считать, а также накопление минимальных знаний, например, знакомство с цифрами и геометрическими фигурами. Родители забывают, что математика вносит большой вклад в развитие логического мышления, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу. (Приложение №2) Первые шаги показали, какой необходим приобрести занимательный материал для того чтобы дети лучше усваивали математические знания, чтобы им было интересно, доступно и разнообразно. При организации совместной и самостоятельной познавательно – игровой детской деятельности свое внимание я направила на решение следующих задач: 1. Формирование у детей сенсорных умений и способностей: умение различать геометрические фигуры по строению, размеру, пропорциональному соотношению сторон, умение сравнивать, обобщать, представлять, абстрагировать, воссоздавать, видоизменять, и др.; 2. Развитие познавательного интереса, желания и потребности узнать новое; 3. Использование разнообразных, требующих активной умственной деятельности, постепенно усложняющихся игр и упражнений математического содержания; 4. Развитие наблюдательности, воображения, креативности мышления, исследовательского подхода к объектам окружающей действительности; 5. Руководство детской деятельностью, направленное на стимулирование активности, инициативы, творчества, желания добиваться лучшего результата (совместная с ребенком игра, участие в игре, организация игр подгруппами, игр-соревнований, оценка результатов). В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективно развивают интеллект творческие способности детей, личностные качества будущего школьника игровые технологии развивающего обучения. Поиск способов, приемов, средств формирования самостоятельности непосредственно связан и обусловлен повышением качества воспитательно- образовательной работы в группе, развивающего эффекта дошкольного
обучения, умственного воспитания в целом. Известно, что самостоятельность формируется в дошкольном возрасте в процессе овладения разными видами деятельности (предметной, игровой, образовательной). Мною ведется наблюдение и мониторинг за развитием самостоятельности в игровой деятельности, средством организации которой является занимательный математический материал. Моя работа, строится на основе полученных данных и состоит в формировании самостоятельной познавательно-игровой деятельности. Ее содержанием являются разнообразные элементарные занимательные математические игры и задачи, требующие нестандартного пути решения: головоломки, лабиринты, шнуровки, логические задачи, игры и игровые обучающие системы В.В. Воскобовича, дидактические пособия «Блоки Дьенеша», кубик «Рубика», «Танграм», «Уникуб» Б.Н. Никитина и др. Задачи и игры постепенно усложняются, в ходе руководства ими используются эффективные приемы повышения активности и самостоятельности детей. (Приложение № 3) Была установлена взаимосвязь между содержанием и методами обучения в ходе непосредственно образовательной и самостоятельной детской деятельностью. В содержание непосредственно образовательной деятельности с детьми в большей мере, чем это делалось ранее, включаются занимательные задачи, задания с раздаточным материалом, игры, направленные на развитие сообразительности, самостоятельности мышления. Было найдено оптимальное сочетание «прямых» приемов обучения способам практических действий (показ; пояснение) и «косвенных» (использование проблемно- практических ситуаций, игр и игровых приемов, аналогий). Как в самостоятельной, так и в непосредственно образовательной деятельности основное внимание обращаю на постепенное усложнение умений (способов практических действий), которыми овладевают дети. Это обеспечивает переход от исполнительских действий к самостоятельным (инициативным и творческим). На первом этапе работы дети осваивают простейшие игры математического содержания. Я уделяю внимание развитию целенаправленного восприятия, проявлениям элементарной самостоятельности: выбрать игру по интересам, решить игровую задачу, выделенную взрослым или самим ребенком. Задачи, стоящие передо мной, решаются и в процессе организуемых игр детей в утренний и вечерний отрезки времени. Результат первого этапа работы — повышение активности детей в играх, проявление желания играть небольшими подгруппами, «обучать» товарищей действиям с такими играми, как «Уникуб» Б.Н. Никитина (двухцветный), «Геоконт». Инициативность и творчество оставались еще на низком уровне, но все дети добивались положительного результата.
Индивидуальному подходу в руководстве деятельностью придавалось особое значение. Эффективно внедрялись в практику работы игровые обучающие системы «Танграм», «Магнитная мозаика». (Приложение № 4) В дальнейшем (на втором этапе работы ) дети овладели умением самостоятельно ставить перед собой цель, искать пути ее реализации
,
осуществлять самоконтроль. Игровой материал усложнялся: например, «Уникуб» Б.Н. Никитина нужно использовать четыре цвета, играх – головоломках «Танграм», «Кубик Рубика». «Уникуб» надо было составить не по образцам, а по собственному замыслу. Детей приучала к определенной последовательности действий: внимательно рассмотреть образец, рассказать о строении предмета, который надо получить, поставить перед собой цель (что надо сделать?), выделить составляющие части или значимые признаки предмета, спланировать последовательность и характер действий, выполнить их и осуществить контроль (правильно ли я сделал?). Этому способствовало наличие моделей, схем, алгоритмов для самостоятельного планирования, самоконтроля и самооценки деятельности ребенка. Дети освоили новые игры - головоломки «Волшебные кубики», «Палочки Кюизенера», «Колумбово яйцо». В играх «Собери цветок», «Строим дом», накладывая пластинки друг на друга, совместная и самостоятельная деятельность проходила по трем направлениям: математическое развитие, конструирование предметных форм и решение творческих задач. Заинтересовали детей и другие развивающие игры – головоломки, лабиринты, пособия, блоки Дьенеша, набор «Развитие», шнуровки, строительные кубики. Усложнились логические игры и упражнения. Дети учились находить недостающие, например, в третьем и втором рядах фигуры, выделять закономерности построения рядов, группировать фигуры по свойствам. Постепенно инициатива в играх перешла к детям. Они перестали обращаться к воспитателю за помощью, увлеченно искали новые варианты решения задач, что наиболее ярко проявилось в играх с набором «Развитие», «Уникуб», «Шнур – затейник» и других. В соответствии с возросшей самостоятельностью детей практическая помощь взрослого уступила место совету, указанию, поощрению, обращению к опыту ребенка. Появились разнообразные формы организации самостоятельной детской деятельности: индивидуальная, по группам (по интересам). Увеличилось количество творческих заданий детям при проведении непосредственно образовательной деятельности, широко стали использоваться игры на составление геометрических фигур из частей, на воссоздание силуэтов из элементов, решение логических задач. Например, в задании «Составь квадрат» требуется решить задачу разными способами, а на
основе комбинирования четырех элементов составить фигуры. Дополнительные возможности для развития творческого воображения появились при использовании игр В.В.Воскобовича, игр – головоломок, блоков Дьенеша и др. В результате значительно возросла инициативность и творчество в деятельности детей. На третьем этапе работы основное внимание было уделено формированию умения проявлять творчество в самостоятельной игровой деятельности, в процессе образовательной деятельности в ходе выполнения заданий с раздаточным материалом: придумывать новые логические задачи на продолжение ряда фигур; на нахождение недостающей в ряду фигуры, задачи-головоломки и др. Постановка заданий стимулировала самостоятельность: «Придумай свое»; «Составь что-нибудь новое, интересное». Однако сначала дети проявляли лишь отдельные элементы творчества: использовали новые сочетания известных им способов воссоздания силуэтов, комбинирование. Наблюдалась и одноименность тематики при различии конструктивных решений: кораблики были разнообразной конструкции. Из этого следует, что творчеству детей предшествовал перенос освоенных ранее способов действий в новую ситуацию, их трансформация, переход от случайного комбинирования к продуманному, самостоятельное, активное оперирование знаниями и умениями. В дальнейшем дети овладели умением ставить перед собой цель Так, из элементов игры «Танграм» ребенок составил машину, ракету, проявив оригинальность замысла и выполнения. В сюжетно – дидактических играх стали использоваться несколько игровых материалов. Игры детей объединялись одним сюжетом, например, «Строим дом», «Магазин» и другие. Выполняя взятую в игре на себя роль, дети применяют свой интеллектуальный опыт, тренируют волю, расширяют свои познавательные интересы. Именно в таких играх развивается воображение и самосознание ребенка, самостоятельность инициатива, самоконтроль и самооценка, происходит формирование адекватных взаимоотношений между детьми, осваиваются социальные роли. В группе созданы условия для игровой деятельности. Организованы математический уголок, игротеки. В результате проделанной работы провела заключительную диагностику, где выявила положительную динамику в формирование самостоятельной познавательно-игровой деятельности дошкольников. (Приложение № 5)
Проведенная работа показала, что самостоятельность, проявляющаяся в умении использовать приобретенные знания в новых, изменяющихся условиях, трансформировать их, в умении вносить элементы творчества придумать новое, выполнить задание по-своему, успешно формируется в содержательной детской деятельности с игровым математическим материалом. Обязательное условие организации детской деятельности - азартная, увлеченная игра взрослого с детьми, благодаря которой пребывание реб ё нка в группе стало радостью и позволило решить поставленные образовательные задачи.
Приложение №1


Приложение № 3

"Уникуб"
- одно из замечательных пособий Никитина. Игра состоит из 27 кубиков, окрашенных в желтый, красный, синий цвета и собранных в куб по определенной схеме. Задания в “Уникубе” трудные, и требуют от ребенка больших затрат времени и сил, но они расположены в порядке возрастания сложности и это поможет ребенку развить пространственное мышление, научить аккуратности и предусмотрительности, привить навыки точности. Знакомство с Уникубом можно начинать по разному: с самыми маленькими лучше начинать с укладки кубиков в коробку, делая каждый слой одним цветом. В инструкции предлагается 61 задание: от самого простого к сложному.
"Геоконт"
открывает ребенку мир геометрических и образных превращений, разноцветных приключений. Дети складывают фигуры на «Геоконте», отвечают на вопросы.
Состав
Поле (245х250 мм, фанера, цветная пленка) с нанесенной координатной сеткой. В тридцати трех точках координатной сетки установлены разноцветные пластмассовые гвоздики (цвета радуги, черный и белый). Резинка трех цветов.
Что развивает
- различение цветов радуги; - освоение названий и структуры геометрических фигур, их размера; - умение строить симметричные, несимметричные фигуры, узоры ориентироваться в пространстве; - умение конструировать фигуры по схеме, картинке, словесному алгоритму и собственному замыслу; - внимание, память, элементы логического мышления; - воображение, творческие способности; - пальцевую и кистевую моторику рук. Игра размещается на столе. Ребенок натягивает резинки на гвоздики и создает предметные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы по образцу, словесному алгоритму и собственному замыслу.
Магнитная мозаика Magneticus
- это набор простейших геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников разных цветов) на
магнитах. Ребенок научится составлять из геометрических фигур различные изображения. Рисунки можно составлять как на этюднике (доске магнитной) так и на холодильнике.
Техническое описание
: В комплекте 145 элементов и 5 цветов. Элементы мозаики выполнены из вспененного полимера на магнитной основе. Размеры 28,5*25*3 см. Размеры элементов: квадрат маленький: 1,4*1,4 см (30 шт) большой: 2,8*2,8 см (10 шт) прямоугольник маленький: 2,8*1,4 см (10 шт) большой: 5,6*1,4 см (5 шт) треугольник маленький: диагональ 2,8 см (40 шт) большой: диагональ 4 см (10 шт) круг: диаметр 2,8 см (10 шт) сектор - радиус 2,8 см (10 шт) арка - 2*4,2 (20 шт)
“Танграм”
часто называют “головоломкой из картона” или “геометрическим конструктором”. Это одна из несложных головоломок, которая под силу ребенку. Танграм состоит из геометрических фигур из которых можно составлять разные изображения по схеме .
Кубик-Рубик
— механическая головоломка. Головоломка представляет собой пластмассовый куб, составленный из 26 кубиков меньшего размера, способных вращаться вокруг невидимых снаружи осей. Каждый из девяти квадратов на каждой стороне кубика окрашен в один из шести цветов, как правило расположенных парами друг напротив друга: белый-жёлтый, синий- зелёный, красный-оранжевый. Повороты сторон кубика позволяют переупорядочить цветные квадраты множеством различных способов. Задача ребенка заключается в том, чтобы, поворачивая стороны куба, вернуть его в такое состояние, когда каждая грань состоит из квадратов одного цвета.
Колумбово яйцо
- это овал, разрезанный на 10 частей - обычные треугольники, треугольники с одной округлой стороной и трапеции с одной округлой стороной, что позволяет составлять силуэты птиц, человека, животных, развивая наблюдательность и геометрическое воображение.
Логические блоки Дьенеша"

Набор логических блоков Дьенеша включает в себя 48 геометрических фигур, которые различаются по толщине, размерам, форме и цвету. То есть каждая фигура имеет четыре характеристики: цвет, форма, толщина и размер. Пособие не содержит даже пары одинаковых фигур по всем свойствам. Варианты комбинаций свойств (зеленый, треугольный) и разницу в величине и толщине предметов малыши легко определяют и называют. Логические блоки Деньеша состоят из 12 кругов - шесть большого размера (красные толстый и тонкий, синие толстый и тонкий и желтые толстый и тонкий) и шесть маленьких (точно такие же цвета и характеристики), 12 таких же квадратов, а также по 12 треугольников и прямоугольников таких же параметров. Чтобы заниматься с одной группой детей на протяжении всего периода дошкольного развития, достаточно одного или двух наборов логических блоков Дьенеша, а также плоских геометрических фигур для каждого члена группы.
Шнур-затейник.
Игровое поле (240х130 мм, фанера, цветная пленка) с тремя рядами отверстий и закрепленными в них металлическими кнопками; 3 цветных шнурка; схемы узоров, цифр и слов. Ребенок продевает шнурок через блочку, обкручивает его вокруг блочки и таким образом «вышивает» по схеме или словесному диктанту узоры, цифры, буквы, слова, различные предметные силуэты.
Палочки Кюизенера
– это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете». Набор состоит из палочек 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Чем больше длина палочек, тем большее значение числа она выражает. Это игровое пособие ориентировано на детей от одного года и старше. С помощью них дети постигают законы чисел и математических понятий. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно- действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. Приложение № 4