Напоминание

"Информационные технологии как неотъемлемая часть современного учебного процесса в хореографии"

Автор: Несветаева Инна Николаевна
Должность: преподаватель хореографических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ №6 г. Донецка"
Населённый пункт: г. Донецк, ДНР
Наименование материала: статья
Тема: "Информационные технологии как неотъемлемая часть современного учебного процесса в хореографии"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ

СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ХОРЕОГРАФИИ

Информационный характер развития современного общества отражается во всех

областях жизнедеятельности человека. Самый большой источник информации – это

медиапространство, то есть средства массовой информации и коммуникации. Такой

ресурс,

безусловно,

имеет

большое

значение

для

образовательного

процесса

и

формирования мировоззрения подрастающего поколения. Еще полтора-два десятилетия

назад

получение

любой

информации,

особенно

специфической,

сопровождалось

определенными трудностями, поскольку было ограниченным и труднодоступным.

Сегодня мы имеем свободный доступ к любой информации, а также возможность

одновременно находиться на территории разных сред – культурных, исторических и т.д.

В настоящее время система образования сталкивается с необходимостью

использования новых информационных и коммуникационных технологий для развития

знаний и навыков обучающихся. Использование новых ИКТ для повышения качества

образования будет эффективным в том случае, если выполнить следующие ключевые

условия:

– учащиеся и преподаватели должны иметь доступ к цифровым технологиям и Интернету;

– учащиеся и преподаватели должны получать высококачественные, значимые и

культурно ценные цифровые учебные ресурсы;

– преподаватели должны обладать достаточными знаниями и навыками для поддержания

высоких стандартов успеваемости учащихся с использованием новых инструментов и

цифровых ресурсов.

Преподаватели-хореографы,

работающие

в

учреждениях

дополнительного

образования, школах искусств, учреждениях культуры и т. д., занимаются поиском нового

содержания образовательного процесса с помощью информационных технологий. ИКТ в

современном

понимании

подразумевают

широкий

спектр

цифровых

технологий,

используемых для создания, передачи, распространения информации и оказания услуг. К

ним относятся компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные

линии, сотовая связь, электронная почта, спутниковые технологии, сети беспроводной и

кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет.

Современный

педагог

должен

уверенно

проявлять

свои

способности

в

использовании персонального компьютера, уметь творчески и умело использовать

мультимедийные программы, быть активным участником сети онлайн-сообществ.

Поэтому информация об образовании в целом касается всех участников образовательного

процесса – учащегося и преподавателя. Использование информационных технологий

мотивируется тем, что они способствуют улучшению более совершенных навыков и

умений, повышают интерес к занятиям, помогают активизировать познавательную

деятельность учащихся, а также позволяют эффективно организовывать творческую

самостоятельную работу и индивидуализировать учебный процесс. Ведь именно сегодня

самообразование посредством информационных технологий приобретает особое значение

и всё чаще становится предметом изучения педагогической науки.

Специфика хореографического обучения включает в себя получение физического

опыта танцевальных действий, комплекс по развитию и совершенствованию рефлекторно-

двигательного аппарата человека, т. к. хореография – это вид искусства, который связан с

кинетическим

восприятием

мира,

то

есть

организацией

получения

эстетических

впечатлений от окружающей действительности, которая происходит через образно-

двигательную сферу действий.

Традиционные

педагогические

технологии

хореографического

образования,

используемые при обучении хореографии, основанные на современных формах и методах

обучения, ориентированные на решение сложных психолого-педагогических проблем,

доказали свою эффективность и продолжают широко применяться в образовательном

процессе в настоящее время.

Сочетание традиционных методов обучения, таких как наглядный (практическая

демонстрация) и словесный (объяснение), наряду с развитием общих физических,

художественных,

выразительных

и

исполнительских

навыков,

использование

информационных технологий расширяют возможности творческой реализации учащихся,

помогают всесторонне подготовить будущего специалиста на протяжении всего периода

обучения. Данная сфера искусства нуждается в специалистах с развитым и самобытным

творческим, инициативным мышлением, с навыками и способностями, которые развивают

художественное образование.

Информационные технологии предлагают широкие возможности в творческом процессе

обучения хореографии как в профессиональном плане, так и на уровне любительского

творчества. Синтез информационных технологий и разнообразных творческих заданий,

игровых

и

практических

проектов,

организация

художественно-эстетической

деятельности на занятиях по хореографии позволяют расширить кругозор обучающихся,

модернизировать урок и способствовать реализации творческого потенциала личности.

Профессиональная

деятельность

хореографа

подразумевает

проектный

характер,

поскольку создание хореографического произведения включает в себя следующие

компоненты: авторская интерпретация и продвижение хореографических идей, их

экспериментальная проверка и получение определенного практического творческого

произведения – готовой танцевальной композиции. При подготовке творческих проектов

особое внимание уделяется формированию таких профессиональных навыков, как

развитие системно-образного мышления, умение импровизировать, выработки способов

исследовательской деятельности, сбор информации с использованием информационных

технологий и решение профессиональных дидактических проблем. Работа с коллективом

художественной самодеятельности сегодня, когда неизмеримо вырос духовный уровень,

культура, художественно-эстетический вкус нашего народа, нисколько не проще, а иногда

даже сложнее, чем с профессиональным.

Деятельность танцевального коллектива включает в себя постановку хореографических

произведений и проведение концертных выступлений. Включение информационных

технологий в процесс организации и проведения культурно-массовых мероприятий

подняло их на новый уровень и повысило качество и эффективность многих видов

мероприятий. Сейчас можно утверждать, что использование информационных технологий

стало неотъемлемой частью развлекательных мероприятий. Именно они расширяют

возможности выразительных средств, используемых на досугово-массовых мероприятиях.

Используя звук, слово и изображение в новом качестве, вы можете комбинировать,

соединять и представлять материал различными способами.

Для качественного звучания танцевальных фонограмм, отвечающих современным

техническим требованиям, используются компьютерные технологии. Компьютерная

техника

открыла

принципиально

новый

этап

в

техническом

воспроизведении

музыкальных и хореографических произведений: в жанрах прикладной музыки, в

средствах

звукозаписи,

в

качественных

возможностях

звуковоспроизводящего

оборудования, в театральной и концертной деятельности, в звуковом дизайне и

трансляции

музыки

и

хореографии

том

числе

трансляции

по

Интернету).

Компьютерные программы также используются для прослушивания музыкальных

произведений, в выборе мелодий, в компоновке и аранжировке, в выборе и осматривании

хореографических зарисовок.

Современный учебный процесс по хореографии предусматривает использование

видеозаписей и аудиозаписей. С их помощью учебный материал можно представить как

систему ярких опорных образов, позволяющих облегчить запоминание и усвоение

материала. Более того, сегодня изменение технологии обучения и формы представления

образовательной

информации

является

требованием

времени.

Использование

видеозаписей в рабочем процессе даёт возможность преподавателю вместе со своими

учениками провести методический анализ с целью лучшего усвоения пройденного

материала, а также помогает выявить ошибки и провести работу над этими ошибками для

чистоты исполнения. Поэтому использование информационных технологий также

позволяет накапливать и хранить фото- и видеоматериалы танцевального коллектива, что

в свою очередь помогает передать и сохранить изученный материал, а также проследить

творческий рост коллектива.

С появлением компьютерных сетей хореографическое образование приобрело

новое качество, в первую очередь связанное со способностью быстро получать

информацию из любой точки мира. Быстрый доступ к мировым информационным

ресурсам возможен через глобальную компьютерную сеть Интернет. Использование

компьютеров и информационных технологий в образовании оказывает существенное

влияние на содержание, методы и организацию учебно-воспитательного процесса. С

развитием мультимедийных технологий компьютер становится средством обучения,

способным

наглядно

отображать

широкий

спектр

информации.

Следовательно,

происходит развитие творческого потенциала ученика, навыков коммуникативных

действий и навыков экспериментально-исследовательской работы.

Для многих хореографических дисциплин компьютер является ценным источником

библиографической и энциклопедической информации. На просторах Интернета можно

найти много разнообразных ресурсов, электронных книг, статей по хореографии, которые

могут помочь в обучении и саморазвитии. Широко распространены проекты, связанные с

компьютерными

презентациями,

которые

позволяют

более

четко

представить

иллюстративный материал. В учебном процессе информационные технологии могут быть

полезными во время проведения занятий по предметам «Гимнастика, «Классический

танец»,

«Народно-сценический

танец»,

«Современный

танец»,

«История

хореографического искусства» и самостоятельно во внеурочное время с целью:

– знакомства с танцевальным наследием и творчеством выдающихся хореографов и

танцоров своего времени;

– показа и распространения фото- и видеоматериалов с концертов и конкурсов;

– получения информации о конкурсах, фестивалях и анализа своих действий при участии

в этих конкурсах;

– ознакомления с видеоматериалами по хореографии.

В учебном процессе в основном используются средства коммуникации, такие как

компьютер, ноутбук. Преподаватели и учащиеся получают все виды информации с

электронных носителей: флэш-карты, компакт-диски, DVD-диски и жесткие диски. Все

эти

технические

инструменты

позволяют

разрабатывать

информационно-

коммуникационную среду для обмена необходимой информацией. С внедрением

информационных технологий у преподавателей появляется больше возможностей для

творческого подхода в процессе подготовки к занятиям по хореографии.

Использование

презентаций,

созданных

с

помощью

компьютера,

помогает

преподавателю продумать последовательность представления материала на уроке, сделать

процесс объяснения более интересным, простым в понимании и доступным. В

презентациях

преподавателю

предоставляется

возможность

продемонстрировать

изученные элементы танца, правила его исполнения. Он может четко и интересно

рассказать обо всех сферах танцевального искусства, и, включив видео в презентацию,

даже показать их.

Информационные технологии особенно ценны в обучении народно-сценическому

танцу. Компьютерная техника и Интернет предоставили возможность преподавателям и

учащимся изучать особенности обычаев, традиций, менталитет разных народов, репертуар

профессиональных

хореографических

ансамблей,

что

является

необходимым

для

изучения танцев народов мира. Мы можем наглядно увидеть основные движения той или

иной национальности, положение рук, корпуса, изучить главные элементы национальных

костюмов, которые характерны для народности. Правильное понимание стиля, характера

и манеры исполнения даёт возможность участникам коллектива создавать на сцене

средствами танца правдивый образ и передавать главные характерные черты разных

национальностей мира.

С помощью интернет-сетей преподаватели и учащиеся могут повысить свой

профессиональный уровень, принимая участие в интернет-конференциях и интернет-

конкурсах. Использование информационных технологий учащимися способствует:

– повышает мотивацию обучения, овладению знаниями по хореографии на более

высоком уровне;

– расширяют возможности самостоятельной работы;

– развивают умения преодолевать трудности, искать ответы на возникшие вопросы.

развитию самоорганизации;

расширению

возможности

использования

информационных

технологий

в

образовательном процессе.

Подводя итог, необходимо отметить, что интенсивное внедрение информационных

технологий в образование – неизбежный процесс. Как показывает опыт, применение

информационных технологий повышает мотивацию у учащихся, делает процесс обучения

разнообразным, интересным, доступным, во многом облегчает восприятие учебного

материала и применение его на практике. Все это очень важно для повышения

эффективности обучения, интеллектуально – творческого развитии личности учащихся и

доступности образования.

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные

технологии во всех сферах жизни. Школа искусств не должна отставать от требований

времени, а значит, современный педагог должен использовать компьютер в своей

деятельности.

Развитие информационно – коммуникационных технологий в хореографическом

образовании перспективно, актуально и объективно необходимо.