Автор: Ильина Валентина Николаевна
Должность: учитель математики и финансовой грамотности
Учебное заведение: Государственное бюджетное образовательное учреждение Краснодарского края "Детская школа-интернат искусств и казачьей культуры им. В.Г. Захарченко"
Населённый пункт: Краснодар г.
Наименование материала: Визуализация и эстетика школьной математики: эффективные приемы решения задач по темам в 5-6 классах
Тема: Успешные методы и приёмы преподавания математики
Визуализация и эстетика школьной математики: эффективные приемы
решения задач по темам в 5-6 классах
В.Н. Ильина
(Государственное бюджетное
образовательное учреждение
Краснодарского края «Детская
школа-интернат искусств и
казачьей культуры им. В.Г.
Захарченко»,
г. Краснодар, Россия)
2
Аннотация: В
статье
рассматривается
визуализация
и
эстетический
потенциал школьного курса математики 5-6 классов. Часто он остается не
конца нераскрытым в системе обучения. Красота решения многих задач
заключается в эффективности приемов решения. Вместе с анализом тем
курса
5-6
классов
(делимость
чисел,
дроби,
задачи
на
проценты,
комбинаторные задачи) предложены методические приемы, раскрывающие
эстетическую составляющую. Через внедрение нестандартных подходов к
решению задач можно раскрыть эстетический потенциал ключевых тем
курса математики 5-6 классов, тем самым повысив учебную мотивацию и
развив
творческое
мышление
учащихся.
Для
учителей
математики,
заинтересованных в развитии гибкого, творческого мышления учащихся.
Ключевые слова: визуализация и эстетика решений, эффективное мышление,
учебная мотивация, визуализация задачи.
3
Школьный курс математики для 5-6 классов насыщен отработкой
вычислительных алгоритмов и решением типовых задач. Часто у учащихся
формируется
устойчивое
восприятие
математики
как
строго
регламентированного предмета. Однако в процессе обучения учитель может
преодолеть формализацию действий через визуализированный эстетический
пласт эффективного решения задач. Математика, по высказыванию Г.Г.
Харди, это «искусство математиков», где ценятся изящество, простота,
неожиданность и эффективность рассуждений [1, c. 25].
Визуализация и эстетика в математике для учащихся 5-6 классов – это
вполне осязаемое переживание «математической красоты». Оно возникает в
момент
нахождения
неожиданно
простого
решения
сложной
задачи,
обнаружения
изящной
закономерности
или
осознания
связи
между
разрозненными фактами.
Эстетика как педагогический инструмент в математике.
Эстетическое восприятие и визуализация математики базируется на
нескольких ключевых принципах, которые могут быть трансформированы в
педагогические приемы:
Принцип неожиданности и озарения («Эврика!»). Красота заключается в
внезапном преодолении кажущейся сложности простым и оригинальным
методом.
Принцип экономии и изящества. Самый короткий и лаконичный путь к
ответу воспринимается как наиболее красивый.
Принцип симметрии и гармонии. Выявление симметричных структур и
закономерностей в числовых рядах и геометрических фигурах.
Принцип визуализации. Превращение абстрактной задачи в наглядную
схему или рисунок, который сам по себе обладает эстетической ценностью.
Нестандартные приемы решения задач являются тем стимулом, который
позволяет учащимся испытать эти эстетические переживания на практике.
Нестандартные подходы к ключевым темам курса 5-6 классов.
Эстетика делимости: от «формальных» правил к числовым узорам.
4
Тема «Делимость чисел» часто подается как набор правил для
определения, делится ли число на 2, 3, 5, 9, 10. Однако ее эстетика
раскрывается в поиске изящных закономерностей.
Задача-исследование: «Разделите 1000 на 3, на 9, на 11. Проанализируйте
остатки. Можно ли, не выполняя деления, предсказать остаток от деления
1000...0 (с n нулями) на 9?»
Нестандартный подход: Ученики могут обнаружить, что 10 при делении на
9 дает остаток 1, 100 – остаток 1 (т.к. 99 делится на 9) и т.д. Следовательно,
10^n при делении на 9 всегда дает остаток 1. Это открытие не только изящно,
но и мощно, так как дает универсальный метод. Красота здесь – в
обнаружении скрытой стабильности.
Задача на «числовые палиндромы»: «Возьмите любое двузначное число.
Прибавьте к нему число, записанное теми же цифрами, но в обратном
порядке. Повторяйте действие до тех пор, пока не получится палиндром
(число, читающееся одинаково слева направо и справа налево). Исследуйте,
всегда ли это процесс приводит к палиндрому, и сколько шагов требуется для
разных чисел?»
Эстетический
компонент: Учащиеся
сталкиваются
с
магией
чисел,
наблюдая,
как
хаотичные
на
первый
взгляд
операции
приводят
к
симметричному, «красивому» результату.
Эстетика дробей: визуализация и решение «с конца»
Тема «Обыкновенные дроби» является одной из самых сложных.
Нестандартные задачи помогают преодолеть страх перед ними.
Классическая задача: «В клетке сидят фазаны и кролики. Известно,
что у них 35 голов и 94 ноги. Сколько фазанов и сколько кроликов?»
Стандартное решение: система линейных уравнений с двумя переменными.
Нестандартное «изящное» решение для 5 класса:
представим, что все
животные встали на две ноги. Тогда ног на полу будет 35 * 2 = 70. Но по
условию их 94. «Лишние» 24 ноги (94 – 70) принадлежат кроликам, которые
подняли только по две ноги. Значит, кроликов 24 / 2 = 12. Фазанов 35 – 12 =
5
23. Эстетика этого метода в его наглядности и обходе от алгебраической
темы Системы линейных уравнений с двумя переменными.
Красота следующего метода – в его четкой логике, движущейся от
известного к неизвестному.
Задача на дроби «с конца»: «Мальчик прочитал книгу за 3 дня. В
первый день он прочитал 0,2 книги и еще 16 страниц, во второй – 0,3 остатка
и еще 20 страниц, в третий – 0,75 нового остатка и последние 30 страниц.
Сколько страниц в книге?»
Нестандартный подход: Решение начинать с конца.
В третий день: 30 стр. – это 0,25 последнего остатка (т.к. 1 – 0,75 = 0,25).
Значит, последний остаток = 30 / 0,25 = 120 стр.
Во второй день: 120 + 20 = 140 стр. – это 0,7 первоначального остатка (1 – 0,3
= 0,7). Значит, остаток после первого дня = 140 / 0,7 = 200 стр.
В первый день: 200 + 16 = 216 стр. – это 0,8 всей книги (1 – 0,2 = 0,8). Значит,
вся книга = 216 / 0,8 = 270 страниц.
Задача на проценты «с конца»: Даны три числа. Первое число
составляет 65% от второго числа. Третье число составляет 50% от второго, и
разность первого и третьего числа равна 18. Найти первое число.
Нестандартный подход: Решение начинать с конца.
Разность 18 — это 65%-50%=15%.
Тогда
18
∗
65 %
15 %
= 6*13=78- первое число.
Аналогично решаем подобные задачи:
Даны три числа. Первое число составляет 15% от второго числа. Третье
число составляет 70% от второго, и разность первого и третьего числа равна
22. Найти третье число.
Нестандартный подход: Решение начинать с конца.
Разность 22 — это 70%-15%=55%.
Тогда
(
22
∗
70 %
)
55 %
= 2*14=28.
Эстетика геометрии: искусство визуального мышления.
6
Визуализированные геометрические сведения могут стать полем для
творчества.
Задача
на
разрезание
(«Танграм»
своими
руками): «Квадрат
площадью 16 см
2
разрезали на 7 частей. Соберите из этих частей
прямоугольник со сторонами 2 см и 8 см. Объясните, почему площади фигур
равны?»
Эстетический компонент: Учащиеся на практике постигают один из
краеугольных
камней
геометрии
–
принцип
сохранения
площади.
Превращение одной фигуры в другую через перекомпоновку элементов – это
зрелищно и красиво.
Задача Изменение объема куба, если изменить сторону куба:
«Сторона куба уменьшилась на 50%. На
сколько % уменьшится объем куба?»
Визуальный
компонент
помогает
понять
логику решения этой задачи:
Нестандартный подход:
Уменьшив сторону куба на 50%, т.е. в
половину мы разрезали кубик на 8 частей.
Значит, от исходного куба осталась восьмая
часть, т.е.
1
8
объема = 12,5% объема. Тогда 100%-12,5%= 87,5%. — это
уменьшение объема. Ответ: на 87,5%. Визуализация здесь помогает
перенесли алгоритм решения на аналогичные задачи.
Визуализация и эстетика математики – хорошие инструменты создания
образовательной среды, эффективный педагогический ресурс. Внедрение
вуалированных приемов нестандартных задач в уроки математики в 5-6
классах позволяет изменить формализованное восприятие математики
учащимися. Математика превращается в увлекательное пространство для
7
интеллектуальных открытий, где ценятся изящество, остроумие и творческий
подход.
Приемы обучения: акцент на закономерностях, решение «с конца»,
визуализация, историко-игровые контексты – помогают учащимся испытать
подлинное эстетическое переживание от встречи с математической красотой.
Это
помогает
формировать
устойчивую
положительную
мотивацию,
развивает гибкость ума и готовит почву для успешного освоения более
сложных математических тем в будущем. Учитель, раскрывая эстетику
математики, сам испытывает удовлетворение от процесса обучения и
становится интересным проводником в мир интеллектуальной красоты.
Важно в повседневной работе учителя математики искать тех
учеников, кто увидит красивое и эффективное решение нестандартной
задачи, кто разделит с учителем Счастье преодоленной трудности.
Список литературы
1.
Харди Г.Г. Апология математика. – Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая
динамика», 2000. – 104 с.
2.
Перельман Я.И. Живая математика. – М.: АСТ, 2022. – 240 с.
3.
Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку: 5-6 классы. – М.: Просвещение,
2015. – 95 с.
4.
Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы. – М.: Айрис-пресс, 2018. –
144 с.